Вопрос 1. Предмет истории как науки цель и задачи ее изучения
Скачать 165.66 Kb.
|
Вопрос №1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения Предметом истории как науки явл результаты деят-ти человеч общества Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. Так как прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Сущ 2 принципа, с пом которых изучаются и исследуются результаты деят-ти человеч общества: - принцип историзма – означает необходимость изучения различных историч процессов в строгой хронологич послед-ти - принцип объективности – носителем конкр историч факта явл человек (субъект) Сущ общепризн периодизация человеч общества по различн критериям: 1) по материалу, из которого изготавливались орудия (камен, железн) 2) по характеру эк отношений (первобытно-общин, рабовл, феод, капиталистич, социалистич) 3) по уровню развития человека (древн мир, средн века, новая история, новейшая история) Вопрос №2. Формационный и цивилизационный подходы Первобытнообщинная формация – оседлость; отсутствие частной собственности; Постепенно появляется слой людей, которые профессионально занимаются защитой поселения; и как результат появляется частная собственность (рабы (пленные), имущество (трофеи)). Феодализм (феодалы, которые имеют крупные участки земли) Экономической основой феодализма является крупные землевладения Система ведения хозяйства – натуральное, при которой все необходимое производится на месте (такая система – замкнутая, нет обмена). Промышленность вытесняет крупное землевладение и становится главной производственной силой общества. |=> Разделение труда и специализация отдельных районов, разрушение натурального хозяйства. В связи со специализацией возникла необходимость обмена, т.е. развиваются товарно-денежные отношения (рынок). Цивилизационный подход История человеческого общества – история цивилизации Большая группа людей одного или нескольких государств, которых объединяются единым менталитетом. Цивилизация живет около 1000 лет. Проходит основные этапы: зарождение >становление >зрелый период >старение >смерть. Вопрос №3 Место и роль России в мировой истории Принятие русскими христианства из Византии было приобщением русской истории к истории восточноевропейского, греко-славянского средневекового мира. Так называемое монголо-татарское иго связывало русскую историю с историей азиатского, мусульманского Востока. Также сближение России с Западом при Петре Великом можно назвать приобщением к западноевропейскому, романо-германскому миру. Россия в то же время развивалась в зависимости от внутренних условий, в какие ее ставили природа страны и свойства славянских племен. Ее история не прошла бесследно как для европейского Запада, в систему государств которого она вступила двести лет тому назад, так и для Балканского полуострова с его славянским и греческим населением, и, наконец, для обширных территорий Азии (Сибирь, Средняя Азия, Закавказье), где долгое время царило магометанство. В то время как совершалась заморская колонизация западных народов, Россия совершала свою сухопутную колонизацию в Азию, а затем и на Аляску. Благодаря этому, европейская культура, как кольцом, охватила все северное полушарие, и одним из важных звеньев в этой цепи явилась Россия. Россия в первой и второй мировой войне занимает одно из ведущих мест. Советский Союз был главной военно-политической силой, обусловившей победный ход войны, ставшей для него Великой Отечественной, ее решительные результаты и в конечном итоге - защиту народов мира от порабощения фашизмом. Страх перед уничтожением друг друга в ядерном конфликте удержал США и СССР от возможного прямого столкновения. Отныне противоборство между ними развернулось в сфере экономики и идеологии. Но и военные конфликты продолжали занимать существенное место в великом противостоянии двух систем второй половины XX века. Они переместились в зону третьих стран на африканском и азиатском континентах. После распада СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма. Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Вопрос №4 Происхождение и расселение основных славянских племен Существует множество теории о происхождении славянских племен, но наиб. Общепризнанная, что славяне впервые заявили о себе как о самостоятельной нации во 2 веке н.э. на Балканах. В 5 веке распадается великая римская империя на 2 части:западную и восточную(Византия). Заселение произошло по религиозному принципу. И там и там христианство. Но западная-каталическое,а восточноя- крстьянство. Византия явл. Мировым лидером.в начале 7 века под натиском византийской империи славяне вынуждены были иммигрировать, вверх по Европе, под Днепром образовалось три ветви:западный,восточный и южные..в середине 7 века славяне оседают в среднем течении Днепра(киев).в этоже время образуются такие слиятельные и основные племена, как вятечи,родиничи,древляни,поляки и северяни. Вопрос №5 Формирование древнерусского гос-ва 9-10вв Факты, повлиявшие на образование древнерусского гос-ва: 1)Природно-климатические; 2)Геополитические; 3)Религиозные; 4)Фактор социальной организации общества. Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть. Территория нашей страны находится между Европой и Азией. Европа и Азия несомненно повлияли на формирование политических институтов, культурных, и многих других, именно поэтому нашу страну называли Евразией. Христианство пришло на Русь в 988 году, а в 1054 году оно распалось на два направления: православие(Русь) и католицизм(Запад). С этого момента началось противостояние, которому в конце 17 начала 18 вв. оно заканчивается благодаря Петру1 (окно в Европу). На Руси ячейкой общества была община. Первое упоминание о Древнерусском государстве мы находим в «повести временных лет , которая была написана монахом Нестером в 12 веке В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве. В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории. В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье. Полю́дье — это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. В 10 веке определяется феодальный уклад. Признаки феодального уклада : - вся земля является собственностью Великого князя. Во́тчина — это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога или дарения. - постепенно прикрепление к земле крестьян. Правда Ярослава — это правовой кодекс,который был выдан в 1016 году городу Новгороду и затем вошёл в «Русскую Правду». «Древнейшая Пра́вда» в то время содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за побои, убийство, порчу имущества, езду на чужом коне и др. Сохранялось, однако, право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом. 9-10 века – в обществе все больше неравенства. Смерд — это свободный общинник-земледелец с мерной долей земли,он же воин, он же пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д. Зависимая категория населения – это рядовичи – батраки, закупы, холопы, челядь – обслуга, изгой. Значение принятия христианства. Принятие христианства подняло статус государства, поставило наряду с Западно – Европейскими странами, укрепились связи с Византией, государство крепчало, укрепилась роль князя, также способствовало развитию культуры и письменности. Вопрос №6 Русь в конце 10- начала 12 вв Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси. Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента. Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом. Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071). Внешние отношения X - начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами Вопрос №7 Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси Основным противоречием, заложенным в государственности Киевской Руси (как и большинства европейских государств раннего средневековья), было растущее несоответствие между природой власти (восходящей к военной демократии) и экономическим и социальным развитием отдельных территорий. С ростом благосостояния государства и усилением местных экономик преимущество Киева как резиденции великого князя (и основного источника его доходов в том числе для содержания дружины) постепенно уменьшалось. При этом система, при которой великокняжеские наместники (родственники великого князя) существовали на доходы от местных экономик, обладала большим конфликтным потенциалом, поскольку попытки дополнительного изъятия у подчиненных князей дани или требования большего количества войск приводили к мятежам, подавлять которые великим князьям становилось все сложнее. Вопрос "федеративных отношений" вышел за рамки внутренних дел династии еще во времена первых князей, поскольку в княжествах Киевской Руси была сильна местная знать, экономически и политически заинтересованная в отделении от Киева. Ее сращению с Рюриковичами должна была мешать ротация князей между городами, однако против этого порядка со временем начали выступать дружинники, "оседавшие" на землю и формировавшие земельную аристократию (бояре). После Любеческого съезда в среде Рюриковичей входит в практику субинфеодация - переход двухуровневых вассальных отношений внутри политической системы в многоуровневые (выделение удельных княжеств внутри "больших" земель, ставших "отчинами"). Это фактически означало децентрализацию власти и превращение государства в подобие династической федерации. Довольно быстро ее субъектами стали не земли, а отдельные города, расцвету которых способствовал подъем натурального хозяйства, вызвавший развитием местной торговли и ремесел Вопрос №8 Германо-скандинавская экспансия в Северо-Западной Руси Богатые прибалтийские и северо-западные русские земли привлекали внимание немецких, шведских, датских феодалов, начавших, несмотря на сопротивление местного населения, проникновение в Прибалтику. В 1202 г. был образован Орден меченосцев, а вскоре на прибалтийские земли распространил свою деятельность немецкий Тевтонский орден. В 1237 г. эти два ордена объединились в один — Ливонский. Они не только устанавливали политическое и экономическое господство на захваченных территориях, но и обращали местное население в католическую веру, что влияло на национальное самосознание. Воспользовавшись вторжением монголов на Русь, немецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-западные русские земли. К началу 1230-х гг. немцы вышли на границы новгородских земель, создавая угрозу их захвата. Летом 1240 г. войска шведов высадились на берегу Невы. Новгородский князь Александр Ярославич выступил с дружиной против врагов. Умело проведя войска и стремительно отрезав высадившиеся отряды шведов от их кораблей, князь сумел одержать блестящую победу, за которую был прозван Невским. Одновременно со шведами перешли в наступление и немецкие рыцари. Они захватили Псков, Изборск и Копорье. Сложилась непосредственная угроза для Новгорода. Александр Невский возглавил дружину новгородцев и силы народного ополчения. На помощь ему пришли дружины владимирского князя. Объединенные силы русских зимой 1242 г. освободили Псков. Преследуя бежавшего противника, Александр Невский дал генеральное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Зная о тактике немцев располагать воинов клином («свиньей») и наносить основной удар по противнику силами тяжеловооруженной конницы, Александр сосредоточил ударные части своей дружины с флангов. В кульминационный момент русские войска нанесли удар, в результате которого рыцари были разбиты. Отступая в беспорядке, многие тяжеловооруженные воины проваливались под лед. Победа войск под руководством Александра Невского не позволила немецким и шведским рыцарям продолжить экспансию и захватить русские земли в трудный период отечественной истории. 9 вопрос Основные политические центры Руси в период феодальной раздробленности. Хар- ка их политического, экономического и культурного развития Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI - XII веках имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер; для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев - бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти. Местное боярство не видело необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств. Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разорившейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. Причины Усиление политической власти местных князей и бояр. Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII - начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды", так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, захватам их земель, закабалению, увеличению поборов. Следствием этого стал рост столкновений смердов и горожан с боярством. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь, обосновавшись в той или иной земле, как правило, не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами. Рост и усиление городов как новых политических и культурных центров В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати. Первые усобицы. После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба. В междоусобных войнах князья - братья приводили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные отряды варягов. В конце концов победителем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мстислава ставший "самовластцем". После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя. У каждого из них была та или иная "отчина", свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положение во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Во второй половине XI в. все было переменчиво, непрочно и неустойчиво. Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы. К внутренним противоречиям добавилось вторжение новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяевами степей. В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев". Особенно страшны стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения междукняжеских свар. Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном Переяславле. Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам. Однако, князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские свары, - это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была безусловно прогрессивной. В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили на трон незначительного туровского князя Святополка, но значительно просчитались, так как он оказался плохим полководцем и жадным правителем. Святополк умер в 1113 г.; его смерть послужила сигналом к широкому восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы княжеских управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим князем Владимира Мономаха, который прокняжил успешно до своей смерти в 1125 г. После него единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.), а затем, по выражению летописца, "раздрася вся земля Русская" на отдельные самостоятельные княжения. |