ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Доклад ПЕДЧТЕНИЯ Чалова. В. А. Сухомлинский Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети. Новое поколение. Мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, н
Скачать 0.89 Mb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Чалова Елена Николаевна МБОУ «Гимназия № 1» Учитель биологии и географии первая категория 89131673954 В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А. Сухомлинский Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети. Новое поколение. Мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют, сопереживают. Однообразен круг их интересов: компьютерные игры, общение в социальных сетях, где нет погружения в творчество. А ведь «творчество и креативность – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность, способность обнаруживать новые решения проблемы», - говорят психологи. В современном быстро меняющемся мире креативность, которую когда-то рассматривали как редкое качество, присущее только гениям науки и искусства, в настоящее время считают жизненно необходимой для учения, обучения и работы человека. Креативное мышление сегодня – одна из составляющих функциональной грамотности. Как же формировать креативное мышление? Каковы компетенции педагога и педагогические инструменты, эффективные задания, приёмы и практики по формированию креативного мышления? Обо всем по порядку. Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства Привычка размышлять и мыслить креативно – важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. За последние два десятка лет происходит стремительное развитие технологий и это приводит к серьезным изменениям общества. За это время профессии развивались, вырождались, исчезали, а новые появлялись. В современном образовании обозначились «навыки будущего» - это комплексные характеристики, необходимые для выполнения сложных задач: управление концентрацией и вниманием; эмпатия и эмоциональный интеллект, сотрудничество, мышление: креативное, критическое, системное, программно-ориентированное, кооперативно-творческое; гибкость и адаптивность и другое. Эти навыки развиваются только тогда, когда присутствуют активные формы обучения, как умение действовать. Комплексное развитие этих навыков происходит при включении детей в активную познавательную, проектную и исследовательскую деятельность. А главной целью технологии креативного мышления является развитие именно этих навыков будущего. Выдающийся немецкий мыслитель Э.Фромм дал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие. Стив Джобс говорил о том, что креативность — это «просто создание связей между вещами». «О какой креативности идет речь, - спросите вы, - если в повседневной жизни школьники сталкиваются с одними и теми же проблемами?». Проведя опрос среди ребят, которых я обучаю по двум предметам, выделила основные проблемы и затруднения в учебной деятельности: перенасыщение терминами, наукообразие, разрыв теории с практикой ведут к низкой мотивации к обучению («Зачем учить? Нигде не пригодится!»); боязнь самостоятельного мышления (в отрыве от текста), неумение творчески мыслить (собственные оригинальные, доказательные суждения, тексты), затруднения в выявлении причинно-следственных связей («Почему? Для чего?»); неумение работать с информационными источниками; неумение выделять главное, существенное; неспособность к обобщению, отсутствие аналитических навыков. Исходя из этого считаю, что задачами, способствующими развитию креативного мышления, являются - развитие интереса к предмету через нетрадиционные уроки; - обучение основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с другими современными источниками информации; - привитие навыков учебно-исследовательской деятельности; - показ практической направленности знаний. Основой любой креативности является творческое воображение. Оно преобразует представление памяти, помогает ребенку освободиться от инерции мышления, в итоге обеспечивая создание нового продукта Исходя из своей практики мною установлено, что для развития креативного мышления необходимо: «тренировать мозг»; научиться использовать ассоциации; освоить приемы преодоления инерции мышления и бороться с барьерами мышления. Поэтому для создания условий развития креативного, творческого мышления и мотивации к изучению предметов биологии и географии использую приемы отдельных технологий: 1) технология педагогических мастерских: Приемы Гина «Удивляй», «Лови ошибку», «Конкурс шпаргалок», «Да-нет», «Мозговой штурм», «Опрос на диктофон»; 2) эвристические методы А.В.Хуторского: «Групповой поиск», «Эвристический вопрос», «Свободные ассоциации», «Личная аналогия»; 3) технология Е. Мельниковой: прием яркого пятна, подводящий к теме диалог, формулирование темы от проблемы, выдвижение и фиксация гипотез; 4) приемы методики А.Воронцова: проект, проектная задача; 5) собственные находки: «Сам себе режиссер», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Вопрос с подвохом». Хочу поделиться опытом, как я применяю приемы отдельных технологий по развитию креативного мышления на уроках и во внеурочной деятельности. Например, на уроке биологии в 9 классе по теме «Индивидуальное развитие организма. Онтогенез» ребятам перед объяснением нового материала предлагаю рассмотреть иллюстрацию из сказки «Колобок» и ответить на вопрос «Какой биологический процесс и его этапы отображаются в сказке?» (рис. 1). Данное упражнение называется «Узнай по картинке» или «Ассоциация». Ребята работают как в группах, так и в парах. Бурно обсуждают иллюстрации, выдвигают предположения. Таким образом, сами формулируют тему урока, цели и организуют процесс усвоения материала, достаточно сложного и наукоемкого (рис. 2), проходит легче. Рис. 1 Рис. 2 Использование элементов (ТРИЗ) помогает развитию креативного мышления, так как ТРИЗ является единственной методологией систематического креативного мышления. Ученикам нравится играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории. Через специальные игры, задания знакомлю учащихся с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. Учащиеся с удовольствием выполняют на уроках эвристические задания. Например, на уроке географии в 8 классе при изучении темы «Пустыни и полупустыни» даю ребятам подобные эвристические задачи (ТРИЗ): «Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха». При такой работе хоть в группах или парах, хоть индивидуально, ребята вбивают ответы и сразу выводят на экран или пишут на доске. Ответов получается много, нестандартных, необычных, интересных. Таким образом появляется и правильный ответ. Или на уроке биологии в 7 классе, изучая тему: «Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Чешуйчатые» предлагаю рассмотреть двери в супермаркете и гремучую змею на фото, а затем ответить на вопрос «Что связывает эти объекты?», используя прием «Мозговой штурм». Один из любимых у ребят прием «Сам себе режиссер». Я записываю короткие видеоролики на телефон и демонстрирую их ребятам при изучении той или иной темы. Например, на уроке географии в 5 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» показала ребятам видеоролик в ювелирном магазине про изделия с бриллиантами, а в канцелярском магазине – как пишу простым карандашом. Вопрос «Как связаны эти предметы?». Такие уроки проходят шумно, но крайне интересно. Часто применяю в работе прием «Лингвистическая минутка». Так, на уроке анатомии в 8 классе при изучении темы «Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов» предлагаю объяснить фразеологизм с точки зрения лингвиста и биолога: «В сердцах», «Разбитое сердце», «Сердце кровью обливается», «С замиранием сердца». Обсуждение всегда проходит живо и приучает ребят думать творчески, нестандартно. Ребята на уроках с удовольствием решают «Контекстные или ситуационные задачи». Например, на уроке биологии «Человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены. Что выбрасывается в кровь в данный момент?». Или: «Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание». Подобные задания заставляют активно думать и запоминать избыточную информацию. На уроках географии учащиеся отвечают на вопросы в формате игры «Что? Где? Когда?». Например, в 9 классе при изучении темы «Административно-территориальное устройство России» на экране красными буквами написаны названия городов «Улан-Уде, Йошкар-Ола, Нарьян-Мар». Ребятам предлагается продолжить список городов, поняв принцип их подборки в списке. Прием «Образно-кинестетического восприятия» использую, когда представить то, о чем идет речь на уроке очень сложно. Например, при изучении темы «Пищеварение в кишечнике» на уроке биологии в 8 классе, предложила нескольким ребятам растянуть заранее подготовленную альпинистскую веревку и метровой линейкой отмерять 9 метров. В классе оживление, дети подсказывают, как проводить измерение, ребята путаются в веревке, но справляются с задачей. Оказывается, что длина веревки даже выходит за пределы кабинета. И вот тут-то я и произношу: «Вы сейчас держите в руках самый большой внутренний орган – кишечник! Ведь длина тонкого кишечника достигает 6,7 м, а толстого кишечника – до 1,8 м! А в сумме его длина достигает 9 метров». Поверьте, веревку-кишечник дети не забудут никогда. Одним из любимых детьми приемов является «Нейролингвистическое программирование (НЛП)». Причем, испытав данный прием на взрослых, убедилась, что дети более наблюдательны и проворны. Уже после первого примера учащиеся на последующих уроках внимательно наблюдают за тем, что я показываю на доске или в презентации, выискивая «спрятанную» фразу, число или слово. Например, на уроке биологии «Человек и его здоровье», не предупреждая о задании, я демонстрировала насыщенную информацией презентацию. В нескольких слайдах была прописана одна фраза. Закончив объяснение, я спросила: «Ребята, а какую фразу я спрятала в презентации?». Большая часть класса сразу ответила верно: «Движение – это жизнь!». Прием «Яркое пятно» всегда завораживает ребят, вызывая большой спектр чувств и эмоций. На одном из уроков предложила ребятам посмотреть отрывок из фильма «Время», где на таймере, под громкую музыку, убывает человеческая жизнь (рис. 3). В классе воцарилась тишина. Затем я прокомментировала информацию со слайда «Так где же мы теряем годы жизни?» (рис. 4). После длительного молчания класса последовало бурное обсуждение «Как вернуть годы жизни»? Рис. 3 Рис. 4 Самый мощный эффект от заданий по формированию креативного мышления, творческих заданий – это участие большого количества моих обучающихся в проектной и научно-исследовательской деятельности. Ведь уже на уроках они учатся высказывать свое мнение, предлагать свои варианты ответов, свои пути решения того или иного вопроса, проблемы. Чтобы развивать креативность мышления на каждом уроке, создаю доброжелательную творческую атмосферу, поощряю любые нестандартные идеи и предложения, использую инновационные средства обучения. Например, игра «Придумать новые способы, как использовать простые вещи»: камень, лист бумаги, корягу, ржавую банку, пластиковую бутылку и другое. Прекрасно развиваем ассоциативное мышление, когда составляем загадки, метафоры, используя групповую форму работы. «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Включая обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность во время урока и внеурочной деятельности, стараюсь комплексно решать задачу формирования - навыков будущего: - самостоятельное применение знаний на практике; - ориентирование в информационном пространстве; - непрерывное самообразование; - наличие критического и творческого мышления; - способность увидеть, сформулировать и решить проблему. Креативное проектное мышление сегодня становится остро востребованным навыком выпускников школы. Исходя из своего опыта, могу сказать, что проектирование, научно-исследовательская деятельность – хороший инструмент для развития креативного мышления, совершенствования таких качеств, как независимость, самостоятельность, оригинальность мышления. Через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств – способность быть полноправным членом коллектива, умение работать сообща, быть терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения. Многие проекты, обучающиеся разрабатывали совместно с родителями, которых эта работа тоже заинтересовала и укрепила семейные отношения. При работе над индивидуальным проектом происходит простое человеческое общение, которого так не хватает современным школьника. Разрабатывая темы проектов и научно-исследовательских работ методом «Мозгового штурма», ребята приходят к той самой «своей теме», интересной именно этому ребенку и потому так важной для него. В этом случае творчество и креатив уже не остановить. Такая работа дает свои результаты: мои ученики победители научно-практических конференций не только муниципального уровня, но также и Всероссийских, как заочных, так и очных. А названия их работ-победителей говорят о креативном мышлении и творческом подходе к работе: «О чем молчит рыба?», «Тайна одного кольца», «Красота – страшная сила», «ВкусноПолезноКрасиво», «На защите слуха». Проектная технология позволяет развить креативность, нестандартное решение. Таким образом, ученик сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду. В дальнейшей жизни, в любой творческой профессиональной деятельности, самым ценным является опыт креативного мышления, который должен накапливаться годами. Если его не формировать с детства, то при освоении интеллектуально сложных профессий его всегда не хватает. Это приводит к тому, что юноше и девушке трудно освоить такую профессию на высоком уровне. Где выход? Он заключается в том, что следует изменить цели школьного образования. Нужно обучать не просто знаниям, а опыту самостоятельного накопления учащимися различных сведений и способам творческой работы с ними. Это то, к чему мы и приходим, занимаясь развитием креативного мышления, как одного из основных направлений формирования функциональной грамотности. Список использованной литературы 1. Вернигорова Н. С. Развитие творческих способностей личности на уроках технологии 2. Галдеева В. М. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80achddrlnpe7bi.xn-- /index.php/publications/nachshkola/2005-galdeeva.html 3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников», Москва, «Просвещение», 2011 4. Какие компетенции нужны в будущем? Павел Лукша. Концепция школы 2020 https://www.youtube.com/watch?v=QW4np2CR518 5. Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://for-teacher.ru/technique/187metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih- 6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2015. – 460 с. 7. Палецкая Т. В. Модель формирования творческих способностей учащихся // Образование в новом тысячелетии: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,2008. – С. 180–184. |