Главная страница
Навигация по странице:

  • СРС №2 Уровень: 1

  • СРС2. Интонация и ее основные элементы


    Скачать 67.81 Kb.
    НазваниеИнтонация и ее основные элементы
    Дата16.02.2023
    Размер67.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС2.docx
    ТипДоклад
    #941113

    НАО «Казахский национальный женский педагогический университет»



    СРС №2

    Уровень: 1

    Тема доклада:«Интонация и ее основные элементы»

    Выполнила студентка 1 курса

    ОП «6В01701» (103 группа)

    Ф.И.О.Абибуллаева У.Н.

    Преподаватель: Ахметова С.О.

    Алматы, 2022 г.

    Интонация и ее основные компоненты

    Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр.

    Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его:

    • грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная);

    • модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения);

    • выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.);

    • указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).

    Впервые о необходимости изучать интонационную оформленность предложения для построения грамматической теории сказал А.М. Пешковский в статье ‘интонация и грамматика‘.

    Интонема - комплексная интонационная модель конкретного речевого высказывания (существуют, например, интонемы для каждого из коммуникативных типов предложения: вопрос, завершенное повествование, незавершенное повествование и др.).

    Интонема является единицей интонологии

    Интонология- раздел науки о звучащей речи, включающий весь комплекс признаков описания речевого высказывания (мелодику, динамику, темп, ритм, тембр и др.).

    Структурные компоненты интонологии:

    Мелодика. Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная – резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная – повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная – свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

    Темп речи. Это важнейший компонент интонации. Темп – скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.

    Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

    Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.

    Тембр. Индивидуальный компонент интонации – тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

    Пауза. Особое место в интонации занимают паузы – это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая – только в стихотворной. Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

    Сила голоса. Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса – это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

    Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса – величина объективная, то громкость – понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость – это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

    Высота голоса. Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

    Модуляция голоса – изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

    Ритм. Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

    В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса – паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.

    Логическое ударение. Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения – в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

    В разговорной речи логическое ударение весьма частотно: обязательно присутствует в вопросительном предложении без вопросительного слова (выделяет слово, содержащее основной смысл вопроса), часто используется в ответных предложениях.

    Речевое дыхание. Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

    В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.

    Полетность голоса. Это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

    Дикция. Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

    Просодические элементы речи: мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица языка – слог или мора (лат. mora – «промежуток времени, пауза»).

    Роль интонации в речевой деятельности.

    В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма – отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.

    Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, 1977; И.Г. Торсуева, 1990). Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono, intonare» — «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения.

    Интонация относится к сверхсегментным (их еще называют супрасегментными или надсегментными) средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, синтагмы, высказывания) в единое целое.

    В высказывании она выполняет следующие функции:

    - уже упоминавшееся объединение частей в единое целое, оформление высказывания;

    - расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы;

    - выражение различных эмоций;

    - характеристика говорящего и ситуации общения в целом;

    - выявление подтекста высказывания, не выраженного явным образом (в словах). Эти пять функций относятся к речи.

    К системе языка относятся такие функции:

    - различение коммуникативных типов высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное, подразумевающее);

    - выделение наиболее важной в смысловом отношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).

    В тексте интонация также играет большую роль, выполняя следующие функции:

    разделяет текст на смысловые части;

    осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части речи;

    различает стили и жанры повествования;

    осуществляет эмоционально-эстетическое воздействие;

    служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять положительные и отрицательные персонажи или действия, передавать эмоциональное состояние персонажей, характер их движения (действий), физические свойства предметов и явлений — размер объектов и расстояние до них, отдаленность описываемых событий во времени, скорость изменения событий и т.п..

    Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семантическими и синтаксическими средствами организации высказывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект.Кроме того, интонация может замещать отсутствующие члены предложения при эллипсисе — пропуске легковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово замещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы. Не будь здесь интонационного выделения, все высказывание воспринималось бы как неправильное, незаконченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в подтексте высказывания.


    написать администратору сайта