Главная страница
Навигация по странице:

  • Индивидуальный проект

  • Цель

  • Связь темпо-ритмических структур и организма человека

  • Вывод по теоретической части

  • 10 11

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • 14 ЛИТЕРАТУРА

  • Влияние ритма музыки на организм человека. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежд2. Влияние музыкального ритма на организм человека


    Скачать 118.08 Kb.
    НазваниеВлияние музыкального ритма на организм человека
    АнкорВлияние ритма музыки на организм человека
    Дата18.10.2022
    Размер118.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учрежд2.docx
    ТипДокументы
    #738961

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    г. Ростова-на-Дону,

    «Гимназия №76 им героя советского союза Никандровой А.А»

    Индивидуальный проект

    на тему:

    «Влияние музыкального ритма на организм человека»

    Выполнила:

    Кобизь Софья Андреевна,

    Ученица 10 «Б»

    Руководитель:

    Высочина Лидия Олеговна

    учитель музыкальной специальности по классу скрипка, музыкальной школы им Чайковского.

    г. Ростов-на-Дону,

    2022

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение………..……………………..………..………..………..………..……...3

    Глава 1: Теоретическая часть………..………..………..………..………..……...5

      1. Понятия ритма………..………..………..………..………..………..………...5

      2. История развития ритма………..………..………..………..………..……….5

      3. Связь темпо-римических структур и организма человека………..………..6

      4. Вывод…………………………………………………………………………..9

    Глава 2: Практическая часть………..………..………..………..………..……...10

    Заключение………..………..………..………..………..………..………..……...14

    Литература…...………..………..………..………..………..………..……..........15

    2

    ВВЕДЕНИЕ

    Нас окружает ритм. Ты ритмично дышишь, твое сердце отбивает идеальный ритм, ты ходишь под свой внутренний метроном. Ты не замечаешь, но ты всегда окружён чем-то что отбивает свой собственный ритм. Ритм жизни.

    Влияние ритма на человека выявляли еще в древние времена. Примерами такого "древнего" ритма может стать барабанный бой в племенах Африки. Они постепенно увеличивали скорость. Сначала были редкие гулкие звуки, потом начинает появляться дополнительный фон, который ускоряет всю композицию. Люди сухим ритмом доводили себя до состояния близкого к сумашествию.

    Ритм использовали во время какой-либо работы, во время наступательного военного марша, религиозных танцев, ритуалов и даже лечении.

    В Индии есть терапия, которая заключается в ритмичном постукивание и создании волн звуков, которые постепенно воздействуют на человека.

    Но звук может быть, как лекарством, так и сильнейшим ядом. В Японии был такой вид пыток, когда человека помещали в полностью изолированное помещение и оставляли только звук капель. Постепенно люди сходили с ума. Они не могли выносить этого звука. Также, в прошлом, была так называемая казнь колоколом. Человека помещали под гигантский медный колокол и ритмично били, создавая ритмичным стуком звук, который просто не мог выдержать человеческий мозг.

    Но почему обычный ритм нас так увлекает? Почему мы не произвольно начинаем танцевать под новый бит? Как так получается, что мы засыпаем от колыбельной?

    3
    Мой проект находится на стыке многих наук: физиологии, психологии,

    искусствоведении, биофизики, эмбрионологии, музыковедении и акустики.

    Актуальность: Вокруг человека обилие ритмов. Мы окружаем себя звуками, но ничего не знаем о их воздействии на наш организм. А это, в свою очередь, негативно сказывается на нашем здоровье.

    Цель: изучить влияние ритма мелодии на организм человека.

    Гипотеза: человек зависит от окружающего ритма в течение всей своей жизни и также ритм влияет на многие сферы жизни человека.

    Задачи:

    • Собрать имеющуюся литературу на данную тему и изучить

    • На основе данных материалов и статистических показателей подтвердить или опровергнуть гипотезу

    • Провести эксперимент по выведению закономерности ритмического восприятия и человеческого организма

    Методы работы:

    • изучение литературы в Донской государственной публичной библиотеке

    • эксперимент

    • анализ полученного в эксперименте материала

    4

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

      1. Понятие ритм

    В современной музыкальной науке ритм- это чередование звуков и пауз в произведении. Ритмы чрезвычайно разнообразны, соотношения длительностей бывают кратными (1:3 или 1:2), некратными (1:1,5) и иррациональными (т.е. ритм не подчиняется определенной последовательности). Также нельзя сказать, что ритм - это временная единица, это совсем не так, в первую очередь ритм – это соотношение длительностей, поэтому произведения могут быть разной скорости, но при этом ритм будет один и тот же. За внутреннюю организацию ритма отвечает метр. Он делит мелодию на доли: сильные, средние и слабые.

    В структуре понимания ритма также имеет значение темп воспроизведения. Темп – это скорость, с которой воспроизводится музыкальное произведение.

    Ритм, хоть и является важнейшей части музыки, не является только музыкальной чертой. Ритмичные движения (движения, повторяющиеся определенное количество раз с определенным количеством пауз) характерны для разных биологических процессов: сердцебиение, нервные импульсы, дыхание, и для физических явлений: смена дня и ночи, чередование времен года, приливы и отливы и т.д.

      1. История развития ритма

    Феноменальные воздействия ритма на человека замечали еще в древние времена. Люди, еще не могли воспроизводить музыку, но уже отбивали ритмы на барабанах. Барабаны чаще всего использовались во время ритуалов.

    Самый древний европейский трактат о ритме – это «Элементы

    5

    ритмики» Аристоксена, трактат не был сохранен в полном содержании. В Древней Греции не отделяли стихотворный ритм от музыкального. Аристотель, Платон и Пифагор говорили о чудесном воздействии на

    организм.

    Некое подобие ритма, а именно «талам» - это структурированная система классической музыки в Индии. В «Натьяшастре» - древнеиндийском трактате, ритм называли источником всех искусств.

    В средние века музыка, которую принимало общество, была церковной, поэтому были популярны замедленные ритмы, возвышающие человека, заставляющие впадать в транс. В эпоху Ренессанса, когда церковь стала не так сильно влиять на идеологии людей, стало гораздо большее распространение разных видов ритма. Теперь не было только одного замедленного, были и быстрые танцевальные ритмы, и веселые романтические мелодии.

    В современном мире большое разнообразие ритмов. Люди могут выбирать между разными видами. Теперь каждый может выбирать ритм музыки под свое настроение и душевное состояние.

      1. Связь темпо-ритмических структур и организма человека

    Человеческий организм, как и все живое, подвержен влиянию окружающего мира. И разные органы восприятия нужны для улавливания оказываемого воздействия. Слух не является исключением.

    С помощью слуха мы улавливаем вибрации, их тональность, тембр и темпо-ритмическую структуру. Каждый из этих составляющих оказывает свое воздействия на человека. Но мы остановимся только на темпо-ритмической структуре.

    Ритмы оказывают абсолютно разное воздействие на разные части тела

    6

    и мозга.

    С самым первым проявление действия ритмы дети встречают еще в глубоком детстве, когда матери поют им колыбельные. Все люди прекрасно понимают, что дети не воспринимают слова и речь, а только улавливают звуки. Если вслушаться в мелодию колыбельных, то можно заметить, что ритм и скорость совпадает с ритмом дыхания спящего человека. Подтвердить этот феномен можно простейшим опытом, при котором вы при младенце просто начинаете дышать как спящий человек, ребенок, конечно, заснет не в ту же секунду, но гораздо быстрее чем если бы он просто засыпал.

    Влияние ритма на сознание не заключается только в увеличении сонливости. В разных состояниях мозг вырабатывает низкочастотные звуковые волны, которые проявляются в определенном ритме.

    При совпадении ритмов на человека оказывается разные воздействия и, когда люди заметили это, они начали изобретать мелодии, которые ритмически бы воздействовали на человека.

    Ярким примером такой мелодии является марш. В военных оркестрах, как правило, большинство – духовые инструменты и разные виды барабанов. Такой выбор инструментов обусловлен тем, что этими инструментами легко воспроизводить ритмичные мелодии. Также воздействие марша не заключается только в легкости воспроизведения на определенных инструментах, самое главное – ритм, который совпадает с ритмом сердца. Идущий человек, не замечая этого, сначала подстраивает свое дыхание, а затем и шаг.

    Мелодии с замедленным темпо-ритмическим рисунком оказывают успокаивающее действие. Замедленным ритмом считается ритм медленнее биения сердца. Действие таких мелодий на сознание зависит от степени

    7

    замедленности. Если обычная медленная мелодия покажется нам расслабляющей и немного грустной, то, например, медитации уже могут настолько успокоить сознание, что введут его в транс. Транс – это состояние измененного сознание, при котором внутреннее внимание направлено на внутреннее состояние и не замечает состояние вокруг. Действия таких мелодий может оказать опасное воздействие на психику. Многие нетрадиционные религиозные течения, которые в современном мире подвергнуты остракизму, использовали в своей практике мелодии с сильно замедленным темпом.

    Но одинаковый не во всех музыкальных композициях ритм и темп во всем произведении один и тот же. В современных танцевальных мелодиях используется постепенное возрастание скорости, когда сначала темп совпадал с биением сердца у спокойного человека, а затем постепенно ускорялся.

    Также на человека благотворно влияет развитие чувства ритма.

    После нескольких недель тренировок ритмического восприятия, были зафиксированы активности в моторных зонах и мозжечке. Развитие ритмического восприятия позволяет улучшить речь и скорость реакции у детей со склонностью к замедленному развитию. Также тренировку восприятия ритма можно использовать как реабилитационную технику при некоторых нарушений мозга.

    В современной науке в симптоматику аутизма входит не только в нарушении социализации и коммуникации, но и в двигательных и сенсорных нарушениях. В исследованиях детей с аутизмом около 80% проявляет нарушение в двигательных функциях. Так как сенсорное восприятие и двигательная функция являются основополагающим фактором в речи, то

    8

    отклонение в развитии этих функций будет оказывать пагубное влияние на пациента.  Для развития этих функций надо стимулировать мозжечок, отвечающий за двигательную функцию и координирует эмоциональные и когнитивные процессы. Поскольку мозжечок проявляет повышенную активность у людей с частыми ритмическими тренировками, были проведены исследования по реабилитации таких пациентов с помощью ритмических тренировок. Дети с аутистическими нарушениями после нескольких недель тренировок показывали более лучший результат в управлении своим телом и реакции на раздражитель.

    Также тренировку ритмического восприятия использовали как лечение последствий при болезни Паркинсона, инсульта, хорее Харктингтона и опухолях головного мозга.

      1. Вывод по теоретической части

    О влиянии ритма люди узнали еще в древнейшие времена и на интуитивном уровне начали их использовать для достижения нужного эмоционального состояния.

    Ритм сам по себе не несет ничего, но вместе с темпом и мелодией дает очень интересные плоды.

    Ритм влияет на организм в эмоциональном и физиологическом аспекте. Развитие темпо-ритмического чувства можно использовать как реабилитацию при очень многих болезнях, связанных с деструктивной работой мозга.

    9

    ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    В эксперименте приняло участие 10 человек, их возраст от 16 до 23 лет.

    Эксперимент заключался в том, чтобы каждому по отдельности включить мелодию определенного ритма и смотреть на его реакцию.

    Вся музыка подбиралась так, чтобы испытуемые до этого никогда ее не слышали, так как это могло бы оставить не нужный эмоциональный отпечаток на результаты.

    Испытуемые были физически и психологически здоровы и не уставшие. Этот пункт был нужен, так как некоторые психологические заболевания влияют на восприятия действительности.

    Мелодии, которые использовались в ходе эксперимента: «Танец с саблями» Арам Хачатурян, «Фантазия экспромт» Фредерика Шопена, Моцарт «Колыбельная». Использовались классические мелодии, так как в них нет искажений в темпо-ритмическом рисунке.

    Во время прослушивания «Танца с саблями» у 6 испытуемых наблюдалась реакция в виде ритмичного действия: постукивания, движения руками, кивки головой и отбивание ритма ногой. В последующем опросе, в ходе которого спрашивали о эмоциональном всплеске после прослушивания этой мелодии: 2 - человек не почувствовал ничего, 2 - затрудняются ответить на вопрос, 5 - почувствовали прилив сил, 1 – почувствовал легкую головную боль.

    10



    11

    Когда слушали «Фантазию экспромт», выявились такие показатели: 2 – почувствовали нечто «одухотворяющее», 3 – ничего не почувствовали, 4 – погрузились в свои мысли, 1 – почувствовал грусть. У 7 дыхание стало

    совпадать с ритмом мелодии



    12

    «Колыбельная» Моцарта вызвала у 5 испытуемых ощущения спокойствия, у 3 – сонливость, 2 – ничего не почувствовали. Также у 8 испытуемых во время прослушивания изменился ритм дыхания на более спокойный. 4 человек начали покачиваться во время слушания, 2 – закрыли глаза.



    13

    Вывод по практической части

    Таким образом, произведения ритмически воздействовали на человека и меняли его дыхание, эмоциональное состояние и заставляли выполнять какие-либо действия, которые не регулировались сознание. В люди, которые выполняли какие-то мышечные действия, сильнее всего проявлялись какие-то чувства при прослушивании произведения. 70% испытуемых проявляли сильную эмоциональную реакцию, в среднем 60% испытуемых проявляли ярко выраженную физическую реакцию: изменение ритма дыхания, покачивание телом, отбивание ногой ритма.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    В эксперименте подтвердила гипотезу, что ритм влияет на человека. Проанализировала имеющуюся информацию на данную тему, изучила историю возникновения понимания воздействия ритмов. Провела эксперимент по выявлению закономерностей влияния разных мелодий на людей. Узнала множество занимательных фактов из областей биологии, музыки и физики.

    В своих дальнейших исследованиях на эту тему я бы хотела изучить влияние разных темпо-ритмических структур на человека уже с использованием более точной аппаратурой, также выявить закономерность восприятие ритмов и сердцебиения и химического состава крови

    14

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. «Влияние темпо-ритмической структуры на функциональное состояние студентов» Звягина Татьяна Васильевна, Шенгоф Борис Александрович, Нефедова Ксения Олеговна, Мохнаткина Светлана Сергеевна.

    2. Норман УЭЙНБЕРГЕР « Музыка и мозг. В чем секрет завораживающей силы музыки».

    3. «Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии» Ковалева А.В.

    4. «Влияние музыки на человека» Михеева Е.О

    5. «Влияние характеристик личности на музыкальные предпочтения» С. Д. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 276-279.

    6. «Влияние ритма музыки на организм человека» Петриченко Е.С.

    7. «Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека» Юлий Рыжов

    8. Музыка - и великая и ужасная. Ч.1. Звук, ритм, музыка и их воздействие на человека

    9. Долгих Л.А. «Влияние музыкального ритма на физическое и психическое здоровье юного пианиста»

    10. «О воздействии ритмов на человека» https://www.tekadum.by/encyclopedia/o-vozdeystvii-ritmov-na-cheloveka

    11. «Звук, ритм, музыка и их воздействие на человека» Кеерд И.В.

    12. «Влияние музыки на организм человека» Участники учебно-исследовательского офиса Ассоциации детских инициатив НДЦ «Зубренок»

    13. «В ритме нейронов. Как мозг воспринимает музыку» https://lenta.ru/articles/2020/10/26/jbl/

    15

    1. «Психофизиологическое воздействие музыки на организм человека» Мацышина Е.В.

    2. «Исследование влияния музыки на пульс человека с разработкой рекомендательной системы по подбору плейлиста» Аушева Лиза Иссаевна, студент Матиенко Андрей Павлович, студент Молева Анастасия Алексеевна, студент Кемерова Анжелика Максимовна, студент ИУ5, Системы обработки информации и управлени


    16


    написать администратору сайта