Главная страница
Навигация по странице:

  • Важнейшие даты: 632 г.

  • 750 г.

  • Возникновение Арабского халифата Пророк Мухаммад умер в 632 г.

  • Арабские завоевания при Омейядах После смерти последнего праведного халифа в 661 г.

  • Династия Аббасидов и распад Халифата В 750 г.

  • Взаимодействие культур арабов и покорённых народов

  • Право арабского халифата Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат

  • Коран

  • Хиджаз

  • Семейное и наследственное право

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • история в арабских халифатах. индивидуальный проект по истории. Важнейшие даты 632 г


    Скачать 2.55 Mb.
    НазваниеВажнейшие даты 632 г
    Анкористория в арабских халифатах
    Дата10.04.2023
    Размер2.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаиндивидуальный проект по истории.docx
    ТипДокументы
    #1051386


    ВВЕДЕНИЕ

    Ни одно средневековое общество Востока, при всем многообразии уровней развития каждого из них в отдельности, не достигло стадий позднего феодализма. Здесь по сравнению с основными средневековыми европейскими странами отставало промышленное развитие и развитие товарно-денежных отношений.

    Относительно замедленный характер развития социально-экономических процессов в средневековых странах Востока был связан с действием целого ряда внешних и внутренних факторов. Типичной чертой восточных феодальных государств является консерватизм, стабильность, традиционность права и морали. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали и к закрепленным ими институтам была заложена одна из важных причин относительной самостоятельности этих институтов, сила их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

    Проявлением консерватизма социальных норм права и морали в этих государствах была их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний.

    Важнейшие даты:

    • 632 г. ― возникновение Арабского халифата;

    • 661 г. ― начало правления династии Омейядов в Арабском халифате;

    • 750 г. ― начало правления династии Аббасидов в Арабском халифате.

    Термины: арабеска, каллиграфия, медресе, халиф, эмир.

    Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Муавия I.

    Возникновение Арабского халифата

    Пророк Мухаммад умер в 632 г. К этому времени ислам приняли арабы по всему Аравийскому полуострову. Из-за межплеменных конфликтов и необходимости централизации управления мусульманская община являлась ещё и военной организацией. После смерти пророка возник вопрос, кто вместо него будет руководить верующими и предводительствовать арабским войском. Выбор пал на ближайших учеников Мухаммада. Их стали называть халифами (от арабского ― «заместитель») ― заместителями пророка, а подконтрольные им территории стали именоваться Арабским халифатом. Так возникло новое, уникальное для мировой истории государство, где основой общественного строя стала религия ислам. Стоявший во главе государства халиф являлся одновременно государственным и религиозным лидером. В подчинённых землях государственными законами становились законы шариат. 

    Первые халифы Абу Бакр, Умар, Усман, Али были близкими сподвижниками и учениками Мухаммада. Этих халифов стали называть праведными, так как ещё при жизни Мухаммада они принимали активное участие в укреплении мусульманской общины, а после смерти пророка строго придерживались исламских добродетелей и сохраняли единство исламского мира. Они правили халифатом, сменяя друг друга, с 632 по 661 г. За время правления праведных халифов Арабский халифат сформировался как государство, были предприняты решительные шаги к распространению ислама.

    За пределы Аравийского полуострова ислам стал распространяться вместе с арабскими завоеваниями. С 632 г. арабские войска начинают вторгаться в сопредельные государства. Византия и Иран, ослабленные войнами друг с другом, оказались не в силах противостоять арабским завоеваниям. Арабы, живущие на севере Аравийского полуострова, находились в даннической зависимости от Византии. Ислам здесь распространился ещё при пророке Мухаммаде. Арабское население Византии и Ирана, принимая новую веру, оказывалось в зависимости от Арабского халифата, что приводило к межгосударственным конфликтам. В 632 г. началось полномасштабное вторжение арабов в Иран, в 634 г. ― в Византию.

    Карта арабских завоеваний в VII–IX вв.



    В течение нескольких лет Арабский халифат

    Халифат отвоевал у Византии Палестину и Сирию. Особенно болезненной для византийцев была потеря г. Иерусалима (637 г.), ведь здесь располагались священные для христиан места, связанные с жизнью Иисуса Христа. Затем взор арабских завоевателей был обращён к византийским владениям в Северной Африке. Византийские владения здесь были захвачены к середине VII в. Одновременно с этим арабы успешно вели захват Иранских земель и Армении. Последний праведный халиф Али ибн Абу Талиб (656–661) столкнулся с проблемой отсутствия единства халифата. При нём началась гражданская война, в ходе которой возникло разделение на суннитов и шиитов.



    Арабские завоевания при Омейядах

    После смерти последнего праведного халифа в 661 г. земли халифата объединил под своей властью талантливый военачальник и создатель арабского военного флота Муавия I (661–680). Потомки Муавии I находились у власти в объединённом халифате до 750 г. получила наименование Омейяды. Столицей государства стал г. Дамаск. Завоевания продолжились. К концу VII в. Омейяды на западе захватили Северную Африку до Гибралтарского пролива. Границы халифата на востоке достигли р. Инд. Омейяды долго и с переменным успехом вели войну с хазарами за Кавказ. В 730-е гг. арабам удалось взять кавказскую крепость Дербент, которая стала форпостом северных границ Халифата.


    Мечеть Омейядов в Дамаске. VIII в.
    Чтобы избежать гражданских войн и улучшить управление государством, в составе халифата были выделены особые области, которые управлялись наместниками ―эмирами, в переводе с арабского — «повелитель». Подвластные эмирам земли ― эмираты ― обладали большой самостоятельностью. У эмиров были собственные армии. Свою власть они зачастую передавали по наследству. В IX‒XI вв. многие эмираты стали независимыми государствами.

    В 711 г. началось вторжение арабов на территорию Пиренейского полуострова. Находящееся здесь Королевство вестготов было ослаблено внутренними конфликтами и к 718 г. почти полностью оказалось под властью арабских завоевателей. Далее арабское войско двинулось к границам Франкского государства. Правители франков ― сначала Карл Мартелл, затем Карл Великий ― сумели остановить арабское завоевание Европы. Но Пиренейский полуостров остался под властью Омейядов. В 756 г. испанские и португальские земли стали независимым исламским государством со столицей в г. Кордова. Имея тесную связь с европейскими, христианскими королевствами, Кордовский эмират сыграл большую роль в распространении восточной культуры на территории Европы.

    Династия Аббасидов и распад Халифата

    В 750 г. династию Омейядов во главе Халифата сменила новая династия ― Аббасиды, которые находились у власти до 1258 г. Столица Халифата была перенесена в г. Багдад, поэтому государство Аббасидов называют также Багдадским халифатом. Первые годы правления стали успешными для Аббасидов. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с конкурентами в лице Китайской империи. В 751 г. между войсками Арабского халифата и Китайской империи произошло сражение на р. Тала́с. Арабы одержали победу, что определило распространение ислама в Средней Азии. Благодаря прекрасному военному флоту власть Аббасидов распространилась на острова Средиземного моря: Сицилию, Кипр и Крит. К середине IX в. арабам удалось закрепиться на южном побережье Италии. На протяжении IX‒X вв. итальянские прибрежные города постоянно подвергались нападениям арабов.



    Захват испанскими арабами острова Крит. Средневековая миниатюра
    При Аббасидах усилился процесс децентрализации и распада халифата на отдельные независимые государства. Происходило это из-за того, что местные эмиры стремились к независимости от центральной власти в Багдаде. Халифам было очень сложно контролировать огромную территорию государства, населённую очень разными народами с различной культурой и традициями. К концу X в. под властью Аббасидов оставалась лишь часть былой державы. Процесс распада Арабского халифата отчасти похож на феодальную раздробленность Франкской империи с той разницей, что в арабском мире не укоренились феодальные отношения. Эмиры завоёвывали независимость, после чего их с халифом не связывали никакие обязательства. 

    В середине XI в. большая часть ближневосточных территорий Халифата была завоёвана племенами турок-сельджуков, которые пришли из Средней Азии.

    Распад Арабского халифата


    Взаимодействие культур арабов и покорённых народов

    Первоначально культурный уровень арабов-завоевателей был значительно ниже уровня большей части покорённых ими народов. Завоеватели уничтожали памятники культуры, особенно если это были изображения языческих богов. Число арабов, владеющих грамотой, было очень низким. Однако постепенно культурные достижения народов, проживающих на завоёванных арабами территориях, стали влиять на них и смешиваться с их традициями. Таким образом, культура стран Арабского халифата была создана не только самими арабами, но народами, которые входили в его состав ― сирийцами, греками, египтянами, иранцами, жителями Средней Азии.

    На развитие арабской культуры также влияли достижения в области сельского хозяйства и ремесла покорённых народов. Так была открыта дамасская сталь, началось производство бумаги и шёлка.

    Арабский язык постепенно распространялся всё шире и шире. Это был язык, на котором составляли официальные документы и вели переписку чиновники. Арабский язык изучался в учебных заведениях халифата и в дальнейшем стал языком литературы и науки. Сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои труды на арабском языке.

    Образование

    Образование стало необходимо для получения государственных должностей. При дворцах халифов ценили учёных и писателей. Им создавали хорошие условия для жизни и работы. Число образованных людей росло, так что скоро их количество  превысило количество грамотных людей в любой европейской стране.

    Начальное образование подданные стран Арабского халифата могли получить в частных и бесплатных государственных школах. Высшие учебные заведения ― медресе ― устраивались в городах при мечетях. 

    В городах собирались большие библиотеки: например, в библиотеке Багдада, называвшейся «Дом мудрости», насчитывалось 400 тысяч разных книг.

    Научные знания

    Учёные стран Арабского халифата внесли значительный вклад в развитие мировой науки. Первоначально научными центрами халифата были Сирия и Иран. Здесь на арабский язык стали переводить труды античных авторов. Некоторые античные сочинения дошли до нашего времени только в арабских переводах. 

    Значительных достижений достигли учёные-математики. Они позаимствовали в Индии и стали постоянно использовать для записи чисел набор из десяти знаков. Эти знаки, которые затем попали через арабские страны в Европу, используются сейчас в большинстве стран для записи чисел и называются «арабскими цифрами». Также было заимствовано и введено в употребление понятие «ноль».



    Арабские учёные серьёзно изучали астрономию. Они смогли вычислить размер земного шара и высказали предположение о том, что Земля может двигаться вокруг Солнца. В крупных городах для наблюдения были организованы обсерватории. В них вычисляли даты солнечных затмений, описывали движения планет, фиксировали видимые звёзды и давали им названия.

    Развивалась география. Благодаря путешественникам были описаны все страны халифата, а также Индия и Китай, составлены карты известных земель и морей. Учёные поделили Землю на пять климатических поясов и сделали предположения о влиянии климата на культурное развитие различных стран. 

    В XI в. жил самый известный и влиятельный персидский учёный средневекового исламского мира, философ и врачИбн Сина (980–1037), известный в Европе как Авиценна. Он был придворным врачом, обладал обширными знаниями, отличался феноменальной памятью и написал 450 трудов в 29 областях науки.

    Среди трудов Авиценны значительное место занимают работы по медицине. Самая объёмная из них – «Канон врачебной науки» в пяти книгах. Она представляет собой энциклопедию, в которой переработаны и по-новому осмыслены в соответствии с достижениями арабской медицины рекомендации античных учёных-медиков. Авиценна первым предположил, что заболевания могут быть вызваны неизвестными мельчайшими существами. Он изучил, описал, выделил отличия и обратил внимание на заразность таких серьёзных болезней, как оспа, холера и чума. Две книги «Канона врачебной науки» посвящены лекарственным средствам, их изготовлению и применению. Медицинские труды Авиценны, переведенные на латинский язык, до XVII в. служили руководством для европейских врачей.

    В области химии Авиценна изобрёл процесс изготовления эфирных масел, а также описал процесс выделения солярной, серной и азотной кислот. 

    Следуя представлениям Аристотеля, многие учёные утверждали, что небесные светила отражают свет Солнца. Авиценна же пришёл к выводу, что звёзды и планеты светятся сами. 

    Интересны размышления Авиценны о человеке. Согласно его учению, натура человека делится на четыре вида: горячую, холодную, влажную и сухую. Эти виды натуры человека меняются в зависимости от различных внешних условий и внутренних факторов. В современной науке это учение можно было бы отнести к психологии и соотнести с четырьмя известными темпераментами.

    В честь Ибн Сины в мире названо дерево, горная вершина, кратер на Луне, астероид, улицы во многих городах, несколько больниц, медицинский институт, компьютерная программа, позволяющая расшифровывать кардиограммы и рентгеновские снимки.



     Авиценна. Иллюстрация из средневековой рукописи «Тонкости истины». 1271 г.



    Памятник Авиценне в «Павильоне персидских учёных» перед офисом ООН в Вене. Фотография Yamaha5

    Литература

    Из Индии, Ирана, Египта путешественники, кроме дорогих товаров, привозили чудесные сказания. Рассказы об удивительных приключениях в путешествиях с удовольствием слушали во дворцах и домах знати. На площадях и рынках между простыми людьми быстро передавались друг другу, обрастая подробностями, весёлые истории о том, как смышлёные простолюдины обхитрили чиновников и купцов. Эти сказки и рассказы впоследствии были записаны и составили основу известного по всему миру сборника «Тысяча и одна ночь». Главный сюжет сборника ― история о персидском царе Шахрияре и его жене Шахерезаде. Шахрияр, обманутый первой женой и послушавший наветы придворных, считал, что все женщины на свете обманывают своих мужей. Поэтому и свою новую невиновную жену Шахерезаду он решил казнить на рассвете после свадьбы. Но она, узнав об этом, вечером начала рассказывать ему увлекательную и необыкновенную сказку. Рассказывала всю ночь и остановилась только утром, на самом интересном месте. Тогда царь подумал: «Я смогу казнить её и на следующее утро, а этим вечером я хочу послушать, чем же закончилась её история». На следующий день всё повторилось, и так продолжалось тысячу и одну ночь. Через тысячу и одну ночь Шахерезада пришла к царю с тремя маленькими сыновьями, которые родились на свет за три года, и попросила царя ради них не казнить её. Шахрияр ответил, что уже помиловал Шахеразаду, потому что понял, что она невиновна, мудра и прекрасна.

    В этот сборник входит «Сказка о Синдбаде-мореходе», которая много раз переводилась и пересказывалась на разных языках. В ней причудливо соединяются и опыт восточных мореплавателей, и отголоски античных произведений, и фантастические рассказы индийских и персидских авторов. «Алладин и волшебная лампа» ― тоже одна из сказок, рассказанная царицей Шахерезадой.

    Искусство

    В отличие от европейских стран в землях Арабского халифата живопись и скульптура практически не развивалась. Это связано с тем, что мусульманская религия с неодобрением относится к изображению людей и животных, а в ряде регионов это и вовсе было запрещено.

    В арабских странах велось масштабное строительство. Вершиной арабской архитектуры являются мечети. Они представляют собой квадратное в плане здание, иногда завершающееся сверху куполом. Внутри мечети, поперёк движения молящихся, располагались колонны, объединённые сверху арками. Мечети украшались растительными и геометрическими орнаментами ― арабесками.

    Арабеска ― сложный декоративный орнамент, состоящий из геометрических фигур, стилизованных изображений растений и надписей на арабском языке. Арабески используются при украшении стен, а также тканей, предметов быта и ювелирных изделий.

    Орнаменты могли быть выполнены с помощью резьбы по камню, мозаики, плитки. Икон или фресок внутри мечети нет. Главное по значению место в мечети ― михраб. Он представляет собой нишу в стене, обращённую в сторону Мекки. Это место украшается затейливой резьбой. Рядом с мечетью расположены высокие многоярусные башни ― минареты. С высоты минарета служитель мечети оповещает верующих о начале намаза — обязательной для всех мусульман молитвы. 

    Одна из самых известных сохранившихся мечетей времён Арабского халифата ― Мескита. Она расположена в испанском городе Кордова (Андалусия). Мескита построена в XI в. Во внутреннее пространство Мескиты вписаны около тысячи колонн, объединённых арками и украшенных гранитом, яшмой, мрамором и ониксом. Колонны сделаны из частей римского храма, существовавшего ранее на этом месте. Мескита также украшена позолоченными молитвенными нишами и куполом, усыпанным синими плитками-звёздами. В 1236 г. мечеть была переделана в католический собор.



    Мескита. Фотография Toni Castillo Quero


    Интерьер Мескиты. Фотография Berthold Werner
    В арабских странах возник новый вид искусства — каллиграфия. Каллиграфию можно назвать наукой: высота каждой буквы и длина слов определяются строго математически, в строке используются геометрические принципы и соблюдаются чёткие пропорции. Для священных текстов, документов, художественных произведений используются разные шрифты.

    Рукописи, посвящённые истории, естественным наукам, поэтическим произведениям, украшались миниатюрами, в которых основное внимание обращалось на контур и цвет. В светских книгах запрет на изображение живых существ мог не соблюдаться.

    Коран переписывался от руки мастерами, создававшими его новые копии с особенной тщательностью ― ведь эта священная книга мусульман, в которой передаются слова Пророка. Священные книги украшены сложнейшими орнаментами ярких расцветок.



    Арабская миниатюра-иллюстрация к роману «Варка и Гулшах», Конец XII — начало XIII в.
    Культура стран Арабского халифата сильно повлияла на западноевропейское средневековое научное сообщество. По уровню развития науки арабские учёные намного обогнали европейцев. Европейцы заимствовали у арабов множество научных знаний,которые послужили основой для дальнейшего развития в области медицины, математики, астрономии и других наук.

    Право арабского халифата

    Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:

    Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

    Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.

    Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

    Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

    В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время, наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.

    Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом:

    1) строго обязательные,

    2) желательные,

    3) разрешаемые,

    4) нежелательные, но ненаказуемые,

    5) запрещенные и строго наказуемые.

    Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:

    - преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;

    - преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;

    - правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.

    К преступлениям хадд относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.

    Среди преступлений против отдельных лиц право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).

    Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.

    Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.

    Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом, - разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.

    В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

    Хиджаз - земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

    Вакуф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;

    Мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;

    Иктпа - временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

    Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы - запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.

    Судопроизводство. Первоначально Мухаммед, а затем и назначенные им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей - кадиев.

    Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кади не был связан определенным, жестким порядком судопроизводства.

    Кроме судебных полномочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многим другим.

    Семейное и наследственное право:

    Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

    Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно и неограниченное число наложниц. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

    Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.

    Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.

    При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

    1. завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

    2. завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

    3. составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

    К наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Своеобразие государства Арабского Халифата было непосредственно связано с их ригидной, универсальной религией - исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого Аллаха, нашедшей выражение в Коране: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». Ислам определял в мусульманском мире и характер социальной структуры, и государственных учреждений, и правовых институтов, и морали - всю духовную сферу мусульман. Так, религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала особая социальная структура, характеризующаяся определенной обезличенностью господствующего класса, отсутствием системы наследственно передаваемых титулов и привилегий, избранности и пр. Здесь были все равны, а скорее в равной степени бесправны перед теократическим государством, его главой - халифом, султаном.

    В мусульманском мире духовенство не могло притязать на светскую власть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой Европе, и конфликта между духовной и светской властью. Ислам исключал неверие, против него нельзя было выступить ни прямо, ни косвенно, даже споря по его отдельным положениям, не потому, что еретиков, как в Европе, сжигали на костре, а потому, что это значило противопоставить, исключить себя из мусульманского общества.

    Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и политической теории о слитности духовного и светского определили и особое место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное господство над обществом, его теократическо-авторитарную форму.

    В нормах права и морали Арабского Халифата следует отметить консерватизм, стабильность, традиционность. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. В Арабском Халифате Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов.

    Ну и наконец, подводя итоги, если говорить о том, что же погубило Арабский Халифат так это - роскошь, раскол религии, ну и самая основная причина это - огромные налоги и ростовщичество.

    Все это привело к тому, что Арабский халифат закончил свое существование. Он оставил нам в наследство великолепнейшие, неподражаемые произведения искусства и культуры. Значение Арабского халифата в истории мировой культуры огромно.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Авксеньтьев М.И. Коран, шариат и адаты. Ставрополь. 2001. - 271 с.

    2. Арабский Халифат и мусульманское право: Учеб. пособие / Моск. юрид. ин-т; [Сост. Бондаренко Д.В., Емелин А.С.] - М.: МЮИ, 1997. - 61 с.

    3. Арабский халифат. Возникновение и распространение ислама: Учеб.пособие: [Для студентов и аспирантов гуманитар. специальностей]. - М.: Изд-во Рос.ун-та дружбы народов, 1996. -29 с.

    4. Византия и арабы в раннем средневековье / М.В. Кривов. - СПб.: Алетейя, 2002. - 189 с.

    5. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Высшая школа, 2006. - 389 с.

    6. Иран. Византия. Арабский Халифат: [учеб.пособие] / В.В. Смирнова. - Изд. 2-е, испр. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 109 с.

    7. История арабов и Халифата (750-1517 гг.) / И.М. Фильштинский; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Муравей-гайд, 2001. - 349 с.

    8. Подготовка воинов Аллаха, VI-XIII вв.: Ист.- пед. исслед. / И.В. Журавлев; Воен. ун-т. Каф. педагогики. - 2-е изд., перераб. - М.: УРСС, 2000. - 151 с.

    9. Работы по истории ислама и Арабского халифата / В.В. Бартольд; [Вступ. ст. А.Б. Халидова; Рос. акад. наук.я Отд-ние истории. Отд-ние лит. и яз.]. - Воспроизводится по изд. 1966. - М.: Вост. лит., 2002. - 784 с.

    10. Халифат под властью династии Омейядов (661-750) / И.М. Фильштинский; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африк.


    написать администратору сайта