Главная страница
Навигация по странице:

  • 48

  • 82

  • 83

  • Роли правильного воспитания, обучения и законов-в идеальном государстве.

  • 6

  • 13

  • Конспект. КОНСПЕКТЫ. Воздаяние должного каждому человеку. Таким образом, спустя множество размышлений, пришли к выводу, что


    Скачать 27.53 Kb.
    НазваниеВоздаяние должного каждому человеку. Таким образом, спустя множество размышлений, пришли к выводу, что
    АнкорКонспект
    Дата07.11.2022
    Размер27.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНСПЕКТЫ.docx
    ТипДокументы
    #775121

    В самом начале разговора, речь заходит о справедливости. При этом в диалоге понимание данного понятия различно. В первую очередь, вопрос ставится о справедливости как воздаяние должного каждому человеку. Таким образом, спустя множество размышлений, пришли к выводу, что справедливо делать добро другу, если он хороший человек, и зло – врагу, если он человек негодный. Однако чуть погодя из суждений Сократа выяснилось, что не дело справедливого человека вредить – ни Другу, ни кому-либо иному; это дело того, кто ему противоположен, то есть человека несправедливого. Далее в диалог вмешивается Фрасимах, который придерживается абсолютно противоположной точки зрения. Он подносит понятие справедливость как выгоде сильнейшего, т.е как то, что пригодно сильнейшему. Далее ставится вопрос, должны ли правители получать денежное вознаграждение, и вообще, для чего они правят, для собственного блага, или же, наоборот, для подчиненных? Вывод делает Сократ такой: никакое искусство и никакое правление не обеспечивает пользы для мастера, но, как мы тогда и говорили, оно обеспечивает ее и предписывает своему подчиненному, имея в виду то, что пригодно слабейшему, а не сильнейшему. Никто не захочет добровольно быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков, но всякий, напротив, требует вознаграждения, потому что кто намерен применять свое искусство, тот никогда не действует и не повелевает ради собственного блага, но повелевает только ради высшего блага для своих подчиненных. Вот почему для приступающих к правлению должно существовать вознаграждение – деньги либо почет или же наказание для отказывающихся управлять. Далее сравниваются понятие справедливость и несправедливость, кто лучше, счастливее в жизни, справедливый человек или несправедливый?

    Таким образом, пришли к выводу, что справедливая душа и справедливый человек будут жить хорошо, а несправедливый – плохо.

    Но кто живет достойно, тот человек благоденствующий и счастливый, а кто живет недостойно – как раз наоборот

    Следовательно, справедливый счастлив, а несправедливый-это жалкий человек.

    В государстве Платона труд разделен так, что каждый делает свое дело, так как лучше работает тот, кто владеет одним искусством. При этом можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. образ жизни людей, так подготовленных. Они будут производить хлеб, вино, одежду, обувь, будут строить дома, летом большей частью работать обнаженными и без обуви, а зимой достаточно одетыми и обутыми. Питаться они будут, bизготовляя себе крупу из ячменя и пшеничную муку; крупу будут варить, тесто месить и выпекать из него великолепные булки и хлеб, раскладывая их в ряд на тростнике или на чистых листьях. Возлежа на подстилках, усеянных листьями тиса и миртами, они будут пировать, и сами и их дети, попивая вино, будут украшать себя венками и воспевать богов, радостно общаясь друг с другом; при этом, остерегаясь бедности и войны, они будут иметь детей не свыше того, что позволяет им их состояние. После появления многих профессий и людей, следует расширение государства с помощью войн. Для войн нужно войско, оно выступит на защиту всего достояния и будет отражать нападение. При этом, к примеру, ни сапожник, ни земледелец не может стать воином, так же точно и всякому другому поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам. Далее идет сравнение образа стражников с образом породистых собак: быть как нельзя более кроткими с теми, к кому они привыкли и кого знают, но с незнакомыми – как раз наоборот.

    безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости, и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным. Воспитание стражей будет следующим образом: Для тела – это гимнастическое воспитание, а для души –мусическое. В мусическое воспитание включена словесность. При этом, особую роль отводится мифам. Важно, чтобы первые мифы, услышанные детьми, были направлены к добродетели. А также главное – благо, т.к это причина не всяких действий, а только правильных. Говоря о богах, следует отметить, что это одна из важнейших фигур при воспитании стражей. Бог – это нечто простое и правдивое и на деле, и в слове; он и сам не изменяется и других не вводит в заблуждение ни на словах, ни посылая знамения – ни наяву, ни во сне. А также обязательным и для рассуждений, и для творчества, если они касаются богов, будет у нас этот второй образец: боги не колдуны, чтобы изменять свой вид и вводить нас в обман словом ли или делом. А кто говорит плохие вещи о богах, вызовут негодование, и не позволят учителям пользоваться такими сочинениями при воспитании юношества, так как стражи должны быть благочестивыми и божественными, насколько это под силу человеку. Нельзя также позволить нашим воспитанникам быть взяточниками и корыстолюбцами. Пусть поэты не пытаются у нас внушить юношам убеждение, будто боги порождают зло и будто герои ничуть не лучше людей, так как это нечестиво и неверно. Следовательно, боги не могут порождать зло. Что касается людей, то поэты плохо сказываются о них. Так как считают, будто несправедливые люди чаще всего бывают счастливы, а справедливые – несчастны; будто поступать несправедливо – целесообразно, лишь бы это оставалось втайне, и что справедливость – это благо для другого человека, а для ее носителя она – наказание. Подобные высказывания будут запрещаться. А также нужно и в песнях, и в сказаниях излагать как раз обратное. Таким образом, завершая образ старжей, делается вывод, что стражи должны отбросить все остальные занятия и заниматься лишь охраной cсвободы государства [48] – самым тщательным образом и не отвлекаясь ничем посторонним. Им не надо будет делать ничего другого или чему-либо другому подражать. Если уж подражать, так только тому, что надлежит, то есть сразу же, с малых лет подражать людям мужественным, рассудительным, свободным и так далее. А того, что несвойственно свободному человеку и что вообще постыдно, они и делать не должны (и будут даже не в состоянии этому подражать), чтобы из-за подражания не появилось у них склонности быть и в самом деле такими.

    Но далее встает вопрос, кто должен начальствовать, а кто – быть под началом? начальствовать должны те, кто постарше, а быть под началом те, кто помоложе. И притом начальствовать должны самые лучшие. Значит, из стражей надо выбрать таких людей, которые целью всей своей

    Жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей. Отдельный вопрос выносится и о быте стражей. Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. eКоличества припасов должно хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща [82]. А насчет золота и серебра надо сказать им, что божественное золото – то, что от богов – они всегда имеют в своей душе, так что ничуть не нуждаются в золоте человеческом, да и нечестиво было бы, обладая уем золотом, осквернять его примесью золота смертного: у них оно должно быть чистым, не то, что ходячая монета, которую часто нечестиво подделывают. 417Им одним не дозволено в нашем государстве пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним, быть с ними под одной крышей, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов [83]. Только так могли бы стражи остаться невредимыми и сохранить государство. А чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами и земледельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками; bненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и все государство устремится к своей скорейшей гибели.

    Модель идеального государства видится в том, чтобы создать государство, счастливое в целом, где счастливы в нем все, кто проживает, а не какое-либо одно сословие, слой населения. Также в идеальном государстве нужно бороться с богатством и бедностью, так как Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств – к низостям и злодеяниям. Отдельный вопрос касается и размеров идеального государства. Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более этого. Стражам нужно всячески следить за тем, чтобы наше государство было не слишком малым, но и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым. Немало отводится и Роли правильного воспитания, обучения и законов-в идеальном государстве. от воспитания в конце концов зависит вполне определенный и выраженный результат: либо благо, либо его противоположность. игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных законопослушных граждан. Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эти навыки будут, постоянно возрастая, сказываться во всем, даже в исправлении государственного строя, если что в нем было не так.  младшим полагается молчать при старших, уступать им место, вставать в их присутствии, почитать родителей [6]; затем идет все, что касается наружности: стрижка, одежда, обувь и так далее. Однако и делается исключения для тех, кто получил безупречное воспитание: в большинстве случаев они сами без труда поймут, какие здесь требуются законы. При этом в продолжение следует отметить о четырех добродетели государства: оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. Мудро – т.е государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию. 429И по-видимому, от природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости. Мужественным государство бывает лишь благодаря какой-то одной своей части – благодаря тому, что в этой своей части оно обладает силой, постоянно cсохраняющей то мнение об опасностях. Мужество – сохранность. Та, что сохраняет определенное мнение об опасности, – что она такое и какова она. Образуется это мнение под воспитывающим воздействием закона. Рассудительность – созвучие, гармония. Нечто вроде порядка [13] – вот что такое рассудительность; это власть над определенными удовольствиями и вожделениями, т.е «преодоление самого себя». Рассудительность присуща правителям или подвластным, таким образом, это некая гармония. Справедливость же – это когда каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен. Т.е заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость. Преданность своему делу у всех сословий – дельцов, помощников и стражей, причем каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно. А высшее преступление против своего же государства – как раз будет являться несправедливостью.

    Далее делается вывод, что в государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала, и число их одинаково. в душе существуют всего два вида [начал]: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, 441так и в душе есть тоже третье начало – яростный дух? По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием. Таким образом, справедливость состоит не во внешних человеческих проявлений, а внутреннего воздействия на самого себя и на свои способности. dТакой человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством: он правильно отводит [каждому из этих начал] действительно то, что им свойственно; он владеет собой, приводит себя в порядок и становится сам себе другом; он прилаживает друг к другу три начала своей души, совсем как три основных тона созвучия – высокий, низкий и средний, еда и промежуточные тоны, если они там случатся; все это он связует вместе и так из множественности достигает собственного единства, рассудительности и слаженности. Таков он и в своих действиях, касаются ли они приобретения имущества, ухода за своим телом, государственных дел или же частных соглашений. Во всем этом он считает и называет справедливой и прекрасной ту деятельность, которая способствует сохранению указанного состояния, а мудростью – умение руководить такой деятельностью. 444Несправедливой деятельностью он считает ту, что нарушает все это, а невежеством – мнения, ею руководящие. внести справедливость в душу означает установить там естественные отношения владычества и подвластности ее начал, а внести несправедливость – значит установить там господство одного начала над другим или подчинение одного другому вопреки природе.

    Государств - общение, которое организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо). Все общения стремятся (stokhadzontai) к тому или иному благу, причем больше других, (5) и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

    общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, – селение. 

    Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее состояния и (30) возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа. 

    Первичным по природе является государство (20) по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.  государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку

    каждое государство слагается из отдельных семей. В совершенной (5) семье два элемента: рабы и свободные. Первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена,отец и дети

    2. [Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно охарактеризовать] так: господское, брачное ,отцовское .

    Характеризуя господское, следует отметить, что здесь сторонами выступают господин и раб. раб по своей природе и по своему назначению: кто по природе (15) принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее. властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны. от рождения некоторые существа различаются [в том отношении, что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие – к властвованию. И во всем, что, будучи составлено из нескольких (30) частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. раб по природе – тот, кто может принадлежать другому (потому он и принадлежит другому) и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает. Что же касается остальных живых существ, то они не способны к пониманию приказаний [c.383] рассудка, но повинуются движениям чувств. физическая организация свободных людей отличается от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; (30) свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни, а эта последняя разделяется у них на деятельность в военное и мирное время. одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Из сказанного, таким образом, ясно, что колебание [во взглядах на природу рабства] имеет некоторое основание: (5) с одной стороны, одни не являются по природе рабами, а другие – свободными, а с другой стороны, у некоторых это различие существует и для них полезно и справедливо одному быть в рабстве, другому – господствовать, и следует, чтобы один подчинялся, а другой властвовал и осуществлял вложенную в него природой власть, так чтобы быть господином. Но дурное применение власти не приносит пользы ни тому ни другому: (10) ведь что полезно для части, то полезно и для целого, что полезно для тела, то полезно и для души, раб же является некоей частью господина, как бы одушевленной, хотя и отделенной, частью его тела.

    21. Поэтому полезно рабу и господину взаимное дружеское отношение, раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах; а у тех, у кого это не так, (15) но отношения основываются на законе и насилии, происходит обратное. Р

    Раб – часть собственности, следовательно, что же такое собственность?


    написать администратору сайта