фил античность. В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом
Скачать 13.58 Kb.
|
1.В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом: - Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.) - Классическая античность (I в. до н.э. — I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации. -Поздняя античность (II—V н.э.). Распад римской империи. 2.Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. 3.
4.Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею о субстанции, которая является первоначалом всего-влага.Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.Эта идея очень важна на те времена т.к здесь наблюдается отказ от мифологического мышления и переход к естественному объяснению природы. Анаксимен считал , что первоначалом всего является воздух.Все вещи возникают из воздуха, они представляют его модификации : разряжаясь воздух образует огонь, а сгущаясь превращается в воду, землю, камни. Анаксимандр возвысился до оригинальной идеи о бесконечности миров.За первооснову он принял апейрон-неопределенную и беспрдельную субстанцию:ее части изменяются, целое остается неизменным.Оно характеризуется как божественное , постигается разумом, а не чувсвом.Это вечный источник новообразований.Все существующее рассыпано в виде мелких крупиц , которые образуют материю. Гераклит считал ,что первоначалом является огонь. Из него рпоисходят не только материальные тела, но и души. 5. Известная атомная гипотеза, созданная Демокритом- еще одно предположение о первоначале материи. В ней говорится о маленьких,неделимых тельцах-атомах, которые находятся в постоянном ,хаотичном, беспредельном движении.Они сталкиваются и отталкиваются. Но назревает вопрос ,что же произойдет , если атомы плотнее прижать друг к другу? В результате соединения, атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, а разнообразие этих вещей объясняется типами взамодействия атомов. Также, Демокрит считал, что и составляющими души являются мелкие ,огнеподобные , постоянно движущиеся частицы.Душа облает внутренней энергийностью, которая является причиной движения в мире. Демокрит высказал идею о том, что от предметов истекают флюиды, которые попадая в органы чувств, вызывают ощущения, восприятия. Он считал,что ощущения составляют основу познания-свидетельства об окружающем мире, дополняющиеся работой ума. 6.Софистами называли людей , которые посвящали себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Их идея в том, что можно, а нередко и нужно доказать все, что угодно, также что угодно опровергнуть.К положительным сторонам такого типа мышления стоит отнести способность убеждения словом ,например, судей, толпу. К отрицательным — безразличное отношение к истине, невозможность говорить о каких -либо людях, явлениях ,их действиях, как о достоверных. Пример, мы считали человека хорошим, но на этот момент он уже сделал что-то плохое. Протагор считал, что каждому утверждению может быть равно противопоставлено противоречащее утверждение. Горгий пришел к выводу о том, что нельзя говорить о явлениях, вещах как о достоверных. Продик был близок к языку. Он анализировал проблему омонимии т.е слова ,пищущиеся и слышащиеся одинаково, а по значению разные. Это было важно в дискуссии. Наблюдения философов наталкивают на мысль о том,что вещи имеют двойственную природу и ,возможно, строго доказать или опровергнуть их свойства мы не можем т.к они могут проявить себя с любой стороны, подтверждающие исход разного рода. 7.Идеи Сократа -Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели. -Признание своего невежества побуждает к расширению знаний. -Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля. Задача философии – помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию – предмета или явления .На это направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. 8. 9. По мнению Аристотеля материя неуничтожима, вечна. Она не может возникнуть не из-за чего, не сожеь увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Она содержит возможность возникновения действительных вещей. Для этого материи нужно придать форму.Каждая вещь содержится в материи и путем развития получает свою форму. Также, Аристотель считал , что перводвигателем всего является Бог, началом всех начал. Божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания т.к все знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность. Аристотель считал, что душа неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. То, благодаря чему мы ощущаем, живем и размышляем -это и есть душа. Телу присуще , образующее его упорядоченность и гармония -душа.Смерть тела высвобождает душу и делает ее бессмертной. Цель человеческой жизни – счастье .Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью.Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между расточительностью и скупостью. Философ особенно высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
10. по А.Г Спиркину
11.Герофил - древнегреческий врач и философ.Он первый начал вскрывать трупы, что помогло ему сделать многие открытия в понимании человеческого организма и его связи с внешним миром. Им описана анатомия многих органов. Герофил на основе изучения вскрываемых трупов пытался доказать правоту учения Платона о «трех душах», регулирующих все функции организма. Изучая анатомию, он пытался доказать, что души действительно существуют. Если Платон произвольно поместил их в головной мозг, сердце и печень, то Герофил со всей серьезностью искал их именно там. По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами . Эмпедокл. Поэмы «О природе» и «Очищение». Природа сводится к четырем элементам: земля, вода, воздух, огонь. Теория эволюционного развития органического мира. I период развития: появление отдельных частей животных: голов, глаз и т.п. II период- эти части, случайно сочетаясь друг с другом, порождают чудовища. III период- появляются цельные природные существа. Гиппократ-Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. В этом суть гуморальной доктрины Гиппократа. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. «Философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от страданий» - эти и подобные мысли определили творчество врача-философа. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии и это согласие содействует деятельности каждой из них. Поэтому важнее наблюдать за ним в целом, а не только за мелкими изменениями. |