Главная страница
Навигация по странице:

  • Негласные традиции, дополняющие боевые традиции

  • Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

  • Ритуал проведения к военной присяге

  • Ритуал вручения боевого знамени воинской части

  • Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники

  • Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку

  • военные традиции доклад по обж. военные традиции. Военные традиции в рф


    Скачать 269.03 Kb.
    НазваниеВоенные традиции в рф
    Анкорвоенные традиции доклад по обж
    Дата10.10.2022
    Размер269.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавоенные традиции.docx
    ТипДоклад
    #726243

    Доклад на тему:


    «Военные традиции в РФ»




    Выполнила

    ученица 10 класса б


    Военные традиции (Боевые традиции, Воинские традиции) — исторически сложившиеся в вооружённых силах государства правила, обычаи, обряды и нормы поведения военнослужащих, как в мирное, так и в военное время, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся добровольно соблюдаемыми принципами, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего. Соблюдение военных традиций является основой поддержания высокого боевого духа среди военнослужащих и элементом морального воспитания личного состава вооружённых сил.

    Военные традиции, проведение которых официально закреплено в воинских уставах, принято считать боевыми традициями.

    Некоторые исследователи разделяют воинские традиции, передающиеся от поколения к поколению, на три составляющие: боевые, учебно-боевые и повседневные.

    Также существуют негласные (неофициальные) воинские традиции, которые не регламентированы какими-либо уставами и передаются от военнослужащих начавших служить раньше — военнослужащим прибывшим на службу позже (от одного поколения военнослужащих следующему поколению).

    Главными военными традициями (боевыми традициями) являются:

    • почитание Боевого Знамени части. Военно-морского флага корабля;

    • приверженность военных к парадной военной форме, отражающей национальные особенности и историю государства;

    • проявление верности воинскому долгу и военной присяге;

    • проявление героизма и самоотверженности в бою;

    • взаимная выручка воинов, войсковое товарищество;

    • личный пример мужества и храбрости офицера;

    • забота командира о сохранении жизней подчинённых;

    • почитание подвигов и вклада в вооружённые силы;

    • отдание воинских почестей погибшим;

    • почитание командирa и сохранение его жизни в бою;

    • негативное отношение к военнослужащим, совершившим предательство и проявившим трусость в бою;

    • гуманное обращение с военнопленными и мирным населением противника и другое.

    Носителями военных традиций являются как отдельные военнослужащие, категории военнослужащих, так и в целом подразделения, части (корабли), соединения армии и флота и другие воинские формирования государства.

    В вооружённых силах любого государства могут быть свои военные традиции. Военные традиции возникают в результате развития общества под воздействием исторических условий, специфики национальной жизни и военной истории народа, особенностей государственно-политического устройства, господствующего в обществе идеологии, характера и предназначения вооружённых сил.

    На военные традиции накладывает свой отпечаток духовная культура народов с последующим выражением в произведениях героико-патриотического эпоса и в национальной военной символике.

    Большинство нравственных норм, служащих основой военных традиций, вносятся в текст воинских уставов и военной присяги, получая таким образом не только моральную необходимость, но и юридическую значимость

    Осуществление военной традиции в основном выражается в проведении ритуала (церемонии), который подчёркивает важность происходящего действия. Проведение всех ритуалов в деталях закреплено в строевых уставах: проведение торжественного марша, проведение парада, вынос боевого знамени на торжественное построение, церемонии с участием почётного караула и т. д.

    Ниже приведены примеры некоторых военных традиций, общих для вооружённых сил многих государств:

    • ритуал принятия воинской присяги — торжественное мероприятие, которое в вооружённых силах различных государств по мере возможности осуществляется в памятных исторических местах;

    • вынос боевых знамён на торжественные мероприятия;

    • сохранение боевых знамён в ходе боевых действий. В годы Великой Отечественной войны соединение либо воинская часть, уничтоженная в окружении, повторно создавалась, если боевое знамя доставлялось военнослужащими, прорвавшимися из окружения за линию фронта. В случае, если утерянное в ходе боевых действий боевое знамя было найдено, части (соединению) возвращалось прежнее наименование;

    • проводы военнослужащих — торжественный ритуал прощания личного состава части с военнослужащими, увольняемыми в запас либо уходящими в отставку;

    • ритуал прощания с погибшими военнослужащими.

    Среди военнослужащих, как офицеров, так и рядового состава, существуют негласные традиции взаимоотношений и поведения, не нормированные воинскими уставами и служебными инструкциями.

    Негласные традиции, дополняющие боевые традиции

    Праздник Нептуна — негласная военно-морская традиция в ВМФ многих государств.

    Негласная традиция носить индивидуальный перевязочный пакет в прикладе АКС-74, в качестве амулета, у десантников и горнострелков в годы Афганской войны.

    В традициях и ритуалах дедовщины подобные приказы об увольнении и призыве имели важную роль. Отсчёт всех иерархических ступеней и многие ритуалы были связаны с датами их публикации

    Негласные традиции появились из опыта военной службы и служат поддержанию порядка, субординации и дисциплины — что в конечном счёте дополняет официально закреплённые в уставах боевые традиции.

    В некоторых случаях традиция является выражением суеверий и фиксации примет в армейской среде, где выполнение служебных обязанностей сопряжено с риском для жизни военнослужащих (лётный состав, парашютисты, водолазы, сапёры и т. д.), либо связано с участием в боевых действиях, что в общем также служит поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих и благоприятно влияет на выполнение поставленной боевой задачи. К примеру в годы Афганской войны 1979—1989 годов у советских военачальников существовала традиция не планировать боевые действия на 13-е число месяца.

    Участие в боевых действиях порождает либо видоизменяет прежние негласные военные традиции, сохранившиеся от старших поколений. В ходе каждого военного конфликта появляются особые, характерные только ему ритуалы, «обряды» и «обычаи». Из истории Афганской войны экспертами отмечены следующие суеверия и приметы, ставшие источником традиционных действий военнослужащих, которые были заимствованы из опыта прошлых войн и были частично изменены и дополнены:

    • совокупность запретов на некоторые действия перед выходом на боевые операции (не бриться, не надевать чистое белье, не дарить никому своих вещей, не разговаривать на определенные темы);

    • традиции и обычаи в память об умерших (не занимать койку, не убирать вещи и фотографию в течение 40 дней, третий тост за погибших на застольях; не носить вещи убитых в бою, не использовать предметы и одежду погибших сослуживцев, не указывать на себе место ранения сослуживца, и т. п.);

    • хранение личных амулетов и талисманов (ими могут быть не только религиозные символы);

    • осуществление некоторых ритуалов по возвращении с боевых действий в пункт постоянной дислокации («вернулся в часть — посмотрись в зеркало»);

    • коллективные привычки, выработанные по принципу рациональности и в дальнейшем закреплённые традициями боевого подразделения;

    • придание каким-либо рациональным действиям (не указанным в уставах и служебных инструкциях) обоснования в мистическом плане (не участвовать в активных боевых действиях за два месяца до ротации кадров);

    • традиции, свойственные некоторым воинским коллективам, часто связанные с военной специальностью или родом войск (традиция горнострелков и десантников носить индивидуальный перевязочный пакет внутри складного металлического приклада автомата как амулет).

    В военно-морском флоте встречаются следующие негласные традиции:

    • при движении на шлюпке — нельзя обгонять шлюпку, на которой следует старший командир (начальник);

    • трап по правому борту корабля подаётся адмиралам, всем остальным трап подаётся по левому борту;

    • отдание чести кораблями при встрече в море, при котором меньший корабль должен первым салютовать более крупному;

    • проведение праздника Нептуна для тех, кто первый раз пересекает экватор.

    Некоторые негласные традиции в военно-воздушных силах:

    • нельзя перед полётом фотографироваться;

    • нельзя занимать место командира в столовой или в служебном автотранспорте;

    • нельзя справлять естественную нужду перед передней стойкой самолёта, но можно делать это сзади самолёта;

    • для определения места в строю для замыкающего не применяется термин «последний» — используется только «крайний»;

    • в сеансах радиосвязи лётного состава в русском языке принято произносить порядковые прилагательные от 50-го по 59-й с употреблением слова «полста» (к примеру вместо «…Я — триста пятьдесят седьмой…», принято говорить — «…Я — триста полста-седьмой…»).

    В солдатской среде существуют негласные традиции неуставных взаимоотношений, не соответствующих действующему законодательству государства и по сути нарушающих законы и воинские уставы.

    В армиях различных государств к таковым относится так называемая дедовщина, выражающаяся в негласной традиции подчинения молодых военнослужащих старослужащим. При дедовщине традиции, привычки и ритуалы взаимоотношений и поведения передаются от одного призыва к другому, от старшего к младшему, сохраняя тем самым преемственность комплекса взаимоотношений. Причём традиция доминирования старослужащих над более молодыми военнослужащими имеет давние корни и встречалась в Российской империи к примеру ещё в первой половине XIX века.

    Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

    Ритуал — это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок — церемониал. Ритуалы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, концентрируют в себе высокие, благородные идеалы — идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части.

    Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации четко определен порядок (церемониал) приведения к Военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вручения личного вооружения и военной техники и порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку.

    Ритуал проведения к военной присяге

    Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной.

    Гражданин Российской Федерации, впервые поступающий на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.

    Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации под сопровождение оркестра выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием.

    После разъяснительной речи командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге.

    Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст (вклейка, фото 36).

    Текст действующей Военной присяги утвержден Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 г.: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации.

    Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

    Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

    После прочтения текста Военной присяги военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.

    По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет солдат (матросов) с приведением к Военной присяге, а всю часть с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

    После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

    День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день.

    Принятие Военной присяги для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге —это традиция Российских Вооруженных Сил, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его дел и поступков.

    Ритуал вручения боевого знамени воинской части

    При вручении Боевого Знамени в боевых условиях порядок построения воинской части определяется с учетом боевой обстановки.

    Для выноса Боевого Знамени к месту построения в распоряжение начальника, прибывшего для вручения Боевого Знамени командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров, преимущественно из числа награжденных орденами и медалями, отличников боевой подготовки, и знаменный взвод.

    В установленное время знаменщик выносит Боевое Знамя I чехле и следует в трех шагах за начальником, вручающим Боевое Знамя, к месту построения воинской части. При этом знаменщик держит Боевое Знамя на левом плече, справа и слева от знаменщика следуют ассистенты.

    Когда лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приблизится на 40—50 шагов к строю, командир воинской части подает команду: «Полк, под Знамя, смирно, равнение — на-ПРА- ВО!» Оркестр исполняет «Встречный марш».

    Командир воинской части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения Боевого Знамени, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен.

    В момент доклада командира воинской части оркестр прекращает игру, Знаменщик ставит Боевое Знамя к правой ноге вертикально.

    Лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с воинской частью и подходит к знаменщику. Знаменщик наклоняет Боевое Знамя и держит его горизонтально.

    Вручающий Боевое Знамя снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Затем знаменщик, поставив Боевое Знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю.

    Лицо, вручающее Боевое Знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, после чего вручает Боевое Знамя и Грамоту командиру воинской части. Оркестр исполняет Государственный гимн.

    Лицо, вручившее Боевое Знамя, поздравляет воинскую часть с получением Боевого Знамени. Личный состав части на поздравление отвечает троекратным протяжным «ура». После этого командир выступает с ответным словом.

    Порядок (ритуал) вручения личному составу вооружения и военной техники

    Время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу определяются приказом командира воинской части.

    В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром.

    Стрелковое оружие, подлежащее вручению военнослужащим, выносится к месту построения и раскладывается на столах в 10 м от строя. Другое вооружение и военная техника вручаются на местах их хранения.

    Перед вручением оружия командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенным вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники за членами экипажей (расчетов), водителями и другими лицами боевых подразделений.

    Затем командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к вручению стрелкового оружия.

    Командиры рот (батарей) и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих и вручают им оружие.

    Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.

    Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов) водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника. Затем вручаются формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружения и военную технику.

    Порядок (ритуал) проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку

    Проводы военнослужащих, честно отслуживших установленный срок, в запас или отставку проходят в торжественной обстановке. На них могут приглашаться ветераны воинской части, военнослужащие других воинских частей, представители общественности и члены семей военнослужащих.

    Для проводов уволенных военнослужащих воинская часть выстраивается в пешем строю в повседневной форме одежды. По решению командира воинской части может быть вынесено Боевое Знамя части. После построения, встречи командира воинской части и выноса Боевого Знамени уволенные военнослужащие по команде командира выходят из строя и выстраиваются по подразделениям в 20—40 м перед строем части, а затем по команде командира смыкаются к середине.

    Начальник штаба воинской части объявляет приказ об увольнении военнослужащих и о поощрении наиболее отличившихся. Награждение производится командиром воинской части. После этого предоставляется слово нескольким военнослужащим.

    Командир воинской части благодарит военнослужащих за службу, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

    Проводы завершаются прохождением воинской части торжественным маршем перед строем уволенных военнослужащих.


    написать администратору сайта