Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные функции внимания

  • Опосредованным внимание

  • Отвлекаемость

  • Избирательность внимания

  • Понятие воображения как познавательного процесса.

  • Способы создания образов

  • Воображение и творчество

  • Список использованной литературы

  • Контрольная психология. Внимание как психический познавательный процесс


    Скачать 39.12 Kb.
    НазваниеВнимание как психический познавательный процесс
    Дата01.02.2023
    Размер39.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная психология.docx
    ТипДокументы
    #915178

    Внимание как психический познавательный процесс

    Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на том, что он делает.

    В каждый отдельный момент времени наше сознание направлено на те предметы, которые являются для нас наиболее значимыми и важными.

    Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

    Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание способствует любой деятельности как составляющий элемент различных психических и двигательных процессов. Внимание с одной стороны является психическим познавательным процессом, с другой, психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности [1]. Происхождение (природа) внимания до конца не выяснена.

    Н.Н. Ланге выделил следующие подходы к проблеме природы внимания:

    1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода считают, что внимание не возможно без мускульных движений.

    2. Внимание как результат ограниченности объёма сознания. К примеру, сторонники этой теории И. Герберт и У. Гамильтон считали, что наиболее интенсивные представления вытесняются менее интенсивными.

    3. Внимание как результат эмоций. Эта теория развита в ассоциативной психологии. Она указывает на зависимость внимания от интересности представления.

    4. Внимание как результат апперцепции, т.е. результат жизненного опыта индивида.

    5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

    6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно этой гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

    7. Теории нервного подавления. Согласно данной теории, преобладание одного представления над другим объясняется тем, что лежащий в основе физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания [2].

    Основные функции внимания:

    а) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;

    б) Отбор и организация поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями;

    в) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

    Существуют несколько классификаций внимания. Классификация по признаку произвольностиявляется наиболее часто встречающейся:

    а) произвольное;

    б) непроизвольное;

    в) послепроизвольное.

    Непроизвольное – не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым раздражителем (свойственно человеку и животным). Основная функция непроизвольного внимания – в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение [3].

    Произвольное внимание – свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определённую цель, задач и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно “извлекать из памяти” нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности [4].

    Послепроизвольное внимание – обнаруживается в тех случаях, когда человек чем-либо заинтересовывается, например «с головой уходит в работу». Этот вид внимания характеризуется сосредоточением волевой деятельности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности [13, с. 111].

    Если классифицировать внимание по критерию опосредованности объектами или явлениями, то внимание бывает:

    Непосредственное внимание– это то, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых это внимание регулируется [5].

    Опосредованным внимание –такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно направлено, а чем-то другим [6, с. 103]. Например, мы можем нарисовать стрелку направленную в определённую сторону (указывающую путь куда-либо) и внимание человека, проходящего мимо привлечёт этот указатель.

    Внимание характеризуется такими пятью основными свойствами, как: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объём [6, с. 100].

    Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определённых объектах окружающей действительности. Т.е. устойчивость проявляется во времени, в течении которого человек может быть непрерывно сосредоточен на одном объекте. Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости.

    Распределение внимания – это способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для длительной деятельности [3].

    Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряжённости несколько повышается, а при высокой – понижается) [6].

    Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или действие.

    Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности.

    Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы [4].

    Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течении длительного времени. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

    1.) индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойства нервной системы);

    2.) психическим состояниям (возбуждённость, заторможенность);

    3.) мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

    4.) внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности [7].

    Интенсивность внимания – характеризуется относительно большей затратой энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, чёткостью и быстротой [8].

    Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

    Переключение внимания – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха [3].

    Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

    В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступаю женщинам: около 45% женщин могут быстро переключать своё внимание с одного дела на другое, 15% делают это медленно; у мужчин же эти цифры соответственно 18% и 38% [5].

    Объём внимания – измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течении 1 -1,5 с. объём внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9 элементам. Объём внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации .

    Понятие воображения как познавательного процесса.

    Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления памяти. Подобно мышлению, воображение ориентированно на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

    Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

    Воображение является одной из фундаментальных характеристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Построение образов воображения, т.е. таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека [9].

    Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он это будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

    Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре изданные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

    В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

    - вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

    - изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.); » соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

    - конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

    - мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

    - переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер как лиса; враги трусливы как зайцы); »мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

    - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются)[10].

    Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей.

    Функции воображения

    Воображение выполняет несколько важных функций в психической жизни человека. Прежде всего, это познавательная функция. Как познавательный процесс воображение возникает в проблемной ситуации, в которой степень неопределенности, дефицит информации весьма значительны. При этом воображение является основой гипотез, заполняющих белые пятна в научных системах. Воображение ближе к чувственному познанию, чем к мышлению, и отличается от него предположительностью, неточностью, образностью и эмоциональностью.

    Поскольку не все свои потребности человек может удовлетворить материально, второй функцией воображения является мотивационная, т. е. человек может удовлетворить свои потребности в идеальном плане - в мечтах, сновидениях, мифах, сказках.

    У детей воображение выполняет аффективно-защитную функцию, так как охраняет неустойчивую психику ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Механизм этой защиты таков: через воображаемые ситуации у ребенка происходят разрядка возникшего напряжения и символическое разрешение конфликта, который бывает трудно снять практическими действиями [8].

    Способы создания образов

    Все процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, память, мышление.

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. Одним из таких приемов является комбинирование элементов в целостный новый образ. Комбинирование - это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л.Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей - жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация (от лат. agglluninary - приклеивать) - соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов (русалка, сфинкс, кентавр, Пегас, избушка на курьих ножках). В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.

    Своеобразным способом создания образов воображения является акцентирование - заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах. Одной из форм акцентирования является гиперболизация - прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата - многорукая индийская богиня) [11].

    Распространенным приемом создания творческих образов является типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин - это «...портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип - это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.

    К приемам создания новых образов относятся также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира. Конкретизацию отвлеченных понятий можно наблюдать в различных аллегориях, метафорах и других символических образах (орел, лев - сила и гордость; черепаха - медлительность; лиса - хитрость; заяц - трусость). Любой художник, поэт, композитор реализует свои мысли и идеи не в общих отвлеченных понятиях, а в конкретных образах. Так, в басне «Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов конкретизирует в образной форме мысль: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

    Виды воображения

    Воображение возникает в ответ на потребности, стимулирующие практическую деятельность человека, т. е. характеризуется действенностью, активностью. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

    Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

    Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

    Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Это воображение без заранее поставленной цели, без специального намерения, без усилий воли со стороны человека. При этом образы создаются как бы сами собой: глядя на причудливой формы облака, мы «видим» слона, медведя, лицо человека... Непреднамеренное пассивное воображение вызывается прежде всего неудовлетворенными в данный момент потребностями - в безводной пустыне у человека возникают образы водных источников, колодцев, оазисов - миражи (галлюцинации - патологическое расстройство перцептивной деятельности- ничего общего с воображением не имеют) [12].

    Одним из видов непреднамеренного пассивного воображения являются сновидения, которые обычно возникают при «быстром» сне, когда в одних участках коры ослабевает торможение и возникает частичное возбуждение. И.П. Павлов рассматривал физиологическую основу сновидений как нервные следы «прежних раздражений», связывающихся самым неожиданным образом, а И.М. Сеченов считал сновидения «небывалой комбинацией уже бывалых впечатлений». Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется их характером, представляющим собой странное сочетание небывалых, фантастических картин и событий.

    Однако известно, что все в мире детерминировано, все психические явления имеют материальную основу. Ряд опытов показал, что сновидения вызываются потребностями организма, «фабрикуются» на основе внешних раздражителей, которые спящий человек не осознает. Например, если к лицу спящего подносят флакон с духами, ему снится благоухающий сад, оранжерея, клумба, рай; если звонят колокольчиком, то кому-то снится, что он мчится на тройке с бубенцами, а у кого-то разбивается поднос с хрустальной посудой; если ноги спящего раскрываются и начинают мерзнуть, он видит во сне, что идет босиком по снегу или попадает ногой в прорубь. При неудачном положении тела затрудняется дыхание, и человеку снятся кошмары. При болях в сердце человек во сне преодолевает преграды, напряженно переживает что-либо [10].

    Особого внимания заслуживают так называемые «вещие сны». Часто при начинающемся заболевании внутренних органов спящие видят повторяющиеся, назойливые сны, связанные с характером развития болезненных явлений. Пока боль не дала о себе знать, в кору поступают слабые сигналы, которые днем подавляются более сильными сигналами и не замечаются. Ночью же эти сигналы мозг воспринимает с достаточно большой силой, что и вызывает соответствующие сновидения. Грезы - это процессы как непреднамеренного, так и преднамеренного пассивного воображения без определенной направленности, протекающие в виде беспорядочного следования одних образов за другими. Течение таких представлений не регулируется мышлением. В грезах обязательно возникают приятные человеку образы. Возникают они обычно при пассивном, безвольном состоянии человека - как следствие сильного утомления, в моменты перехода от сна к бодрствованию и наоборот, при высокой температуре, при отравлении алкоголем, никотином, при наркотическом опьянении.

    Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, заманчивом, приятном, но если в процессах воображения преобладают грезы, то это свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Если человек пассивен, не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь и живет в ней. При этом воображение выступает как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать («маниловщина», бесплодная мечтательность).

    Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение [4].

      Воссоздающее (репродуктивное) воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (по карте, чертежу, схеме, по уже оформленным кем-то материалам). У каждого человека свой образ Анны Карениной, Пьера Безухова, Воланда...

    Репродуктивное воображение имеет огромное значение в психическом развитии человека: давая возможность по чужому рассказу или описанию представить себе то, чего он никогда не видел, оно выводит человека за рамки узкого личного опыта и делает его сознание живым и конкретным. Ярче всего развертывается деятельность воображения при чтении художественной литературы: читая исторические романы, гораздо легче получить яркие образы прошлого, атмосферу Средневековья, чем штудируя научные труды.

    Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью любого творчества (научного, технического, художественного): открытия новых закономерностей в науке, конструирования новых машин и механизмов, выведения новых сортов растений, пород животных, создания произведений искусства, литературы.

    Творческое воображение сложнее воссоздающего: например, создать образ деда Щукаря сложнее, чем представить его по описанию, а механизм легче представить по чертежу, чем сконструировать его. Но различие между этими видами активного воображения относительно, между ними нет четкой грани. Артист и музыкант создают образ в соответствии с ролью, но делают это творчески, давая чужим произведениям оригинальную трактовку [13].

    Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, т. е. в мечтании. Мечта хотя и не дает немедленно и непосредственно объективного продукта, но является необходимым условием преобразования действительности, побудительной причиной, мотивом деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным (ковер-самолет).

    Ценность мечты определяется тем, какое отношение она имеет к деятельности человека. Действенную, общественно направленную мечту, которая вдохновляет человека на труд, поднимает на борьбу, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, уводящей человека от действительности, расслабляющей его. Пустые фантазеры, мечтатели - это чаще всего люди, у которых беден личный опыт, мало знаний, не развито критическое мышление, слабая воля. Их фантазии ничем не сдерживаются и не контролируются сознанием.

    Бывают мечты и реального плана, но связанные с незначительной, обыденной целью, когда они ограничиваются желанием иметь какие-то материальные ценности [10].

      Воображение и творчество

    Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.

    Творчество в исходном смысле этого слова - сотворение нового. Этот смысл слово "творчество" сохранило и в науке. В обиходе часто творчеством называют то, что связано с искусством: рисованием, музыкой, архитектурой и т.д. Но следует учесть, например, что игра на музыкальных инструментах далеко не всегда несет в себе хоть какой-то элемент новизны. Музыкант, исполняя в 199-й раз "Подмосковные вечера" не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. Интересно, что в древнегреческом языке словом "технология" обозначали как раз искусство, то есть вершину мастерства.

    Творчество это вид деятельности. Внешний наблюдатель не всегда может определить - занимается ли наблюдаемый творчеством или же обычной рутинной деятельностью. Если человек еще не добился ничего нового, можно ли определить - занимается он рутиной или творчеством? Пожалуй, как раз самыми характерными признаками творческого процесса (путь и не очень заметными для внешнего наблюдателя) будет активизация воображения и мышления человека, а также концентрация внимания на предмете стараний. Человек же, занимающийся рутиной скорее всего: а) не напрягает свое воображение и мышление, б) склонен думать о посторонних вещах, в) не сконцентрирован на процессе деятельности. Творчество - это порождение нового, и это требует обычно значительных затрат. Соответственно про людей творческих можно сказать, что они, скорее всего, обладают развитым воображением, мышлением и концентрацией внимания.

    Творчество возможно во всех сферах жизнедеятельности человека. Другое дело, что в одних видах деятельности заниматься творчеством проще, чем в других. Чтобы, например, решить математическую задачу нестандартно, не по учебнику, надо обладать высокими способностями. А чтобы нарисовать новую картину, достаточно взять в руки кисточку и краску, а потом нарисовать что угодно [6].

    Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:

       - изобретательское,

       - техническое,

       - научное,

       - литературное,

       - художественное,

       - артистическое,

       - музыкальное,

       - политическое,

       - военное и т.д.

    В каждом из указанных видов творчества видна и понятна роль воображения. Для изобретательского или технического творчества важно представить работу уже имеющихся механизмов, устройств, компьютерных программ, а потом представить то, как можно улучшить работу имеющихся механизмов или устройств или же создать что-то принципиально новое. Для научного творчества важно представить во всех деталях объект и исследования, представить возможные эксперименты, их последствия. Для литературного творчества важно представить описываемых персонажей и среду их обитания, коммуникативные и прочие ситуации. В художественном творчестве художник сначала старается "всеми фибрами души" увидеть, почувствовать то, что ему предстоит нарисовать. Артист создает у себя в голове образ будущей роли. Музыкант - образ нового музыкального опуса. Политик живет в густом переплетении человеческих отношений, все эти толстые и тонкие нити тоже надо уметь представить у себя в голове, а также продумывать в деталях разного рода политические операции, интриги [11].

    Творчество - очень многогранный процесс. На него большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но в том числе и эмоции, воля, восприятие. В данной статье, однако, мы сконцентрируемся на связи творчества с воображением.

    Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы уже давно. Долгое время господствовало представление о том, что невозможно алгоритмизировать творческий процесс, и соответственно обучить ему. Данное положение обосновал известный французский психолог Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».

    Постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. Дело в том, что не бывает так, что каждый в отдельности творческий процесс полностью уникален. Если художник на протяжении своей жизни нарисовал, скажем, двадцать картин-шедевров, каждая из которых признается уникальным, самобытным творением, это не значит, что эти двадцать процессов, предшествующих появлению картин, были уникальны. Очевидно, что в них общее, и этого общего, весьма вероятно, больше, чем частного. То же можно сказать и про нескольких художников: наверняка в их творчестве есть общие моменты. Да, невозможно, очевидно, полностью формализовать процесс творчества, однако "методы творчества" все равно существуют [8].

    Постепенно в науке на первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии творчества:

       1. Подготовка (зарождение идеи).

       2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

       3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

       4. Проверка.

    Список использованной литературы:

    1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.

    2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.

    3. Волченков Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов // Сервис plus. - 2009. - №2. - С. 22 - 25.

    4. Гласко А.В. Модель динамики внимания в процессе восприятия // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2008. - №6. - С. 738 - 754.

    5. Ерусева О.В. Роль внимания в развитии познавательных процессов // Научные исследования в образовании. - 2009. - №1. - С. 7 - 12.

    6. Лебедев А.Н. Нейронные константы в психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №10. - С. 5 - 16.

    7. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону, 1996.

    8. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М., 1990.

    9. Розин В.М. Психология: теория, практика: Учеб. пособие. - М., 1997.

    10. Уточкин И.С. Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - №3. - С. 31 - 66.

    11.   Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск, 2004.

    12.   Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2010.

    13.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Че Ро, 1998.

     


    написать администратору сайта