реферат мк. реферат МК. Возникновение и сущность стереотипов. Роль стереотипов в процессе мкк
Скачать 19.94 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ» Институт «Экономики, менеджмента и информационных технологий» Кафедра «Менеджмент» Реферат По дисциплине «Межкультурные коммуникации» на тему «Возникновение и сущность стереотипов. Роль стереотипов в процессе МКК» Выполнил студент: 1 курс ВэЭМИб-М01-22-1 группа _______________ Гончаров А.Ф (подпись, дата) Преподаватель: _____________Черенкова О.В (подпись, дата) Санкт-Петербург 2022 Причиной формирования стереотипов, как правило, является незнание национально-культурной специфики, детерминирующей поведение представителей той или иной общности, ограниченный кругозор и т. п. Стереотипы влекут за собой определенные ожидания относительно моделей поведения представителей других культур. Однако нельзя не заметить, что отчасти формирование стереотипов и бывает подкреплено реальными фактами, но, как правило, стереотипы не являются тождественными ни национальному характеру, ни представлению народа о себе. Совершенно очевидно, что стереотипы отражаются в языке. Постоянно повторяющиеся фразы со временем приобретают устойчивость в языке и переходят на уровень клише. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном повседневному человеческому мышлению. Повторяющиеся явления действительности подводятся под уже известные категории, классифицируются в привычные модели, которые и получили название стереотипов. При отказе от них процесс жизни требовал бы постоянного напряжения. Стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир. Важную роль в процессе формирования стереотипов, особенно в современном обществе, играют господствующая идеология, пропаганда, искусство, СМИ. Информация, распространяемая СМИ, способна влиять на мысли людей и подменять их индивидуальные установки. Формирование этнических стереотипов начинается в психике отдельных людей, а затем, в процессе коммуникаций, при обмене мнениями, информации распространяются по всей группе. Становление стереотипов — процесс весьма длительный, так как он складывается на основе мнения большого количества людей и в течение длительного времени. Социальный стереотип — это одновременно и когнитивное, и поведенческое образование. Он включает так называемое стереотипное, негибкое мышление и стереотипные (негибкие, автоматизированные) практические действия. Стереотип, кроме того, представляет собой неоправданное обобщение и значительное упрощение реальности. Примеры стереотипов: «кавказцы — плохие», «русские — хорошие», «богатые — воры, грабители», «бедные — порядочные люди». Стереотипы, в отличие от предубеждений и предрассудков, не всегда являются исключительно отрицательными. Социальные установки, входящие в их состав, могут более или менее правильно отражать реальную действительность и особенности тех или иных групп людей. Однако и в этом случае социальные стереотипы нельзя воспринимать и оценивать, как положительное явление, так как они выступают как негибкие и, следовательно, не полностью соответствующие той реальности, которую они отражают. Динамичность и ощущение нестабильности окружающего мира являются следствием глобализации и интенсивных межкультурных контактов. Идентичность можно трактовать как процесс поиска, что помогло бы восстановить его системность и упорядоченность, защитило бы от неопределенности. Ценности и ориентиры культуры оказываются самыми надежными и понятными, дающими в итоге чувство внутригруппового единства и солидарности. Более того, с помощью данного механизма легче обеспечить преемственность в передаче и сохранении ценностей культуры и социума между поколениями. Идентичность индивида - это представление человека о принадлежности к той или иной социальной группе, включая как обязательный компонент лояльность к ее нормам и ценностям и, как следствие, обязательную градацию на «своих» и «чужих». Каждый человек одновременно является членом нескольких социальных групп, и в зависимости от характера той или иной группы, а также природы самой идентичности, принято выделять разные ее виды. Стереотипы - это формы, определяющие поведение не только отдельных людей, но и групп, культур, этносов, обществ. То есть это некие устойчивые представления о предметах, процессах и явлениях, нередко ничего общего с объективной реальностью не имеющие. Совершенно очевидно, что их следует воспринимать с учетом некоторых ограничений. Специалисты по этнической психологии, изучающие этнокультурные стереотипы, отмечают, что нации, находящиеся на высоком уровне экономического развития, подчеркивают у себя такие качества, как ум, деловитость, предприимчивость, а нации с более отсталой экономикой - доброту, сердечность, гостеприимство. Подтверждением сказанному может служить исследование С. Г. ТерМинасовой, согласно результатам которого в американском обществе более ценятся профессионализм, трудолюбие, ответственность и т. п., а в русском - гостеприимство, общительность, справедливость. Изучение стереотипов в западной науке началось в 1920-х гг., когда журналист и политолог Уолтер Липпманн впервые попытался дать определение стереотипа: «стереотипы - это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. они маркируют определенные объекты, как знакомые, так и незнакомые так, что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые - глубоко чуждыми». Согласно исследованиям, в области этноцентризма можно сделать вывод, что большинство индивидов считают происходящее в своей культуре естественным и правильным, а происходящее в других культурах - неестественным и неправильным. Это касается правил поведения, обычаев, норм и ценностей. В обществе стереотипы выполняют очень важные функции: 1) являются неотъемлемым инструментом человеческого познания, помогают «экономить» мышление путем упрощения картины объективной реальности, облегчают мыслительные процессы; 2) незаменимы в процессе социальной адаптации к условиям существования, помогают понять, в каком социальном мире находится индивид или группа, и занять определенную нишу; 3) служат способом передачи социального, культурного, этнического и другого опыта этноса из поколения в поколение (правила поведения, обряды и обычаи, ценности); 4) выполняют роль индикаторов процесса межэтнического общения. В частности, появление негативных стереотипов служит сигналом психологического протеста против неприятной реальности, сигнализирует о возникновении конфликта; 5) могут быть использованы и в целях пропаганды: распространение искаженной информации о жизни, характерных особенностях этноса; 6) выражают ценности определенной группы; 7) иногда отрицательные стереотипы могут выполнять защитные функции. Это особенно заметно в многонациональных, этнически ранжированных обществах, где положение различных социальных групп неоднородно. В этом случае доминирующие группы обычно создают большое количество отрицательных стереотипов о нижестоящих этносах, чтобы оправдать свой более высокий статус в обществе. Этнические стереотипы играют важную роль в международных отношениях. Они являются неотъемлемым инструментом коммуникации, упрощают способы передачи предшествующего опыта международного общения, служат своеобразным индикатором межкультурного обмена. В практическом плане знание набора этнических стереотипов о каком-либо народе способствует пониманию его образа мысли, образа жизни, ценностей, помогает выработать адекватную модель поведения относительно этого народа в целом и его отдельных представителей. Необходимо помнить, что сами этнические стереотипы могут быть как вредными, когда они искажают действительность, так и полезными, так как упрощают процесс усвоения информации. Это свидетельствует о двойственной природе этнических стереотипов и позволяет видеть в них не только инструмент пропаганды, но и средство для сглаживания или предотвращения конфликтов, которые могут зарождаться на межэтнической или религиозной почве. Анализируются различные подходы и отношения к стереотипам, а также их роль в межкультурной коммуникации. Одни утверждают, что стереотипы могут создавать проблемы в межкультурной коммуникации, так как концентрируются на обобщенных упрощенных представлениях о той или иной нации, игнорируя уникальность каждого человека. Другие, в том числе и автор статьи, считают, что стереотипы могут играть положительную роль в межкультурной коммуникации, помогая преодолеть культурный шок в незнакомой этнической среде и приобрести базовые знания о другой нации, а также являясь ключом к успеху в деловой сфере. Однако для успешного осуществления межкультурной коммуникации нельзя полагаться только на стереотипы, являющиеся лишь одним из факторов, которые нужно учитывать. Список литературы: 1. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход: учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 199 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08259-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 88 — URL: https://urait.ru/bcode/494375/p.88 (дата обращения: 08.12.2022). 2. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01744-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 110 — URL: https://urait.ru/bcode/511759/p.110 (дата обращения: 08.12.2022). 3. Социальная психология: учебник для вузов / И. Р. Алтунина; под редакцией Р. С. Немова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 409 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08736-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 239 — URL: https://urait.ru/bcode/510720/p.239 (дата обращения: 08.12.2022). |