Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения. ПЗ2. В начале xx в основная территория Казахстана состояла из шести областей Сырдарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал губернаторства центр г
Скачать 55.74 Kb.
|
В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сырдарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская - в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская - в Закаспийскую область. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в пределах нынешних границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них 3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила 5910,0 тыс. чел., из них казахов - 3845,2 тыс. чел., т.е. 65,1%. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. Вначале XX в. население края становится еще более многонациональным. Начало века, в связи с активизацией переселенческого движения крестьян из внутренних губерний империи, ознаменовалось усилением аграрного вопроса в Казахстане. Политика переселения крестьян из России на окраины, по плану царских властей должна была решить ряд вопросов: во-первых, возникла острая необходимость в решении вопроса выделения земель для освободившихся от крепостничества крестьян; во-вторых, поскольку основным видом хозяйствования казахского и киргизского населения являлось скотоводство, и вели они кочевой образ жизни, имперской власти представлялось возможным все «излишние» земли передать в переселенческий фонд и за счет этих земель обеспечить крестьян наделами. Таким образом, проблема обеспечения землей российского крестьянства должна была решаться за счет коренного населения Казахстана. В 1904 году было образовано переселенческое управление. Данная организация была призвана координировать все вопросы, связанные с переселением крестьян на новые земли. Еще 10 июня 1903 года было принято «Правило о добровольном переселении на казенные земли в области: Сырдарьинскую, Ферганскую и Самаркандскую», предусматривающие изъятие «излишков» земли у местного населения. 25 июня 1903 года были приняты «Правила о пособиях от правительства переселяющимся в Сибирь и Степное генерал-губернаторство», определяющие размеры пособий и льгот крестьянам - переселенцам. В условиях сложных поземельных отношений в Казахстане развернулось проведение столыпинской аграрной реформы. П.А. Столыпин, будучи председателем Совета министров и министром внутренних дел 1906-1911 гг., выработал принцип модернизации страны, основной целью которой было сделать крестьянина собственником земли. Проведение мероприятии по аграрной реформе началось с 1906 года. Направлена она была на разложение крестьянской общины и формирование крепких самостоятельных хозяйств. В тоже время, Столыпин не хотел трогать крупные помещичьи владения и решил недостаток земли восполнить за счет «казенных» земель в Казахстане. 6 июня 1904 года были приняты «временные правила о переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев». Вместе с «Временными правилами» правительство утвердило специальную инструкцию «О порядке определения государственного земледельческого фонда в областях Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральскойдля переселения, а равно иных государственных потребностей», ставшую основной нормативной базой для массового изъятия земли у казахов. Переселенческое управление, для обеспечения всех желающих получить по новому закону наделы на территории Казахстана, осуществляло непосредственное изъятие земель у казахов и передачу их в Переселенческий фонд. В 1905 году Переселенческое управление было включено в состав Главного управления землеустройства и земледелия. На территории Казахстана, в связи с создавшимися благоприятными условиями, стали в больших количествах переселяться русские и украинские крестьянские семья. Под кулацкие хозяйства отвадились лучшие сельскохозяйственные угодья казахского населения. Это в конечном итоге привело к обезземеливанию коренного населения и выселке их с насиженных мест в места непригодные для ведения какой-либо хозяйственной деятельности. Только в 1907-1912 гг., было переселено из европейской части страны 2 млн.400 тыс. человек, лишив казахов к 1916 году 40 млн. гектаров лучших земель. По поводу пагубности для коренного населения переселенческой политики правительства и сложных аграрных отношении в Казахстане, в своей депутатской речи с высокой трибуны II Государственной Думы Б. Каратаев сказал: «...в настоящее время выселяют казахов не с земель, а из жилых их домов для того, чтобы освободить их места для крестьян, для того, чтобы спасти помещиков». В результате переселенческой политики царское правительство создало себе в Казахстане опору в лице кулаков. Однако не все переселенцы приживались на новом месте. Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана возвращались от 40 до 110 тысяч семей. Обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально-освободительного движения. Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз. Обострение аграрного вопроса в Казахстане в начале XX века достигло своего апогея. К этому привели прежняя переселенческая политика империи и последующие постановления, направленные на изъятие земель у местного населения. В конце XIX - начале XX в. в Казахстане все большее распространение получает земледелие. По данным 1897 г., удельный вес казахов среди населения, занятого земледелием, составлял - 55,4%. Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском - 79,3%. В Кустанайском уезде земледелием занималось - 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес. Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур. Земледелие становилось источником существования. В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во всех областях городское население в 1897-1914 гг. выросло более чем в полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.), Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.). Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности. Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торговая буржуазия - 20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли - 33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским хозяйством и промыслами. В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности, производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных обществ. В 1914 г. началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цинкового завода, строилась железная дорога. Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в. была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие города края. В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и обществам. В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западносибирское товарищество пароходства и торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском. В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам Семипалатинск - Верный - Ташкент, Оренбург - Гурьев, Петропавловск - Кокчетав - Акмолинск и др. Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей, заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленник и, кустари, и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской империи. Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих, из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число рабочих увеличилось на предприятиях крупной промышленности и транспорта. В 1917 г. накануне и в период Октябрьской революции численность рабочих Казахстана была около 90 тыс. чел. Однако большинство рабочих были сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти предприятия горнодобывающей и горнозаводской промышленности, что обусловило возникновение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях производства. Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской империи. Рассматриваемый период характеризуется нестабильностью в развитии, как в социальном, так и в экономическом. В торговой сфере на смену широкой ярмарочной торговле, начали превозноситься новые формы коммерции, такие как торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов и складов, специализированные товарные биржи. Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка, из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% - вывозилось за границу. Соответственно формировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного производства, ткани и обувь промышленного изготовления. Товарный рынок Казахстана втягивался в мировой экономический процесс. Среди экспортируемых товаров были хлеб, мясо, кожи, шерсть. Основными статьями импорта стали машины, оборудование для сельского хозяйства. Определённым тормозом для развития рыночных отношений стала неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, то есть кредиты почти не были связаны со сферой бизнеса. Между тем, бурное развитие промышленности и железнодорожного строительства требовало крупных капиталов, превышающих возможности отдельных предпринимателей, поэтому в эти годы достаточно быстро развивалось акционерное дело. Главным источником создания капитала для местного купечества являлись торгово-ростовщические операции, ярмарочная торговля, транспортные услуги золотопромышленность. Доставка товаров требовала значительных средств, поэтому торговля находилась в руках крупных торговых фирм. Мелкие купцы были посредниками этих фирм. В большинстве случаев торговля шла по бартеру. Притрактовые поселения содержали постоялые дворы, сопровождали перевозку грузов, содержали мастерские по ремонту телег, саней, упряжи. В таких селах население имело постоянный доход за счет содержания трактиров, торговых лавок, местные жители занимались ремеслом, ростовщичеством, обсуживало торговые операции, гужевой транспорт и извоз. Ярмарки оставались преобладающей формой торговли. Почти в каждом городе были ярмарки, в населенных пунктах базары. Обороты ярмарок зависели от количества привезенного товара, покупательной способности населения, наличия спроса на привозные и вывозимые товары. Из 25 ярмарок Семипалатинской области в 1899 году, 15 были четвертого разряда, периодичность ярмарок была от двух дней до одного месяца . Самые крупные ярмарки области Ботовская и Чарская были второго разряда. В Акмолинской области ярмарки получили более широкое распространение, в 1887 году здесь функционировало 27 ярмарок с оборотом выше 7 миллионов рублей, в 1896 году 50 с оборотом 10,5 миллионов, в 1907 году соответственно 100 и 70 миллионов . Деятельность русского торгово-промышленного капитала в Казахстане ограничивалась в основном сферой обращения, созданием мелких фабрично-заводских предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и т.д. Таким образом, экономическая отсталость царской России благоприятствовала все большему проникновению иностранного капитала, а все возрастающая его роль все больше усиливала ее зависимость от западноевропейских стран. Она выражалась в значительном влиянии иностранного капитала в таких отраслях экономики, как угольная, металлургическая, нефтяная. Иностранному капиталу в Казахстане предшествовал российский капитал. В свою очередь Россия представляла для иностранных капиталистов исключительно обширное поле приложения капитала. Капитализм в России развивался при участии иностранных финансовых организаций. Благоприятная обстановка для вовлечения Казахстана в общероссийский рынок, по мнению исследователя С.Ибраева, была связана с упразднением Сибирской и Оренбургской таможенных линий, а также с развитием железнодорожного транспорта. Общественно-политическое движение на пути формирования национального государства. Цели, особенности и историческая преемственность национальных восстаний ( движений) ХУ111- начала ХХвеков против колонизации Казахстана. С постепенным ростом городов и городского населения, а также увеличением промышленного производства, все заметнее становилось рабочее движение, росло число забастовок, которые принимали все более массовый и упорный характер. Особенно активными были железнодорожники Оренбургско-Ташкентской дороги, Покровско-Уральском участке Рязанско-Уральской железной дороги, на Омско-Петропавловском участке. В освободительную борьбу вовлекались и новые силы, в частности, беднейшие слои казачества, солдаты местных гарнизонов, учащаяся молодежь и другие демократические силы края. Аграрное движение оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Постепенно, благодаря усилиям казахской интеллигенции, а также их активному участию в общероссийской политической жизни, в Казахстане начинают формироваться общественно-политические движения и партии. Особенно заметным было влияние следующих российских политических партий в Казахстане – партия конституционных демократов, социал-революционная партия, РСДРП (б), а также мусульманских партий России. Основная цель национально-освободительного движения — это освобождение народа от колониального гнета, восстановление его независимости и государственности, защищающей ее национальные интересы. Национально-освободительные движения могут решать не только задачи освобождения народа от колониальной зависимости, но и ставить своей целью борьбу крестьян за землю, борьбу народных масс за демократические свободы. Это значит, что национально-освободительные движения — явление многогранное. Национально-освободительное восстание — это одна из форм национально-освободительного движения, когда вооруженные народные массы выступают против колонизаторов. Оно обычно охватывает определенную территорию, непродолжительно по времени. Если такое событие выходит за рамки отдельного региона, охватывает большую территорию, то достигает уровня всенародного движения. Казахстанские историки в последнее время стали рассматривать отдельные национально-освободительные восстания и вооруженные выступления в комплексе. Действительно, если первые выступления казахского народа против колонизаторов начались еще в 70-х годах XVIII в., то почему последующие выступления народа нельзя считать закономерным продолжением этих выступлений? Подчеркивая, что национально-освободительное движение в Казахстане является неотъемлемой частью всемирной антиколониальной борьбы, академик М. Козыбаев указывал на необходимость исследования этой проблемы с новых методологических позиций. Он разделил национально-освободительное движение в Казахстане на следующие периоды: 1-й период. Освободительное движение племен, входящих в состав казахского народа, против завоевания Сибири царскими войсками. Его возглавлял хан Кучум. Народы Сибири под предводительством хана Кучума и его сыновей Ешима, Абылая и Даулеткерея в течение 1590— 1617 гг. оказывали упорное вооруженное сопротивление колонизаторам. Казахи и другие братские тюркоязычные народы оказали Кучуму и его сыновьям посильную помощь. 2-й период. Южная часть Казахстана — Семиречье и присырдарьинские районы — попали под влияние джунгарского, кокандского и хивинского ханов. А в первой трети XVIII в. джунгары захватили юг Казахстана, Семиречья, район Алтая и часть Сарыарки. Национально-освободительная борьба казахов против джунгар превратилась в Отечественную войну, национально-освободительное движение приобрело всенародный характер. 3-й период. Начался после принятия частью Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром российского подданства. Воспользовавшись этим актом, царское самодержавие стало все глубже проникать на территорию Казахстана. Однако из-за сильного сопротивления со стороны казахского народа процесс колонизации затянулся на долгие годы. 4-й период. Завоевав большую часть казахских земель, царское самодержавие установило колонизаторские порядки. У казахов были отобраны лучшие земли и пастбища, которые стали собственностью казачьих войск. Народные массы страдали не только от притеснения со стороны колонизаторов, но и от гнета, поборов, несправедливости ханов, султанов и их окружения. Укрепив свое колонизаторское господство в Казахской степи, царское самодержавие упразднило ханскую власть. Нехватка земель, пастбищ, произвол царских чиновников, кровавые погромы, устраиваемые карательными отрядами, — вот что выпало на долю народа. Восстания Сырыма Датова, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова явились ответами народных на произвол со стороны российских колонизаторов и местных феодалов, ханов и их окружения. Пламенный патриот поэт-трибун Махамбет был идейным вождем крестьянского восстания. 5-й период. Начинается с национально-освободительного движения под предводительством хана Кенесары Касымова, продолжавшегося свыше десяти лет и объединившего все три казахских жуза. Оно было направлено на восстановление казахской государственности под протекторатом России и сохранение его территориальной целостности, получило поддержку большинства населения. Несмотря на поражение, это было одно из крупнейших восстаний порабощенных царской Россией народов, ставшее известным в Европе. 6-й период. Национально-освободительное движение начала XX в. возглавляла реформаторская интеллигенция, намеревавшаяся вести его по европейским образцам. Руководители движения и партия “Алаш” добивались демократической автономии в составе федеративной России и придерживались принципов буржуазно-демократического пути развития страны. Наиболее радикальная часть национальной интеллигенции придерживалась в этих вопросах социал-демократических принципов. Национально-освободительные восстания, вспыхнувшие в различных регионах Казахстана, стали составной частью Февральской революции 1917 г. в России. В ходе восстаний 1916 г. начал восстанавливаться институт ханства в Казахстане. Повстанцы избирали своих ханов, сардарбеков (военачальников), ханские и бийские советы, назначали местных правителей, казначеев и т. д., т. е. формировали систему управления. Это было самым мощным национально-освободительным движением за весь период подданства Российской империи. В 1916 г. многовековая национально-освободительная борьба казахского народа достигла своего апогея. 7-й период. Национально-освободительное движение народа развернулось после победы Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершилось поражением свыше 370 вооруженных восстаний в различных регионах Казахстана, вспыхнувших в годы насильственной коллективизации сельского хозяйства. В борьбе казахских шаруа против социального гнета в начале ХХв. значительное место заняла петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции, многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в справедливость царя, но и являются своеобразной формой протеста против произвола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель, пастбищ, лугов, против непосильных налогов, повинностей и других злоупотреблений. Одной из самых всеобъемлющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июне 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие. Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. Государственные чиновники к составлению подобного рода документов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области степному генерал-губернатору от 19 июля 1905 года: «...Составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо». В развитии рабочего и аграрного движения в Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившаяся на рубеже XIX — XX вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно-политической деятельности она объединяла различные группы, но основную часть ее составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян различной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало проправительственные, имперские позиции. Политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т, д.), так и черносотенных партий. Особо важно отметить значение казахской интеллигенций в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса края. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и другие, хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов ч др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию-филиал с конституционно-демократической партией России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся II съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признании всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытии школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане. Историческое развитие Казахстана и России в конце ХIХ – начале ХХ в. характеризовалась становлением нового типа культурного взаимодействия и их интеллектуальных элит, формированием общих основ идеологии национального возрождения тюркоязычных общностей региона. Участие представителей казахской элиты в всероссийских мусульманских съездах. Манифест Николая Второго от 6 (19) августа 1905 года о созыве Государственной думы активизировал джадидизм, стал толчком для создания политической организации тюрко-мусульманской интеллигенции, которая видела своей целью развитие мусульманской культуры и образования. С 8 августа 1905 года в город Нижний Новгород стали съезжаться лидеры мусульманских общин из Туркестана, Сибири, Казахстана, с Кавказа и Крыма. Их было около 150 человек. Несмотря на сопротивление власти, не желавшей видеть в Думе тюрко-мусульманских политиков, 13 августа на одном из пароходов на реке Оке тайно открылся Первый Всероссийский съезд мусульман. Съезд продолжался до 20 августа. Председателем съезда был избран Исмаил Гаспралы. Съезд критиковал колониальную политику царского правительства и попрание прав мусульман. Было принята резолюция с требованием соблюдения равноправия всех граждан России, независимо от языка, религии, национальности, расы и пола. На съезде было принято решение создать всероссийскую организацию мусульман «Иттифак аль-Муслимин» («Союз мусульман»). Делегаты съезда рассмотрели тактику в период выборов в Государственную думу и приняли резолюцию о совместных действиях российских мусульман и Конституционно-демократической партии, то есть партии кадетов. Но Российская элита мусульман оказалась неспособной к эволюции от культурного просвещения к политическому движению под общим флагом. Тюрко-мусульманская политическая элита в царской России, сформированная из представителей татар, башкир, азербайджанцев и казахов, в ходе борьбы за гражданскую и политическую свободу в начале 20-го века объединила – пусть и на короткое время – мусульманские народы России и стремилась защитить их интересы. Поводом к восстанию послужил указ царя от 25 июня 1916 г. о реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана и ряда других областей «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Набору подлежало все трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет. Тем самым царское правительство хотело освободить массу русских солдат и рабочих от устройства оборонительных сооружений и других тыловых работ, заменив их «реквизированными инородцами», как более покорной и дешевой рабочей силой. Предполагалась реквизиция из Туркестана и Степного края более 500 тыс. джигитов. В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно, восстали народы огромного региона — Казахстана и Туркестана. В степи, по определению местной царской администрации, образовались «две партии» — «одна, не желающая дать рабочих,./ другая, согласная выполнить приказ». На стороне царского указа оказались байство, колониальная местная администрация — волостные управители, аульные старшины. Ядро казахской либеральной демократической интеллигенции, возглавляемое А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, А. Букейхановым, заняло иную линию. Они считали, что казахи — подданные российского государства. «С уверенностью в нас, в защите Отечества, — писали они в воззвании к народу в середине августа 1916 г., — объявлен приказ о призыве на работу… Мы обращаемся к народу, мы уже неоднократно говорили об этом, отказываться от этого дела нельзя». Лидеры движения предлагали отложить призыв казахов на тыловые работы, осуществить его после соответствующих подготовительных акций. При этом они надеялись в случае победоносного окончания войны на облегчение участи своего народа и создание национальной автономии. Многие из них полагали невозможным сопротивление практически безоружного народа современной, технически оснащенной царской армии. Они опасались, что безоружный народ станет жертвой репрессивных мер правительства. «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь», — писали они в воззвании в октябре 1916 г. Таким образом, лидеры казахского революционно-демократического направления осуществляли тактику разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности. Последовавшая за восстанием кровавая расправа, гибель сотен тысяч жителей Казахстана и Средней Азии подтвердили справедливость многих из этих опасений. Восстание 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. Оно поднималось стихийно и было неоднородным. В нем принимали участие rазахские рабочие угольных копий, нефтяных промыслов, Иртышского пароходства, Омской, Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Их связь с аулом и крестьянским хозяйством придала восстанию характер стихийного крестьянского движения. Восставший народ понимал необходимость объединения сил повстанце. Так, повстанцы Верненского уезда установили связь с повстанцами Наманганского и Аулие-Атинcкого уездов в верховьях Таласа. По признанию М. А. Фольбаума, повстанцы имеют все признаки организации, имеют знамена, в горах кузницы и оружейные мастерские. Восставшие албанцы выступили единым фронтом с уйгурами, иссык-кульскими киргизами и дунганами. В национально-освободительной революции активное участие принимали такие представители революционно-демократического движения, как Т. Рыскулов, Т. Бокин, А. Майкутов, С. Сейфуллин, С. Мендешев, А. Джангильдин, Б. Даманов и многие другие. Лейтмотивом борьбы стали проблемы национального выживания и духовного возрождения. Не менее влиятельной политической силой в казахском обществе проявила себя степная элита — батыры, потомки ханов и биев — носительница традиции освободительной борьбы с джунгарами, российским колониальным режимом в прошлом. В ходе революции прошли испытание те или иные подходы различных группировок к разрешению социальных конфликтов. Национально-освободительное восстание 1916 года носило антиимпериалистический, антиколониальный характер. Оно явилось одним из важных элементов революционного кризиса, охватившего Восток. Восстание в тех регионах, где переселенческая колонизация шла высокими темпами и возникали все новые и новые русско-украинские поселки и казачьи станицы, принимало ярко выраженный антирусский характер. Так было, в частности, в Семипалатинской области, где подвергались нападению повстанцев 94 переселенческих села. В результате межнациональных столкновений погибло 1905 человек, было ранено 684 русских и украинцев. Потери карательных отрядов составили всего 171 человек. Царские чиновники, крестьяне-переселенцы, казачество, зараженные колонизаторской психологией, натравленные царским генералитетом и колониальной администрацией, стали проводниками имперской политики. Они принимали участие в боевых дружинах, карательных отрядах, погромах казахских аулов и киргизских аилов. В этих условиях честь русской демократии защитили кадетская и эсеровская фракции IV Государствеиной думы, выступившие в защиту повстанцев. IV Государственная дума 1—3 декабря 1916 года обсудила доклад А. Ф. Керенского о поездке в Туркестан после кровавого подавления восстания. А. Ф. Керенский выступил с яркой обличительной речью, подвергнув резкой критике царское правительство и колониальную администрацию Туркестана и Степного края. Главными причинами поражения восстания были: его стихийность, недостаточная организованность в масштабе регионов. |