аа. Б-11ЭКЛ.Хропачева Алена.Россия между Западом и Востоком. Востоком и западом проблема иностранных влияний на культуру и историю россии
Скачать 5.59 Mb.
|
РОССИЯ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ ПРОБЛЕМА ИНОСТРАННЫХ ВЛИЯНИЙ НА КУЛЬТУРУ И ИСТОРИЮ РОССИИ 21/11 РОССИЯ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ:ПРОБЛЕМА ИНОСТРАННЫХ ВЛИЯНИЙ НА КУЛЬТУТУ И ИСТОРИЮ РОССИИ Презентацию выполнила: обучающаяся группы Б-11ЭКЛ Хропачева Алена Евгеньевна Проверил: Новиков Михаил Сергеевич доцент,канд.ист.наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина 2 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
03 07 13 14 3 РУССКИЙ СПОР О РОССИИ Русский спор о России. Поиск национально-культурной идентичности .
«Духом русским, здравым, высоким в простоте своей, смиренным в доблести, непоколебимым в покорности закону, обожателем царей, готовым все положить за любезное Отечество» 4 Определяя место России в мире, П.Я.Чаадаев отмечал: «Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах… Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого», и «это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний. Мы растем, но не созреваем, мы подвигаемся вперед по кривой, т. е. по линии, не приводящей к цели». 8 Таким образом, Чаадаев полагал, что Россия, с одной стороны, не похожа ни на одну страну Запада и Востока и стоит в мире как бы особняком, а, с другой стороны, она в своем развитии не является самостоятельной, во всем следует за другими народами, берет с них пример, копирует чужие образцы. 7 Главное различие между Западом и Востоком, европейской культурой и культурой азиатской состояло в религии и обусловленной ею системе норм, ценностей, смыслов, даже летоисчисления. Как подчеркивал В. И. Ламанский, у России и у Европы «историческая жизнь и образованность возникают и развиваются, если не из совершенно одинаковых, то более или менее общих и сходных источников: христианства и греко-римской цивилизации и культуры. Просветительное начало Церкви, политическое влияние преданий Империи или Царства, образовательное значение древних классических языков и литератур существенно отличают в прошлом, настоящем и будущем судьбы развития» европейского мира от мира азиатского. Россия и Европа составляли общее пространство христиан - ской культуры, которое сформировало европейскую цивилизацию со всеми ее институтами – этическими, эстетическими, социокультурными, юридическими, экономическими и другими. 9 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ История и культура России на перекрестке Европы и Азии, Запада и Востока То, что Русь приняла христианство из Византии, во многом определило ее судьбу. Как писал П. А. Флоренский, «русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие и переработал его в своем духе». Вместе с христианством Византия передала Руси наследие античности с его двуединой парадигмой этатизма и антропоцентризма. В.М.Васнецов «Крещение Руси» 1890г. 10 Постепенно элементы византийской эстетики вошли органической частью в русскую культуру. Быстро прижилась на Руси и византийская мода, являвшаяся наследницей моды античной и римской. Именно в Византии «зародилась новая женская мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую. Яркое представление о византийской моде и церковном христианском облачении эпохи правления императора Юстиниана и императрицы Феодоры дают красочные мозаики итальянской церкви Сан-Витале в Равенне, которые прекрасно сохранилась до наших дней. Императрица Феодора и ее свита. Мозаика, первая половина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия 12 Некоторые исследователи трактуют Запад и Восток не столько как понятия географические, сколько культурологические, трансцендентные, отвлеченные. ЗАПАД ВОСТОК закат, конец, завершенность Запад изобретает различные модели развития правительство и парламент, инициирующие деловую активность восход, начало, возрождение производит сортировку моделей развития Восток определяет соответствие деловой активности высшим ценностям В данной системе координат Россия, безусловно, находится ближе Востоку, чем Западу, где основными ценностями выступали труд, знание, закон, капитал, поскольку с ними всегда можно было достичь благополучия и власти. 13 Отличает Запад и Восток также восприятие художественной культуры, которая, например, в мусульманских странах строго определяется духовным и интеллектуальным опытом ислама, его ценностями, представлениями о святыне и святости и поэтому безличный характер. Русское понимание культуры в основе своей является сугубо европейским. Оно исходит из наследия Античности, его философских идей, теории познания и логики, опирается на западный понятийный аппарат, его мировоззренческий и методологический подходы к изучению природы, общества и человека. Различное восприятие культуры и веры западными и восточными народами Евразийского материка послужило основанием профессору синологии В. П. Васильеву распространить понятие Запада и европейской христианской культуры вплоть до Урала, а к Востоку отнести земли, «лежащие за Уралом, Каспийским морем, Индом» 14 Петр I принялся методично выстраивать Россию по примеру Священной римской империи как «Pax Romana», то есть Римский мир. Им стала новая столица – Санкт-Петербург, город Святого Петра, официально провозглашенной 22 октября 1721 года. Вся система русского государственного управления была приведена царем в соответствие с западными образцами – Сенат, Синод, коллегии, фискалы, «Табель о рангах», губернии с губернаторами и т.д. Однако, облачив Россию в европейскую форму, император Петр Алексеевич забыл о европейском содержании, суть которого сводилась не только и не столько к правлению силой, сколько к согласию, согласованию интересов разных сторон. Кнеллер Г. Портрет Петра I. 1698 г. Кенсингтонский дворец, Лондон, Великобритания 14 Профессор В. И. Ламанский в конце XIX века писал: «Мы, русские, не заслуживали бы почетного имени арийско-христианского, не имели бы прав на великое будущее, если бы, после долгого отчуждения нашего, сойдясь поближе с Европою, не увлеклись ею до полного даже самозабвения и самоотречения. Но такое увлечение не могло вечно продолжаться. За этим периодом восторгов, когда рядом с прекрасным было не мало смешного и нелепого до уродства, должен был наконец наступить период отрезвления, спокойного разбора и оценки пережитого и перечувствованного. Сама Европа сознательно и бессознательно раскрыла нам разные проблемы, коренные недостатки, пороки и язвы своей цивилизации. Она же отчасти научила нас ценить и полузабытые, долго нами пренебрегаемые стороны и особенности нашего мира, разъяснила нам, как важно самопознание, всестороннее и сочувственное изучение своего народа, своей страны, Церкви» 14 Заключение
14 Информационные источники
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ |