лекция. Вопрос о возникновении религии и её влиянии на развитие общества, искусство вызывает немало споров
Скачать 13.95 Kb.
|
На основе мифологии, на стадии цивилизации (т.е. древности, письменного периода истории) складывалась философская картина мира, а также зарождались различные литературные формы и жанры. Древние мифы со временем вошли в священные книги современных мировых религий. Именно в глубокой древности и первобытности появились первые сведения о сотворении мира могущественными богами, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Загадкой первобытности являются мегалитические сооружения. Они воздвигались во многих регионах мира со времен неолита. Менгир - отдельно стоящий камень высотой до 20 м. Дольмен- 2 и более крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих погребальную камеру. Кромлех – самая сложная мегалитическая конструкция. Самый известный кромлех – Стоунхендж – был возведен в Англии за 2000 лет до н.э. (место ритуальных церемоний и погребений, а также астрономическая обсерватория, позволяющая вести точный счет календарным дням). Таким образом, уже в первобытном обществе, на основе длительных систематических наблюдений за природой и самим человеком, возникли зачатки научных знаний, которые носили преимущественно прикладной характер. Иное мнение – об участии в сооружении загадочных объектов представителей иных цивилизаций (теория палеоконтактов) тоже исключать не следует. Первобытный человек накопил немало знаний в области географии, минералогии (породы камней их свойства и месторождении) ботаники и зоологии, физики, химии, медицины. Вопрос о возникновении религии и её влиянии на развитие общества, искусство вызывает немало споров. Главная причина возникновения религии- развитие абстрактного мышления, позволявшего ставить вопросы не только о конкретных ,полезных в биологическом отношении вопросах, но и размышлении о смысле жизни, о картине окружающего мира. Античный атеист Критий(5в. До н.э.) указывал, что религия возникла из обмана, её выдумали люди, стоящие у власти, чтобы держать в повиновении рабов и бедняков. В 18 веке эту точку зрения поддержал Вольтер. До первобытности классового угнетения не существовало, а было всеобщее равенство в бедности – эгалитет. К.Маркс и Ф.Энгельс впервые обратили внимание на гносеологические (познавательные) основы религии. Религия- одна из форм общественного сознания, в которой превратно отражена социальная реальность. Возникновение религии – один из важнейших этапов развития человеческого сознания и культуры. Э.Тэйлор считал, что в основе религии лежит вера в духовные существа, т.е. души и духов (анимизм). Существует и другая гипотеза, объясняющая религиозность человека. Это и возможность реальных контактов первобытных людей с представителями более развитых цивилизаций, которые демонстрировали людям свои технические достижения. Не в силах повторить и даже объяснить подобное, первобытный человек утвердился в мысли о божественности своих визитёров. В этих вопросах трудно отделить правду от вымысла. Но фактом остаётся то, что первобытный человек нередко приписывал себе возможность оказывать сверхъестественное воздействие на природу, животных и растения. Это воздействие осуществлялось при помощи особых колдовских (магических) обрядов. Постепенно в процессе анимизма произошло выделение из всей массы промысловых зверей какого-то одного вида, который признавался тотемом - родоначальником, предком племени, ему поклонялись, приносили жертвы. Культ неодушевленных (фетишизм) наделялся сверхъестественными свойствами, что привело в дальнейшем к вере в чудодейственную силу амулетов, талисманов, оберегов. С развитием земледелия и скотоводства распространился культ матери-земли как великой плодоносящей силы. Возникла каста жрецов, шаманов, колдунов, которые признавались посредниками общения людей с духами. Высшим уровнем развития религии в первобытном обществе стал политеизм (многобожие). У каждого племени – свой пантеон богов. Религиозные представления оказывали воздействие на основные формы жизни людей – мораль, право, эстетические потребности и др., что способствовало развитию различных отраслей знаний. На обыденном уровне и даже в некоторых научных теориях первобытное общество представляется как «доистория». Происходит недооценка «дикаря» в соревновании с природой. Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, брак и семья и др. Именно в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации. |