Главная страница
Навигация по странице:

  • Воображение

  • С.Л. Рубинштейн

  • Отечественные авторы

  • Диагностика креативности. Психометрический подход к оценке креативности.

  • Метод проблемных ситуаций.

  • Вопрос 3 Воображение и творческое мышление. Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального.


    Скачать 16.63 Kb.
    НазваниеВоображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального.
    Дата15.03.2023
    Размер16.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопрос 3 Воображение и творческое мышление.docx
    ТипДокументы
    #993059

    3.     Соотношение воображения и творческого мышления. Эрудированность и творчество. Исследования творчества. Диагностика креативности. Развитие творческого потенциала.


    Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов (активное/пассивное, продуктивное/репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения).

    С.Л. Рубинштейн отмечал, что воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидности высшего уровня – творческого воображения. Творческое воображение, по мнению О.М. Дьяченко является одним из компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового. Творческое воображение – это создание новых образов, представлений, воплощающихся впоследствии в произведения. «Воображение – основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности».

    Творческое (или продуктивное) мышление понимается как мышление на основе творческого воображения.

    Дж. Гилфорд рассматривает творческое мышление, как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касается мотивации, целей, оценок и смыслов.

    Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры.

    В зарубежной психологии творчество рассматривается по двум основным направлениям:

    - в рамках изучения интеллектуальных способностей и познавательной сферы в целом (Дж. Гилфорд, П. Торренс, С. Медник, М. Воллах, И. Коган)

    - во взаимосвязи с чертами личности (А. Маслоу, Э. Фромм, Г. Олпорт, В. Франкл, З. Фрейд, А. Адлер).

    В исследованиях синтетического подхода (Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюзен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер) креативность определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

    Отечественные авторы (В.С. Юркевич, И.С. Лейтес, К.А. Торшина, Е.Л. Григоренко, Е.Л. Яковлева) связали в единый комплекс собственные разработки по творческой проблематике и наиболее ценные в психологическом плане идеи по вопросу изучения креативности, разработанные зарубежными исследователями.

    Наибольшую ценность для исследования проблемы креативности представляет развитие интегральных теорий творчества, согласно которым для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников. Это – интеллектуальные способности, знания, стили мышления, личностные характеристики, мотивация и окружение (среда).

    Диагностика креативности.

    Психометрический подход к оценке креативности.

    Основателями и главными его идеологами, по всеобщему признанию, являются Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс. В начале 1960-х гг. Дж. Гилфорд, а затем и Э. П. Торренс предложили свои варианты тестов креативности.

    Разработанная Дж. Гилфордом модель структуры интеллекта создала возможность нового понимания креативности как универсальной познавательной способности. Как мы уже отмечали при обсуждении его модели «структуры интеллекта», ключевым моментом для психологии одаренности стало введенное им различие между двумя типами мышления: конвергентным и дивергентным. После этой работы Дж. Гилфорда способность к конвергентному мышлению стала отождествляться с тестовым интеллектом, измеряемым по системе IQ, а способность к дивергентному мышлению – с креативностью. Следовательно, тестирование основных параметров дивергентного мышления оказалось возможным рассматривать как способ диагностики креативности.

    Он предложил шесть параметров креативности:

    ● способность к обнаружению и постановке проблем;

    ● способность к генерированию большого числа идей;

    ● гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

    ● оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

    ● способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    ● способность решать проблемы – способность к анализу и синтезу.

    Опираясь на эти параметры, Дж. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты диагностики дивергентной продуктивности. В созданной батарее тестов было 14 субтестов, из которых 10 – на вербальную и 4 – на невербальную креативность. Тесты разрабатывались для старшеклассников и взрослых.

    Дальнейшее развитие этих идей связано с научной деятельностью Э. П. Торренса. При этом, разрабатывая собственные варианты тестирования креативности, Э. П. Торренс ограничился адаптацией и модификацией методик, предложенных группой Дж. Гилфорда.

    Батарея Э. П. Торренса включает в себя 12 тестов, объединенных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую. Соответственно, диагностике подвергаются способности к дивергентному мышлению в вербальной сфере, сфере изобразительной и словеснозвуковой.

    Метод проблемных ситуаций.

    В течение многих десятилетий единственной альтернативой тестологическому подходу в экспериментальном исследовании мышления был метод проблемных ситуаций. Кроме длинной родословной и массы заслуг перед психологией, этот метод имеет и ряд существенных ограничений в применении. Он не позволяет охватывать полностью факторы творческого мышления, игнорируя личностные составляющие мыслительного процесса. Мыслительный процесс здесь искусственно стимулируется и ограничивается конкретными условиями задачи, тем самым задавая потолок интеллектуально-творческим проявлениям личности.

    Д. Б. Богоявленской в качестве альтернативы психометрическому подходу в оценке креативности, и в первую очередь тестам Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса, предложен метод «креативного поля».

    Главным звеном метода Д. Б. Богоявленской являются основные принципы метода «креативное поле»:

    ● отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;

    ● отсутствие потолка в исследовании объекта (в целом в деятельности);

    ● длительность эксперимента: отсутствие ограничений во времени и многократность.

    Важно то, что эти требования, как отмечает автор, могут быть воплощены в разном материале, в разных методиках, лишь реализация этих принципов в их совокупности образует новый метод. Причем чем большее число параметров фиксируется экспериментатором, тем более детальный анализ предшествует выводам и тем он объективнее. Одна из особенностей метода, как отмечает его автор, – сложность и трудоемость самой процедуры.

    Социально-личностный подход к изучению творчества.


    написать администратору сайта