doklad с нумерацией. В современном русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми
Скачать 30.84 Kb.
|
Введение Понятия морали, нравственности и этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека. В современном русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля. Этот вопрос остается актуальным и в наше время в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Этика Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией. В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества. Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Возникновение понятия «этика» как философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этический», от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало нравы, обычаи, привычки. Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики. Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу мора ли, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации. О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и так далее. В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralität и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер. Мораль, принятая и преобладающая в том или ином обществе, называется общественная мораль. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика. В отношении к личности человека мораль является внутренней формой саморегуляции индивидом своего поведения. Мораль бескорыстна, личностна, представляет особого рода познание, является сущностной характеристикой духовного познания. Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции. Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос. Нравственность Слово «нравственность» - славянского происхождения. По смыслу оно почти полностью совпадает с греческим «этос» и латинским «морес». В русском языке много однокоренных слов, например, благонравие, добронравие. Русские писатели, философы, историки сферу знания о нравственности называли «нравственной философией». Нравственность – внутренняя система человеческих правил. Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам. Развитие нравственности подразумевает выработку привычки уважительного отношения к окружающим, дисциплинированность, организованность, порядочность. Первоочередной задачей для развития нравственности является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. Формирование нравственности относится к важнейшим задачам обучающего воспитания, к разделу становления социального интеллекта. Формирование нравственности направлено на актуализацию в человеке возвышенных, благородных чувств, гуманных отношений к себе, другим людям, природе, труду и его результатам. Заключение Этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль. Мораль и нравственность – понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль», «нравственность» в обыденных условиях употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, вид общественных отношений, как регулятор общественных отношений. Что же касается соотношения понятий «мораль» и «нравственность», на мой взгляд, следует иметь в виду, что мораль — это должное, что должно быть, а нравственность — это реализованная мораль, мораль в действии. Это поступок, в котором реализуются моральные нормы, принципы. Мораль — это потенциал, а нравственность — это фактор, или движущая сила в моральном отношении. Следовательно, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь. Но всё же в целом все три понятия взаимосвязаны. Список литературы: Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2001. 4 Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2. Матюшин Г. Г."Этика. Курс лекций" 2007. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н.Шведовой. - М.:Азъ, 1992. Шемаханова Ирина Альбертовна. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Дополнительные источники информации: Internet - www. ru.wikipedia.org - Википедия |