Главная страница

БФС_183, Эссе, Джироламо Савонарола. Выполнено Дремлюгой Федором Александровичем Студентом 1ого курса оп Философия, Группа бфс183. план работы Оглавление Краткая биография


Скачать 123.07 Kb.
НазваниеВыполнено Дремлюгой Федором Александровичем Студентом 1ого курса оп Философия, Группа бфс183. план работы Оглавление Краткая биография
Дата26.06.2019
Размер123.07 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБФС_183, Эссе, Джироламо Савонарола.pdf
ТипБиография
#83122

1

Джироламо Савонарола: религиозный фанатик или герой?
Выполнено Дремлюгой Федором Александровичем
Студентом 1-ого курса ОП «Философия»,
Группа БФС-183.
План работы:
Оглавление
Краткая биография .................................................................................................. 1
Предвестник реформации. ...................................................................................... 1
Признание, причины успеха проповедника. ........................................................ 2
Политика и идеология Савонаролы. ..................................................................... 3
Савонарола как противник гуманизма. ................................................................. 3
Итог. .......................................................................................................................... 4
Список литературы: ................................................................................................ 4
Краткая биография
Джироламо Савонарола (21 сентября 1452 - 23 мая 1498) был итальянским монахом-доминиканцем в эпоху Возрождения во Флоренции. Он был известен своими пророчествами, речами о разрушении светского искусства и культуры, своими призывами к христианскому обновлению. Он осуждал коррупцию в духовенстве, деспотическое правление и эксплуатацию бедных.
Он предсказал приход библейского потопа и нового Кира с севера, который реформирует Церковь. В сентябре 1494 года, когда Карл VIII из Франции вторгся в Италию и угрожал Флоренции, такие пророчества казались реальными. Флорентийцы изгнали правящего Медичи и по настоянию монаха основали «народную» республику. Объявив, что Флоренция станет
Новым Иерусалимом, мировым центром христианства и «богаче, могущественнее, славнее, чем когда-либо», он организовал крайне пуританскую кампанию по возрождению нравственности, заручившись активной помощью флорентийской бедноты и молодежи.
Предвестник реформации.
В городе Вормс стоит самый крупный мемориал, посвященный памяти
Мартина Лютера. Там же, кроме самого Лютера, находятся 11 изваяний самых известных реформаторов католичества, один из них – Джироламо
Савонарола.

2
Эта фигура не случайно появилась в этом месте – Джироламо Савонарола действительно был одним из самых известных критиков католического духовенства своего времени, его речи и проповеди переводились на иностранные языки
1
, папа римский не раз запрещал ему проповедовать и даже отлучил Савонаролу от церкви.
"Церковь прежних эпох, — говорил он, — владела золотым пресвитером и деревянной чашей. Сейчас же Церковь владеет золотыми чашами, но деревянным пресвитером. Внешний блеск Церкви для духовных помыслов ее членов является в высшей степени губительным"
2
Признание, причины успеха проповедника.
Оказался Савонарола во Флоренции по приглашению Лоренцо Медичи
(1490), в чьих руках к тому моменту оказалась фактически вся власть
Франции. Попав в церковь Сан-Марко благодаря протекции Пико делла
Мирандолле, проповедник активно развернул свою деятельность среди народа. До Флоренции Савонарола уже выступал со своими речами в
Ферраре, Брешии и ряде других регионов – опыт работы с массами он имел достаточный.
Успех Джироламо Савонаролы не заставил себя ждать во Флоренции: народ и аристократия (по крайней мере, некоторая её часть) стали сторонниками его идей. Но здесь, как мне представляется, сказался не столько талант Савонаролы как оратора, сколько противоречия, сложившиеся во Флорентийском обществе конца пятнадцатого века. Семья
Медичи лишилась той поддержки простых горожан, которой обладала раньше; аристократия была недовольна могуществом этого клана;
Республиканское правление все больше и больше походило на тиранию, что вызывало недовольство у всех жителей в городе.
На всех этих настроениях пытался играть Джироламо Савонарола. Он обличал тот образ жизни, который сложился благодаря Медичи. Богатые украшения и одежды, покровительство искусству, новая изящная архитектура – всё это вызывало гнев у ревностных католиков, эту же линию критики поддерживали городские низы и аристократия, стремившаяся дискредитировать олигархическое семейство.
Республиканские институты во Флоренции действительно начали давать сбой к тому моменту: от республики осталась одна лишь формальность. Савонарола выступал в своих речах в качестве
1
И не только на Европейские, см.: Савонарола Джироламо // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
2
Александр Шульга (2008) Джироламо Савонарола // Сайт gazetaprotestant.ru
(
http://www.gazetaprotestant.ru/author/admin/
)

3 республиканца, он выстраивал концепцию своеобразной теократической демократии. Оказавшись у власти, он объявил Иисуса Христа королём и синьором Флоренции, ему же отводилась роль его избранника в этом городе.
Политика и идеология Савонаролы.
Савонарола пришел к власти и опирался на поддержку простых горожан. Для этого он принял ряд некоторых мер: «5 февраля 1495 г., по предложению С., великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %. Заемщиков С. освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из
Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32½ %.»
3
Проповеди Джироламо Савонаролы можно рассматривать через оптику политической предвыборной программы. В таком случае он является никем иным как политическим авантюристом и популистом. Опираясь на бедные слои населения, активную молодежь (он организовывал отряды юношей – похожие методы использовали диктаторы в 20 веке: Гитлерюгенд, пионерская организация), он пришел к власти. Опираясь на эти же слои населения при помощи социальных программ, он вносил раскол в элиту, обостряя конфликт Медичи с древними аристократическими семьями
Флоренции. Появилась идеология – теократическая республика во главе с
Иисусом Христом. При Савонароле существовала практика сожжения книг, искусства, неугодного государственной идеологии. Даже знаменитый художник Сандро Боттичелли встал на сторону нового диктатора: он сжег часть своих произведений и отошел от эпикурианско-языческого и светского духа в сторону безусловно религиозного католического искусства. Не будем также забывать, что методы политической борьбы Савонаролы отличались жестокостью: пытки, шпионаж (после которого во Флоренции развилась своеобразная «шпиономания», как это было при Сталине в Советском
Союзе). В этом смысле использую все перечисленное как аргументы, будет абсолютно верным назвать Савонаролу религиозным фанатиком, который, кроме того, выстраивал культ личности вокруг своей персоны. Призывая к неповиновению Риму, Савонарола пытался сплотить горожан вокруг республики, использую при этом свою идеологию с христианской системой символов как единственно социально приемлемую на тот момент.
Савонарола как противник гуманизма.
Если мы говорим об «идеологии» Савонаролы, то необходимо вспомнить политического противника во Флоренции – семью Медичи. Они спонсировали развитие искусств во Флоренции, руководствуюсь новым,
3
Савонарола Джироламо // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд.
— М.: Советская энциклопедия, 1969.

4 гуманистическим взглядом на мир и природу человека. Возвращение к идеалам античности, отказ от старого, схоластического взгляда на тело человека как на источник греха – вот как можно охарактеризовать складывающуюся культурную парадигму во Флоренции конца пятнадцатого века. Разумеется, что такой подход не мог понравиться Джироламе
Савонароле. Его взгляд можно отнести к той старой, умирающей культуре европейского средневековья, где тело человека – тюрьма и источник греха, мир лишен прекрасного, а наполнен он только страданиями. Прекрасное только в боге, счастье найти можно только в религии в самом фундаменталистском и ортодоксальном виде. Идеи Савонаролы не были новы, он пытался вернуть мир обратно, в безвозвратно уходящую эпоху. Но, как бы это парадоксально не было, он был одновременно и провозвестником эпохи реформации, которая окончательно уничтожила тот старый, средневековый образ мыслей.
Итог.
Из всего этого видно, что успех Савонаролы продиктован не сверхъестественными силами и не его гениальностью оратора и политика, а стечением некоторых благоприятных обстоятельств. Как мне кажется, звание героя этот исторический персонаж не достоин, хотя для его политических уловок потребовалось не мало умения и таланта – этим Савонарола обладал.
Для меня Савонарола не столько религиозный фанатик или герой, сколько успешный политический деятель и авантюрист, тонко чувствующий свою эпоху. Изначально не обладая никаким правительственным или иным ресурсом, этот человек смог добиться практически абсолютной власти над одним из крупнейших культурных и торговых центров Европы, обойдя семью Медичи, которых никак нельзя назвать неумелыми политиками.
Список литературы:

Савонарола Джироламо // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия,
1969.

Александр Шульга (2008) Джироламо Савонарола // Сайт gazetaprotestant.ru (
http://www.gazetaprotestant.ru/author/admin/
)

Ирина Языкова Джироламо Савонарола Противоречивая фигура флорентийского проповедника на фоне переломной эпохи // Сайт magisteria ru (
https://magisteria.ru/quattrocento/savonarola
)

Савонарола : Еретик из Сан-Марко / Хорст Херманн; Перевод с нем. Н.
А. Савинкова,В. В. Чернышева. - М. : Прогресс, 1982. - 296 с.


написать администратору сайта