Главная страница

ТГП. Ответы тгп. Вопросы к тгп Иубип


Скачать 44.85 Kb.
НазваниеВопросы к тгп Иубип
Дата29.10.2022
Размер44.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы тгп.docx
ТипЗакон
#761351

Вопросы к ТГП:

Иубип

  1. Признаки государства:

  2. 1. Государственная территория;

  3. 2. Публичная (государственная власть);

  4. 3. Политическая организация власти;

  5. 4. Налоговая система;

  6. 5. Специальный аппарат (механизм) управления (принуждения);

  7. 6. Система законодательства (правовые основы);

  8. 7. Суверенитет;

  9. 8. Государственная символика. Метод ТГП - совокупность

Источники права:

  1. 1. Нормативно-правовой акт

  2. 2. Судебный (правовой) прецедент

  3. 3. Правовой обычай

  4. 4. Нормативный договор

  5. 5. Правовая доктрина

  6. 6. Правовая аксиома

  7. 7. Религиозные тексты

Психологическая - исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции.

Теория насилия - причина возникновения не в социальном развитии, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Теологическая теория - т.е. учения о Боге





  1. Место ТГП в системе

Между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, взаимодействие: общая теория формулирует выводы, которые служат основой для решения специальных вопросов отраслевых наук, а последние поставляют для общей теории фактический материал и являются предпосылкой для теоретических обобщений.

Теория государства и права – исходная по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке, и ее задача – аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.

Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую. Для нее характерно то, что она:

во-первых, изучает государственно-правовые явления в абстрактно-обобщенном плане;

во-вторых, придает важное значение формулированию отправных, основополагающих понятий, категорий, принципов, общих для всех юридических наук;

в-третьих, исследует технико-юридические аспекты действия государства и права (например, механизм государства, механизм реализации права, механизм правового регулирования, специфику правотворчества, правоприменения, правомерного поведения, юридической ответственности и т. д.).

  1. Функции ТГП

Онтологическая - изучает государственно-правовые явления, анализирует их.

Гносеологическая - функция, которая обеспечивает познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

Эвристическая - функция, при помощи которой используются логические приемы, правила исследования, выявляются закономерности в развитии государства и права.

Методологическая - функция заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

Политико-управленческая функция - функция, направленная на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов.

Идеологическая - функция решает вопросы по сбору идей, взглядов о государстве и праве для разработки научных обоснований государственно-правовых явлений.

Практически-организаторская - функция, проявляющаяся в разработке рекомендаций для совершенствования государственно-правового строительства законодательства и юридической практики.

Прогностическая - функция, направленная на прогнозирование развития государства и права, выявления закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе.

  1. Принципы ТГП

Принцип научности - принцип, предполагающей недопустимость утопизма, вульгаризма, мифотворчества. Утверждает силу науки над творчеством.

Принцип объективности научного познания - заключается в том, что научные познания отражаются такими, какими они есть в действительности.

Всесторонность исследования государства и права - акцентирование внимания на всех сторонах и проявлениях функционирования государства и права.

Принцип комплексности - правовые исследования проводятся в комплексе со всеми явлениями социальной действительности.

Принцип плюрализма - исследователь должен знать и учитывать позиции других авторов, видеть в них как положительные, так и отрицательные моменты.

Принцип конкретности - требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

  1. Причины и формы возникновения государства у разных народов

Необходимо отметить, что процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. Так, выделяется три основные формы возникновения государства:

1) Афинская. Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т. е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена. Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Благородные при этом наделялись исключительным правом замещения должностей. Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные — только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании. Клисфен разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи);

2) Древнеримская. Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом;

3) Древнегерманская. Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. В тех исторических условиях нельзя было ни принять многочисленное население римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними. Объективно необходима становится иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния различных факторов (разделения труда, частной собственности, классов) на формирование государства различных народов проявляется по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев.

В этих странах основным условием выживания родоплеменных общин было скоординированное выполнение ими грандиозных ирригационных и иных общественных работ. Межобщинные органы управления этими работами, общинные администраторы и составили основу складывающегося аппарата государственной власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти:

1) первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родо-племенного объединения, государство — на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции;

2) государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

3) для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, налоги, сборы, различные обложения становятся необходимыми.

  1. Происхождение права.

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство — это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя — обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональные варианты поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай — форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

  1. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория - признает божественный характер происхождения государства и права (государство и право, согласно данной теории - творение Бога с Целью регулирования поведения людей. Фома Аквинский)

Патриархальная теория - государство - результат исторического развития семьи. Глава государства - отец по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно (Аристотель, Конфуций, Михайловский)

Договорная теория - государство это результат взаимовыгодного договора между людьми с целью обеспечения безопасности, это рациональное объединение на основе соглашения.

Теория насилия - причина возникновения не в социальном развитии, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Органическая теория - приравнивает государство к человеческому организму. Государство - это результат действия сил природы равно как человек и общество.

Материалистическая теория - причина возникновения государства и права не в сфере религии или морали, а в области экономики и социальной сфере жизни людей.

Психологическая теория - государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Патримониальная теория - связывает происхождение государства с земельной собственностью. Правители властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность.

  1. Понятия и признаки государства

Государство - это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.д.) в пределах определённой территории.

Признаки государства:

  1. Государственная территория;

  2. Публичная (государственная власть);

  3. Политическая организация власти;

  4. Налоговая система;

  5. Специальный аппарат (механизм) управления (принуждения);

  6. Система законодательства (правовые основы);

  7. Суверенитет;

  8. Государственная символика.

Государственная власть - публично-политическое отношения господства и подчинения между субъектами.

Черты ГВ:

  • Публично-политический характер

  • Суверенность (независимость от иных видов власти)

  • Легитимность

  • Принуждение



  1. Сущность государства.

Сущность гос-ва - главное закономерное качество, свойство, отношение государства, которое остается постоянным на всем протяжении времени его развития, определяет его цели и является источником развития.

  1. Типология. Типы государства и их черты

Типология государства - его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВ:

  1. Формационный подход к определению типа государства - исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой.

Достоинства:

  • Продуктивно делить государство на основе социально-экономических факторов, которые влияют на общество;

  • Идея показывает ествественно-исторических характер развития государства.

Недостатки:

  • Идея слишком запрограммирована, в то время как история многовариантна;

  • Недооцениваются духовные факторы.



  1. Цивилизационный подход - в основе лежат духовные признаки.

Достоинства:

  • Духовные факторы являются существенными в тех или иных условия.

Недостатки:



  1. Формы государства.

Форма государства - способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

  1. Форма государственного правления.

Формы правления - элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти и порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Монархия - форма правления при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу (абсолютная и ограниченная)

Республика - форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок (президентская, парламентская, смешанная).

  1. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства - элемент формы государства характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политческого и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Унитарное государство - простое единое государство.

Федерация - сложное союзное государство.

Конфедерация - союз независимых государств.

  1. Политический режим.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Признаки политического режима:

— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Тоталитарный режим. Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”, “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода “компромисс” между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, жестче, антинароднее, чем демократический. Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительнораспорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;

8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не харизматический.

Демократический режим. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический. Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Признаки демократического режима:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование гражданского общества с его развитой структурой; — реальное осуществление правового государства;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность государственной власти;

— “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах общественной жизни господствует закон;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

  1. Функции государства.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Цель государства - то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции - это решение стоящих перед государством задач.

Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.

Функции государства обладают следующими признаками:

1) основные, главные направления государственной деятельности

2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами

3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

Функции государства можно разделить на следующие виды:

· внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:

-обеспечение народовластия;

-экономическую функцию;

-финансовый контроль;

-социально-культурную функцию;

-охрану прав и свобод граждан;

-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;

-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;

-функцию налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:

-обеспечение обороны и безопасности;

-интеграции в мировую экономику;

-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;

-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

-участие в охране окружающей природной среды и др.

· постоянные и временные.

Постоянные — это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).

Временные — это функции, носящие краткосрочный характер.

· основные и неосновные.

Основные — это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.

Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:

законодательные (правотворческие),

управленческие,

правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов, вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.

  1. Теория происхождения права.

Естественно-правовая - предполагает сосуществование двух систем права - естественного и позитивного.

Нормативистская - согласно этой теории, весь мир делится на не связанные между собой “мир сущего” (реальная общественная жизнь) и “мир должного” (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине “основная норма”

Материалистическая - суть теории в том, что основной причиной возникновения права является отнудь не религиозные или культурные причина, а исключительно экономические предпосылки.

Психологическая - исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции.

Теологическая теория - т.е. учения о Боге.

Социологическая - доктрина, принадлежащая обществоведческой юриспруденции и объединяющая в себе несколько различных концепций.

  1. Понятие и сущность права. Современное правопонимание.

Три образа права:

  • Общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т.е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;

  • Особо сложное социально образование, такое же как государство, искусство, мораль;

  • Явление мирозданческого порядка - одно из проявления жизни людей.

Типы правопонимания:

  • Нормативный (этатистский) - для этого типа характ ерно суждение о том, что юриста не должны интересовать моральные, политические факторы, влияющие на право. Юрист не должен смешивать право с моралью, говорить о моральном обосновании права, решении суда.

  • Нравственный (философский) - общественное явление, необходимое для поддержания в обществе справедливости и формального равенства.

  • Социологический - подчеркивает прямую зависимость права, от меняющегося общества.

Элементы содержания понятия права:

Во-первых, общий социальный смысл (моральное право, право народов и т.п.)

Во-вторых, определенная правовая возможность конкретного субъекта (принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания: право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.)

В-третьих, юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей (объективное право: конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Сущность права:

  • Регулирование общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

  • Защита существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

  • Обновление общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

  • Решение глобальных проблем современности (оборонных, экологических, и т.п.);

  • Определение меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы границы свободы);

  • Утверждение нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирование цивилизованной правовой культуры.

Право — это совокупность общеобязательных норм (правил поведения) установленных и санкционированных государством, служащих общественным интересам и направленных на достижение социального компромисса в обществе.

  1. Форма права.

Форма права это:

  1. Способ выражения во вне государственной воли юридических правил поведения.

  2. Официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качество общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

Под источником права понимают:

  1. Источник в материальном смысле, материальные условия жизни общества формы собственности, интересы и потребности социальных групп и т.п.

  2. Источник в идеологическом смысле, (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.)

  3. Источник в формально-юридическом смысле, т.е. форма права.

Источники права:

  1. Нормативно-правовой акт

  2. Судебный (правовой) прецедент

  3. Правовой обычай

  4. Нормативный договор

  5. Правовая доктрина

  6. Правовая аксиома

  7. Религиозные тексты

Нормативно-правовой акт - юридический акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписание общего характера и постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.

Юридический (судебный) прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент.

Достоинства прецедента:

  • Он является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

  • Имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются множеством ссылок на законодательство;

  • Имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в своем решении.

Недостатки:

  • Не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативному акту;

  • Не исключает возможность произвола;

  • Не определен объем его действия.

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения и приводящее к правовым последствиям, он является один из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источником права.

Достоинства:

  • Возникает не сверху, а снизу и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности.

  • Выражает существующие в обществе закономерности и соответственно, является более объективным;

  • Доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком

  • В большинстве случаев исполняется добровольно, поскольку основан на привычках

  • Позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.

Недостатки:

  • Относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстроизменяющиеся общественные отношения;

  • Неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируются

  • Небольшая сфера распространения, его локальный характер

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права, например федеративный договор РФ 1992

Правовая доктрина - письменные труды признанных ученых-правоведов.

Правовые аксиомы - правило, которые сложились в праве исторически. Они могут быть нигде не закреплены, но не подвергаются сомнению. Их фундамент - мораль и справедливость.

Религиозные тексты - свод религиозных норм (канонов), которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства и церкви. В зависимости от значения религии в том или ином государстве, сложившегося в результате специфического развития конкретного общества.


написать администратору сайта