Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины принятия ислама Заключение: Выводы Результаты информационного поиска Волжская Булгария до ислама

  • Волжская Булгария до ислама

  • Волжская Булагрия до ислама Арабы вели активные завоевания с целью распространения возникшей за полтора столетия до того в Западной Аравии монотеистической религии — Ислама

  • Прежде болгары исповедовали тенгрианство — древнюю религию степных кочевников, в основе которой лежал культ единого бога неба.

  • Как отметил Л.Н. Гумилев, вероотступничество не укрепило, а ослабило булгар.

  • Результаты информационного поиска: Исторические источники

  • Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984. — 216 с. Исследовательские источники

  • Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак (Большое противоядие) / Издание текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий А.Б.Халидова. Казань, 1997. Электронные ресурсы

  • http://history-doc.ru/volzhskaya-bulgariya/ Свободная энциклопедия Википедия, статья «Ислам. Сунниты» https://ru.wikipedia.org/wiki/ИсламСунниты Дата обращения: 18.10.2018

  • Онлайн энциклопедия РУ, статья «Ислам в Волжской Булгарии: принятие, распространение и развитие культуры и науки»

  • Russian7.Ru, статья «Почему Волжская Булгария приняла ислам» http://russian7.ru/post/pochemu-volzhskaya-bulgariya-prinyala-isl/ Дата обращения: 1.11.2018

  • Мозаичное панно, художник Фарид Валиуллин. Встреча с посланниками халифа. 2012 г.

  • Доклад по истории на тему_ _Влияние ислама в Волжской Булгарии _. Влияние ислама в Волжской Булгарии


    Скачать 1.38 Mb.
    НазваниеВлияние ислама в Волжской Булгарии
    Дата05.04.2022
    Размер1.38 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаДоклад по истории на тему_ _Влияние ислама в Волжской Булгарии _.ppt
    ТипДоклад
    #443144
    Доклад по истории на тему: «Влияние ислама в Волжской Булгарии»
    План
    • Введение:
    • Волжская Булгария до ислама
      Ислам
    • Основная часть:
    • Причины принятия ислама
    • Заключение:
    • Выводы
    • Результаты информационного поиска
    Волжская Булгария до ислама
    • Волжская Булгария (Волжско-Камская Булгария, Серебряная Булгария) — историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовавшее с X по XIII век.

    Рис.1 Карта Волжской Булгарии
    Волжская Булгария до ислама
    • В VIII в. под давлением расширявшего свои пределы Хазарского каганата кочевавшие в злачных степях Северного Причерноморья и Северного Кавказа племена тюркоязычных болгар (булгар), сами примерно за полвека до того пришедшие в Европу, предположительно, из Центральной Азии, разделились и стали покидать свои привычные кочевья.
    • В начале X в. болгары стали возводить для охраны границ своей территории крепости, вокруг которых вырастали городские поселения. Тогда же правители волжских болгар — балтавары, стали чеканить собственные монеты, что свидетельствовало об активном внутреннем товарообмене на подвластных им территориях. Это время и считается временем образования государства Волжской Болгарии. Столицей его стал располагавшийся на месте слияния Волги и Камы — важнейших речных торговых путей Восточной Европы того времени, город Булгар. Впоследствии в Волжской Болгарии были возведены и другие города: Биляр, Кашан, Торцск, Джукетау, Тухчин и др.
    Волжская Булагрия до ислама
    • Арабы вели активные завоевания с целью распространения возникшей за полтора столетия до того в Западной Аравии монотеистической религии — Ислама. Хазары, исповедовавшие Иудаизм, препятствовали исламскому влиянию на Кавказе и в Поволжье. Имея общего врага, болгары и арабы активно сотрудничали друг с другом против хазар, заключали общие военные союзы. При этом арабские делегаты активно проповедовали среди болгар основы Ислама. Прежде болгары исповедовали тенгрианство — древнюю религию степных кочевников, в основе которой лежал культ единого бога неба. Это несколько сближало их традиционные представления с исламским учением и, возможно, стало причиной их восприимчивости к новой единобожной религии.
    Ислам
    • Ислам — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия.
    • Суннизм является самым крупным направлением в исламе (около 85-90 % мусульман). Он выступает как «мажоритарный» ислам, выражая мнение и обычаи, теорию и практику большинства членов общины. Для суннизма характерна ориентация на «правильную» доктрину, являющуюся срединной между крайностями, а также конформизм (или прагматизм), установка на легитимизацию статус-кво, на узаконение утвердившихся обрядов, верований и институтов. Суннитская теология, разработанная двумя школами калама — ашаритской и матуридитской, также развивалась как «срединная».
    Причины принятия ислама
    • Ислам применялся в качестве идеологического инструмента в формировании государства.
    • Защита Волжской Булгарии от Хазарского каганата.
    • Уже до 922 года царь булгар, его приближенные и большая часть населения являлись мусульманами, и царь свои действия обосновывает исламом. Ислам как официальная религия был принят еще до прибытия багдадского посольства. На заканчивающем этапе создания государственности с целью упрочения позиции ислама в стране, возвышения авторитета государства и приобретения покровительства халифа болгарский хан Алмуш обращается в Багдад, в следствии чего Булгарское государство признается мусульманским.

    Рис.2 Мозаичное панно, художник Фарид Валиуллин.

    На нем изображена встреча с посланниками халифа. В центре — Алмуш-хан с супругой и сам Ибн-Фадлан в момент прочтения послания халифа Аль-Муктадира. Вокруг — представители болгарских родов, различных народов, проживавших на болгарской земле.
    • Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.
    • Попытка окончательно выйти из-под власти Хазарского каганата посредством признания себя мусульманской страной у волжских булгар не получилась. Как отметил Л.Н. Гумилев, вероотступничество не укрепило, а ослабило булгар. Сувары — одно из крупных племенных образований булгарского сообщества — отказались принять ислам и укрепились в лесах Заволжья. В итоге исламская Волжская Булгария до второй половины Х века не могла соперничать с иудейской Хазарией.
    • Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север».
    • В отношении развития своей архитектуры и искусства Волжская Булгария была близка к мусульманским странам Ближнего Востока, тяготела к Средней Азии, с которой у нее были налажены тесные культурно-экономические связи. Об этом свидетельствуют, в частности, градостроительные принципы застройки некоторых булгарских городов.
    • Архитектурно-строительная школа волжских булгар представлена археологическими остатками комплекса сооружений из камня, кирпича и дерева. Ближневосточные и закавказские традиции в мусульманской архитектуре были подчинены системе булгарской школы зодчества, местным климатическим и природным условиям.

    Рис.3 Дворец-дом феодала из Сувара. X – XIV вв. Реконструкция Ф.Х. Валеева на основании раскопок А.П. Смирнова
    • В изобразительном искусстве домонгольского периода влияние исламского мировоззрения на народные представления и мифологическую систему образного мышления не имело доминирующего характера. Однако образы доисламской мифологии в булгарском прикладном искусстве - изображения животных, птиц, фантастических существ, очень редко человека, были представлены в условно-декоративном выражении, характерном для изобразительной трактовки мусульманского искусства.

    Рис.4 Булгарская орнаментированная гончарная керамика, XII – нач. XIII в.

    Рис.5 Булгарский орнаментированный боевой топор
    • Высокого уровня достигло ювелирное искусство. При изготовлении изделий из золота, серебра и меди применяли такие способы художественного ремесла как скань, зернь, чернение, гравировка, золочение, чеканка, глиптика (резьба на драгоценных камнях), инкрустация золотом и серебром по металлу.

    Рис.6 Булгарское золотое височное кольцо с «уточкой», XII в.

    Рис.7 Булгарский золотой пластинчатый браслет
    • Математические знания в булгарском обществе вначале были тесно связаны с экономической жизнью, но далее, постепенно начинают играть важную роль в административном и государственном строительстве. Усложнение налоговой системы, множество новшеств в денежно-весовой системе привели к серьезным изменениям и в области математических расчетов. Развивается архитектурная математика, основанная на  различных измерениях и геометрических формах. В зодчестве волжских булгар использовалась гармония: так называемое «золотое сечение» было известно еще за долго до Леонардо да Винчи. 
    • Медицина. С булгарских времен до позднего времени были популярны труды Ибн Си­ны. Под воздействием восточной медицины появляются свои профессиональные врачеватели и у самих болгар. Это Ходжа ал-Булгари, живший в первой половине XIIв. в Газне, Бурханетдин Юсуф ал-Булгри, написавший трактат «О простых лекарствах». Усилиями ученых вошел в научный оборот трактат жившего и творившего в Мосуле булгарского табиба Таджаддина ибн-Юнуса «Ат-тирйак ал-кабир» («Большой тирйак»), посвященный фармакогнозии. Известен его другой, более объемный ­ объемный медицинский трактат. Эти труды, написанные на арабском языке, были популярны на мусульманском Востоке.
    • Развитие просвещения способствовало широкому распространению восточной и общетюркской литературы и разных наук. Это, в свою очередь, стимулировало развитие собственной культуры. Так, например, некоторые арабо-персидские авторы X-XII дают сведения о булгарских историках, медиках и философах. Например, ал-Гарнати упоминал книгу “История Булгара”, которую написал кадий (судья) Булгара Йакуб ибн-Нугман. Известно также имя Бурхан ад-дин ибн-Юсуфа, написавшего книгу о лекарствах. Известный поэт XIII в. Кул-Гали в 1223 году завершил написание своей знаменитой поэмы “Кисса-и-Йусуф” (“Сказание о Юсуфе”).
    • Культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой Орды и продолжили свое существование в новых условиях. По крайней мере, находки монгольского периода соответствуют по виду ремесленным изделиям, изготавливавшимся во время существования Волжской Булгарии. Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой Орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху. Поднимавшаяся на тот момент с колен Русь угрожала не только кочевникам, но и булгарам. В итоге, Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве. Самостоятельность сохранили лишь северные земли, с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства – Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.
    Выводы
    • Итак, первые сведения о профессиональных ученых связаны с Волжской Булгарией. Профессиональные знания, наука  были передовыми для своего времени.  Научные знания нередко были далеки от повседневной жизни, а профессиональные знания, наоборот, исходили в первую очередь  из потребностей общества.  Булгарские ученые писали на арабском языке. Поэтому их труды получили общемусульманское звучание. Развитие науки у тюрко-татар было своеобразным откликом на Восточное Возрождение.
    • Принятие и распространение ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Булгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации булгарской народности, сложению яркой и самобытной духовной культуры предков татарского народа.
    Результаты информационного поиска:
    • Исторические источники:
    • «Начала истории» Волжской Булгарии в предании и исторической традиции. (Серия «Древнейшие государства Восточной Европы», 1998.) М.: Наука.
      Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
    • Исследовательские источники:
    • Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
      Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак (Большое противоядие) / Издание текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий А.Б.Халидова.  Казань, 1997. 
    • Электронные ресурсы:
    • Свободная энциклопедия Википедия, статья «Волжская Булгария» https://ru.wikipedia.org/wiki/Волжская_Булгария Дата обращения: 18.10.2018
      http://history-doc.ru/volzhskaya-bulgariya/
      Свободная энциклопедия Википедия, статья «Ислам. Сунниты» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислам#Сунниты Дата обращения: 18.10.2018
      Волжская Булгария до принятия Ислама http://tvardita.md/article/volzskaa-bulgaria-do-prinatia-islama Дата обращения: 18.10.2018
      Онлайн энциклопедия РУ, статья «Ислам в Волжской Булгарии: принятие, распространение и развитие культуры и науки»
      http://oeru.ru/islam-v-volzhskoj-bulgarii-prinjatie-rasprostranenie-i-razvitie-kultury-i-nauki/ Дата обращения 1.11.2018
      Russian7.Ru, статья «Почему Волжская Булгария приняла ислам»
      http://russian7.ru/post/pochemu-volzhskaya-bulgariya-prinyala-isl/ Дата обращения: 1.11.2018
      Атлас истории Татарстана и Татарского народа http://tatarhistory.ru/ru/atlas/volzhskaya-bulgariya Дата обращения 5.11.2018
    • Художественные реконструкции:
    • Мозаичное панно, художник Фарид Валиуллин. Встреча с посланниками халифа. 2012 г.
      Атлас истории Татарстана и Татарского народа http://tatarhistory.ru/ru/atlas/volzhskaya-bulgariya - фотографии искусства Волжской Булгарии


    написать администратору сайта