Главная страница

1. Возникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристика архивного дела в Древнерусском государстве.. Возникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристик. Возникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристика архивного дела в Древнерусском государстве


Скачать 91.11 Kb.
НазваниеВозникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристика архивного дела в Древнерусском государстве
Анкор1. Возникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристика архивного дела в Древнерусском государстве
Дата23.11.2022
Размер91.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВозникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристик.docx
ТипДокументы
#808094

  1. Возникновение архивов в Древнерусском государстве. Характеристика архивного дела в Древнерусском государстве.

    Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.

    После принятия христианства письменные документы в Древней Руси были явлением довольно распространенным. Различные документы выполняли определенную роль: дипломатические акты - во внешних сношениях с другими государствами, административные акты - в управлении русскими землями, договоры между князьями - в сотрудничестве, совместных военных действиях против врагов, жалованные грамоты на земельные наделы или привилегии закрепляли собственность на землю или право на княжение, сбор оброков и т.д., уведомительные грамоты давались лицам, выезжавшим в другие государства (дипломатам, купцам). Письменность была распространена не только среди лиц правящего класса, но и среди других слоев населения. Об этом свидетельствуют найденные в Новгороде и других древнерусских городах берестяные грамоты XI - XII вв., авторами которых были купцы, ремесленники, горожане, крестьяне.

    Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование "архивного наследия", его состав, размещение, организацию.

    Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности. Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.

    Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся незаполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить "документальную память".

    Н а сложном, многоплановом фоне развития отечественной истории постараемся проследить зарождение и развитие архивного дела в нашей стране.

    Народы и государства существуют в историческом времени и в географическом пространстве, они рождаются и погибают, эволюционируют, преобразуются в новые социальные общности. Восточнославянское государство - Киевская Русь - распалось, и на его месте образовались самостоятельные русские княжества и земли. В дальнейшем их объединение было связано с возникновением нового государственного образования - Московского великого княжества (царства), названого затем Россия и разросшегося впоследствии до огромной империи.

    Древнерусское государство (IX - начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани. Основные функции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению "порядка" внутри страны, контролю над международными торговыми путями (в первую очередь за путем "из варяг в греки").

    На рубеже XI - XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основных политических сил везде присутствуют князь, дружина, городское вече.

    В то же время все эти государства можно условно разделить на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая монархия.

    В юго-западной Руси власть князя опиралась на силу дружины и контролировалась городским вечем. Такое правление характеризуется как раннефеодальная монархия.

    На северо-востоке Руси сложилась деспотическая монархия (самовластие). Эта система взаимоотношений была основана на принципе господин - слуга, а следовательно, и характер отношений был иным: слово князя было законом.

    На северо-западе Руси сложилась феодальная республика: "боярская" или "аристократическая" (Новгород, позже - Псков), когда все главные должностные лица избирались на вече (посадник, епископ, воевода, там же избирался и князь, который занимался только военными вопросами).

    В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии - Казне - отлагались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых - покровителей города, а следовательно, оберегателей его ценностей. С принятием Русью христианства (988 год) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарение) церквям и монастырям угодий и привилегий.

    Д ревнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).

    В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли "источниками мудрости". Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно "жития святых", которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми.

    В XI в. появляются первые исторические сочинения - летописи. Летописи сообщают, что в храме Софии в Киеве имелось большое собрание книг, которые передал туда Ярослав Мудрый. В Новгородском Софийском соборе так же хранилось много книг и различных документов. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее стали называться книгохранилищами.

    Летописцы в процессе работы привлекали народные предания, воспоминания очевидцев, документы великокняжеского архива, церквей, монастырей.

    К сожалению, до наших дней сохранилось чуть более 130 рукописных документов IX - XII вв. Эта поистине драгоценная капля позволяет представить, сколь многообразна, трудна и насыщенна была жизнь в те времена.

  2. Архивы русских княжеств в период феодальной раздробленности.

Переход к феодальной раздробленности предопределил развитие новых культурных центров. Наиболее ярко это проявилось в летописании. В XII - XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде.

Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создавали новые. Документы хранились в княжеских сокровищницах вместе с казной и библиотекой. Множество документов хранилось в ризницах монастырей вместе с ценной церковной утварью; их собрания пополняли дарения князей и бояр. Архивы городских общин хранились, как правило, в храмах святых - покровителей данного города. Некоторые светские феодалы также имели значительные собрания рукописей и книг.

Во время междоусобных войн феодалы старались захватить сокровищницу противника, завладеть не только имуществом (оружием, платьем, украшениями, тканями), но и документами и книгами, которые имели информативную и материальную ценность - писались на дорогостоящем пергаменте. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в "докончальных" или "крестоцеловальных" грамотах, т.е. письменных договорах, подтвержденных клятвой сторон.

Расширялись связи с другими государствами. Например, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Витебск заключали договоры с торговыми компаниями немецких городов Балтии, помимо торговых заключались и дипломатические соглашения, особенно после отражения немецко-шведской агрессии в XIII в.

Документы в рассматриваемый период начинали играть все более важную роль в политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись документов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатиевская летопись, содержащая перечневую роспись рукописей и книг.

Большое количество ценнейших документов отложилось в церквях и монастырях, которые являлись крупными земельными феодалами. В XII - XIV вв. монастырские владения расширялись за счет вкладов ("на помин души" или при поступлении в монахи). Вклады оформлялись духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов. Таким образом, в церковных хранилищах накапливались значительные комплексы документов.

Церковь, помимо собственных конфессиональных, обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорией дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками и т.д.). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документы.

Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались. Работа по переписыванию книг часто выполнялась по заказу на основе заключенного договора - "ряда".

Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители - "диаки". В целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных "диаков" стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом "диак" ("дьяк") с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Документы церкви хранились при главе русской православной церкви - митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы - в церквях монастырей.

3. Московский великокняжеский архив.

Во главе движения за создание централизованного государства встала Москва, и архивные документы сыграли немаловажную роль в объединении русских земель. Многие князья сопротивлялись централизации. Объединить сопротивляющихся означало вынудить их отказаться в пользу Москвы от своих владений и привилегий, а следовательно, и от договорных актов и соглашений, в которых они были закреплены. Так, вместе с объединением русских земель происходило и собирание феодальных документов - уже

Василий II после присоединения удельных княжеств к Москве стал обладателем и их архивов.

Документы, как и оружие, требовалось всегда держать наготове. Поэтому с них снимались копии, соединявшиеся в особые сборники и получившие в XVIII в. название копийных книг. Составление таких сборников было вызвано еще и теми опасностями, которые угрожали подлинным документам во время бесконечных феодальных войн, а также неизбежным их изнашиванием, порчей и утерей. Особенно ярко проявилась практика использования архивных документов в политических целях: Иван III с их помощью присоединил Новгород (1478) и Тверь (1485), которые находились в тайных сношениях с польским королем Казимиром IV. Иван III собрал в казне документы, которыми он намеревался напомнить Новгороду о его прежних договорных обязательствах, и составил из их копий сборник. Этот арсенал политического оружия вскоре пополнился неопровержимыми документальными свидетельствами об измене новгородцев - списком договора с Казимиром IV, захваченным в обозе новгородских войск на реке Шелони в 1471 г. На таком же основании - обвинении в измене тверского княжества, дважды уличенного в договоре с Польшей, была присоединена в 1485 г. Тверь. Архив Тверского княжества также был вывезен в Москву.

Первоначально архивы воссоединенных Москвой русских земель и документы московских великих князей хранились в великокняжеской казне наряду с книгами и вещественными ценностями. Территория в Кремле, на которой размещались помещения казны, называлась Казенным двором. Здесь в 1483 г. Иван III заложил «полату кирпичну с казнами», а в 1485 г. - «каменный погреб». Хранителями казны были казначеи. Они входили в состав боярской думы. До создания посольского приказа на казначеев возлагались также организация встреч послов, отвод помещений для них, снабжение и т. д.

Таким образом, в казне были сконцентрированы следующие документы:

  • - договорные (докончальные) грамоты;

  • - жалованные грамоты;

  • - поручные записи (то есть поручительства);

  • -духовные грамоты (завещания) великих князей.

Здесь же облекались в письменную форму указы верховной власти, составлялись грамоты, велась текущая переписка, наводились справки, выдавались копии документов.

С конца 90-х гг. XV в. письменные материалы выносятся из казны. Это было связано с возникновением приказов, при которых зародились архивы, называвшиеся казнами или казенками. Но основная масса документов этого хранилища вошла в состав Государственного архива России XVI в. - «хранил царских».


написать администратору сайта