Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод «Мозгового штурма»

  • Другие известные методы генерации идей

  • Метод фокальных объектов

  • Метод контрольных вопросов

  • Прототип Прототип

  • Горизонтальный прототип (Horizontal prototype)

  • Вертикальный прототип (Vertical prototype)

  • Одноразовый прототип (Throwaway prototype)

  • Эволюционный прототип (Evolution prototype)

  • Структура, формат презентации и содержание выступления

  • Цель и продукт проекта

  • Целевая аудитория

  • Планируемые сроки и ресурсы

  • Создание визуального сопровождения

  • Мультимедийную презентацию

  • Беспроводной дистанционный пульт

  • Конструкторы мультимедийных презентаций

  • Как применять жестикуляцию и телодвижения

  • тест. ТЕСТ 2. Введение Генерация идей и созидание нового это неотъемлемые элементы эволюции человечества, его развития на протяжении всей истории.


    Скачать 155.86 Kb.
    НазваниеВведение Генерация идей и созидание нового это неотъемлемые элементы эволюции человечества, его развития на протяжении всей истории.
    Дата01.11.2019
    Размер155.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТЕСТ 2.docx
    ТипДокументы
    #93017

    Введение

    Генерация идей и созидание нового – это неотъемлемые элементы эволюции человечества, его развития на протяжении всей истории. Оглянитесь вокруг, практически всё, чтобы вы не увидели: дом, стоящий напротив, дизайн вашего телефона, этот онлайн-курс – в начале всё это было идеей. Подумайте, как появились контактные линзы, социальные сети или назойливая реклама в видео-каналах? На решение каких задач эти идеи были нацелены? 

    Старейшим методом поиска решений является метод проб и ошибок, он же метод перебора. Принцип этого метода можно описать, как бессистемное последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных вариантов решения поставленной проблемы. Важнейший недостаток метода – его низкая эффективность. К примеру, в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) этот метод даже считается эталоном неэффективности.

    Можно сказать, то, как складывается наша жизнь, во многом определяется воплощенными в реальность идеями.

    Столкнувшись с какой-то трудностью, мы пытаемся придумать, как бы ее решить, то есть начинаем генерировать идеи решения. Например, в перерыве вы приходите туда, где можно пообедать, а там как обычно очередь. Какие здесь есть решения? Прийти попозже? Поискать другое место? Или организовать и поставить вендинговый аппарат?

     Зачастую мы беремся за самое очевидное решение, за то решение, которое первым приходит на ум, и пытаемся его реализовать. Но насколько оно эффективно?

    Другими словами, проблема, с которой сталкиваются многие из нас при решении той или иной задачи, состоит в инерции мышления – в стремлении применить к новой задаче стереотипы, традиции, обусловленные опытом или историей. 

     Поэтому важным фактором являетсяразвитиенестандартного мышления – способности смотреть на вещи разными способами, понимая, что любой из них является одним из множества возможных и что необходим уход от установленного шаблона для переключения на лучший. 

     Фактически, нестандартное мышление – это навык, который позволяет находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Считается, что одним из эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – это решение ситуационных задач-загадок.

    Возможно применение специальных методов и инструментов, помогающих преодолеть инерцию мышления. С развитием науки и техники появляются методы, на которые опираются самые разные специалисты для решения поставленной задачи, то есть генерации идеи. К их числу можно отнести инструменты ТРИЗ, Design Thinking – методологию решения инженерных, деловых и прочих задач и др.

    Помимо генерации идей важным навыком является умение представить, что будет, если ваша идея воплотится. Как это изменит ситуацию и отношение к ней у окружающих и заинтересованных лиц? Не принесет ли это новых и более сложных проблем? Не усложнит ли новое решение жизнь тем, кто продолжает пользоваться привычными решениями и вашим одновременно?

    Эффективным способом генерации идей является применение разнообразных методов организации групповой работы, имеющих целью нахождение решений обсуждаемой проблемы. При этом появляется возможность использовать не только свои умственные и творческие способности, но и способности коллег, таким образом, творческие потенциалы участников группы дают эффект синергии. Рассмотрим кратко некоторые из них.

    Метод «Мозгового штурма»

    Мозговой штурм на сегодняшний день является наиболее распространенным методом поиска решений в группе. Этот коллективный метод основывается на том, что группа людей, во-первых, имеет бóльший потенциал в решении проблемы, чем отдельно взятый человек; а во-вторых, появляется больше возможностей для уточнения и развития идей.

     Важно создать доверительную атмосферу, стимулирующую работу воображения и мысли, когда обмениваются идеями, не пытаясь изменить точку зрения другого человека и не вступая в неприятные споры.

    Метод мозгового штурма имеет различные модификации. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Основное правило мозгового штурма — запрещается критиковать чужие идеи.

    (1) Небольшая группа (обычно до 10-15 человек) рассматривает какую-то определенную проблему. При этом один из участников группы записывает высказываемые предложения. Ни одна из идей не отбрасывается, но можно предлагать пути для их изменения, улучшения. Основная задача на данном шаге — получить наибольшее количество идей. Предлагаются любые, даже абсурдные на первый взгляд мысли.

    (2) Затем каждая из идей анализируется в отдельности, группируются схожие идеи, развиваются и дополняются. В результате с отобранными идеями и ведется дальнейшая работа.

    Как писал Элиезер Юдковский: один из неочевидных секретов науки представляет собой умение не отклонять непонравившиеся идеи в ту же секунду, как вы их услышали.

    Желательно назначить ведущего, который будет обеспечивать соблюдение правил и регламента  мозгового штурмапозволяя участникам сконцентрироваться на целях и содержании. Такого ведущего еще называют модератором (иногда фасилитатором). Другой вариант: разделить участников на две группы, одна из которых будет генерировать идеи, а вторая — рассматривать их и искать пути для улучшения.

    Однако на практике метод имеет свои недостатки, основные из них:

    1. Очередность. При мозговом штурме участники высказываются по очереди, соответственно, остальные участники вынуждены дожидаться своей очереди, удерживая в памяти собственные предложения. И если во время ожидания придет в голову вторая (третья и так далее) идея, то наверняка, из-за особенности кратковременной памяти, она сотрет предыдущую. А еще ведь нужно слушать идеи, которые высказывают другие участники в эту минуту. Значит, чем больше участников в группе, тем менее эффективен мозговой штурм.

    2. Опасения.Существует ряд психологических факторов, из-за которых эффективность классического мозгового штурма значительно снижается. Например, не каждый человек готов сразу раскрепоститься и высказать все идеи, которые приходят в голову. Некоторые боятся показаться "ненормальными". Также существуют ситуации, когда более тихие, но творческие люди, отстраняются, уступая место более смелым, напористым. 

    3. Поиск решения. Нет четкого алгоритма поиска действительно хороших идей. Может оказаться, что эффективная идея так и не была высказана по ряду причин, или была безосновательно отклонена.

    Метод «Brainwriting»

    Метод "Брэйнрайтинг" является модификацией метода мозгового штурма с особенностью в том, что при этом методе все участники не высказывают, а записывают свои идеи одновременно друг с другом. Желательно, чтобы участников было не более 5–7, в другом случае всех участников можно поделить на подгруппы. Общение друг с другом не запрещено, но эффективнее получается в тишине.

    Можно выделить следующие плюсы такого метода:



      • Большое количество идей за короткий срок (20 мин. = 60 идей от 5 человек).

      • Взаимодействие участников сохраняется, идеи одного порождают идеи другого.

      • Никто не «отсиживается», все вносят в обсуждение равный вклад.

      • Идеи не забываются.

      • Меньше стресса, возможность анонимности.

      • За счет ограничения во времени для каждого участника создается «полезное давление» на участников.

    Алгоритм проведения состоит из следующих шагов:

    1. Несколько участников садятся за один стол и получают по одному листу бумаги, в котором нарисована таблица с тремя столбцами.

    2. После сигнала каждый участник начинает записывать 3 идеи в решении проблемы. Время ограничено пятью минутами.

    3. Через 5 минут каждый участник передает свой листок бумаги участнику слева от него.

    4. Начинается следующий раунд, во время которого каждый участник пишет еще 3 идеи на следующей строчке. Он может опираться на идеи, которые прочел на листе бумаги, а может думать независимо от этого.

    5. Проводится несколько раундов. Ограничений на количество раундов нет, как правило, участники сами чувствуют, что больше ничего стоящего не придумать.

    6. После генерации все идеи прочитываются, убираются дублирующие. Затем они анализируются, принимается решение. По сути, здесь применяются такие же подходы, как и в классическом мозговом штурме. 

    Другие известные методы генерации идей

    Неординарных способов генерации идей придумано немало. Приведем некоторые из них, полное описание которых дано в книгах, ссылки на которые указаны в списке литературы для самостоятельной работы.

    Синектика

    Метод Уильяма Гордона основан на поиске аналогий, позволяющих найти новый взгляд на проблему. Метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, подключая к решению проблемы свои чувства, ассоциации и воспоминания.

    Используется метод следующим образом. Берется ключевое слово (или несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. К этому слову подбираются аналогии. Используется таблица, где в первом столбце  перечисляются ключевые слова, а в каждом из последующих — разные виды аналогий.

    При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

    1. Прямые аналогии. Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово.

    2. Личные аналогии. Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Важно забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект, это поможет расширить круг разработок.

    3. Символические аналогии. Перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. Нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения.

    4. Фантастические аналогии. Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений.

    Шесть шляп

    Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Суть состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей. Роли, которые раздаются участникам, таковы:

    1. Белая шляпа. Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

    2. Чёрная шляпа. Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

    3. Красная шляпа. Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

    4. Жёлтая шляпа. Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

    5. Зелёная шляпа. Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

    6. Синяя шляпа. Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

    В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли.

    Морфологический ящик

    Суть метода заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

    Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной — другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Можно использовать несколько матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

    Инверсия

    Метод используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса «Как можно это улучшить?» задаётся вопрос «Как можно это испортить?». Вместо «Как повысить эффективность этого?» — «Как её понизить?» и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо «Как предотвратить поломку изделия?» следует искать ответ на вопрос «Как его сломать?» и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

    Метод фокальных объектов

    Служит для преодоления инерции мышления. В поисках решения проблемы (фокального объекта, объекта, на котором находится фокус внимания) предлагается анализировать свойства совершенно случайных объектов, пытаясь найти в них источник идей для решения исходной проблемы. Другое название метода – метод случайных объектов.

    Теоретически применение метода состоит мз следующих шагов:
    1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
    2. Выбираем случайные объекты (3–5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
    3. Записываем свойства случайных объектов.
    4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
    5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
    6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
    Примеры применения метода можно посмотреть в Интернете.

    Метод контрольных вопросов

    Это техника, позволяющая при помощи вопросов рассмотреть задачу с разных сторон и найти нестандартное решение.
    В равной степени многие техники используют списки вопросов. Например, ТРИЗ Генриха Альтшуллера, список вопросов по Осборну, вопросы Бонзака, Пирсона, Эйлоарта и др.

    Метод заключается в том, чтобы к конкретной задаче применить стандартный набор заранее заготовленных абстрактных вопросов, в результате чего получается посмотреть на проблему с разных точек зрения, сфокусироваться на различных аспектах, которые могут натолкнуть на решение.

    Подробную информацию о технике и о списках вопросов можно получить в тематической литературе. Для примера приведем некоторые из вопросов, оформленных Осборном:

    1. Использовать это для иных целей?

    2. Адаптировать это?

    3. Модифицировать это?

    4. Заменить это?

    5. Увеличить это?

    6. Уменьшить это?

    7. Переделать это?

    8. Полностью изменить это?

    9. Объединить это с чем-либо?

    Метод ментальных карт

    Основная идея метода состоит в том, что творческий процесс очень сильно взаимодействует с памятью, и потому есть нужда в развитии именно своей памяти. Основная процедура реализации метода заключается в том, чтобы написать в центре листа одно ключевое понятие, а все связанные понятия с этим словом на ветви, которые отходят от главной идеи. Идею можно не только записывать, но и иллюстрировать. Такие рисунки очень помогают придумывать что-то новое с идеей, которая лучше запомнится. 

    Дизайн-мышление

    Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы. Герберт Саймон выделяет следующие этапы в дизайн-мышлении: определение проблемы, исследование, формирование идей, прототипирование, выбор лучшего решения, внедрение решения, оценка результатов

     Независимо от того, какие методы групповой работы и генерации идей применяются, выбранный способ (идея) реализации проекта должен быть оценен с точки зрения проектных ограничений: сроки, финансы, ресурсы, технические возможности и т.д.

    Введение

    Проекты выполняются для получения необходимого Заказчику результата, созданию продукта, проведения мероприятия, внедрения изменений. Обобщенно результат проекта будем называть продуктом.

    В проектной деятельности критически важным является единое представление о том, что должно быть сделано в ходе проекта и что должно получиться в результате выполнения проекта. Единое представление как внутри команды, так и у команды с заказчиком. Единое представление продукта проекта часто называют образом продукта, или Vision.

    Образ продукта – принимаемое всеми участниками проекта видение продукта, который должен быть создан.

    По сути, образ продукта представляет собой документ, который содержит характеристику предполагаемых результатов проекта, дает общее представление о процессе его получения. Такой документ создает контекст, облегчающий все дальнейшее общение между всеми участниками проекта. Именно на образ продукта мы будем ориентироваться во время выполнения проекта. Одновременно он служит базой для:

    • мотивации участников (становится ясно, к чему должна привести работа);

    • контроля хода работ (можем оценивать, насколько продвинулись в реализации образа);

    • аргументированного представления результатов проекта на этапе сдачи-приемки.

     Образ продукта разрабатывается вне зависимости от типа проекта: научно-исследовательский, предпринимательский, социальный и т.д.

    Главное правило применения образа продукта – он должен быть задокументирован. Иначе у каждого участника может сформироваться индивидуальное, отличное от других представление, и тогда цель проекта не будет достигнута. Поэтому описание рекомендуется формировать как можно раньше, в ходе инициации проекта. 

     Разработка образа продукта – это хороший тест для команды: представьте, если вы не смогли договориться еще будучи на берегу о том, что хотите сделать, то что будет с проектом дальше? 

    Образ продукта

    Образ продукта проекта должен быть простым для восприятия и давать общее представление о предполагаемом результате и процессе его получения.

    Существуют различные подходы к разработке образа продукта, но часто используется метод ответов на типовые вопросы, которые формируют у читателя необходимое представление. 

    Таких наборов вопросов существует достаточно много вариантов, они подробно проработаны в маркетинге. Приведем один из популярных наборов вопросов относительно образа продукта.

    При описании продукта ответьте на следующие вопросы [Управление продуктом в Scrum, Роман Пихлер]:

    1. Что является продуктом проекта? То есть, что должно получиться в итоге выполнения проекта, результат вашего проекта.

    2. Кто будет использовать/ покупать продукт? Для какой целевой аудитории разрабатывается продукт?

    3. Зачем разрабатывать продукт? Какие нужды пользователей продукт удовлетворяет? Какую приносит пользу?

    4. Каковы ключевые характеристики продукта, которые принесут обозначенную пользу и сделают продукт успешным? Какими свойствами должен обладать продукт, чтобы удовлетворить целевую аудиторию?

    5. Существуют ли аналоги в организации / на рынке? Чем продукт похож на такие аналоги и чем он от них отличается?

    6. Какие предполагаются сроки выполнения проекта и какой бюджет необходим, чтобы реализовать продукт?

    Примеры и шаблон образа продукта представлены в практическом задании.

    Обрaз продукта проекта определяет:

    • предполагаемые результаты;

    • границы проекта;

    • содержание проекта.

    Его можно использовать:

    • при оценке сроков и стоимости проекта;

    • при определении и оценки ресурсов, необходимых для реализации проекта;

    • при оценке востребованности продукта проекта потребителями и заказчиком;

    • при формировании предложения для инвесторов.

     В профессиональной среде руководителей проектов существует мнение, что нельзя браться за проект, пока нет принимаемого всеми участниками и реализуемого с точки зрения команды представления о продукте проекта.

    Полезен:

    • на этапе инициации проекта для выработки одинакового представления всех участников;

    • в том случае, когда уже на начальном этапе заказчик передает инициативу команде без согласования ожиданий от проекта, т.е. как бы отстраняется от проекта, говорит «я вам доверяю, сами разбирайтесь». И тут важно сразу зафиксировать, что будет сделано, чтобы не было разночтений с самого начала. Как уже было сказано, договориться о результатах проекта, пока вы еще на берегу.

    Не нужен или вреден:

    • когда образ продукта описывают формально, «для галочки». В этом случае наличие такого документа только усложняет ситуацию, он не привносит понимания в проект, не снижает его неопределенность;

    • когда начинают его разрабатывать близко к окончанию проекта, тогда только тратится драгоценное время.

    Возможно, что в ходе реализации проекта станет ясно, что проведенная работа дает не те результаты, которые предполагались изначально. В зависимости от специфики проекта это может стать основанием:

    • для закрытия проекта. Например, пока делали, заказчик уже передумал, или появился лучший аналог на рынке;

    • для корректировки целей и содержания проекта (в этом случае корректируется и образ результата);

    • для закрытия текущего проекта и инициации нового на базе текущих наработок. Например, есть множество успешных проектов, которые переродились из других: посмотрите только истории создания фотохостинга Flickr, киностудии Pixar, компании PayPal и т.д.

    По мере реализации проекта и для уточнения ожидаемых результатов образ продукта может детализироваться. Для этих целей применяются Прототипы.

    Прототип

    Прототип – это частичная, возможная или предварительная версия предлагаемого продукта проекта.

    Или: быстрая частичная реализация существенных элементов или структуры предполагаемого продукта проекта.

    В настоящее время широко используется термин MVP (minimum viable product) - минимально жизнеспособный продукт, используемый для проверки гипотез. Гипотеза как правило заключается в необходимости и/или полезности продукта.

    Сразу скажем, что прототип и MVP - это совсем разные вещи. Прототипы делаются для прояснения и демонстрации существенных аспектов продукта и на этом жизнь прототипа большинства прототипов заканчивается. А MVP - это продукт, удовлетворяющий основным требованиям и подлежащий развитию в случае подтверждения гипотезы.

    Разработка прототипа позволяет на практике, а не умозрительно, оценить преимущества и недостатки предполагаемого продукта проекта. Прототипы позволяют решать три основные задачи:

    • Прояснение требований. Если Заказчик не может ясно и четко сформулировать свои требования к продукту, тогда прототип даст возможность наглядно представить свои пожелания и убедиться в них. Также оценка прототипа участниками проекта позволит увидеть не только ошибки в формулировке требований, которые еще возможно исправить до начала реализации, но и снять непонимание внутри команды проекта.

    • Исследование альтернативных решенийВ большинстве проектов существуют различные подходы к решению поставленной задачи. Прототип позволяет оценить преимущества и недостатки выбранных решений и показать, насколько осуществимы поставленные требования.

    • Создание конечного продукта. Прототип представляет собой функциональную реализацию первичных элементов продукта, которые дальше будут развиваться и превращаться в уже готовый продукт.

    Основная цель создания прототипа – устранение неясностей на ранних этапах проекта. Визуализация продукта позволяет наглядно представить, что будет сделано. Как говорится в пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Какие бывают прототипы?

    Выделяют две основные классификации прототипов.

    1. По глубине разработки прототипа:

    • Горизонтальный,

    • Вертикальный.

    1. По дальнейшему использованию прототипа:

    • Одноразовый,

    • Эволюционный.

    Горизонтальный прототип (Horizontal prototype)

    Горизонтальный прототип – это визуальное представление продукта проекта. Такой прототип показывает только внешнюю сторону продукта и демонстрирует наличие каких-либо функциональных возможностей без их реализации. Во многих случаях имитации продукта бывает достаточно для принятия решения о том, какой именно продукт будет реализовываться в течение проекта. Самый распространенный вид прототипа.

     Пример. Интерфейс программы: рисуется внешний вид пользовательского интерфейса в определенной цветовой гамме и с элементами управления, показывается структура навигации.

    Вертикальный прототип (Vertical prototype)

    Вертикальный прототип – это реализация какой-либо критичной функции продукта проекта. Такой прототип, прежде всего, необходим для проверки концепции, задумки проекта. Рекомендуется использовать данный вид прототипа в том случае, когда есть сомнения в осуществимости и стабильности предполагаемой концепции, а также для проверки критически важных требований к продукту проекта.

     Примеры:

    • Проверка работоспособности модуля в программе по выгрузке данных на внешний веб-сайт.·        

    • Проверка возможности взлета квадрокоптера c определенной взлетной массой.

    Одноразовый прототип (Throwaway prototype)

    Одноразовый прототип разрабатывается для конкретной демонстрации и не используется дальше в ходе проекта. Служит только для прояснения требований к продукту и снятия неясностей. Соответственно, должен разрабатываться «быстро и дешево», чтобы можно было легко с ним расстаться.

    Эволюционный прототип (Evolution prototype)

    Эволюционный прототип разрабатывается с целью постепенного создания окончательного продукта проекта по мере прояснения требований. Изначально для построения такого прототипа используются именно те материалы, алгоритмы, подходы, которые и будут в дальнейшем в готовом продукте проекта.

    В процессе разработки прототипа последовательно выполняются четыре основных шага в соответствии с рисунком.



    Введение

    Презентация идеи для многих проектов является одним из важнейших шагов. От того, насколько удачно вы презентуете свою идею, во многом зависит, получите ли вы необходимое одобрение и ресурсы для реализации проекта или нет. В презентации важно все: какую цель вы желаете достичь своей презентацией, как вы выступаете, как выглядит иллюстрационный материал, как вы отвечаете на вопросы. 

    В бизнес-среде все более распространенными становятся стартап-встречи (стартап-ивенты), где участники демонстрируют свой проeкт экспертам и потенциальным инвесторам. Для таких презентаций на подобного рода мероприятиях существует свой термин – питч (от англ. pitch – бросок, подача).

    В зависимости от цели и длительности питч-выступление условно можно отнести к одному из трех видов:

    1. "Презeнтация в лифте", или Elevator Pitch (иногда Elevator Speech) – короткий рассказ о концепции  проекта. Время презентации сопоставимо с поездкой на лифте: до 1 минуты, 100-200 слов. Основная цель – заинтересовать инвестора, чтоб получить приглашение на вторую встречу.

    2. Представление идеи, или Idea pitch – презентация основной идеи, длительность которой до 3 минут. Может состоять из названия проекта, проблемы, решения, объема рынка, бизнес-модели, команды, заключения и контактов. Данный вид выступления хорошо подходит для конкурсов стартап-проектов.

    3. Представление проекта, или Funding pitch – полноценная презентация проекта, длительность которой может занимать до 10 минут. Содержит те же разделы, как и Idea pitch, а также информацию про конкурентов, стратегию выхода на рынок, необходимых инвестиций и так далее.

    Как сказал Гай Кавасаки, первый евангелист из Кремниевой долины: "Если вы не можете описать вашу бизнес-модель в десяти словах, значит, у вас ее нет."

     Перед тем, как приступить к подготовке к выступлению, определите следующие моменты:

    • Каковы цели вашего выступления. Каких действий или решений вы ожидаете от слушателей. Насколько слушатели подготовлены к восприятию вашей информации? Если вы выступаете перед лицами принимающими решения, например, своим начальником или инвестором) Другими словами, нужно выяснить критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление. Такими критериями могут быть: актуальность идеи, ясность решения, востребованность решения, компетенции команды и др. 

    • Каковы временные рамки выступления? От выделенного времени на само выступление и на сессию вопросов-ответов зависит содержание выступления.

    • Перед кем вы будете выступать? Какая аудитория будет слушать выступление? Для разной аудитории будет по-разному преподноситься материал. 

    • Каковы технические возможности помещения? Будет ли проектор, флип-чарт, колонки или другое оборудование? Здесь уместно дать практические рекомендации.

      1. Готовя презентацию заранее выбирайте формат слайдов 3:4 или 16:9

      2. Учитывайте формат файла презентации. Если презентацию готовите в системе PowerPoint, то сохраняйте файл в обоих форматах ppt и pptx, чтобы не зависеть от версии PowerPoint, установленной на компьютере, с которого будет транслироваться презентация. Также, если в презентации нет анимационных эффектов и встроенного видео, надежным решением будет иметь версию презентации в формате pdf

      3. Старайтесь до выступления проверить, как смотрится ваша презентация на демонстрационном оборудовании зала



    Итак, эффективное выступление включает три составляющих:

    1. Структура, формат и содержание выступления.

    2. Создание визуального сопровождения (презентация).

    3. Подача материала.

    Далее рассмотрим более развернуто каждый из пунктов.

    Структура, формат презентации и содержание выступления

    Логично, что структура выступления задается исходя из целей и условий мероприятия, на котором собственно и планируется презентовать идею проекта. Однако можно выделить несколько важных элементов этой структуры:


    1. Обозначение проблемы или возможности. В начале презентации нужно захватить внимание аудитории и прояснить, о чем вообще пойдет речь. Интересно звучит вначале вопрос или какая-то впечатляющая цифра, обозначающая проблему или возможность. Например, для проекта по организации выставки об оказании помощи зимующим птицам можно начать так: «А знаете ли вы, что ежегодно в Санкт-Петербург прибывает миллион птиц-мигрантов, это как пятая часть населения города?».

    2. Цель и продукт проекта. Расскажите конкретно, какую в итоге преследуете цель, что хотите достичь в результате выполнения проекта, продемонстрируйте образ продукта.

    3. Суть решения. Опишите несколько ключевых характеристик (особенностей), которые позволят решить эту проблему.

    4. Целевая аудитория. Опишите, для какой целевой аудитории разрабатывается продукт: кто будет использовать или покупать предлагаемый вами продукт.

    5. Аналоги. Расскажите, какие существуют аналоги как в организации, так и на рынке, в чем преимущества предлагаемой идеи перед ними.

    6. Планируемые сроки и ресурсы. Обозначьте, какие этапы в проекте, когда планируете достичь ключевые результаты, какие ресурсы необходимы для реализации.

    7. Заключение. Перед тем, как закончить выступление, подведите итог и покажите, что ваша идея нужна, реализуема и перспективна. 

    Формат презентации идеи может быть основан на предложенный выше структуре.

     Важно, чтобы любой участник команды понимал содержание, мог выступить с любого места презентации.

    Создание визуального сопровождения

    Использование визуализации является второй составляющей эффективного выступления. Ее главная цель – наиболее информативно показать вашу идею, используя при этом специальные средства представления. Дело в том, что разные методы информационного воздействия дают разный результат. Некоторые исследователи приводят такие значения: аудиальный метод подачи информации дает 30% результат восприятия информации, а если мы комбинируем визуальный и аудиальный ряд, то можем надеяться, что присутствующие воспримут 50% доклада.

     К примеру, попробуйте пересказать любой просмотренный вами фильм и прослушанную аудиокнигу, ответьте затем на вопрос: «В каком рассказе вспомнилось больше подробностей?».

    Для представления информации во время выступления можно использовать:

    • Видеоматериал. Эффективно воздействует на человека, сочетая звук и изображение и позволяя наилучшим образом передать «действие». Минусом является то, что выступающий не участвует в процессе показа (только включает видео). Это в свою очередь снижает концентрацию внимания слушателя и отвлекает внимание от выступления (особенно встроенный в презентацию клипарт). Поэтому без осознанной необходимости использовать видео в коротких презентациях, цель которых донести идею, не стоит.


    • Рисование от руки во время выступления (хэндрайтинг). Подчеркивает активное участие выступающего (высокая концентрация внимания слушателей), позволяет добавить импровизации (что также привлекает аудиторию), создает атмосферу участия. Однако, создает сложность одновременно грамотно формулировать свой рассказ.

    • Заранее подготовленный для выступления раздаточный материал. Это послужит хорошим дополнением и подчеркнет внимание к каждому слушателю, но нужно учитывать размер аудитории и количество слушателей.

    • Мультимедийную презентацию с использованием электронных досок и проекторов. Создает широкий ряд возможностей для разработки красивых креативных презентаций. Минусом является то, что может отвлечь слушателя от сути выступления.

    Технические средства

    Презентация, как представления проекта, обычно сопровождается демонстрацией слайдов. Для демонстрации слайдов может использоваться мультимедиа проектор или экран персонального компьютера. Мультимедиа проектор используют при проведении презентации для достаточно большой аудитории. При проведении презентации для небольшой аудитории, например, для заказчика в его офисе, можно использовать и свой ноутбук.

    Мультимедиа проектор

    Современные мультимедиа проекторы позволяют получить на большом экране четкое цветное изображение, и что немаловажно, в условиях естественного освещения. Процесс проведения презентации с использованием мультимедиа проектора мало отличается от презентации с использованием компьютера: в нужный момент, для отображения очередного слайда, докладчик должен нажать клавишу на клавиатуре компьютера, кнопку мыши или специального пульта.

    Несомненным преимуществом мультимедиа проектора перед другими техническими средствами проведения презентации является возможность использования всех возможностей, предоставляемых программой подготовки презентаций, в том числе анимации.

    При использовании проектора, необходимо учитывать:

    1. Формат кадра проектора 4:3 или 16:9

    2. Разрешение проектора, чтобы знать, насколько мелкие детали слайдов могут быть переданы данным проектором

    3. Цветопередачу проектора, поскольку при недостаточной цветопередачи некоторые цвета будут неотличимы друг от друга. Чтобы этого избежать рекомендуется минимизировать число используемых цветов и использовать контрастные цвета.

    Беспроводной дистанционный пульт

    Современные модели мультимедиа проекторов снабжены пультом дистанционного управления (по-другому – кликером). Используя пульт, докладчик имитирует нажатия клавиш клавиатуры компьютера и таким образом самостоятельно управляет сменой кадров презентации, что позволяет избежать возможных накладок, вероятность которых достаточно велика в случае, если смену кадров презентации управляет помощник.

    Беспроводной дистанционный пульт позволяет управлять процессом отображения слайдов на расстоянии. Команды с пульта поступают на приемник, который подключается к USB разъему компьютера. Управление презентацией осуществляется при помощи кнопок "Следующий слайд" и "Предыдущий слайд". У большинства пультов есть функция таймера обратного отсчета – на экране отображается время, оставшееся до конца презентации, а за несколько минут до установленного момента вибросигнал информирует докладчика о том, что время, отведенное на выступление, заканчивается.

     Конструкторы мультимедийных презентаций


    Примеры программного обеспечения, которые можно использовать для создания презентации:

    • Microsoft PowerPoint

    • LibreOffice Impress

    • OpenOffice.org Impress

    • KPresenter

    • Keynote

    • Soft Maker Presentations

    • ProPresenter

    • Prezi.com и т.д.

     При сохранении файла с презентацией не забудьте уточнить, поддерживает ли этот формат (например, *.exe, *.pptx, *.ppt и другие) компьютер, через который она будет выводиться на экран.

    Оформление презентации

    Оформление презентации – творческий процесс, однако существует несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, чтобы получить комфортную для восприятия презентацию.

    • Не стоит создавать большое количество слайдов (ориентировочно 1 минута на 1 слайд).

    • Обратите внимание на читаемость и размер шрифта.

    • Избегайте неинформативных графиков и слайдов, усложняющих восприятие.

    • Не перегружайте слайд – презентация это дополнение, а не замена рассказа!

    • Цвета: лучше применять холодные тона или нейтральные цвета (черный и белый).

    • Для сохранения целостности изложения лучше  использовать один выбранный стиль. Можно разделить слайд на 9 равных сегментов (3*3) и вносит текст в них.

    Некоторые приемы оформления слайдов:

    • Метод Година – красивая фотография высокого качества на весь слайд (вывести снимок за границы, чтобы слушатели могли его додумать).

    • Метод Такахаши – слайд заполняется коротким сообщением, набранным письменными буквами – правило 7*7: не больше семи строк и не больше семи слов.

    • Метод Лессига (гибрид метода Година и метода Такахаши) – крупные снимки и простой текст.

    Подача материала

    Подача материала является последней составляющей эффективного выступления и, пожалуй, самой важной. Разберем ее поподробнее. 

    Какие могут быть шаги по подготовке к выступлению:

    • Выделите основные пункты, которые хотите озвучить. Уберите всё лишнее, чтобы уложиться в отведенные временные рамки.

    • Прорепетируйте свое выступление, желательно перед другими людьми, кто еще не знаком с вашей темой.

    • Продумайте, какие вопросы вам могут задать, как на них вы будете отвечать.

    • Подготовьте иллюстративный материал (фотографии, прототипы и т.п.), который  помогает  привлечь внимание аудитории, оживить восприятие.

    • Узнайте, какие технические возможности будут в помещении. Сохраните презентацию и другие материалы в нужном формате.

    • Уделите внимание своему внешнему виду, чтобы он соответствовал выступлению (не отвлекал от речи, сути выступления). 

     Перед выходом к аудитории обязательно переведитетелефон в беззвучный режим(или в  режим «В самолёте», так как случайная вибрация может вас отвлечь).

    Общие советы по выступлению:

    • Избавьтесь от слов-паразитов «нуу», «эээ»: используя паузы в речи, научитесь контролировать громкость в голосе и управляйте темпом голоса, для поддержания аудитории используйте красочные описания.

    • Говорите так, словно ведете оживленную беседу один на один. Добавьте в речь разнообразия, модулируя ее громкость и темп. Свободно распоряжайтесь словом «ВЫ», обращаясь к аудитории, как к одному человеку.

    • Как правильно использовать юмор? Залог успеха шутки в ее неожиданности. Нельзя использовать шутки, включающие неполиткоректность, а также пересказ уже прочитанных или услышанных шуток. Обратитесь к шуткам над собой, преувеличению и высмеиванию власть имущих, чтобы вынести немного юмора в свою речь. Используйте юмор в диалогах. Правильно подбирайте моменты для шуток и применяйте комбинации из шуток в уместных местах. При этом шутить чаще, чем один раз в минуту тоже не стоит. 

    Как применять жестикуляцию и телодвижения

    Начинайте выступление, непринужденно держа руки по сторонам; жестикулируйте на уровне выше талии и ниже шеи. Соотносите масштаб жестов с аудиторией. Поддерживайте зрительный контакт со слушателями на протяжении трех-пяти секунд. Выступая перед большой аудиторией, обращайтесь к отдельным секциям зала в течение одной-трех минут.

    Используйте язык своего тела, как главного помощника во время выступления!

    • Улыбка (настраивает позитивно, создает доверительные отношения).

    • Стойте лицом к аудитории ноги на ширине плеч.

    • Зрительный контакт с конкретным слушателем длиной в одно предложение.

    • Движение навстречу аудитории (ключевые моменты).

    • Задавая вопрос аудитории, остановитесь и кивните.

    • Ваш внешний вид не должен противоречить вашим словам.

    Позы, которые не советуют использовать!

    • «Фиговый лист» - держа вытянутые руки перед собой, вы демонстрируете застенчивость.

    • «В карманах» - руки в карманах выдают пассивность и незаинтересованность.

    • «Скрещенные за спиной руки» - в этом случае может сложиться впечатление, что вы что-то скрываете.

    • «Руки на бедрах» - эта поза демонстрирует явный вызов.

    • «Скрещенные руки» негативная вызывающая поза.

    • «Показывать пальцем» – агрессия.

    Во время выступления следите за временем. Лучше на 1-2 минуты закончить раньше, чем на эти же 2 минуты дольше говорить. Во время ответов на вопросы избегайте излишних подробностей, говорите только о том, о чем вас спрашивают.



    написать администратору сайта