Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА Тема

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • 1. СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИЙ

  • 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Особенности творческого воображения младших школьников

  • 2.3. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский метод

  • Виды воображения и его функции (курсовая). Виды воображения и его функции


    Скачать 38.89 Kb.
    НазваниеВиды воображения и его функции
    Дата22.09.2019
    Размер38.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВиды воображения и его функции (курсовая).docx
    ТипКурсовая
    #87417

    епартамент здравоохранения города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

    профессионального образования города Москвы

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема: Виды воображения и его функции

    2014 год

    Содержание

    Введение…………..…………………………………………………………….…..3

    1. Состояние научной разработанности проблемы исследования видов воображения и его функций.....................................................................................5

    2. Психолого-педагогические основы развития воображения у детей младшего школьного возраста...................................................................................................7

    2.1. Особенности творческого воображения младших школьников...............8

    2.2. Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников..........................................................................................9

    2.3. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности.................................................................…..…12

    Заключение…………………………………………...……………………….......19

    Список литературы……………………………………………...…………...…...20

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы.Образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.

    Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития, преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения. В этот возрастной период происходит интенсивное овладение средствами и приемами учебной и творческой деятельности.

    Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. Таким образом, актуальность проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста заключается в том, что творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, способствует саморазвитию личности. Творческие возможности у детей не всегда полностью реализуются, если специально не организуются развивающие занятия, направленные на развитие механизмов воображения, активизацию творческих способностей.

    Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время занятий изобразительным искусством.

    Объект исследования: изучить процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время занятий изобразительным искусством.

    Предмет исследования: приёмы, методы и средства работы на занятиях изобразительным искусством.

    Гипотеза: мы предполагаем, что систематические занятия изобразительным искусством могут оказывать влияние на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

    Задачи:

    1. Изучить основные научные источники по теме "Виды воображение и его функции".

    2. Исследовать особенности творческого воображения у детей младшего школьного возраста во время занятий изобразительным искусством.

    3. Разработать пути и методы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.


    1. СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИЙ

    Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным.

    Известно, что физиологической основой воображения являются остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате процесса нервной деятельности возникают новые, ранее не имеющие места в реальном процессе восприятия, сочетания базовых образов воображения. Большинство авторов (Л.С. Выготский, 1982; СЛ. Рубинштейн, 1946; А.В. Петровский, 1977; А.Я. Дудецкий, 1974 и др.) отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отходом от непосредственных впечатлений действительности.

    С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое".

    Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец. По мнению А.В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закрепленных в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.

    Воображение строится из реальных элементов, чем богаче опыт - тем богаче воображение. Это основной закон воображения, выразителями которого были В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение способно создавать многочисленные новые комбинации из прежних элементов.

    У Выготского Л.С. подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение, соединение элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении.

    Как видно, из вышесказанного, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

    2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    2.1. Особенности творческого воображения младших школьников

    Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знако - символической формы сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям:

    - по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления;

    - по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок начинает создавать на основе имеющихся сказок, описаний, картин все более сложные образы и системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются, насыщенностью, эмоциональностью;

    - творческое воображение развивается, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно применяет их;

    - воображение становится преднамеренным и опосредованным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

    Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В таких случаях если ребенок своим рассказом не преследует какую-нибудь выгоду, то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально.

    В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

    Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

    Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Существует три критерия эффективности развития творческого воображения детей:

    - динамика успеха ребенка в выполнении самих игровых заданий;

    - динамика успехов в выполнении традиционных интеллектуальных и мимических тестов;

    - динамика общей успеваемости школьников и повышение их активности на уроках.

    Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

    Таким образом, воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

    2.2. Изобразительное искусство, как средство развития воображения у младших школьников

    Изучив особенности развития творческого воображения младших школьников, в данном параграфе нам предстоит задача обосновать взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображения в процессе учебной деятельности. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам.

    Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся младших классов и увлекает их. Рисование составляет преимущественный вид детского творчества и поэтому является наиболее доступным и эффективным средством развития воображения младших школьников. Ребенок в силу своих возрастных особенностей стремится создать конкретный образ для осмысления окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым (динамическим) проявлениям чувств (экстросенсорное эмоциональное восприятие) и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно - посредством рисования.

    Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Значительные изменения происходят и в самих образах воображения, создаваемых школьниками. Первоначально изображения людей и предметов по представлению отличаются бедностью и нерасчлененностью: 2-3 детали, 2-3 части. Постепенно образы становятся точнее, увеличивается количество деталей. В образах, создаваемых младшими школьниками, ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельностью. Да и сам процесс изображения можно охарактеризовать следующим образом: ребенок сразу приступает к работе, может продолжительное время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправляет. Лишь иногда вносит исправления, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

    В результате постоянной работы учителя, развитие воображения происходит по следующим направлениям:

    1. Сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определенным. Требуется опора на конкретный предмет или образ.

    2. В образе отражается вначале только несколько признаков, а ко 2-3 классу гораздо больше, причем, существенных.

    3. Происходит переработка образов, накопленных представлений ко 2 классу, образы становятся обобщеннее и ярче.

    4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет, а далее развивается опора на слово. Именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ.

    Из всего вышесказанного видно, что творческое воображение формируется постепенно и для его успешного развития необходимо вводить ряд последовательных упражнений и занятий. Так как первый закон воображения, который открыл Выготский Л. С., выводит метод накопления знаний, эмоций и их выражение. Этот метод мы можем успешно применить на подготовительном этапе и этапе осмысления, когда дети только начинают приобщаться к какой-либо области художественного творчества. В младшем школьном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческого воображения является искусство, художественная деятельность. Младшие школьники испытывают потребность творить, создавать новое, открывать мир вокруг себя и от собственной творческой деятельности испытывают удовольствие. Они играют и разговаривают с созданными ими персонажами, с удовольствием включаются в новые для них виды деятельности, с гордостью выставляют собственные работы, пробуют собственные силы в разнообразных техниках.

    Воображение и творчество теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Ведущей является обратная зависимость: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения формируются и проявляются в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что изобразительная деятельность как нельзя лучше подходит для младших школьников, так как она доступна и приятна для детей, это действенное и эффективное средство развития воображения.

    2.3. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности

    В познавательной деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.

    Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Младенческий возраст наиболее благоприятен для развития ощущения, ранний возраст – для речевого развития, дошкольный возраст – для развития восприятия.

    Младший же школьный возраст является сенситивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике.

    Подготовку детей к творчеству надо начинать с простейшего - начальные задания направлены на развитие внимания, памяти, воображения и т. д. Дальнейшие задания способствуют развитию способности замечать сходство в несхожих образах. Воображение здесь необходимо для создания выразительного образа. Но на протяжении всех занятий необходимо, чтобы перед ребенком постоянно вставали творческие задачи: сначала элементарные, затем - более сложные.

    Для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста необходимы соответствующие условия:

    • социально-эмоциональные, т. е. создание взрослыми у ребят чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат официальной оценки взрослых;

    • психологические, сущность которых заключается в том, что у ребят формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослых его творческих заданий;

    • творческие создаются путем создания специальных условий, стимулирующих к творчеству.

    В научной литературе, в описаниях успешной практики, называются следующие условия, способствующие развитию творческого воображения:

    - богатство образных рядов при восприятии мира;

    - многогранность восприятия вещей и предметов;

    -развитие речи;

    - свободное время;

    - экспериментирование;

    - комфорт и безопасность;

    - работа интеллектуальных способностей;

    - предоставление возможности активно задавать вопросы;

    - постоянное упражнение воображения.

    Результата можно добиться при работе с коллективом детей, занимающихся в небольших группах, что позволяет им в свою очередь получить необходимую поддержку своим потенциальным способностям.

    С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения . Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность.

    Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения. Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина “Изобразительное искусство” реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей – развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков.

    Анализ рабочих программ по изобразительному искусству отдельных авторов (например, рабочей программы Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” для учащихся начального звена) позволяет увидеть, посредством каких возможностей осуществляется развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства.

    Так, развивающему эффекту на уроках ИЗО способствует наличие в учебной программе отдельных тем, целями которых, как раз таки, является развитие творческого воображения школьников. В рамках рабочей программы по изобразительному искусству во 2 классе среди них можно выделить следующие:

    - “Для художника любой материал может стать выразительным”, когда учащиеся, познакомившись на предыдущих уроках с выразительными возможностями различных материалов, создают собственный образ ночного праздничного города;

    - “Изображение и фантазия”, когда учащимся по воображению предлагается создать изображение сказочного, несуществующего животного путем объединения воедино элементов животных и растений;

    - “Постройка и фантазия” – учащимся дается задание создать по воображению фантастические здания с последующим объединением их в фантастический город – и другие темы.

    Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно добиться также путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения.

    Как и любой другой урок, урок изобразительного искусства реализуется посредством целого ряда методов и приемов обучения. С помощью словесных методов (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) учитель излагает и объясняет учебный материал, ставит перед обучаемыми проблему и указывает пути ее решения, вызывает в сознании детей яркие образы; на основе наглядных методов (иллюстрация и демонстрация) педагог знакомит учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде; посредством практических методов (упражнение, лабораторные работы, практические работы) достигается практическая отработка определенных навыков и умений учащихся в рамках учебного предмета. Однако, перечисленные методы направлены, в первую очередь, на усвоение знаний учащимися и формирование у них определенного комплекса навыков и умений. Посредством этих методов, в основном, развивается репродуктивное воображение школьников.

    Согласно известной классификации, предложенной М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером, основанной на делении методов по уровню включения учащихся в продуктивную (творческую) деятельность, перечисленные традиционные методы обучения являются объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами(когда учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти, а после воспроизводят по заранее запланированному алгоритму).

    Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Это достигается, в первую очередь, посредством использования исследовательского, эвристического метода, а также метода проблемного изложения материала.

    Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой и умственной деятельности учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель побуждает учащихся строить гипотезы, рассуждения; проводя опыты и наблюдения, дает возможность опровергать или утверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы.

    Так, например, в 4 классе на уроке изобразительного искусства по теме “Деревня. Деревянный мир. Гармония жилья с природой” учащимся можно предложить следующую проблемную ситуацию: в деревне все улицы без названий, дома всех жителей одинаковые деревянные. Что можно предпринять, чтобы приезжающие в деревню гости с легкостью определяли, кто где живет (учащихся необходимо подвести к мысли о том, что в элементах украшения домов можно выразить интересы, склонности, направления трудовой деятельности жителей деревни).

    Частично-поисковый, или эвристический метод получил такое название, т.к. ученики не всегда могут решить сложную проблему самостоятельно и поэтому часть знаний сообщает им учитель, а часть они добывают сами. Под руководством учителя ученики рассуждают, решают возникающие познавательные ситуации, анализируют, сравнивают. Вследствие этого у них формируются осознанные знания.

    В качестве примера применения данного метода на уроках изобразительного искусства можно предложить работу по следующему алгоритму: на первом этапе учащиеся получают представление о каком-то предмете (например, животном – зайце) – с помощью учителя устанавливают его отличительное особенности, внешний вид, форму, цвет; на втором этапе самостоятельно определяют алгоритм его рисования – размещают в правильной последовательности изображенные на доске этапы рисования, заполняют пропуски в последовательности и т.д.

    Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса, приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.

    Так, на уроках изобразительного искусства во 2 классе, знакомясь с разнообразием цветовой гаммы, школьникам дается задание определить, каким образом создается тот или иной цвет. Для этого учащимся предлагается провести небольшое исследование на уроке – с помощью смешения определенных красок в разных сочетаниях, и сделать соответствующие выводы.

    Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений. Большое внимание учитель должен уделять также жанру уроков изобразительного искусства. В отличие от большинства других, уроки ИЗО могут проводиться в разных жанрах: урок – путешествие, урок – прогулка, урок – спектакль, урока – викторина, урок – импровизация, урок – репортаж из музея, с выставки, урок – панорама и т.д. На уроках можно осуществлять взаимосвязь с музыкой, литературой, историей, трудом, т.е. проводить интегрированные уроки искусства.

    Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно достигнуть, применяя разнообразные современные технологии обучения:

    1) Обучение в сотрудничестве, групповая форма организации обучения;

    2) Игровые технологии;

    3) Информационные компьютерные технологии;

    4) Проектные методы обучения;

    Таким образом, обобщая выше изложенный материал, необходимо отметить, что учитель на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы: Проблема взаимосвязи активного творческого воображения в процессе изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни.

    В качестве творческой деятельности мы выбрали изобразительную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на их развитие, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период.

    В своей работе мы придерживаемся основных положений

    Л.С. Выготского:

    - зависимость от жизненного опыта, потребностей и интересов;

    - способность комбинировать элементы воображения и упражнения в этой деятельности;

    - воплощение продуктов воображения в материальную форму;

    - зависимость от технического умения и традиций (образцов творчества, которые влияют на человека);

    - эмоциональная зависимость.

    Также, по ходу исследования, мы выясняли, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., - 1971.

    2. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.,: Издательский центр Академия, 1999.

    3. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1997.

    4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте С - П.: Союз, 1997.

    5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы психологии. -М.: Школа-Пресс, 1993.

    6. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.

    7. Конышева Н.М. Методика обучения изобразительному искусству младших школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.


    написать администратору сайта