Главная страница

доверие в браке. В психологии доверие


Скачать 34.7 Kb.
НазваниеВ психологии доверие
Дата24.06.2022
Размер34.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоверие в браке.docx
ТипДокументы
#613861

В психологии доверие - это вера в то, что человек, которому доверяют, будет делать то, что от него ожидают. Она начинается в семье и перерастает в других. Согласно психоаналитику Эрику Эриксону, развитие базисного доверия - это первое состояние психосоциального развития, происходящее или терпящее неудачу в течение первых двух лет жизни. Успех приводит к чувству безопасности, доверия и оптимизма, в то время как неудача ведет к ориентации на неуверенность и недоверие [29], что, возможно, приводит к расстройствам привязанности .[30]

Диспозиционная склонность человека доверять другим может рассматриваться как личностная черта и как таковая является одним из сильнейших предикторов субъективного благополучия .[31] было доказано, что доверие повышает субъективное благополучие, потому что оно повышает качество межличностных отношений, и счастливые люди умеют поддерживать хорошие отношения.[32]

Доверие является неотъемлемой частью идеи социального влияния: легче влиять или убеждать того, кто доверяет. Понятие доверия все чаще используется для предсказания принятия поведения другими участниками, институтами (например, государственными учреждениями ) и объектами, такими как машины. Однако, опять же, восприятие честности, компетентности и ценностного сходства (немного похожего на доброжелательность) являются существенными. Существует три различных формы доверия. Доверие является уязвимым для кого-то, даже когда они заслуживают доверия; надежность-это характеристики или поведение одного человека, которые вызывают положительные ожидания у другого человека, а склонность к доверию-способность полагаться на людей.[33] Как только доверие утрачивается, очевидно нарушая одну из этих трех детерминант, его очень трудно восстановить. Таким образом, существует явная асимметрия в построении и разрушении доверия. Следовательно, быть и действовать заслуживающим доверия следует считать единственным надежным способом поддержания уровня доверия.

Все больше исследований проводится в отношении понятия доверия и его социальных последствий:

  • Барбара Мисцталь в своей книге [34] пытается объединить все понятия доверия вместе. Она указывает на три основные вещи , которые доверие делает в жизни людей : оно делает социальную жизнь предсказуемой , создает чувство общности и облегчает людям совместную работу .

  • В контексте сексуального доверия Рики Роббинс [35] описывает четыре стадии доверия.[36]

  • В контексте теории информации Эд Герк определяет и противопоставляет доверие таким социальным функциям , как власть, надзор и подотчетность .[37][38]

  • С точки зрения социальной идентичности, склонность доверять незнакомцам (см. внутригрупповой фаворитизм ) возникает из взаимного знания общего членства в группе, стереотипов [39] [40][40] или необходимости поддерживать положительную самобытность группы.[41]

В дополнение к социальному влиянию, в организационных условиях доверие может оказывать положительное влияние на поведение, восприятие и поведение человека. Доверие имеет круговую связь с организационными представлениями о справедливости таким образом, что воспринимаемая справедливость ведет к доверию, которое, в свою очередь, способствует будущему восприятию справедливости.[42] одним из факторов, повышающих доверие к человеку, является внешнее сходство. С помощью цифровой манипуляции сходства лиц в последовательной игре доверия двух человек были найдены подтверждающие доказательства того, что имеющие сходные черты лица (внешнее сходство) повышенное доверие к соответствующему партнеру субъекта.[43] хотя было показано, что внешнее сходство повышает доверие, внешнее сходство имело эффект снижения сексуального желания у конкретного партнера. В ходе серии тестов испытуемым предъявлялись лица с цифровыми манипуляциями для оценки их привлекательности в контексте долгосрочных или краткосрочных отношений. Полученные результаты показали, что в контексте кратковременных отношений, которые зависят от сексуального желания, сходные черты лица вызывают снижение указанного желания. В контексте длительных отношений, которые зависят от доверия, сходные черты лица повышают привлекательность индивида, заставляя его поверить, что сходство и доверие оказывают большое влияние на отношения.[44] структура часто создает доверие к человеку, что побуждает его чувствовать себя комфортно и выделяться на рабочем месте. Работа в любом месте может быть напряженным и требует усилий. Имея удобно организованную область для работы, концентрация будет увеличиваться, а также усилия. Структура - это не просто метод наведения порядка. Это повышает доверие и, следовательно, делает рабочее место управляемым. Структурированная, упорядоченная среда порождает доверие, поскольку она может содержать повышенное сотрудничество и действовать на более высоком уровне.

И наоборот, там, где отсутствует доверие, проекты могут потерпеть неудачу, особенно если это отсутствие доверия не было выявлено и устранено. Это одна из граней анализа VPEC-T: эта структура мышления используется при изучении информационных систем. Выявление и рассмотрение случаев, когда поставщики информации, пользователи информации и лица, ответственные за обработку информации, не доверяют друг другу, может привести к устранению фактора риска для проекта.

Предполагается, что социальные отношения, характеризующиеся низким уровнем доверия и норм, препятствующих академической активности, будут связаны с низкой академической успеваемостью. Люди, находящиеся в отношениях, характеризующихся высоким уровнем социального доверия, более склонны открыто обмениваться информацией и действовать с заботливой благожелательностью по отношению друг к другу, чем те, кто находится в отношениях, лишенных доверия.[46]

Важным ключом к лечению сексуальной виктимизации ребенка является восстановление доверия между родителем и ребенком. Неспособность взрослых подтвердить факт сексуального насилия усугубляет трудности ребенка в плане доверия к себе и другим людям.[ 47] доверие часто страдает от эрозии брака [необходима цитата . Дети после развода не проявляют меньшего доверия к матерям, партнерам, супругам, друзьям и коллегам, чем их сверстники из нетронутых семей. Влияние развода родителей ограничивается доверием к отцу.[48]

Проведенное выше эмпирическое исследование показало, что когда членство в группе становится заметным и известным обеим сторонам, доверие более охотно предоставляется внутригрупповым членам, чем внегрупповым.[40][49][51] это происходило даже тогда, когда в группе стереотип был сравнительно менее позитивными, чем вне группы (например, Психология против престарелых мажоров),[40] в отсутствие личностной идентичности реплик,[41] и когда участники имели возможность убедиться, суммы денег (т. е. по сути отказаться от необходимости доверять чужим).[39] Напротив, когда только получатель был осведомлен о членстве в группе, доверие становится зависимым от стереотипов группы.[40] [41] группе с более позитивным стереотипом было доверено (например, принадлежность к одному университету по сравнению с другим), [41] даже по сравнению с группой внутри группы (например, уход за больными по специальностям психологии).[40] Еще одна причина для внутригруппового благоприятствования поведению в условиях доверия может быть объяснена необходимостью поддержания внутригрупповой позитивной самобытности , особенно при наличии угрозы социальной идентичности.[51] доверие к чужакам из чужой группы повышалось, когда обнаруживались личные признаки идентичности.[41]

Философия edit]


Некоторые философы утверждают, что доверие-это нечто большее, чем доверительные отношения. Философы, такие как Аннет Байер, проводили различие между доверием и доверием, говоря, что доверие можно предать, в то время как доверие можно только разочаровать (Baier 1986, 235).[54] Кэролин Мак-объясняет Байер аргумент, предоставляя следующие примеры: мы можем полагаться на наши часы, чтобы дать время, но мы не чувствуют себя обманутыми, когда он ломается, поэтому мы не можем сказать, что мы доверяли ему; у нас не верят, когда мы с подозрением относятся к другому человеку, потому что это на самом деле выражение недоверия (Мак-2006).[55] Таким образом, доверие отличается от доверия в том смысле, что доверяющий принимает риск быть преданным.

Определение доверия как веры во что-то или уверенного ожидания чего-то [56] это приводит к исключению понятия риска из определения, поскольку оно не включает, является ли ожидание или убеждение благоприятным или неблагоприятным. Например, ожидание того, что подруга опоздает на ужин, потому что она обычно поздно приходит в течение последних пятнадцати лет, является уверенным ожиданием (независимо от того, согласны ли мы с ее раздражающими поздними прибытиями.) Доверие заключается не в том, чего мы хотим, а в согласованности данных наших привычек. В результате нет никакого риска или предательства, потому что данные теперь существуют как коллективное знание.

И тт
Понимание как качество личности –  способность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого, умение объяснить его действия и поступки; способность пропускать через разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого; умение проникнуть в смысл чего-нибудь.

Понимание – это способность поставить себя на место другого человека, войти в его ситуацию. Понимающий других не склонен к осуждениям, обвинениям и обидам. А как достичь понимания, если не желаешь встать, хоть на минуту, на место человека, которого не уважаешь, к которому испытываешь неприязнь, удивляясь масштабам разрастания его гордыни и эгоизма, желанию пускать понты, соревноваться в крутизне и стремлению противоборствовать, доказывая значимость своего Я?

     Тит Нат Хан, затрагивая проблему понимания, пишет: «Когда вы сажаете салат, а он плохо растет, вы не обвиняете салат. Вы ищите причину. Возможно, нужно больше удобрения или больше воды, или меньше солнца. Но вы не станете обвинять салат. Однако когда возникают проблемы с нашими друзьями или с семьей, мы обвиняем другого человека. Но если мы знаем, как обращаться с подобными ситуациями, дела пойдут на лад. Обвинение вообще не приносит положительных результатов, также бесполезно пытаться убеждать другого человека, используя аргументы и рассуждения. Ни обвинение, ни рассуждение, ни аргументы, только понимание. Если вы понимаете, и вы можете показать, что понимаете, вы можете любить, и ситуация изменится».

Что касается постижения смысла чего-нибудь, то здесь я считаю, важно понимать какую роль выполняет то, что мы хотим понять, в той системе, в которой оно существует. Ну, под системой мы можем понимать, как какую-то ограниченную среду, в которой кто-то или что-то существует и кого или что мы хотим понять, так и в целом весь наш мир. Ну вот, к примеру, хотим мы понять, почему происходят землетрясения, и для этого нам нужно узнать не только то, что их вызывает, те же тектонические процессы, но и то, для чего они нужны, то есть, какую роль в жизни планеты играют землетрясения? Ведь ничто не происходит просто так, у всего есть свое предназначение, своя задача, своя цель, своя роль. Вот когда мы понимаем, в чем именно заключается эта роль, и для чего она нужна системе – мы постигаем смысл этого чего-то. Ну и говоря об осмыслении чего-то – мы сводим воедино все эти вещи. То есть, мы изучаем что-то, будь то материальный объект или какая-то мысль, с точки зрения того, как оно устроено и как все элементы ее конструкции зависят друг от друга, затем то, какими функциями оно, как целое, обладает, и какими функциями обладают те части, из которых оно состоит. А также нам необходимо узнать о том, какую роль играет это что-то, в рамках, как целой системы, под которой мы можем понимать весь наш мир, так и в рамках той подсистемы, то есть, какой-то ограниченной среды, в которой это что-то существует. Вот тогда мы сможем сказать, что действительно понимаем это что-то, будь то материальный объект или какое-то явление, или кем-то высказанная, написанная мысль, идея.

У всего в этом мире также существует свой жизненный цикл, в который укладывается вышеизложенная модель понимания чего-нибудь. Поэтому для полного понимания того, что мы хотим понять, нам обязательно нужно смотреть на это что-то в контексте времени, а не просто как на что-то такое, что происходит или существует исключительно здесь и сейчас. Вот возьмем, к примеру, человеческую мысль – как вам узнать, что вы ее поняли? Вы можете разложить ее на составные части, можете дать определение тем словам, из которых она состоит, можете связать эти слова с какими-то объектами и процессами, которые они означают. Все это позволит вам понять, о чем идет речь, но не даст понимания самой мысли, как одного из элементов огромной матрицы мыслей, у которой, наверное, и конца нет. А без этого, более целостного и широкого понимая чьей-то мысли, вы не сможете понять ее природу, ведь для этого вы должны изучить причинно-следственную связь, частью которой она является, чтобы узнать о том, из каких других мыслей она сформировалась, или лучше сказать, когда и благодаря чему она родилась. И, что тоже очень важно, вам нужно развить эту мысль – продолжить, так сказать, ее жизнь, чтобы вписать ее в систему других мыслей и в общую картину мира, и таким образом довести ее до того момента, когда она станет неактуальной, ненужной, то есть, до ее смерти. Мысли рождаются, живут и умирают, оставляя после себя результаты тех дел, которые люди делали, руководствуясь этими мыслями. Какие-то мысли, как мы знаем, живут очень долго, можно даже сказать, вечно. И это ведь тоже не случайно, согласитесь. Таким образом, изучив чужую мысль – вы легко сможете на ее основе создать и свою собственную, по-своему уникальную мысль, которая будет иметь тот же смысл, но другую форму. Этим вы докажете себе, и если надо, то и другим людям, что вы поняли чужую мысль, чужую идею, потому что смогли ею воспользоваться, чтобы создать что-то свое.

Поэтому если вы хотите что-то очень хорошо понять – постарайтесь описать, объяснить, пересказать это своими словами, так вы сможете найти, увидеть, изучить все то, о чем написано выше. Ведь конструкцию чего-либо, можно и своими словами описать, верно? Не зря же у различных слов и понятий существует множество определений, и все они могут быть по-своему верные, в зависимости от того, какие свойства этих понятий они отражают. И функции чего-то, — какой-то мысли, материального объекта, явления, тоже можно представить по-другому, по-своему, проведя аналогии с другими мыслями, объектами или явлениями, в зависимости от того, что именно вы старались понять. И даже можно найти новый смысл в чем-то уже известном, если постараться, ибо мир настолько загадочен, что мы всегда будем узнавать что-то новое о том, о чем уже хорошо знаем. Вот это умение – своими словами объяснить что-то, я называю пониманием. Вообще, когда мы что-то передаем своими словами, ну или стараемся передать, естественно, не искажая при этом смысла информации – мы лучше видим все те составные части и связи между ними, из которых состоит наше послание, или та мысль, которую мы передаем другим людям. Пониманию, как я уже сказал, очень хорошо способствует умение проводить аналогии между тем, что вы хотите понять, с чем-то похожим по смыслу. Причем чем детальнее будет эта аналогия, тем лучше вы сможете что-то понять. Ведь чем больше сходств и различий мы видим в различных вещах, тем более глубоким становится наше их понимание.

Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь так просто придерживаться одной единственной точки зрения касательно чего-то или кого-то, не утруждая себя размышлениями об этом. Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это свидетельство неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, пока не изменятся. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, а нередко и зависящим от него людям.

Спешка и суета – тоже очень сильно мешают пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда, не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, все, ну или почти все, очень много говорят и мало слушают – мозг вообще в таких случаях не работает – он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают. А все потому, что им просто некогда что-то слышать, некогда что-то видеть, некогда что-то понимать. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом – их заставляют это делать, чтобы они смогли выжить, чтобы смогли обеспечить себе хорошую жизнь, поэтому им нужно много работать, очень много. Но зачем и для кого они работают – они не понимают. Они не понимают также и то, что для хорошей жизни совсем необязательно с кем-то конкурировать, есть и другие пути к лучшей жизни – это прежде всего их собственные пути. Ведь конкурировать с кем-то – это значит играть в чужую игру, на чужом поле и по чужим правилам, в то время как вы можете играть в свою собственную игру, по своим собственным правилам и на своей собственной территории. Только для этого нужно эту игру придумать. Но как это сделать, а вернее, когда это делать? – Некогда. Люди ведь так заняты, они ведь играют в чужую игру. А те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха. Остальные же вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого капкана, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать. Спешка и суета – это образ их жизни, и это настоящее наказание для них.

От восприятия также зависит, насколько хорошо человек сможет что-то понять. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и заканчивая тем, какое образование имеет каждый конкретный человек. Но я хочу сказать главное – неправильное, неадекватное восприятие человеком реальности – это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать с помощью специалистов. Ведь неправильное восприятие ведет к неправильному пониманию, а неправильное понимание приводит к неправильным решениям и неправильным действиям. Ну и соответственно, человек совершает ошибки, из-за которых у него возникают проблемы, как небольшие, так и очень серьезные.

Вообще надо заметить, что многие люди сегодня даже не знают, чего они хотят, потому что просто не задумываются над этим. Ведь они к этому не привыкли – задумываться над смыслом своей жизни и над правильностью или неправильностью того, что они делают. А не привыкли они к этому потому, что большинство из них просто не учат думать над чем-то слишком много – их учат откликаться, реагировать, исполнять, подражать, но не думать. За хорошее исполнение, за хорошую службу – людей вознаграждают, а за плохую, соответственно – наказывают. Вот человек и учится преимущественно тому – как вести себя так, чтобы его почаще вознаграждали и пореже наказывали. А думать над своей жизнью, над тем, что тебе в ней нужно, а что нет – это значит самому нести за нее ответственность и самому себя вознаграждать и наказывать. Люди бы это с радостью делали, если бы их к этому приучали. Но наше общество живет по другим правилам, поэтому такой подход к обучению и воспитанию человека в нем не пользуется большой популярностью. Но, согласитесь, друзья, если большинство из нас, в рамках стандартной системы образования, не учат думать, причем думать правильно, качественно, эффективно, и о нужных нам вещах, то это не означает, что мы сами себя не можем этому научить. Мы можем себя научить всему, чему захотим.

Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. А эта возможность во-многом зависит от той социальной среды, в которой живет человек. Ведь дело в том, что человек может что-то не понимать и даже не догадываться об этом, или думать, что ему и не нужно ничего понимать. Но, согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. Поэтому крайне важно, чтобы в жизни каждого из нас появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице умного человека, который выведет нас из тьмы и поможет нам обрести потребность в понимании. Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить.


написать администратору сайта