Главная страница

Знаний в фундаментальных принципах человеческого бытия и об отношении человека к миру


Скачать 44.57 Kb.
НазваниеЗнаний в фундаментальных принципах человеческого бытия и об отношении человека к миру
Дата21.01.2023
Размер44.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_bilety.docx
ТипДокументы
#897853

Билет 1

При изучении любой науки мы прежде всего исходим из того, что является предметом этой науки. Философское знание с самого своего возникновения стало рассматриваться как мудрость. Это система знаний в фундаментальных принципах человеческого бытия и об отношении человека к миру.

Структура философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), этика (учение о нравственности), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), логика (учение о законах мышления), аксиология (учение о ценностях).

Функции философии: мировозренческая – состоит в том, что философия способствует формированию целостной картины мира, представления об отношении к миру и месте человека в нем; методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мировозрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, философия выступает как одна из форм мировоззрения наряду с научным, мифологическим и религиозными типами мировоззрения. В то же время любая философия уже мировоззрение, так как затрагивает отношение человека к окружающему миру и взгляды на место человека в мире и обществе.

Билет 2

Способность философствовать развивается в процессе жизни, зависит от многих обстоятельств (жизненные события, круг общения).

У всех античных философов есть свой интересный подход к понятию мудрости – именно они поставили эту проблему. Всё дальнейшее развитие философского знания связано с развитием философского представления о мудрости и понимания его значения для человеческой культуры.

С развитием духовной культуры учения великих философов прошлого приобретают все большую ценность.

Мифология – целостная картина мира, в которой элементы знания переплетены между собой, характерна для ранних этапов развития общества.

Религия – вера в сверхчувственный мир и признание сверхъестественной реальности.

Философия – система знаний о фундаментальных принципах человеческого бытия и об отношении человека к миру.

Наука – область человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Мифология воспринимает мир в целом, религия воспринимает сверхъестественный мир, наука воспринимает действительный мир, философия воспринимает мир по истине и по мнению.

Билет 3

Античная философия(7-6 века до нашей эры – 5 век нашей эры).

Йонийская школа. Милетская: представители Фалес (вода), Анаксимен (воздух), Анаксимандр (бесконечное нечто). Натурфилософия – природа, перваначало в природных стихиях.

Элейская школа. Представители Ксенофан (земля), Парменид, Зенон. Философствование единого бытия. Обнаруживают противоречия в процессах познания.

Пифагорейская школа. Представители Гераклит (огонь). Пифагор ставит главное – число, абстракция, применимая ко всему.

Атомистическая школа. Демокрит (атом). Атом – мельчайшая физическая единица бытия (невидимая).

Космоцентризм – космос в центре мировозрения. Человек есть микрокосмос.

Билет 4

Платон был учеником Сократа. Создал школу в Афинах (Академия) – развитие математики прежде всего. Основоположник идеализма. Подчеркивает самоценность идейного мира. Заслуга Платона: он физической/материальной реальностью приходит к открытию сверхчувственного/умопостигаемого мира.

Платон делит мир на 2: мир вещей и мир идей.

Мир идей - подленное и истинное бытие. Совершенный. Вечный. Неизменны и неподвижны.

Мир вещей – кажущееся бытие. Несовершенный. Конечный.

Учение Платона о государстве: люди должны делиться на 3 сословия 1)философы – правители; 2)воины и стражи; 3)рабы, земледельцы и ремесленники

Учение Платона об идеях: идеи – источник существования всех вещей в мире.

Учение Платона о познании: подлинное знание (знание об идеях) – знание сущности и мнение – чувственное восприятие мира.

Билет 5

Главный вопрос Аристотеля к философии Платона: как из мира идей происходят вещи?

Подленное бытие – мир единичных вещей. Единство материи и формы – каждая единичная вещь. Вещь становится вещью, когда обретает форму.

4 причины, указывающие на сущность бытия:

1) материальная причина – материя (из чего?)

2) формальная причина – сущность (форма/схема/план)

3) действующая причина – источник (кто?)

4) целевая причина – конечная цель

Значение Аристотеля – величайший систематизатор античных знаний, основоположник логики, психологии, физики, математики.

Билет 6

Теоцентризм – бог в центре. Мир и человек существуют благодаря богу. Источником всякого бытия является бог.

У философов свои истины и свои методы их достижения, у религии свои, предпочтение отдается религиозным проблемам.

Философия средних веков(5-15 века нашей эры):

1) этап патристика – становление христианского учения, деятельность отцов церкви.

2) этап схоластика – систематизация и обоснование христианского вероучения. Центры интеллектуальной жизни перемещаются из крупных городов в монастыри.

Августин Аврелий: вера и разум связаны.

Билет 7

Этап схоластика (9-14 вв). Систематизация и обоснование христианского вероучения. Центры интеллектуальной жизни перемещаются из крупных городов в монастыри.

1) Вера самодостаточна и не нуждается в обоснованиях (Тертуллиан)

2) Вера и разум дополняют друг друга;

3) У веры и разума собственные истины (теория двойственной истины);

Спор об универсалиях восходил ещё к спору Платона и Аристотеля, а происходил главным образом в X-XIV вв. Эта проблема была связана с догматом о Святой Троице. Если Бог един в трех лицах, то существует ли он реально и в каком виде? В споре определились три направления: номинализм, реализм и концептуализм.

Номинализм. Универсалии живут только в языке и благодаря языку. Т.е. это только мысленные образы.

Реализм. Универсалии существуют реально и независимо от сознания. Они основаны на реальном сходстве.

Концептуализм. Среднее между предыдущими двумя. Признавали универсалии как что-то живущее только в разуме, но при этом они основывались на реальном представлении о вещах.

Фома Аквинский утверждал, что зло – менее совершенное благо, допускаемое Богом, чтобы вселенная достигла высшего блага. Если бы не было зла, не было бы многих благ.

Фома Аквинский утверждал, что бог представлен в человеке в виде совести. Разделял добродетели (нравственные качества человека) на умственные (интеллект), нравственные (добро, и прочие моральные нормы) и богословские (вера, надежда, любовь), последние считал наивысшими.

Учение Фомы Аквинского является одним из высших достижений в развитии схоластики.

Билет 8

Философия эпохи возрождения (18 в). Преобладание социально-политических и этических проблем.

Гуманизм. Признание человека, как личности. Человек не просто природное существо, он господин природы. Главная идея состоит в том, что человек понимается как самостоятельный источник творческих сил. Одной из особенностей гуманизма является критическое отношение к церкви и священнослужителям. Основные проблемы данного философского направления; утверждение нравственного идеала; воспитание человека; формирование человеческого самосознания.

Антропоцентризм. Понимание человека, как меры всех вещей. Творческим началом мира является Бог. Смысл философии видится в раскрытии гармонического единства Божественного и человеческого, признании уникальности человеческой личности. Основные проблемы: воспитание человека и утверждение нравственного идеала, формирование чел. самосознания.

Натурфилософия возрождения – материализм.

Пантеизм – религиозно-философская идея, согласно которой Бог тождественен природе. Творческим началом всего сущего является материя, а духовным началом – Мировая душа.

Создание новой, гелиоцентрической системы мира. Каперник опроверг геоцентрическую систему мира, выдвинув то, что центром является солнце, вокруг которого вращаются планеты.

Органицизм – представление о том, что мир подобен гигантскому живому организму. Это было связано с древней идеей тождества макрокосма (мира) и микрокосма (живого существа, т. е. человека).

Осознание бесконечности природы, Вселенной.

Билет 9

Научная революция 17 века – возникновение науки. Человеческий разум — источник и критерий знания.

Научная революция создает новую эпоху и наука выходит из общего знания. Основная философская проблема – проблема метода познания. Достижение истинного знания научным путем. Философия освобождается от опеки религии.

Черты революции : 1) изменение образа мира (гелиоцентризм).

2) создание собственного научного метода.

3) экспериментальное естествознание.

4) развитие математики.

Основные направления революции. Эмпиризм – источником познания является опыт. Рационализм – источником знания является разум.

Проблема представления о боге. Деизм — Бог создал мир и не вмешивается (Механицизм). Теизм — Бог создал мир и вмешивается (Органицизм).

В механицизме сущность бога не присутствует в мире. Также исключается присутствие в индивидуальных существах божественного источника внутренней активности – души. Во органицизме предполагается одушевленность материальной природы. Мир предстает как организм, наполненный жизнью.

Билет 10

Бэкон – эмпиризм (индуктивный метод).

Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Бэкон был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.

Есть 4 вида идолов, которые осаждают умы людей.

Идолы рода находят основание в самой природе, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Происходят из единообразия субстанции человеческого духа.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела.

Идолы площади происходят в силу взаимной связанности и сообщества людей. Проникают в разум со словами и именами.

Идолы театра вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Не врождены и не проникают, передаются из вымышленных теорий.

Декарт – рационализм.

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Декарт признавал, что знание есть результат опыта и мышления, в первую очередь, дедукции. Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к 3 главным : медицине, механике и этике.

Истина : я мыслю, значит я существую. Целью научных знания должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются.

К познанию приходят двумя путями: опыт или дедукция.

Сущность своего метода познания, основанного на этих принципах, Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе…» следующим образом:

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

Четвёртое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Билет 11

Эпоха просвящения (18 век), преобладание социально-политических и этических проблем.

Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.

Просвещение полагает, что источником и критерием истинного знания является естественный разум индивида. Разумный человек ценен как активно действующий субъект. Он призван взять под контроль природу, а также все сферы человеческой деятельности: религию, общественное устройство, воспитание. Формируется убеждение, что история направляется не волей Божией, а самим человеком.

Рационализм – идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, главенствующей чертой которого является всепроникающий разум.

Важнейшая особенность философии Просвещения - приближение к общественно-политической жизни эпохи. Основная задача - борьба с пережитками феодализма, борьба с религией и церковью. Отношение к церкви - негативное (её необходимо уничтожить т.к. им был выгоден старый, неразумный порядок и невежество народа. Они беспощадно эксплуатируют большинство населения, незаконно присваивая себе огромные богатства).

В социальной философии интерес мыслителей Просвещения был сосредоточен на проблемах построения модели идеального общества справедливости и равенства.

Билет 12

Кант считает, что в человеческой жизни цели в любом случае ставит разум, и здесь он не подвержен таким противоречиям, как в области теории. Для того чтобы быть честными, добрыми, мудрыми мы нуждаемся в такой науке, как философия.

Философию Канта называют критической по двум причинам: во-первых, из-за ее критического отношения к предшествующей философии и, во-вторых, из-за того, что свою философию он изложил в трех "Критиках": "Критике чистого разума" (1781 г.), "Критике практического разума" (1788 г.). "Критике способности суждения" (1790 г.).

Кант выделяет два положения:

а) наше познание не исчерпывается опытом

б) опытное, эмпирическое знание состоит не только из того, «что мы воспринимаем посредством впечатлений», но и из того, «что наша собственная познавательная способность дает от себя самой».

Кант выделяет два вида знания:

1) знание апостериори (посредством опыта)

2) знание априори (знание, полученное до опыта и независимо от него), которое независимо от опыта и даже от всех чувственных впечатлений.

Теория познания Канта – учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума. Существует мир действительный (вещей в себе) – этот мир непознаваем и мир видимости (явлений) – этот мир непознаваем.

Билет 13

Практические принципы Кант делит на максимы и императивы.

Максимы – личные, субъективные принципы поведения, то есть те соображения или мотивы, которые побуждают человека к действию, и относятся к конкретным индивидам.

Императивы – объективный принцип поведения, нравственный закон, значимый для всех.

Если поступок хорош для чего-то другого как средство, то мы имеем дело с гипотетическом императивом, если он представляется как хороший сам по себе, то императив категорический.

Хотя максимы это субъективные принципы поведения, но они тоже всегда должны обладать всеобщим знанием. Человеческую личность Кант представляет как абсолютная и безусловная ценность, стоящая превыше всего.

Поступать в соответствии с этими законами – долг человека и гарантия моральности его поступков. Другой критерий нравственности – совесть. Совесть это то, что невозможно приобрести, с ней невозможны компромиссы.

Категорический императив – объективный, всеобщий, безусловный, необходимый моральный закон и исполнять его – долг каждого без исключения человека.

Билет 14

Гегель создал всеобъемлющую философскую идеалистическую систему. В основе системы Гегеля лежат абсолют, абсолютный разум/дух/идея.

Гегель утверждает, что весь мир для человека это тот мир, который помыслен человеком (который он осознал).

Система в своем саморазвитии проходит 3 этапа (идея, природа, дух). Абсолют реализуется через индивидуальное сознание. Самый ценный этап – идея.

Высшей формой мышления является понятие. Истина то, что соответствует действительности. Мышление тождественно бытию, когда оно точно отражает объект реальности. Природа это окаменевшая идея. Дух это все формы организации человеческой жизни.

Диалектический метод Гегеля. Один из принципов Гегеля: все разумное действительное, все действительное разумно. Разум – то, что создает и человек, и человека. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой.

Билет 15

Маркс и Энгельс в своей теории абсолютизировали материальную сторону производства. В Марксизме делается упор на разрушительные силы в истории – классовую бомбу, революцию, насильственных захват власти. Выстроенная в максистской философии схема общественного развития упрощает исторический процесс, в нее не укладывается действительная общественная жизнь, которая всегда сложнее и многообразнее теории.

Философия Маркса и Энгельса: они считали человека частью природы и ее продуктом; отличие человека от животного проявляется в труде; материалистическое понимание истории; сформировали учение об идеологии; основной принцип познания через практику; цель познания – истина.

Билет 16

Иррационализм обращается к проблемам человека, рассматривает существование отдельного человека (в целом его жизнь).

Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и другим. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами.

Артур Шопенгауэр - его философия зародилась как противоречие классической философии Гегеля. Мир как воля и представление. Отражает следующие идеи: воля как определяющее основание мира; мир как представление познающего субъекта. Шопенгауэр считает, что человек не может быть свободным, потому что он живет в мире, определяемом иррациональной волей. Шопенгауэр считает, что до конца описать мир с помощью науки невозможно, так как можно описать его отдельные характеристики и открыть отдельные законы, но познать сущность мира нельзя - она иррациональна и определяется мировой волей, которую человек познать не может.

Фридрих Ницше – в центре философии человек и культура, которую он создал. Он выступал против традиционных ценностей, однако при этом являлся критиком современного индустриального общества. Главная ценность классической культуры – Бог. Ницше был антитеистом, он не только не верил в Бога, но и испытывал неприязнь по отношению к религиям. Он считает, что вера в Бога в современном мире не имеет никакого смысла. Ницше считает что человек познаёт мир, чтобы заручиться своей самоуверенностью, однако умение логически мыслить не означает, что с мир устроен логично и вообще может быть познан с помощью способностей человека.

Билет 17

Основные идеи: идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, их негармоничное состояние; трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро и макрокосма; признание активности как необходимого атрибута человеческой природы; идея достижения духовного самосознания; вечность жизни; переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как царства Божьего.

Основные направления: анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин), позитивизм (П. Лавров), материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев), марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В.И.Ленин). Отдельно от них развивалась философия в духовных академиях. Лидерами были Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой.

Билет 18

Экзистенцализм – направление в западной философии, возникшее в начале 20 века, в котором наиболее полно раскрывается проблема существования человека.

Основные положения:

1) Рассмотрение конкретно бытия человеческой личности, бытие не абстрактного человека, а отдельного индивида.

2) Существование предшевствует личности.

3) Ключевое понятие – экзистенция, способ бытия человеческой личности.

4) Экзистенция (существование) имеет 2 разновидности: подлинное и неподлинное.

5) Свобода заключается в свободе выбора и ответственности за него.

6) Каждая человеческая личность уникальна и неповторима.

7) Проблема смысла физики.

Билет 19

Онтология – учение о бытии как таковом. Это раздел философии, который изучает связи, законы, решает вопрос о происхождении мира.

Основные проблемы: существует ли мир? Существует ли единая основа бытия? Имеет ли мир начало и конец в пространстве и во времени? Изменяется ли мир? Что является основой единства мира?

Основные категории: бытие (всеохватывающая реальности, все то, что существует или все то, что есть); материя (объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им); сознание (субъективная реальность, идеальное отражение человеком, его мозгом и психикой внешнего мира, духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отншение к внешнему миру).

Бытие – все то, что существует, оно единственно/вечно/однородно.

Движение – любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и хаканчивая человеческим мышлением.

Пространство – протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

Единство и многообразие мира, единство в его многообразии. Все философские концепции, признающие важность онтологической проблематики (проблематики бытия) и разрабатывающие её с опорой на естественные науки, рассматривают многообразие бытия под углом зрения его материального единства. С этой точки зрения мир, в котором мы живём и частью которого являемся, – это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него.

Билет 20

Бытие мира конкретизируется в понятии реальности. Реальность представляет собой объективность, фактически существующий мир, окружающую действительность. Различают два основных вида реальности: объективная, субъективная и виртуальная.

Объективная реальность – понимается все материальное, что окружает нас. Это все, что существует независимо от сознания человека и отображается им.

Субъективная реальность – восприятие реальности индивидом. Этот вид реальности - осознаваемые человеком его психические состояния, которые удостоверяют факт существования объективного мира.

Виртуальная реальность часть субъективной реальности.

Билет 21

Под материальным бытием или материей понимают объективную действительность, которая существует назависимо от нашего сознания. Сознание – свойство высокоорганизованной материи (мозга), присуще только человеку. Мозг это продукт социального развития, формируется только в обществе (социальной сфере). Способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Человек воспроизводит накопленный человечеством опыт. Носителем сознания может быть индивид, но также и общество в целом.

Проблема сознания в философии является ключевой и входит в понятие «что первичнее материя или сознание».

Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от иного – других субъектов и мира вообще. Это сознание человеком своего взаимодействия с объективным и субъективным миром, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов.

Билет 22

Познание – активное целенаправленное отражение действительности в познании человека. Процесс проникновения человека в сущность действительности (вещей, явлений), в их закономерности, связи.

Познание процесс, результат знание.

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины.

Проблема познаваемости мира – это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли нечто принципиально непознаваемое. Эта проблема считается главной для гносеологии

Познавательный процесс включает в себя объект познания, субъект познания (человек, наделенный сознанием и способный осуществлять познавательную деятельность).

Виды познания: чувственное (с помощью органов чувств, является основой познания); рациональное (позволяет проникнуть в сущность объектов познания, как правило, не предлагает прямого воздействия с объектом, мышление - основа); интуиция (способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств, истинным может быть только знание).

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Знание – непосредственное постижение действительности. Знать, - значит испытывать, переживать самому.

Билет 23

Субъектом познания могут быть коллективы, сознательные группы и даже общество в целом. Объект познания это окружающий мир и его конкретные элементы.

Виды познания: обыденно-практическое (основано на житейском опыте), религиозное (мышление при помощи религии), научное (предполагает поиск объяснений и закономерностей), художественное (основано на чувственном восприятии объекта), философское (восприятие мира как целостности, синтез научного и художественного познания).

Билет 24

Чувственное познание. Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – простейший элемент чувств познания, воздействия объекта на органы чувств.
Восприятие – различные чувственные ощущения объединяются в сознании в целостный образ предмета.

Представление – чувственно-наглядный образ предмета, который сохраняется и воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия предметов на человека.

Чувствительное познание – основа познания и мышления, знания базируются на основе показаний органов чувств.

Рациональное познание. Формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.

Мышление – основа рационального познания.

Понятия – основная форма мышления, они отражают важнейшие характеристики объекта.

Суждение – всякая заверенная мысль, фраза, которая несет важную информацию об объекте познания.

Умозаключения – форма мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание.

Рациональное познание – форма абстрактного мышления.

Интуиция – было ранее.

Творчество это создание нового. Нравственный долг любого человека. Это деятельность, в результате которой отступает все плохое и человек растет сам над собой.

Билет 25

Истина – то, что выдерживает проверку опытом. Истинным может быть только знание.

Основные концепции истины: классическая – истина понимается как знание, соответствующее действительности.

Прагматическая – истинностью обладает все знание, которое полезно и практически применимо. С точки зрения пользы определяется практические полезные знания.

Конвенциалистическая – истина есть результат условного соглашения.

Когерентная – истиной является согласованность мышления с самим собой, его противоречивость.

Характеристики истины: объективная, конкретная, соотношение относительной и абсолютной истины.

Универсальным критерием истины является практика.

Заблуждение – знание, не соответствующее предмету, ненамеренное искажение знания. Истина и заблуждение противоположны.

Коммуникативные аспекты познания – деятельность, в которой предметом является другой человек (партнер по общению).

Билет 26

Наука – один из видов духовной культуры. Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных, достоверных системно организованных знания о мире, о законах развития природы, общества и человека.

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Эмпиризм – направление, где источником познания является опыт (метод индукция).

Рационализм – основной познания является разума.

Основной философской проблемой была проблема научного метода познания.

Эмпирический уровень. Главная задача – описание предметов и явлений. Основные формы знания – факты и законы.

Теоретический уровень. Главная задача – объяснение изучаемых явлений. Основные формы знания - гипотеза, закон, принцип.

Билет 27

Научные традиции указывают на преемственность в развитии науки и необходимость накопления, сохранения научного опыта и принятой науки. Научные революции – переход к новому времени. Это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний,

Наука как социальный институт или форма общественного сознания представляет собой определенную систему взаимодействия между научными организациями, членами научного сообщества, систему отношений, норм и ценностей.

Всю человеческую культуру делят на 2 разные культуры: естественно-научную и гуманитарную. При любом определении культуры философия и наука будут являться ее феноменами, что не мешает им при желании сделать ее объектом исследования.

Билет 28

Технонаука – этап взаимодействия науки, технологий и общества.

Основной проблемой философии техники является соотношение естественного и искусственного в жизни общества и человека. В экономической и других сферах жизни общества техника занимает стержневое положение; её различные виды имеют определяющее значение для общественного прогресса.

Характерные черты НТР. Универсальность и всеохватность; ускорение научно-технических преобразований; изменение роли человека в производстве; зарождение НТР как военно-технической революции.

Наука стала непосредственной производительной силой.

Билет 29

Сущность – то, что принадлежит всем людям. Она изменчива, меняется со сменой быта, общественных отношений, то есть она имеет конкретно исторический характер. Она формируется только в обществе и человек представляет собой продукт общественных отношений.

Человек – биосознательное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудие труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. В ходе общественно-исторической практики и социальной деятельности человек познает и преобразует мир, тем самым формируя и реализуя свою сущность.

Билет 30

Существование – бытие целостного существа личности во всем многообразии форм, видов и свойств проявления единства биологического, социального и психического (каждого отдельно).

Экзистенциализм – направление, в котором наиболее полно раскрывается проблема существования человека. Основные положения: рассматривается бытие отдельного индивида, существование предшествует личности, существование имеет 2 разновидности (подлинное и неподлинное), свобода заключается в свободе выбора и ответственности за него, каждая человеческая личность уникальна.

Смысл жизни в самой жизни, высшей ценностью является человеческая жизнь и ее достоинство. Путь к подлинному существованию лежит через осознание себя уникальной личностью, выделение самого себя из безликой массы, подчиняющей себе интересы человека, теряющей в своей безликости нить подлинной коммуникации.

Билет 31

Специфика моральных норм состоит в том, что они регулярно воспроизводятся благодаря массовым привычкам, велениям и оценкам общественного мнения, воспитывая в индивиде как определенные убеждения, так и определенные побуждения к действиям. Характерно, что в морали нет четко выраженного выделения субъекта и объекта социальной регуляции. Формирование моральных норм, принципов, нормативно-ценностных представлений происходит не просто в каждодневных ситуациях взаимного общения, но на протяжении исторически значимых эпох. Происходит накопление длительной исторической памяти, фиксирующей кардинальные общественнокультурные сдвиги в поведении людей. Это ведет к тому, что моральные нормы и принципы отражают не только текущую ситуацию в состоянии нравов. Они фиксируют также закономерные условия существования общества, общие тенденции его развития.

Билет 32

Предмет социальной философии – общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, то есть целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Социальная философия осмысливает общественно-исторический процесс, как последовательное изменение состояния общества.

Общество состоит из экономической, социальной, политической и духовной сфер.

Идеалистический детерминизм. Движущими причинами развития общества считаются духовные (идеальные) начала деятельности и поведения людей, а именно сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.

Материалистический детерминизм. Его обоснование дала философия марксизма. Материальное производство определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества.

Билет 33

Экономическая сфера обеспечивает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, это способ производства материальной жизни. Это хозяйственная деятельность общества.

Социальная сфера характеризует внутреннее устройство общества с точки зрения исторически сложившихся упорядоченных отношений между устойчивыми общностями людей. Существуют естественно-исторические типы общностей (раса, поколение), этно-исторические типы общностей (род, народность, нация, этнос), социально-исторические типы общностей (сословия, классы, касты и др.).

Политическая сфера – это отношения, идеи, организации, учреждения и т.п, концентрирующиеся вокруг вопроса о власти.

Духовная сфера – это сфера производства знаний, система отношений, отражающая духовно-нравственную жизнь общества (наука, культура, мораль, право, философия, религия и т.д.)

Билет 34

Существуют 2 методологических подхода к изучению общества:

Формализационный подход. Его основой является линейная концепция развития общества. Утверждается, что история — это поступательное развитие, то есть процесс, направленный на улучшение, на прогресс. В какой-то момент времени возможен регресс, но утверждается идея непрерывной изменчивости общества. Представители: Гегель, Маркс.

Цивилизационный подход кладет в свою основу о нелинейном развитии. Цивилизация рождается, живет, достигая своего расцвета, и умирает (переходит в состояние упадка). Представители: Шпенглер, Данилевский.

Типы цивилизационного устройства: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный; аграрное, индустриальное, информационное.

История это существование нескольких цивилизаций, неповторимых и уникальных, которые проходят через восхождение и расцвет, разложение и гибель.

Билет 35

Культура - способ существования человека. Человек существует в культуре, им же самим сотворенной и вне культуры он существовать не может. Культура - это способ бытия человека в мире и содержательная часть становления его как человека. Чем больше человек присвоил культуры, тем больше он реализуется как человек.

Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками. Включает деятельность, направленную на производство.

Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности. Базисными элементами являются знания, умения, навыки.

Билет 36

Человек в информационном обществе обладает креативным мышлением. Информационное общество – господствующая тенденция развития современной цивилизации. Происходит изменение социального поведения людей под влиянием информационных технологий. Появляются новые требования к образованию, равные возможности в доступе к информации.

Из негативных последствий можно выделить посягательство на частую жизнь, влияние СМИ, проблема выбора достоверной информации, трудности в адаптации к среде. Технологии ведут к освобождению людей от рабочих мест в разных профессиях.

В рамках информационного общества формируется общество знаний.

Глобальные проблемы современности: проблема войны и мира, демографическая проблема, проблема бедности, проблема ограниченности ресурсов, экологическая проблема.


написать администратору сайта