История. Византия. Византия. Семинар. Византия общая характеристика
Скачать 25.95 Kb.
|
ВИЗАНТИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Какие территории входили в состав Византии Крупнейшая в мире империя Византия обладала большой территорией, которая пополнялась новыми землями с течением времени: С четвертого до седьмого века византийский регион располагался на трех материках. Это была часть Африки, европейские и азиатские земли; Византией называли всю восточную территорию Рима. Она состояла из Причерноморья, Кипра, Северной Африки и Египта; В состав империи включили несколько аравийских областей, Палестины, Сирии, Балканского полуострова. Греция стала центральной страной; Несколько Островных зон в Эгейском море, Месопотамия, Армения и часть Малой Азии считались землями Византии; С пятого века территория пополнилась Далмацией и Иллириком; В шестом веке в состав включили Италию, Корсику, Сардинию и другие островные государства западной части Средиземного моря; К концу шестого века к империи добавились юго-восточные испанские районы. Особенности развития Византии заключались в обширности ее территорий. Каждое новое государство, включенное в состав империи, власть старалась адаптировать к традиционным, общепринятым законам. По данным историков, площадь державы была более семисот пятидесяти тысяч километров. Особенности развития Византийской империи Государственный уклад Византии позволил империи выстоять в тяжелые времена, когда Западная часть Рима была повержена германскими племенами. Основные причины: На Востоке 80% жителей имели полную свободу, развитие рабовладельческого строя в регионе было очень слабым; Городская и деревенская жизни были прочно связаны между собой. Государство быстро адаптировалось к смене рыночных условий, активно занималось развитием мелкого земледелия; Христианство, единый Бог и церковь позволили стране улучшить отношения с соседствующими державами; Страна имела сильнейшую армию, большой флот, поэтому с легкостью давала отпор варварам и захватчикам; На территории империи располагались крупные государства с развитой экономикой, что поддерживало статус всей Византии; Крупные населенные пункты продолжали заниматься развитием ремесленничества, торговых отношений; Главная производственная сила заключалась в ремесленническом, крестьянском труде. Государство развивало торговый сектор, мелкую торговлю. Какие факторы обусловили своеобразие византийской истории Особенности византийского феодализма базировались на отказе от рабовладельческого строя, принятого в те времена во многих державах. В основе становления отношений лежали поздние римские принципы, римское право. Другие важные аспекты: Император – единственный верховный собственник земельных наделов; Главные владельцы земель – государственная казна, империя; Масштабность территорий не позволяла проживающим на участке крестьянам полностью завершить его обработку ввиду недостатка ресурсов; Государство дает земли во временное пользование на продолжительное время; Допускалась возможность конфискации пожалованных участков; Отсутствие административных, судебных привилегий, наследственного перехода прав; Каждый феодал подчиняется центральному органу власти, в том числе военные структуры; Наличие крестьянской собственности общего и индивидуального типа. ОТНОШЕНИЯ ВИЗАНТИИ И РУСИ Византия и Русь, кратко говоря, имели непростые отношения. Эти два государства за свою историю часто воевали, и не реже заключали договоры. В первые годы после основания Киевской Руси правители Киева пытались добиться от Византии более выгодных торговых взаимоотношений. В 907 году был осуществлен поход князя Олега на Царьград, после которого Византия выплатила Руси значительную сумму, обязалась выплачивать дань каждый год, и обеспечить русским торговцам беспошлинный доступ на византийские рынки. Новые походы Руси, осуществленные в 941-944 году были неудачными для Киева. Князь Игорь вернулся ни с чем, и потерял поддержку населения в собственном государстве. Беспошлинная торговля была отменена, однако Византия не стала отнимать у Руси ее территории в устье Днепра и Тамани. Новый князь Святослав захватил Подунавье, и вступил в новый конфликт с Византией в 970 году. В следующем году от территориальных притязаний Святославу пришлось отказаться. Наиболее близкие отношения Византия и Русь, кратко описанные в данном разделе, наблюдались при правлении Владимира Великого. Постоянные путешествия русских торговцев в Византию способствовали распространению ее культуры на Русь. Вместе с ними, а также дружинниками распространилась и новая вера – Христианство, которая была принята Владимиром в качестве государственной религии. Кроме того, это было условием для заключения династического союза – сестра византийского императора была выдана замуж за Владимира. Византия оказала огромное влияние на развитие Киевской Руси. Оттуда в страну пришла не только новая вера, но и новые архитектурные традиции. Вместо деревянного строительства, в котором на Руси мастера достигли мастерства, началось развиваться каменное. Первыми каменными постройками стали церкви и часовни, наиболее значимым архитектурным достижением стало возведение Десятинной церкви и Софии Киевской. Также благодаря византийцам стало распространенным образование, которое могли получить как знатные, так и простые граждане. Со временем отношения между двумя великими государствами снова охладели. В 1043-1046 году в Константинополе была учинена расправа над русскими купцами, и это вылилось в войну, которую удалось завершить при помощи династического брака. Это был последний военный конфликт между Русью и Византией. В 1116 году Владимир Мономах предпринял новый поход в Византию, однако та откупилась. ДОГОВОРЫ Русско-византийский договор 907 г.(первый договор В. и Р., факт существования сомнителен) заключен после успешного похода на Константинополь князя Олега. Основными его положениями было восстановление мирных и добрососедских отношений между двумя странами. Византия обязалась платить Руси ежегодную дань в солидных размерах и выплатить единовременную контрибуцию деньгами, золотом, вещами, тканями и др., оговаривает размер выкупа каждому воину и месячное содержание для руских купцов. Договор 911 года. Заключен 2 сентября. В 907 году Олег осуществил успешный поход на Византию, греки поспешили заключить мир. Договор был заключен в 911 году, по нему Византия признала суверенитет Руси. В нем регламентировались дипломатические отношения Руси с Византией, их торговые отношения, а также присутствовала ссылка на «Закон Русский». Договор состоял из 15 статей. В договор 911 года вошли нормы двух основных областей права – публичного (регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, порядок возвращения рабов, определены нормы международного морского права – отмена берегового права - права на имущество и людей с разбитого корабля) и международного частного права, которые регламентировали отношения между частными лицами двух государств (порядок наследования имущества, порядок осуществления торговли русскими купцами в Византии, виды наказания за преступления совершенные русичами на территории Византии (суд по Русскому Закону), а также ответственность греков за преступления на Руси). Делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства русского государства. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией. Порядок доказательства преступления (присяга). За убийство зажиточному смерть была заменена конфискацией, для бедного – казнь (социальное разделение). За удар мечом устанавливался штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено. Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся, должен вернуть похищенное в 3-м размере. Наказание за насильственное присвоение чужого – тройной размер. Помощь русских грекам во время несчастных случаев на море, и наоборот. «Береговое право» не действует. Возможность возвращения из плена. Показана заинтересованность Византии в русских воинах. Плата за пленных греков – 20 золотых. Обязательство чиновников разыскивать беглую челядь, ее возврат гарантирован (выгода для высших слоев). Существование наследования не только по обычаю, но и по завещанию. Если нет наследников в Византии, наследство русского подданного необходимо вернуть на родину, тем самым запрещалось местным властям присваивать это имущество в свою пользу, что существовало в западноевропейском праве до XVΙΙΙ века. 13-а. Только заголовок: «о русских, совершающих торговые операции». Выдача уголовников, бежавших из Руси. Обязательства, вытекающие из договора. Анализируя в целом уголовно-правовые установления договора, необходимо отметить, прежде всего, что нет единого термина для обозначения преступления. Так, в разных статьях упоминаются такие слова для обозначения преступного как «проказа», «согрешенье», «злодеянье». Очевидно, это связано с не очень удачной попыткой составителей договоров скорректировать обозначения преступного, даваемого в двух разных законах – греческом и русском. Среди видов наказаний помимо денежных взысканий и смертной казни есть упоминание о кровной мести. Договор 941 года. Международный договор между Древней Русью и Византией, который регулировал русско-византийские отношения. Он был заключён в 944 году и имел два варианта — один на греческом (не сохранился) и один на старославянском языках. Сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в «Повести временных лет».Один из древнейших письменных источников русского права; содержит нормы Закона Русского. После безуспешных походов в 941 и 944 годах, князь Игорь был вынужден заключить мирный договор с Византией. Договор был заключён в 944 году между двумя сторонами и записан на двух хартиях, который обновлял старый договор 911 года: Послы и купцы были обязаны иметь при себе княжеские грамоты для того, чтобы они могли быть на византийских землях и в Константинополе. Регулировались правовые отношения между людьми из Руси и местными жителями. Вводились ограничения для купцов на пребывание в столице, на вывоз тканей и др. Руси вменялось в обязанность защита границ с Византией в Крыму, а также Древнерусская держава не должна была претендовать на эти земли и в случае нужды оказывать военную помощь Византии. Русско-византийский договор 971 года — один из сохранившихся в летописях мирных договоров между Русью и Византией, заключён после русско-византийской войны 970-971 годов. Подписание договора состоялось весной 971 года, после того как князь Святослав выдержал несколько месяцев осады в крепости Доростол и понял бесперспективность дальнейших попыток удержаться в Болгарии. Святослав обязывался более не воевать с Византией, Болгарией или Корсунью (византийские владения в Крыму и северном причерноморье) и не приводить с войной другие народы В случае нападения кого-либо на империю русы обязывались помогать ей войсками. Восстанавливаются условия пребывания русских купцов в Константинополе по договору 945 года Святославу и его войскам разрешается безпрепятственный выход из осаждённой крепости, а также они забирают все имеющиеся трофеи Император выдал в дорогу хлеб на каждого воина КРЕЩЕНИЕ РУСИ Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России. В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Причины крещения Руси Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов Последствия крещения Руси Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси Киевская Русь стала полностью централизованным государством Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом Православная церковь стала опорой власти Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ У́ния — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Отдельно также выделяется церковная уния, являющаяся объединением двух или более христианских конфессий. Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 г. Флорентийская уния была заключена на условиях принятия православием католических догм о филиокве и чистилище, признания главенства во Вселенской Церкви за папой римским, при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении, брака для белого духовенства и причащения для мирян и хлебом, и вином. Причины подписания унии Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В 1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн VIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения. Как была воспринята уния на Руси После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии. Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор - последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным. Отказ от унии Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками. Марк Эфесский - единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения. Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры. В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли. ЖЕНИТЬБА ИВАНА 3 НА СОФЬЕ П. Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот. |