Главная страница
Навигация по странице:

  • Алексей Николаевич Плещеев

  • Аннотация Нам звезды кроткие сияли. Нам Звезды Кроткие Сияли Аннотация. Виктор Сергеевич Калинников


    Скачать 23.05 Kb.
    НазваниеВиктор Сергеевич Калинников
    АнкорАннотация Нам звезды кроткие сияли
    Дата12.05.2021
    Размер23.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНам Звезды Кроткие Сияли Аннотация.docx
    ТипДокументы
    #204107

    «Нам звёзды кроткие сияли»

    • Произведение a capella, написанное для смешанного хора с дивизиями во всех партиях.

    Виктор Сергеевич Калинников(1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью и званием свободного художника. Окончил училище по классу гобоя и композиции. В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище. В 1922-26 г.г. - в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах. Виктор Калинников является представителем культуры «Серебряного века». Он занимал особое место в музыкальной культуре XIX – начала XX веков.

    Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства вообще и русского хорового стиля конца XIX -- начала XX века в частности. Черты стиля отчетливо прослеживаются в хоровом творчестве С. Танеева, А. Кастальского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова. Все они - приверженцы реалистического направления в музыке. В тоже время, огромную роль в формировании творческого стиля композиторов оказала предшествующая эпоха романтизма.

    Наиболее характерные черты романтизма - преувеличенная насыщенность чувств, поэтичность, лиризм, прозрачная картинность, гармоническая и тембровая яркость, красочность – свойственны хоровому стилю всех композиторов. Но одни хоровые произведения отличаются светлым, созерцательным характером, искренностью и непосредственностью чувства. В противоположность им, другим хорам свойственна большая сдержанность, спокойствие и ясность духа, некоторая рационалистичность.

    Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. Cочинения: 15 хоров a capella:"Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина, "Зима" - сл. Е.Баратынского, "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова, "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого, "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина, "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева, "На старом кургане" - сл. И. Никитина, "Утром зорька" - сл. А. Скитальца, "Кондор" - сл. И. Бунина, "Жаворонок" - сл. В. Жуковского, "Проходит лето", "Спесь" - сл. А. Толстого, "У приказных ворот"-сл.А.Толстого, "Лес"-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-х голосного и 2-х голосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина ; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра.

    Хоры Виктора Калинникова весьма разнообразны. Большинство хоров – небольшие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Виктора Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции.

    Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал Калинников весьма разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой.

    Всё чаще Калинников в поисках подходящего сюжета для нового произведения стал обращаться к русской литературе, которую он раньше избегал, опасаясь, что ему не удастся в сценическом произведении раскрыть своеобразие мироощущения русского человека и особенно бытовую сторону народной жизни. Думается, что эти опасения, если даже и не были полностью лишёнными определённых оснований, всё же являлись преувеличением. Калинников великолепно чувствовал и умел мастерски претворять в музыке самые тонкие образные сферы русской поэзии – об этом свидетельствуют его многочисленные романсы, написанные на стихи русских поэтов.

    В произведении «Нам звёзды кроткие сияли» отчётливо прослеживается связь литературно-поэтического текста и музыкального языка. Они представляют собой единое целое. Калинников в своей музыке отчётливо передал содержание стихотворения Алексея Плещеева.

    Алексей Николаевич Плещеев (22.11.1825 г., г.Кострома – 26.09.1893, Париж) поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик.

    В 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета.

    Плещеев юный современник Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Почти ровесник Тургенева, Островского, Некрасова, Достоевского.

    Алексей Николаевич Плещеев прожил трудную жизнь, полную надежд и катастроф. Плещеев был сослан на каторгу в солдатчину - «медвежьи» углы России за антигосударственную деятельность. Поэт мужественно перенес заточение в «русской Бастилии» – Петропавловской крепости и смертный приговор, замененный солдатчиной в Уральских линейных батальонах. Пережитое не сломало поэта, не убило в нем стремления честно служить своей музой обществу. Стихи, родившиеся в «краю печального изгнания», составили первый после ссылки сборник стихов, эпиграфом к которому Плещеев ставит строки любимого Гейне – «Я долго был в тисках и не в силах был петь». Добролюбов, сравнивая плещеевскую поэзию с творчеством Пушкина, Лермонтова и Кольцова видел в ней «вопль энергической, действительно сильной натуры, подавляемой гнетом враждебных обстоятельств.

    И все же первые годы жизни в Москве были для Плещеева лучшими. Удачно сложилась семейная жизнь поэта. У него растут два сына и дочь. Хотя цензура и теснит, но поэт печатает стихи, прозу, пьесы, которые ставит Малый театр. В его доме – литературные и музыкальные вечера, на которых бывают Лев Толстой, Тургенев, Писемский, Островский, Чайковский, Рубинштейн.

    Стихи Плещеева необычайно музыкальны. Прекрасный знаток музыки, обладавший исключительной восприимчивостью к мелодии, Плещеев придавал стихам форму песни или романса, они полны напевности – «Дездемоне», «Бал», «Песня», «Напев», «Знакомые звуки, чудесные звуки», «Ноктюрн».

    Содержание, образность поэтической речи, музыкальность стиха лирики Плещеева привлекли внимание Аренского, Мусоргского, Гречанинова, Варламова, Кюи, Глиэра, Ипполитова-Иванова. Чаще других обращался к плещеевской лирике Петр Ильич Чайковский, находя в ней родственные своему творчеству мотивы. Чайковский написал романс «Нам звезды кроткие сияли» на стихотворение Плещеева с символическим названием «Слова для музыки», к которому так же обратился Калинников. Алексей Николаевич Плещеев умер 8 октября 1893 года. Но русский народ не забывает лирику Плещеева: его прекрасные стихи звучат в песнях и романсах до сих пор.

    Художественный образ

    Произведение вмещает в себе одновременно мечтательный, нежный, светлый и немного трагический, печальный характер. Отражен образ юности, счастья, света и любви. Тем не менее, этот образ занимает невечное место в непостоянном мире любви. Увы, радость всегда живет рядом с печалью.

    В стихотворении А. Плещеева присутствует глубина того волшебства, которое царит лишь в молодости.

    Яркая динамика, смена темпа, волнующая кульминация, и контрастная последняя строфа произведения, свидетельствующие о смене настроения, которое умело смог передать композитор. Музыка потрясающе дополняет текст и придает произведению целостности, сочетания музыки и текста.

    Стихотворение весьма контрастно по настроению. Поэтому форма, в которой написано это произведение – строфическая. Каждая строфа как отдельный раздел, которому свойственно своё настроение (всего четыре строфы. Соответственно четырём четверостишиям). Само название нам говорит о некой ностальгии. Уже в первом четверостишии прослеживается тоска по прошлому. Музыкальный текст передаёт состояние лирического героя.

    Хор открывается темпом Moderato con moto (умеренно с движением, 90-100), что уже настраивает нас на ностальгический характер первой строфы. На слова «Чуть веял тихий ветерок» Калинников передаёт колыхание прохладного ночного ветра,на небе яркие и далёкие звёзды. Изменения темпа (Poco meno mosso – постепенно менее подвижно) помогают передать задумчивую интонацию речи, выделяя слова «И волны ласково шептали у наших ног».

    Лирический герой произведения погружается в воспоминания и ощущения юности, которую уже не вернуть. Автор стихотворения устанавливает здесь параллель человеческих чувств и природы

    Полноценно ощутить смысл первого четверостишия помогает музыкальный язык: динамика (crescendo-diminuendo), гармоничейский язык, тесситура хоровых партий.

    Во второй строфе автор подчёркивает так называемый юношеский максимализм: когда не знаешь границ, думаешь, что весь мир для тебя открыт, ничего не страшно – ни зима, ни вьюги. Но самые главные слова здесь это «Мы любили». Плещеев описывает именно тот возраст, когда появляется первая любовь. Лирический герой сберёг эти чувства, то есть он до сих пор помнит каково это - любить. В словосочетаниях «Мы были юны, мы любили» Калинников делает цезуру, чтобы подчеркнуть слова «мы любили». Изменения темпа ( Poco meno mosso – постепенно менее подвижно) на слова «Мы любили» подчёркивает смысл этих слов.

    Здесь Калинников использует разделение на солирующие партии, что тоже является средством музыкальной выразительности.

    На слова «И смело вдаль смотрели мы» Калинников отдаёт соло партии сопрано, далее следует проведение темы в теноровой партии. Таким способом Калинников подчеркнул особое значение этой фразы, которая передаёт состояние юности. Стоит отметить утвердительный скачок в партии сопрано на малую сексту и тональность Ges-dur, как средство выразительности. Скачок приходится на слова «И смело вдаль смотрели мы» и, исходя из смысла, Калинников подчеркнул «и смело» интервалом малой сексты.

    На слова «В нас грёзы радужные жили» Калинников использует изменение темпа (Poco meno mosso), уже встречающееся ранее. Здесь нужно исходить из смысла слов, если до этого речь шла о юношеских порывах, и музыкальное изложение было соответствующим, то в этих строках уже другой смысл. Герой вспоминает о радужных грёзах, мечтах, которые в то время были в его жизни и , чтобы передать этот более мягкий и сокровенный характер Калинников применил изменение темпа.

    В заключительных тактах этого раздела используется замедление Poco ritenuto (немного замедляя). Это подводит нас к следующему разделу, который начинается новым темпом (Andante con moto – не спеша с движением, 72-80).

    Характер этой строфы – сожаление о прошедшем времени. Можно сказать, что тоска героя то утихает, то растёт с большей силой. Это передано за счёт музыки, солирующих партий, динамики, широкого расположения аккордов.

    Третья строфа заканчивается многоголосием на динамике forte, в басовой партии повторение октавы, используется замедление ritenuto (замедляя),что приводит нас к новому темпу Andante (не спеша 60) заключительной четвёртой строфы, которая является полным контрастом по отношению к предыдущей строфе. И в конце фермата, как смысловая остановка для переключения на следующую строфу.

    В заключительной строфе происходит смена настроения. Здесь герой обращается уже к собственному сердцу. Герой описывает своё нынешнее состояние: прошла молодость, прошла любовь вместе с теми яркими чувствами, которые мучают его всю оставшуюся жизнь.

    Здесь Калинников использовал гомофонно-гармоническое изложение (мелодия+аккомпанимент), что тоже является своеобразным средством выразительности. Мелодию исполняет партия сопрано, а роль аккомпанемента у партии басов, теноров и альтов.

    Огромное значение здесь имеет последняя фраза «Когда ж о, сердце, всё, что было, что нам весна с тобой дарила, забудешь ты?». Так же на эти слова Калинников делает динамику crescendo – diminuendo.

    Калинников несколько раз и в разных партиях проводит словосочетание «Забудешь ты». Ведь вопрос остаётся без ответа, и композитор подчеркнул это. Сначала проведение «Забудешь ты» звучит у сопрано вторых, потом у альтов, теноров и у первых басов. Позже присоединяются сопрано первые на тихой динамике piano, а басы вторые присоединяются самые последние. Так же Калинников здесь изменяет темп Poco meno mosso (постепенно менее подвижно) на первое вступление сопрано вторых для подготовки ферматы и смысловой аспект тоже играет весомую роль.

    Музыкально-теоретический анализ

    Жанр произведения – хоровой романс, миниатюра.

    Тип и вид хора: Произведение написано для смешенного четырехголосного хора a' cappella с divizi во всех партиях.

    Форма произведения – строфическая. Четыре строфы соответственно четырём четверостишиям. Калинников оформил каждую новую строфу текста новым музыкальным материалом.

    Диапазон партий и общехоровой диапазон:

    Общехоровой диапазон: f большой октавы – g второй октавы.

    Сопрано: f первой октавы – g второй октавы.

    Альты: b малой октавы –c первой октавы.

    Тенора: g первой октавы – f малой октавы.

    Басы вторые: f большой октавы – d первой октавы. (Басы первые a большой октавы - d первой октавы)

    Размер

    Переменный размер, простой 3/4 и сложный 4/4:

    Темп

    В данном произведении темп является одним из важнейших средств выразительностиВ первой строфе стоит темп- Moderato con moto, (что обозначает умеренно, но с движением 90-100). В 8-10 такте используется изменение темпа Poco meno mosso (постепенно менее подвижно). Вторая строфа начинается в первоначальном темпе (a tempo), позже опять же используется изменение темпа Poco meno mosso (13-14 такт). А потом опять же возвращается прежний тем. С 17 такта опять же Poco meno mosso, в 21 такте этой строфы poco ritenuto (постепенно замедляя). В следующей строфе используется темп - Andante con moto (не спеша с движением 75-80). Этот темп будет немного сдержаннее нежели в первой строфе, но быстрее, чем во второй. В последней строфе темп Andante (что обозначает «не спеша» 60). Эта часть самая спокойная по темпу, что соответствует художественному тексту и замыслу композитора. В этой части наступает умиротворение, покой, и вместе с ними грусть и печаль, которые также отображает в себе темп.

    В произведении используются следующие типы дыхания:

    • Цепное дыхание (при исполнении звука или аккорда, который тянется, дыхание обновляется хористами в разное время, бесшумно, незаметно, создавая эффект беспрерывного звучания музыки).

    • Общехоровое дыхание.

    • Дыхания по партиям.

    Динамика

    В произведении, исходя из смыслового содержания текста, преобладает тихая динамика piano, mp (не очень тихо). Подвижная динамика (cresc.,dim.,) исходит от фразировки. В третьей строфе «Где ж эти ночи с их сияньем» используется динами mf (не очень громко), т.к. изложение литературно-поэтического текста и музыкальный материал требуют этой динамики.

    Динамический план

    • 1-ая строфа: p на протяжении всей строфы и подвижная динамика (фразировка).

    • 2-ая строфа: p на протяжении всей строфы и подвижная динамика (фразировка).

    • 3-ая строфа: mf на протяжении всей строфы и подвижная динамика, исходя из фразировок.

    • 4-ая строфа: p на протяжении всей строфы и подвижная динамика (фразировка).

    Фактура

    В произведении «Нам Звезды кроткие сияли» встречаются в основном 2 типа изложения фактуры:

    • гомофонно-гармоническая (мелодия + фон, аккомпанемент)

    • имитационная

    Но есть и черты аккордовой фактуры.


    написать администратору сайта