Главная страница

Основные концепции мирового исторического процесса. В гегелевской концепции смысл истории предзадан стремлением абсолютной идеи к самопознанию в ходе исторического процесса


Скачать 14.27 Kb.
НазваниеВ гегелевской концепции смысл истории предзадан стремлением абсолютной идеи к самопознанию в ходе исторического процесса
АнкорОсновные концепции мирового исторического процесса
Дата09.12.2022
Размер14.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновные концепции мирового исторического процесса.docx
ТипДокументы
#836125

Но если мы рассматриваем историю как прогресс или даже как просто развитие - перед нами неизбежно встает вопрос: что же при этом развивается, что же является субъектом исторического процесса. Без решения этой проблемы невозможно понимание сущности исторического процесса. Нельзя понять историю, не выявив ее субъекта.

Для одних история - поступательное, восходящее развитие, т.е. прогресс. Для других - просто развитие. Есть люди еще более осторожные: для них история - только изменение. Последние не всегда понимают историю как процесс. Для некоторых из них она - беспорядочное нагромождение различного рода не связанных друг с другом случайностей.

С христианской точки зрения смысл истории был предзадан Богом. История выглядит как испытания падшего человечества, что она идёт от наказания к прощению в будущей потусторонней жизни.

В гегелевской концепции смысл истории предзадан стремлением абсолютной идеи к самопознанию в ходе исторического процесса.

Первый – золотой; люди отличались высокой моралью, были благочестивы, жили легко и беспечно. Затем наступил серебряный век – стало хуже во всех отношениях, и т. д. Наконец, наступил самый плохой, современный, железный век. Все идет к худшему; растут насилие, зло, несправедливость. Достойные люди разоряются, недостойные богатеют, честных притесняют, бесчестные находятся у кормила власти.

Но нельзя считать, что они одновременно находятся на одинаковом уровне развития. Сегодня есть культуры, которые находятся на низком уровне развития, к примеру, в джунглях, на некоторых островах; населяющие их племена находятся на уровне первобытно-общинного строя.

Эта линия трактуется или как смена общественно-исторических (экономических) формаций, или как прохождение триады: до-индустриальное общество – индустриальное – постиндустриальное; или триада: аграрная цивилизация – индустриальная цивилизация – цивилизация «третьей волны». Последняя должна быть экологической, демократической и опираться на «мягкие технологии».

Люди могут не знать друг друга, могут быть разделены океанами или огромными пространствами материков, но если они свои трудом добывают средства жизни, стремятся использовать природные богатств, развивать свои потребности и удовлетворять их, то их жизнедеятельность складывается в единый исторический процесс.


написать администратору сайта