Главная страница

Выражение эмоций у человека и животных


Скачать 148.33 Kb.
НазваниеВыражение эмоций у человека и животных
Дата10.05.2023
Размер148.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkollokvium_emotsii.docx
ТипДокументы
#1118685
страница1 из 2
  1   2

1. Эмоции в работах Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.
2. Теория эмоций В. Вундта.

В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием - неудовольствием, возбуждением - успокоением и напряжением – разрешением. Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека он применял метод интроспекции, а также регистрировал изменения органических реакций, преимущественно дыхания и пульса.

Согласно Вундту, эмоциональные переживания характеризуются одним, двумя или всеми тремя из указанных полярных измерений. Так, чистые формы удовольствия или неудовольствия возникает, согласно Вундту, в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также ощущением боли. Но уже ощущение красного цвета, помимо доставляемого им удовольствия или неудовольствия, вызывает эмоциональное состояние возбуждения, тогда как ощущение голубого цвета действует успокаивающе.

Напряжение в большей степени обнаруживается в связи с процессами внимания, связанными с ожиданием какого-либо события, а разрешение наступает тогда, когда ожидаемое событие свершилось. При этом эмоция может выступать во всей сложности своей психологической структуры: помимо основного качества — напряжения,— в нем могут проявляться возбуждение либо спокойствие, а также удовольствие или неудовольствие.

Каждое из этих трех «измерений» проявляется в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности. Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.

Вундт стремился подкрепить свою теорию объективными физиологическими данными. Каждая из указанных шести качественных особенностей эмоций характеризуется определенными изменениями пульса и дыхания. В связи с теми или иными эмоциональными состояниями эти физиологические процессы закономерно изменяются по своей силе и скорости. Так, при удовольствии дыхание становится более частым, но вместе с тем слабым, поверхностным; при неудовольствии наблюдается замедленное, но глубокое дыхание. Резкое замедление и ослабление дыхания, доходящее иногда до полной его задержки, наблюдается при эмоции напряжения; наоборот, эмоция разрешения характеризуется глубоким и частым дыханием.

Вундт, однако, отмечает, что указанные изменения пульса и дыхания наблюдаются только тогда, когда соответствующие эмоциональные состояния берутся в их чистом виде. В действительности же эмоции всегда связаны с огромным количеством разнообразных сопутствующих обстоятельств, вследствие чего физиологические явления не всегда могут служить однозначным показателем соответствующих им эмоциональных состояний.
3. «Периферическая» теория Джеймса-Ланге.

Выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком Я. Г. Ланге (80-90-е гг. XIX в). Согласно теории эмоций Джеймса - Ланге, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся". Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге — только с сосудистодвигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория эмоций Джеймса - Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Однако, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишала эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно, считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций. Основные возражения против теории эмоций Джеймса - Ланге, выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории эмоций Джеймса-Ланге физиологами (Ч. С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л. С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление "низших", элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, "высшим", истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.
4. У. Кэннон: критика теории Джеймса-Ланге, таламическая теория.

Концепция Джемса – Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре – таламусе.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса – Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими как гнев, страх (Х. Дельгадо).


5. Информационная теория эмоций П. Симонова.

Мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Отражательно-оценочная функция. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f {П, (Ин — Ис), ...},

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онто генетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции.

Эмоция зависит и от ряда других факторов:

индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д., и т. п.

Переключающая функция эмоций ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель.

Подкрепляющая функция. Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. В. Вырвицка пришла к выводу о том, что непосредственным подкреплением а этом случае является не удовлетворение какой-либо потребности, но получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение, нежелательных (неприятных) стимулов.

Компенсаторная функция. При возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства — остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».
6. Теория эмоций Р. Лазаруса.

В концепции Р. Лазаруса центральной является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.

Два положения являются главными в концепции Лазаруса:

- каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;

- эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов - субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.

восприятие —> первичная оценка —> исследовательская активность —> (личное значение действий в оцениваемой ситуации) —> вторичная оценка —> тенденция к действию —> эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдвигах и моторных реакциях.

По Лазарусу, каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой. Поэтому та или иная структура эмоционального возбуждения является производной от импульсов к действию, выработанных посредством оценки ситуации и оценки возможных альтернатив действия. При этом оценка может осуществляться на любом уровне сознания.

Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т. е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие - разную эмоциональную реакцию. Однако надо отметить, что в теории Лазаруса уделяется излишне много внимания как анализу детерминант процесса оценки, так и приспособительным реакциям по поводу осознания угрозы, и меньше - механизмам появления самой эмоции.
7. Подход к определению эмоций С.Л. Рубинштейна.

Эмоции и потребности. Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо отлаженной машины… Он переживает то, что с ним происходит и им свершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции можно предварительно охарактеризовать несколькими отличительными признаками.

Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности, например, страстная любовь уживается с жгучей ненавистью.

Существенными качествами эмоциональной сферы, характеризующими ее полюса, является приятное и неприятное. Помимо полярности приятного и неприятного, в эмоциональных состояниях сказываются также противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Например, наряду с возбужденной радостью существует радость – умиление, наряду с возбужденной грустью, близкой к отчаянию, существует и тихая грусть – меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам, целям его деятельности.

Эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие – в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого.

Таким образом, роль эмоций в деятельности человека оказывается двойственной: возникая в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждением к деятельности.
8. А.Н. Леонтьев: аффект, эмоции, чувства, состояния.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Аффектами называют в современной психологии сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например в результате социальных оценок и санкций. Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - «аффективном взрыве».

В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации, поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении о другими людьми и, в частности, передаваемых средствами искусства. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне», вторые — как состояния моего «Я».

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам.

Настроение (состояние) – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

9. Активационные теории эмоций: Даффи, Линдсли, Цукерман

Даффи основывается на учениях Вундта и Спенсера, и считает, что все поведение человека возможно объяснить, используя термины "единого феномена" - организмического возбуждения. Также Даффи утверждает, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность - избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать.

Интенсивность - следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии. Мерой интенсивности Даффи считает "количество энергии, высвобожденной из тканей организма".

Эмоции Даффи рассматривает как точку, либо как совокупность точек на шкале возбуждения, поэтому в ее теории дискретность эмоций можно рассматривать только в контексте интенсивности.

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

Цукерман (Zukennan, 1979) полагает, что каждая личностная черта имеет в основе свой тип возбуждения. В своих ранних работах он писал о том, что для одаренного человека оптимальным типом возбуждения является поиск ощущений. Цукерман (1984) показал, что жажда новых ощущений как личностная черта имеет под собой отчетливую нейрохимическую подоплеку, а также отчетливые когнитивные и поведенческие проявления. Она положительно коррелирует с импульсивными, но не социальными, аспектами экстраверсии. Она также коррелирует с рискованнымм поведением, таким как употребление наркотиков, прыжки с трамплина, и выбором опасной профессии.
10. Классификация эмоциональных явлений

Эмоции — это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и самому себе, специфическая форма отражения действительности. Эмоции всегда возникают и действуют помимо воли и желания человека. Они отражают значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций в его жизнедеятельности в форме переживаний. В этом выражается субъективность и непроизвольность эмоций. Одно и то же явление может вызвать у людей совершенно непохожие переживания, а аналогичные переживания разных людей всегда будут иметь определенное своеобразие.

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут определенную информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоции, а отражение состояния человека в этот момент — их субъективным компонентом.

Эмоции и чувства тесно связаны с потребностями личности. Эмоции возникают преимущественно в связи с естественными и материальными потребностями, а чувства — с общественными, духовными, культурными.

Все эмоциональные явления различаются по интенсивности и модальности, то есть по качеству. Они могут быть положительными — связанными с удовлетворением потребностей и поэтому доставляющими удовольствие, и отрицательными — вызванными неудовлетворением потребностей и поэтому доставляющими неудовольствие.

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, которые присущи животным. Эти эмоции называются первичными. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей

В процессе социализации и вследствие формирования собственного “Я” возникают вторичные эмоции, которые являются более сложными. К ним относятся моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и т. д.

Внешнее выражение эмоций включает выразительные движения — мимику и пантомимику, речевые, интонационные и другие изменения.

По форме протекания все эмоциональные состояния подразделяются на чувственный тон, настроение, собственно эмоции, аффект, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса. Он включается в структуру ощущения, восприятия, представления и интеллектуальные процессы.

Настроение — это фон, на котором протекают все психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира, влияет на результативность деятельности человека. Оно имеет разную продолжительность.

Собственно эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства, отражающее событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция. Он всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Аффект наступает в результате какого-нибудь сильного (объективного или субъективного) потрясения и характеризуется изменением внимания (невозможностью переключения), ослаблением волевого контроля над поведением и чаще всего протекает в форме реакции ярости и гнева.

Стресс — это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку, физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма.

Фрустрация — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми так трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, его субъективной оценки препятствия, но в еще большей степени он определяется сложившимися у данного человека формами реагирования на жизненные трудности.

Страсть — это особая форма эмоционального переживания. По интенсивности эмоционального возбуждения она приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости — напоминает настроение. Это сильное, стойкое, всепоглощающее человека чувство, определяющее направление его мыслей и поступков. Формирование страсти может определяться осознанными убеждениями (например страстность ученого в науке), исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (паранойяльные формирования). Страсть всегда избирательна и предметна; она тесно связана с волевой сферой и выступает одним из существенных побуждений к деятельности.

Высшие чувства человека подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные чувства — это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков, поведения в целом, а также психологических особенностей других людей или своих собственных с позиции норм и принципов общественной морали. Проявление этих чувств предполагает, что человек усвоил нравственные нормы и правила и знает, что нужно считать хорошим, а что — плохим. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм и др.

Эстетические чувства представляют собой отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Интеллектуальные чувства вызывают переживания, которые возникают в процессе познавательной деятельности человека. Они не только сопровождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее, оказывают влияние на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. К интеллектуальным чувствам относятся любопытство, уверенность, удивление, сомнение и др.
11. Когнитивные теории эмоций: Арнольд, Шехтер и Сингер.

М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция следует за этой оценкой: «сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу» (М. Арнольд, 1960). Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Эта интуитивная оценка объекта понимается автором как «чувственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения») и характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуитивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенденцию к постоянству (объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отреагированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализации (переносятся на весь класс объектов).

По мнению С. Шехтера (1964), эмоции — это результат взаимодействия двух компонентов: 1) неспецифического: физиологического возбуждения (активация, arousal); 2) специфического: интерпретации человеком причин своего возбуждения в контексте целостной ситуации, в которой оно появилось (атрибуция).

С. Шехтером было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с его теорией, какое-то событие вызывает у человека возбуждение, и у него возникает необходимость оценить причины этого возбуждения. Одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость и как гнев в зависимости от трактовки ситуации.
12. Теория базовых эмоций К. Изарда.

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).

Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Отличительные особенности каждой из этих эмоций будут описаны в соответствующих главах, посвященных их детальному анализу. Пока же достаточно сказать, что эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.
13. Методы исследования эмоций: изучение эмоциональной экспрессии, физиологические индикаторы эмоций, опросники. Исследования на нейрофизиологическом уровне. Исследования роли мозга и центральной нервной системы эмоции являются основными в прогрессе науки об эмоциях. Хотя в изучении соотношения мозга и поведения достигнуты значительные успехи, относительно мало работ было проведено в контексте изучения мозга и эмоций. Основные методы: хирургические удаления и поражения; вживление микроэлектродов для прямой стимуляции мозга; психофизиологические исследования.

Изучение экспрессивного компонента эмоции. Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоции, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи. Уверенность в надежности и полезности таких методов значительно возросла благодаря современным исследованиям письменных и дописьменных культур, подтверждающим предположиние Дарвина об универсальности и врожденности определенных фундаментальных выражений эмоций. Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной, или спонтанной. Узнавание или различение эмоциональных выражений. Естественно е наблюдение эмоциональной экспрессии.

Обычно, когда кто-то изучает эмоцию на нейрофизиологическом или на экспрессивном уровне, он также изучает и эмоциональный процесс, т. е. «ощущение эмоции», или эмоциональное переживание.

Для получения непосредственных самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы, которые предназначены, как правило, для студенческого возраста, однако некоторые из них применяются и на старшеклассниках.

14. Психология счастья. Подходы М. Фордайса, Й. Йенсена, У. Макинтоша, М. Селигмана.
15. Горе: общая характеристика, функции, исследования: горе в контексте теории привязанности Боулби. Когнитивный подход Дж. Эйверилла.
16. Печаль и депрессия. Психоаналитический подход (З. Фрейд), когнитивно-бихевиоральный подход (Р. Лазарус, А.Бек).

Депрессивный больной – это проблема гигантского масштаба, проблема, имеющая три существенных аспекта.

Во-первых, нужно отдавать себе отчет в том, что критики к своему состоянию у депрессивного пациента нет.
Во-вторых, убедить депрессивного больного в том, что он нуждается в терапии, – труд, подобный подвигам Геракла.
В-третьих, само лечение депрессии не может исчерпываться одним лишь фармакологическим лечением, поскольку ни понятийные конструкты, ни рефлекторные дуги, ни нейрофизиологические процессы возбуждения и торможения не меняются качественно от приема даже самых современных психотропных препаратов.
З. Фрейд рассматривал депрессию как результат интроекции в «эго» больного утраченного им «объекта либидо». Человек, с точки зрения психоанализа, оказывается, с одной стороны, не способен во внешнем отреагировать на потерю энергии, поскольку же образ «объекта либидо» интроецирован, то, с другой стороны, эта потеря оценивается им как утрата энергии, которой располагает его «эго».
В принципе существуют три направления в психотерапии: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое. Первое рассматривает психическое расстройство как результат работы бессознательного, где роятся разнообразные детские комплексы; второе подходит к человеку слишком механистично, не имея, впрочем, достаточного научного базиса для того, чтобы брать на себя столь ответственную роль; третье, напротив, настолько идеализирует человеческую природу, настолько обожествляет банальные по сути психические процессы, что в деле лечения оказывается малосильным или абсолютно недееспособным.

Проблема по большому счету состоит в том, что ни одно из перечисленных психотерапевтических направлений не рассматривает человека целостно, не понимает его как единство биологических, психических и социальных функций, не имеет строго научного базиса, а исходит лишь из весьма, как правило, абстрактных умопостроений (зачастую красивых, но никогда – достоверных).

Психотерапевтическая модель, решающая эти задачи, получила название «системной поведенческой психотерапии». Она основана на работах виднейших отечественных ученых – И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского, исследования и открытия которых позволяют видеть депрессивные расстройства в их взаимосвязи с целостным организмом, как единый психический процесс, где силы возбуждения и торможения создают комплексы специфических динамических стереотипов, функционирующих по принципу доминанты, организуясь в сложных корково-подкорковых интеракциях

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения.

Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа. Например, получив определенный опыт в некоторых жизненных ситуациях, люди начинают тенденциозно интерпретировать свой опыт: человек, для которого идея возможной внезапной смерти имеет особое значение (в связи с тем, что он потерял кого-то из близких родственников), может, пережив угрожающий эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигнал наступающей смерти. У него развивается тревожное состояние,

которое может перерасти в болезненно-тревожное, при этом его программа поведения активируется программой выживания. Из всего поступающего потока информации будут выбираться "сигналы опасности" и блокироваться "сигналы безопасности". И в результате на относительно незначительные стимулы клиент начинает реагировать как на сильную угрозу, отвечая эмоционально и поведенчески неадекватно.

Активированная программа за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно воспринятых и проинтерпретированных данных заменяется "тревожной программой", "депрессивной программой", "панической программой" и т.д. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или паники.

А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость". Именно она располагает человека к психологическому стрессу.

Когнитивные искажения- это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся

1. Персонализация - склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично

2. Дихотомическое мышление. Невротизированный клиент склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация ситуаций на основе детали, извлеченной из контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая склонила голову к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения - бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения

5. Сверхгенерализация неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, клиент сделал ошибку, но думает: "Я всегда все делаю неправильно".

6. Преувеличение (катастрофизация) - преувеличение последствий каких-либо событий. Например, клиент думает: "Если эти люди обо мне плохо подумают - это будет просто ужасно!"

работа с ними:

Сведение проблем идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. При этом достигается укрепление мишеней коррекционного воздействия.

Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция - это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер "автоматических мыслей": возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для клиента они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. "Автоматические мысли" непроизвольны, не привлекают внимания клиента, хотя и направляют его поступки.

Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

После того как клиент научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Изменение правил регуляции правил поведения.

Для регуляции своей жизни и поведения других людей клиенты используют правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для клиента.

Для того чтобы у клиента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.

Перемена отношения к правилам саморегуляции.

Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими. Первоначально желательно использовать навыки продуктивного решения проблем

клиентом в непроблемной сфере, а уже генерализовать эти навыки в эмоционально-проблемную сферу.

Цели коррекции.Основная цель - исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.


17. Гнев. З. Фрейд, Л. Берковиц (фрустрационная теория агрессии), Ч. Спилбергер (Враждебность-Агрессия-Гнев)

Ч. Спилбергер

Синдром ВАГ 
Враждебность
 - чувство неприязненности. Вражда - отношения  и действия, проникнутые ненавистью.
Агрессия - чувство враждебности, выражающее резкое  несогласие, желание возражать, нападать.
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования.
Гнев (от русского гной, гноится) - аффект ярости, бешенства с сужением сферы сознания и недостаточно или вовсе не контролируемыми агрессивными действиями, склонность к реакциям гнева может быть обусловлена психопатическим и токсическим повреждением мозга, маниакальным состоянием, психозом, эпилепсией.

Первая психологическая интерпретация гнева появляется в работах З. Фрейда, рассматривавшего гнев в контексте агрессии как проявление саморазрушительного инстинкта смерти. Гнев - это раздражающая человека стимуляция, как первичная реакция на помеху поиску удовольствия и избегания боли.
Узнать насколько гнев разрушителен и опасен, возможно, оценив гнев в определенной адекватности сложившейся ситуации.

Л.Берковиц (Berkwitz,1990) после многих лет исследования проблем гнева пришел к выводу, что раздражающая стимуляция сама по себе служит источником гнева. Он доказывает, что воздействие на человека неприятных событий (высокая или низкая температура, скверные запахи, постоянно повторяющиеся грязные, непристойные сцены) вызывают у человека неприятные ощущения, или негативный аффект, который является непосредственным активатором гнева. Оспаривая когнитивные теории эмоциональной активации, Берковиц приводит данные о том, что эмоция гнева может быть активирована непосредственно, лишь с помощью раздражающей стимуляции и негативного эффекта, без предшествующих оценочных или атрибутивных процессов. Только затем, будучи активированной, она подкрепляется когнитивными процессами. Так, например, вы вряд ли погрузитесь в пучины гнева, если вам будет раздражать жара, но вам вовремя скажут, что вы сможете окунуться в прохладную воду. Такой же эффект может произвести обещание скорого избавления от боли. Берковиц разработал свою теорию когнитивно-ассиционистской модели, которая предполагает, что гнев при помощи сети ассоциаций связываются с определенными мыслями и воспоминаниями ( например, с агрессивными планами и фантазиями) , а также с моторными и физиологическими реакциями. Активация любого из компонентов этой ассоциативной сети, включающий в себя негативный аспект, гневные чувства, мысли, воспоминания, вызывает активацию всех других компонентов. Так же отмечалось, даже некогнитивно активированный (например, болью) гнев может быть умерен последующими процессами когнитивной оценки и атрибуции»

Источником гнева также может стать мысль о допущенной ошибке, несправедливости или незаслуженной обиде. …Хроническая боль может привести к страху и тревоге, а так же к печали и депрессии. Но гнев иногда выполняет адаптационные функции и ослабляет страх и придает силы и решимость («волю»). Чувство вины иногда смягчает проявление негативных эмоций гнева и помогает преодолеть ужас.
Гнев, как и любая другая эмоция, может активироваться: 1) действиями, 2) мыслями и 3) чувствами. В качестве предпосылок гнева люди чаще всего называют глупые, необдуманные действия, социально не одобряемые действия, причиняющие вред окружающим, а также действия, совершенные под влияние других людей. заметьте, что некоторые из этих действий (например, глупые действия) заставляют человека испытывать гнев по отношению к самому себе, тогда как другие активируют гнев, направленный во вне.
Из мыслей , которые могут вызвать у человека гнев, являются чаще всего мысли о допущенной несправедливости, ошибке, обмане, не удаче, разочаровании и мысли о том, что люди не любят или осуждают тебя (стыд)

Гнев является эмоциональной составляющей враждебности и агрессии.
Чарльз Спилберг с коллегами считают необходимым говорить о синдроме ВАГ (Враждебность-Агрессия- Гнев), ибо враждебность как личностная черта представляет набор склонностей, который мотивирует агрессивное поведение и служит основой и предпосылкой гнева.
Психологи различают гнев как кратковременное состояние и гневливость как склонность к гневу. Гнев как состояние складывается из субъективных переживаний, изменяющихся по интенсивности от слабого раздражения до интенсивной ярости тили бешенства, состояние сопровождающееся возбуждением автономной нервной системы.
Гнев как черта темперамента, определяется в терминах частоты переживания гнева в течении времени. Люди с гневливостью воспринимают большой круг ситуаций как провоцирующие гнев (раздражающие, досаждающие, фрустрирующие). Таких людей чаще называю «горячая голова» и они испытывают гнев-темперамент. Есть же люди которые подавляют свой гнев и он остается у них внутри (внутренний гнев), это значит, что среди людей по гневным реакциям есть различия: т.е. «внешне-гневливые», а другие «внутренне гневливые». Внешне гневливые (хлопают дверьми и косвенно критикуют плоть до физических атак). А люди внутренне гневливые подавляют свой гнев сталкиваясь с несправедливостью или препятствиями (в осознанном подавляемом гневе). Такие люди могут внешне оставаться хладнокровными.
Многие люди могут ощущать себя в гневе, ощущать себя как при вербальном выражении гнева, ощущать себя как при физическом выражении гнева
18. Отвращение и презрение: функции эмоций, эволюционное значение, исследования К. Изарда, П. Экмана.

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

НЕЗАКОНЧЕНО


19. Страх и тревога. Психоаналитический подход (З. Фрейд, К. Хорни), когнитивный подход (Р. Лазарус, А. Эллис, Ч. Спилбергер).

Фрейд.

Тревога. Тревога является специфическим состоянием неудовольствия, которое сопровождается моторной разрядкой во вполне определенных направлениях. Тревога - это универсальная реакция на опасность; единственным вместилищем тревоги является Эго. Опасность может быть реальной или воображаемой. Существует три вида тревоги.

Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. В связи с этим, тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидание чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности

1. Реалистичная тревога проистекает из реальных опасностей внешнего мира.

2. Моральная тревога представляет собой страх совести и возникает из конфликта с Суперэго.

3. Невротическая тревога - это страх того, что инстинктивные импульсы Ид выйдут из-под контроля. Она включает страх последующего наказания.

Тревога предупреждает об опасности, информирует Эго о необходимости что-то предпринять. Если не удается справиться с тревогой или избежать ее, это наносит человеку травму. Когда Эго не способно совладать с тревогой разумными методами, оно прибегает к нереалистичным методам - защитным механизмам. Вытеснение, например, является результатом тревоги, а не наоборот (как Фрейд считал раньше).


  1   2


написать администратору сайта