Главная страница

атомистика. Возникновение теории атомизма 3 Философия атомизма Демокрита 7


Скачать 69.15 Kb.
НазваниеВозникновение теории атомизма 3 Философия атомизма Демокрита 7
Дата25.10.2022
Размер69.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаатомистика.docx
ТипДокументы
#754592



Оглавление


Введение 1

Возникновение теории атомизма 3

Философия атомизма Демокрита 7

Заключение 19

Список используемой литературы 21


Введение


Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Философия – это значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании основных ценностях, целостных представлений о мире, ставя вопрос о нравственном осознание бытия.Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в 6 веке до н.э. в Греции и просуществовала до 6 века н.э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 году последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако ее невозможно определить только с помощью территориальных и хронологических определений. Философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

Атомистика как естественно-научное и философское учение о дискретном, зернистом строении материи, ее ступенчатой организации, уходит глубокими корнями во времена Древнего Востока и Древней Греции. Именно здесь впервые складывались представления об атомном, прерывистом строении вещества, допускалась мысль о существовании мельчайших, неделимых частиц, столкновение которых в пустоте, порождают вихрь, дающий начало мирозданию. Атомистами были Фалес, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Левкипп и, наконец, выдающийся ученый-энциклопедист и философ-материалист, “размышлявший обо всем”, Демокрит. Представители древнегреческой философии, по образному выражению Герцена, не шутили с атомами; они видели бытие в каждой точке, атомы для них были мыслью, истиной. Все возникает из пустоты и атомов.

Атомизм в философии — это доктрина, которая объясняет сложные явления в совокупностях неподвижных частиц или единиц. Философия нашла успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются простыми и слишком маленькими, чтобы быть видимыми, а разнообразие видимых форм в природе объясняется различиями в этих частицах и их конфигурациях.
В данной работе будут рассказано о таком философском учении как атомизм. Само учение очень интересно и оригинально, но главное вполне правдоподобное и реалистичное. Таким оно является потому, что исходя из название оно в неком смысле материалистичное. По своей природе человек лучше воспринимает информацию о чем-то материальном, ведь атом существуют и даже больше все в мире состоит из него. Все же оно является абстрактным и не каждый может его понять и осознать, ведь хоть атом существует, но его никак ни увидеть, ни почувствовать и ни потрогать. И обычным людям, которые заняты повседневными делами, трудно вдуматься в суть учения. Поэтому данное философское направление не получило особого размаха в Древнее время.


Возникновение теории атомизма


Концепция атомизма была предложена представителем досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом ещё в V в. и развита его учеником Демокритом Абдерским. Основным предметом философствования у досократиков был космос. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы - мельчайшие неделимые, не возникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) частицы, обладающие определённой формой. Демокрит предложил вариант объяснения строения мира Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Так, например, у огня атомы остры, поэтому огонь способен обжигать; у твёрдых тел они шероховаты, поэтому они накрепко сцепляются друг с другом; у воды - гладки, поэтому она способна течь. Даже душа человека, согласно Демокриту, состоит из атомов. Это учение получило название «атомистический материализм.[1]

Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. Уже в учении Анаксимандра содержался намек относительно возможности выделения из “беспредельного” (апейрона) более чем одного мира. Согласно Анаксимандру, “апейрон” находился в вечном движении, причина же этого движения – в нем самом. Уже ученик Анаксимандра – Анаксимен считал основой всех вещей в мире воздух. Все вещи возникают, учил он, из сгущения и разрежения воздуха. В космогонии Анаксимандра, а также Гераклита все процессы в природе происходят по закону необходимости, который Гераклит называл “логосом”.

Уже Пифагор и вся его школа обратили внимание на огромное значение количественных отношений в мире и геометрических форм, ритма и симметрии в вещах. Они же учили о мире как мире всеобщей гармонии, находящей свое выражение в гармонии чисел, и особенно в гармонии противоположностей предела и беспредельного.[2]

Уже Парменид, основатель элейской школы, учил, что бытие не возникает и не гибнет; оно едино, непрерывно, цельно, неделимо и однородно, и это бытие познается разумом. А элеец Мелисс сформулировал закон сохранения бытия: “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Здесь же в философии элейцев впервые появилось различие между чувственно воспринимаемой и истинной реальностью.

Уже Эмпедокл основой вещей считал корни – стихии, а их сочетание или разъединение – причиной возникновения или гибели вещей.

Некоторые древнегреческие учения восходят к древневосточной науке. Восточная наука – предшественница греческой философии.
Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии эти наблюдениям.[3]

Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.

Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, о представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.

Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как «на дне глубокого колодца», тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.[4]

АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ. Возник в 5 в. до н. э. в Древней Греции и связан с именами Левкиппа и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие “атом” (греч. ή δίτομος ουσία, неделимая сущность). Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные и постоянно движущиеся элементы – атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагал суть атомов полной и плотной. Он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту он называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее. Таким образом, основной принцип атомистической науки о бытии: "Единственное, что существует – атомы и пустота".

Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению.[5]

Допущение существования пустоты, не-сущего, решается проблема движения. Существование пустоты делает возможным движение атомов.

Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте.

В атомистической системе Демокрита можно найти части материалистических систем Древней Греции и Древнего Востока.

Атомизм (от греч. átomos — неделимый) проявился как движение античной мысли к материалистической унификации первооснов бытия. Интересно, что данная гипотеза, развитая Левкиппом и особенно Демокритом, связана с древним Востоком (по ряду свидетельств, Демокрит обучался у халдеев и магов: вначале у присланных в дом его отца для воспитания детей, а затем в Мидии). Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам: и вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых атомов, т.е. идеальное мыслилось ими наравне с материальным, с единой субстанцией. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы ощущаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействия между атомами. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная (от лат. -разделенный, прерывистый) картина мира, в которой бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества.





Философия атомизма Демокрита


Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифогорийца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксогором.

Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, которые остались в Абдере благодаря персидскому царю Ксерксу.

Демокрит также был учеником Лейциппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Его целью было изучить идеи мыслителей из других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые районы вокруг Красного моря. Во время этих путешествий Демокрит углубил свои знания в области астрономии, математики и естественных наук.[6]

Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Труды Демокрита составляют своего рода энциклопедическое знание о том времени. Диоген Лаэртский цитировал более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и т.д.
Учение Демокрита рассматривают совместно с учением Левкиппа.

Это вершина античного материализма. С именами Демокрита, а также его учителя и предшественника Левкиппа связана величайшая форма античного материализма - атомистический материализм. Мы относим Демокрита к афинской философии, потому что он тяготел к Афинам, хотя и не имел там успеха.[7]

Действительная трудность состоит в разделении учений Левкиппа и Демокрита. Неизвестно даже, кому принадлежало главное атомистическое сочинение «Об уме», или «Большой мирострой». Одни древние авторы приписывали этот труд Демокриту, другие - Левкиппу. Так же неясна роль обоих философов в создании атомистического учения. В геркуланском папирусе № 1788 содержится обвинение в адрес Демокрита: якобы Демокрит в своем сочинении «Малый мирострой» изложил содержание «Большого миростроя», автором которого папирус определенно называет Левкиппа. Но так или иначе от этих двух сочинений сохранилось немногое, что не позволяет судить об их авторах.

Однако Левкипп - досократик, а Демокрит немного старше Сократа. Можно предположить, что Левкипп в своем учении делал упор на мироздании, Демокрит же и на человеке. Если у Левкиппа как досократика рассматривается сравнительно небольшой круг вопросов - учение об атомах, космология и космогония, то у Демокрита круг вопросов расширяется. Согласно Аристотелю, «Демокрит рассуждал обо всем». Философские интересы Демокрита были связаны с вопросами гносеологии, логики, этики, политики, педагогики, математики, физики, биологии, антропологии, медицины, психологии, истории человеческой культуры, филологии, лингвистики и т. п.

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии эти наблюдениям.[8]

Из вечности времени и материальных начал атомисты выводят необходимость всех процессов и явлений природы. По сообщению Аэция, который опирается на текст Левкиппа (а может быть, и Демокрита), Демокрит утверждал, что ни одна вещь «не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». При этом мысль о необходимости, властвующей над всеми процессами природы, высказывается Демокритом не только как тезис отвлеченной философии, но и как тезис физического объяснения явлений природы. В коротеньком, но важном тексте, сохраненном Аэцием, Демокрит поясняет, что необходимость есть «сопротивление, движение, и удар материи». Другими словами, необходимость получает у Демокрита физический, даже, точнее, механический смысл. И в согласии с этим также и Диоген Лаерций поясняет, что необходимостью Демокрит называл «вихрь», который является причиной возникновения всего.

Наряду с этим физическим смыслом, который сводит необходимость к чисто механической причинности, Левкипп и Демокрит развивает также принципиальное философское учение о том, что все существующее в мире подчинено необходимости.[9]

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но он был тверд в признании бытия Бога. По его мнению боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. Человек –скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов.

Демокриту принадлежало около шестидесяти сочинений. Но, ни одно из них не дошло до нас. Никто не знает, когда погибли его сочинения. Возможно в гибели его трудов виноваты идеалисты. Атомисты поставили перед собой задачу создать учение, соответствующее той картине мира, которая открывается человеческим чувствам, но в то же время сохранить рациональное в учении элеатов о бытии, чтоб достичь более глубокого понимания мира, основанного не только на показаниях чувств. Первоначала атомистов - атомы (бытие) и пустота (небытие). Атомисты, первыми стали учить о пустоте как таковой. Наблюдения над обыкновенными явлениями и размышление, атомистов заставили допустить существование небытия. Бытие – противоположно пустоте. Оно абсолютно плотно и множественно. Каждый член бытийного множества определен своей внешней формой. Сам по себе атом очень мал.

Атом — это неделимая, совершенно плотная, не содержащая в себе никакой пустоты, самостоятельная частица вещества. Элеаты приписали своему бытию свойства, которые имеются и у атома. Он неделим и неизменен, тождественен самому себе. Так же атом обладает определенной формой, например, это шарообразные, угловатые, крючкообразными, вогнутые, выпуклые и т.д.). Множественностью форм атомов атомисты объясняли бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу. Атомы друг от друга отличаются порядком, формой и положением.

Демокрит - материалист, человек энциклопедических знаний. Он работал во всех областях: этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки. Он создал учение об атоме. Атом - «неделимый», от греческого или целостная природа.

Атом не возникает и не погибает, не претерпевает изменений извне, а превращается в геометрическое тело без физических свойств. Это вечно.

Он считал, что материя состоит из атомов, но отрицал делимость материи. Атом отличается формой, порядком, положением в пространстве, размером и весом. Бесконечное разнообразие атома. Я представлял, что атом - это маленькие фигурки, фигурки, которые не видны и не ощущаются человеком. Душа состоит из атомов, огненных, тонких, круглых, гладких. После смерти они распадаются на бессмертные атомы. Мышление - это высшая форма атома, хотя и носит телесный характер, основанный на ощущениях. В этике он считал высшим блаженством видеть все свободным от чувственного и случайного. Историческое развитие, как и прогресс, является неотъемлемой потребностью людей. [10]

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.

Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А"бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто.

Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо.

Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечения для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так называемые образы, подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет «темным», оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.

Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы производить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Мы видим, что взгляды Демокрита — последовательный атомизм, и в силу этой последовательности боги у него телесны. При этом он считает, что поклонение богам — это результат невежества, а именно незнания атомного строения мира. Иначе бы люди поняли, что не существует вечных и бессмертных богов, а существуют лишь бренные соединения огневидных атомов наряду, к примеру, с «эйдолами». Причем и те и другие свободно перемещаются в пустоте, воздействуя на воспринимающих их людей. Правда, в отличие от богов и демонов «эйдолы» не возникают сами по себе, а испускаются вещами.

Представление об «эйдолах» как подвижных телесных «образах» вещей напрямую связаны с объяснением Демокритом процесса зрительного восприятия. Дело в том, что, согласно Демокриту, «эйдолы» постоянно истекают из вещей, будучи чем-то вроде их миниатюрных копий. Их испускают все вещи и растения. Но энергичнее всего они исходят из живых существ вследствие их движения и теплоты. В свою очередь измененный воздух соприкасается с истечениями наших глаз. При этом каждый род атомов воспринимается однородными ему атомами в нас. Это значит, что верный образ вещи, по Демокриту, возникает там, где ее «эйдолы», прямо или косвенно, находят внутри нас аналогичную себе основу.

Задача научного познания, согласно Демокриту, чтобы наблюдаемые явления свести к области "истинного сущего" и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума. Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом: "Демокрит е только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическим естествоиспытателем". Содержание исходных философских принципов и гносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита:

а) В познании исходить от единичного;

б) Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов анализ) и объяснимы исходя из них (синтез);

в) Различать существование "по истине" и "согласно мнению";

г) Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.

Математика по праву должна считаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следовать непосредственно за каноникой. В самом деле, атомы качественно однородны и их первичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильно трактовать учение Демокрита как разновидность пифагореизма, поскольку Демокрит хотя и сохраняет идею господства в мире математической закономерности, но выступает с критикой априорных математических построений пифагорейцев, считая, что число должно выступать не законодателем при-роды, а извлекаться из нее. Математическая закономерность выявляется Демокритомиз явлений действительности, и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходные начала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени как математические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видное место в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однако включение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ее перестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскими положениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования. Созданная таким образом концепция математики, называемая концепцией математического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих.

-социальная философия;

Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь, образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Атомы это носители множественности, а пустота-это воплощение единства. Пустота безгранична, атом же имеет определённую форму и размер. Атом не воспринимается чувственно и внешне похож на пылинки, носящиеся в воздухе, только гораздо меньше. Число атомов и их конфигураций бесконечно. Атомы находятся в постоянном движении, что является основой мирообразования. Вечное движение заключается в постоянном сталкивании, отталкивании, сцеплении, расщеплении, падении атомов. Движение это вызвано вихрем. Движение это вызвано первоначальным вихрем. Теория атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров. Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на различных стадиях развития. Все во Вселенной, по мнению Демокрита, происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал бесконечную цепь причинно-следственных связей. А найти причины различных явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца.

Образование и нашего мира было обусловлено необходимостью. Разнообразие его было обусловлено разнообразием атомов и их сочетаний. Они образовали 0первичные вещества: огонь, воду, землю, воздух. Вода и земля-это смесь элементов, из которой могут получаться любые другие элементы, в том числе живые. Атомы огня непосредственно связаны с движением. При быстром движении атомы раскаляются, то есть принимают в себя атомы огня. И наоборот, быстродвижущиеся атомы огня сообщают движение другим атомам. Движение атомов огня у Демокрита составляет сущность жизни, ума и психики человека. Атомы огня составляют разум, а значит, и душу человека.

Всё живое на Земле возникло из неживой материи. По мнению Демокрита, от солнечных лучей поверхность ещё полужидкой Земли вздулась. “Некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей…”. В этих пузырях, вследствие нагревания и возникли живые организмы. Когда пузыри увеличились до подобающих размеров, они лопнули и появились животные. Те животные, в которых преобладали атомы огня, стали птицами, те же, в ком было больше землистых веществ, стали сухопутными, животные с преобладанием влажных веществ стали рыбами. Прямо из земли появились деревья и травы. Когда же земля засохла, она перестала рождать крупных животных, которые стали уже “рождаться от взаимного смешения”.


- понимание сущности человека.

Демокрит считал, что человек-продукт природы. Земля, насыщенная влагой и атомами огня, породила всё живое, в том числе и человека. Внутренности человека формировались из необходимости. Примечательно, что Демокрит не разделяет внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и животных состоят из одной и той же материи. О движущихся в лучах солнца пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание отдельной от тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита-это не только душа и тело, это целый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет “светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”, когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь “во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом. Вторичные качества - это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.). Они существуют “во мнении”. Один из первых в Древней Греции Демокрит создал логическое учение. Суть логического учения Демокрита заключается в том, что критериями истины являются “совершенное ощущение”, “совершенный разум”, чувственная практика. Выступая против чистого дедуктивного метода, Демокрит стал основоположником индуктивной логики. Демокрит разделял всё живое на то, что существует по необходимости, на то, что возможно и на то, что в равной степени существует или не существует (например, человек уезжает или не уезжает). Применяя метод разделения сложного на более простые компоненты, Демокрит выделял элементы мышления. Такие как, чувственное восприятие и суждения. Часто Демокрит пользовался и методом аналогии.

Заключение


В античной культуре впервые появились и стали развиваться категории научного мышления. Большой вклад мыслителей античности в развитие математики, астрономии, этики, политологии и др. наук. Поэтому античная наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в дальнейшем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

Изучив представление об атомизме Демокрита, мы можем сделать следующие выводы:

  • 1. Античные философы, высказывая предположения о строении вещества, были недалеки от того представления, которое сейчас считается правильным.

  • 2. Многие предположения, основанные на повседневном наблюдательном опыте обывателя, оказывается, могут дать ответы на некоторые, самые общие вопросы строения материи.

  • 3. Правильно было указано предположение о наличии мельчайших частиц, ограниченности их количества в теле, передаче звуков и запахов, неисчезаемость и невозникновение материи из «ничего».

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии этих наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.

При внимательном анализе в философии Демокрита можно обнаружить зачатки почти всех основополагающих идей естествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом явлении, идеи единства пространства и времени, сохранения материи и энергии, принципа относительности, неопределенности, вероятности, генетической основы живых организмов, единства конечного и бесконечного, принцип симметрии мироздания, предположении о существовании фундаменте самого здания материи способности, схожей с ощущением. Эти идеи были потом восприняты и переработаны философией Нового времени…

Список используемой литературы


  1. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой - М.: Наука, 1980

  2. Асмус В.Ф. Античная философия / Асмус В. Ф. - М.: Высшая школа, 1976, 544 С.

  3. Богомолов А.С. Античная философия: Учебник, 2-е издание / Богомолов А. С. - М.: Высшая школа, 2006, 390 С.

  4. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2003.

  5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2000.

  6. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. – т. 40. – М., 1995. – 166 с.

  7. Гуманитарно-технический колледж “Метод” “Основы философии”, Москва 1998 г.

  8. Ленин, В.И. Философские тетради / В.И. Ленин. М.: Политиздат, 1978. - 752 с.

  9. www.physics.ru.

  10. www.chemistry.narod.ru




написать администратору сайта