Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос №2 Этногенез восточных славян. Восточные славяне в VII – IX вв.: хозяйственная деятельность, общественное устройство, религия.

  • Вопрос №3 Процесс образования древнерусского государства: условия и причины. Норманнская и антинорманнская теории.

  • Вопрос №4 Политическое, социальное и экономическое развитие Киевской Руси IX – XI вв

  • Вопрос №5 Принятие христианства в Киевской Руси. Причины и последствия христианизации Руси.

  • Вопрос №6 Северо-Восточные и Юго-Западные русские земли в период феодальной раздробленности XII – XIII вв. Сходства и отличия политического и социально-экономического развития.

  • Вопрос №7 Северо-Западные русские земли в XII – XIII вв. Специфика политического устройства и социально-экономического развития Новгорода и Пскова. Борьба со шведской и немецкой агрессией.

  • Вопрос 1 История как наука особенности, научные принципы, методы, функции, подходы к изучению истории


    Скачать 120.98 Kb.
    НазваниеВопрос 1 История как наука особенности, научные принципы, методы, функции, подходы к изучению истории
    Дата19.03.2019
    Размер120.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_Istoria.docx
    ТипДокументы
    #70977
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос №1 История как наука: особенности, научные принципы, методы, функции, подходы к изучению истории.
    История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Главной задачей истории является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана изучать прошлое, чтобы воспользоваться опытом прошлых поколений людей, в настоящее время.

    Исторические источники — любые артефакты жизнедеятельности человека. Существует несколько способов классификации исторических источников.

    Принципы: принцип истины, принцип конкретности, историзма, объективности, всесторонности, системности, принцип опоры на исторические источники.

    Методы: анализ, синтез, моделирование, сравнение, индукция, дедукция, эксперимент.

    Специфические методы: конкретно-исторический (объективное описание фактов), сравнительно-исторический (сравнение с подобными событиями), историко-генетический, ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое, с цель узнать причину событий), хронологический.

    Функции: научно-познавательная, воспитательная, идейно-политическая.

    Подходы: формационный (смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций), цивилизационный (основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу)
    Вопрос №2 Этногенез восточных славян. Восточные славяне в VII – IX вв.: хозяйственная деятельность, общественное устройство, религия.
    Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

    Расселение и переселение славян на Восточно-Европейской равнине охватывает VI-VIII века. Оно носило в основном мирный характер и было вызвано большим миграционным процессом - Великим переселением народов. В ходе него славяне вступили в соприкосновение с балтийскими и финно-угорскими этническим компонентами, проживающих в этом районе. В результате расселения славян шло разделение, происходило дробление и смешение племен. Складывались общности, носившие территориальные и политический характер. К VIII веку насчитывалось 12 племен.

    Основным видом хозяйственной деятельности было пашенное земледелие, форма которого определялась природно-климатическими условиями: юг - переложная система земледелия, в северных районах, где леса, развивалась подсечно-огневая система земледелия. Система земледелия носила экстенсивный характер. Основные культуры: рожь, пшеница.

    Вспомогательный характер носили бортничество, скотоводство, рыболовство.

    Основу социальной структуры составляли соседские общины. Совокупность общин = племя. Центр племен - грады. В их укрепленной части находились дома знати, к ним примыкал посад, где жили ремесленники и торговцы. Постепенно ведущую роль в союзах племен приобрели дружинники с князем.

    Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков.

    К высшим мужским божествам мифологии восточных славян можно отнести Перуна, Сварога и Сварожичей, Дажьбога, Велеса (Волоса), Хорса, Стрибога, Ярило.
    Вопрос №3 Процесс образования древнерусского государства: условия и причины. Норманнская и антинорманнская теории.
    Этапы образования:

    1. К IX веку на территории Восточных славян сформировалось 2 крупных племени: юг, центр - Киев; север, центр - Новгород. Во второй половине IX века возникла острая борьба за власть между князьями (север). Чтобы разрешить конфликт, призвали варяжских князей (862 г., Рюрик, Трувор, Синеус)

    2. Поход князя Олега в Киев. 882 год - племянник Рюрика Олег захватил Киев, убив Оскольда и Дира и стал во главе объединенных земель Севера и Юга. Эту дату принято считать датой основания государства. Преемником Олега стал сын Рюрика. Их потомков принято называть Рюриковичами

    3. Принятие христианства в 988 году, которое заложило основы культурно-идеологического единства.

    4. Принятие в (XI век, 1019—1054 годы, правление Ярослава Мудрого) первого свода законов "Русская правда", которое установило единые правовые нормы.

    Условия: территориальная отдаленность, пограничное положение между Европой и Азией, отсутствие культурного и цивилизованного населения, влияние ближайших народов и угроза нападения.

    Причины:

    Политические: потребность родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов, угроза нападения внешних врагов;

    Экономические: отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесел в городе, начало торговых отношений, преобладание свободного труда над рабским трудом;

    Социальные: смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства людей;

    Духовные: общая языческая религия, схожие обычае и обряд;

    Норманнская теория

    Основоположниками норманнской теории являются немецкие историки и учёные: Гот-либа Байер, Август Шлецер и Герерд Миллер. Эти учёные доказывали норманнское (варяжское) происхождение государственности. Главный фактор, описывающий норманнскую теорию, заключается в том, что русский народ создали скандинавы. Именно они подарили ему государственность и культура, так сказать подчинили его себе.

    Антинорманнская теория

    Антинорманскую теорию происхождения древнерусского государства в своё время представил Ломоносов, именно он решительно выступил против сущёствующей норманской теории. Антинорманская теория базировалась на следующих принципах:

    • Норманны и варяги – совершенно разные народы.

    • Скандинавы были балто-славянами.

    • Пруссы и Пруссия – порусы, которые обитают рядом с русами.

    • Название русы пошло от названия реки Рось.

    • «Градорика» («страна городов») - так норманны называли земли славян. У самих норманнов в то время городов ещё не было. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они никак не могли научить руссов «государственности».

    При создании этой теории Ломоносов опирался лишь на внутренние факторы. На сегодняшний день много учёных с уверенностью могут сказать, что в его теории есть множество не доказанных факторов и большое количество домыслов.
    Вопрос №4 Политическое, социальное и экономическое развитие Киевской Руси IX – XI вв.
    Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть.

    Территория нашей страны находится между Европой и Азией. Любые военные действия этих сторон проходили через наши земли и порождали постоянные экстремальные ситуации, поэтому постоянно постояла задача быть в боевой готовности. Исходя из этого мы понимаем, что наше государство испокон веков военизировано. Европа и Азия, несомненно, повлияли на формирование политических институтов, культурных, и многих других, именно поэтому многие ученые, включая Флоренского, называли нашу страну Евразией.

    Христианство пришло на Русь в 988 году.

    В силу трех вышеуказанных факторов в нашей стране сложилась особая форма социальной организации общества.

    Если в западных странах ячейкой общества является семья, то на Руси ей была община, коллектив, корпорация. В следствии всех этих причин в нашей стране всегда определяющую роль играло государство, централизованная власть.

    Славянские племена, которые жили к тому времени в сельской общине, стремились к объединению, перессорились между собой из-за приоритета власти. Их спор продолжался долго, и были вынуждены обратиться к своим северо-западным соседям норманнам (варягам) с предложением прийти княжить и управлять славянами.

    В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве.

    В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории.

    Древнерусское государство было обширным и очень не стабильным объединением из-за того, что было объединено лишь по военным соображениям.

    В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье.

    Полю́дье — это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. Размер рассчитывался пропорционально дворам, и не зависил от достатка владельцев.

    Древнерусское государство сочетало в себе элементы рабовладельческого, феодального строя.

    В 10 веке определяется феодальный уклад.

    Признаки феодального уклада :

    - вся земля является собственностью Великого князя.

    Во́тчина — это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога или дарения.

    - постепенно прикрепление к земле крестьян.

    Правда Ярослава — это правовой кодекс,который был выдан в 1016 году городу Новгороду и затем вошёл в «Русскую Правду».

    «Древнейшая Пра́вда» в то время содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за побои, убийство, порчу имущества, езду на чужом коне и др. Сохранялось, однако, право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.

    9-10 века – в обществе все больше неравенства.

    Смерд — это свободный общинник-земледелец с мерной долей земли,он же воин, он же пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.

    Зависимая категория населения – это рядовичи – батраки, закупы, холопы, челядь – обслуга, изгой.

    В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

    Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит.

    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

    Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
    Вопрос №5 Принятие христианства в Киевской Руси. Причины и последствия христианизации Руси.
    Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

    Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.

    Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.

    Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

    В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

    Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях славянский язык.

    Одной из причин выбора православия, стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

    Причины: политические (торговля с православной Византией, военные союзники), необходимость в единой вере, укрепляло семью, введение новой морали

    Последствия: политические (укрепление связей с Византией), культурные (проникновение на Русь Византийской культуры; распространение кириллической письменности; развитие зодчества; уничтожались языческие идолы)
    Вопрос №6 Северо-Восточные и Юго-Западные русские земли в период феодальной раздробленности XII – XIII вв. Сходства и отличия политического и социально-экономического развития.
    на юго-западе — Галицко-Волынское княжество

    Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волынским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

    на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество

    Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милостников, т. е. людей, зависящих от милости князя).

    Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монголо-татар в 1237—1238 гг.

    Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем — центром сплочения русских земель в единое Российское государство.
    Вопрос №7 Северо-Западные русские земли в XII – XIII вв. Специфика политического устройства и социально-экономического развития Новгорода и Пскова. Борьба со шведской и немецкой агрессией.
    Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.

    Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.

    Немецко-шведская агрессия

    В 13 в., одновременно с нашествием монголо-татар, возникла угроза завоевания северо-западных русских земель немецко-шведскими феодалами.

    В конце 12 - начале 13 вв. объединенные в духовно-рыцарские ордена немецкие феодалы, захватили большую часть богатых прибалтийских земель и создали Ливонский орден - главную опору интересов колонизационной политики Ватикана в Восточной Европе.

    Летом 1240 г. шведская флотилия с пятитысячным войском вошла в Неву и остановилась в устье ее притока р. Ижоры. Новгородское войско во главе с князем Александром Ярославичем 15 июля 1240 г. одержало быструю и славную победу. За доблесть и мужество народ прозвал Александра Невским. Россия сохранила за собой берега Финского залива и возможность торгового обмена со странами Европы.

    В 1240 году рыцари ливонского ордена захватили Псков. Нависла угроза потери Новгорода.

    5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Построив свои войска клином, немцы пытались расчленить русские полки, а затем разгромить их по частям

    Победа на Чудском озере имела огромное значение. Была сохранена независимость Новгородской и Псковской земель и целостности Руси. Победа была достигнута благодаря героизму русских воинов и полководческому таланту Александра Невского.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта