курс лекций корректура. КУРС ЛЕКЦИЙ 1(3). Введение. Краткая история развития издательского дела i. Издательское дело как отрасль производства
Скачать 2.62 Mb.
|
«технология комплексной работы с текстом: корректура, редактирование, русский» Содержание: ВВЕДЕНИЕ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА I. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО КАК ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА 1. СТРУКТУРА УНИВЕРСАЛЬНОГОКНИЖНО-ЖУРНАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА Подготовительный этап Редакционно-издательский этап Производственный этап. Заключительный этап. 3. ВИДЫ И ТИПЫ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ 4. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ 5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ 6.СТАНДАРТЫ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ 7.МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ НУМЕРАЦИЯ КНИГ (International Standard Book Numbering), УДК, ББК, АВТОРСКИЙ ЗНАК. II. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ. ? надо озаглавить наверное по другому1.СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ В ПОЛИГРАФИИ.2.ФОРМАТЫ ИЗДАНИЙ Форматы книжных и журнальных изданий. Формат полосы набора. Поля. Варианты оформления Выбор формата книжных и журнальных изданий. Форматы газет Газетная полоса Выбор формата газет 3. Внешнее и внутренее оформление книги.Внешние элементы книжного блокаВнутренние элементы книжного блока4.Оформление переодических изданий.Особенности оформления журналов Особенности оформления газет. III Основы коррертуры… КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА Понятие «издательское дело» имеет несколько значений, основное из которых (наиболее общее) приведено в энциклопедическом словаре по книговедению: «Издательское дело»— отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов печатной продукции. (Книговедение. Энциклопедический словарь. — М.,1982. — С.193) Основными видами печатных изданий являются: книга, газета, журнал. При этом книга является непериодическим изданием, а газета и журнал — периодическими. Каждый вид печатной продукции имеет свою историю, принципы развития, место в обществе и особенности технологии производства. Самым главным, древним и специфическим продуктом издательской деятельности безусловно является книга. Главной особенностью книги как продукта человеческой деятельностью является двойственность ее природы: она, с одной стороны, является произведением духовной культуры, а с другой — технологии производства. Так, с одной стороны, книга содержит накопленное знание и отражает человеческий опыт, с другой — сама является фактором развития общества, потому что влияет на создание нового знания, укрепляет и совершенствует прогресс, побуждает к открытиям, поискам людей, формирует их мировоззрение и развивает его. Термин «книга» происходит от греческого слова «biblio». Прежде чем книга приобрела привычный нам вид она прошла большой путь развития. Наскальные изображения, положившие начало пиктографическому письму, передающему информацию в виде рисунков., идеографическое письмо ( знаки, выражающие отдельные понятия) возникшее при появлении первых ремесел., клинопись у ряда восточных народов (изображения штрихов на сырой глине, при последующем обжиге в виде табличек сложенных в ящики). Важным шагом в развитии массовой письменности явилось создание около полутора тысячи лет до новой эры буквенного письма, после чего возникли алфавиты — греческий, латинский, арабский и другие, упростившие способ восприятия и практическое освоение письменности. Важным элементом книжного дела является материальная основа, на которой наносились письменные знаки. За долго до изобретения бумаги человечество использовало для этой цели различные материалы. Первым из них была глина. Затем в древнем Египте использовался папирус, изготавливаемый по особой технологии из тростниковых стеблей. Другим распространенным материалом для книг стал пергамент, изготавливаемый из кожи животных и получивший название в честь места, где был изобретен, — государства Пергам. В древнем Китае в качестве материала для книг использовались бамбуковые пластины, скреплявшиеся металлическими скобами. В странах Европы книги писали на деревянных пластинах, изготавливаемых из бересты получившей большое распространение у славян и индусов. Наконец, в 6 веке до новой эры в Китае для изготовления книг применялся лакированный шелк. И эта же страна дала миру бумагу— материал, которому было суждено стать самым значительным в истории книжного дела, вытеснившим все предыдущие. После изобретения бумаги начался новый долгий период развития рукописной книги. Революцией в развитии книжного дела стало изобретение печатного станка, приведшее к массовому производству печатной продукции. В 1450м году Гутенберг приступил к созданию первого в Европе полного издания Библии. Первым печатником России считается Иван Федоров, выпустившего в свет 1 марта 1564 году книгу «Апостол», которая приобрела заслуженную славу как образец полиграфического искусства. Становление периодического издания задержалось более чем на столетие. Сначала, приблизительно в середине XVI века, в Италии появились листки новостей, содержащие сообщения о ценах, объявления услуг и другую коммерческую информацию. Такие листки стали появляться и в других европейских странах. Эти первые информационные издания были рукописными и носили разные названия — Zeitung, Avizo, Post, что означало в понятийном переводе с соответствующих европейских языков: листок, реляция, новости. В Венеции подобный листок получил название «gazetta» — по наименованию серебряной монеты, которую за него платили. Термин «газета» впоследствии закрепился в России. Согласно классическим представлениям отечественных историков печати первые печатные газеты начали выходить вначале XVII века в Бельгии (1605 г.), во Франции (1609 г.), Англии (1621 г.), затем в Австрии и Германии. Они выпускались уже с определенной периодичностью, как правило, один раз в неделю. Однако идею газеты как периодического издания в современном понимании связывают с именем французского медика Теофраста Ренодо, приступившим в 1631 году к изданию еженедельной «La gazette». Первые ежедневные газеты начали издаваться в начале XVIII века в Лондоне и Бостоне. Первой печатной газетой в России стали «Ведомости», начавшие выходить по указу Петра I со 2 января 1703 года (не считая пробного номера в декабре 1702 г.). Журнал как тип издания появляется в социальном ареале после того, как книга, а позднее и газета, прочно утвердились в нем. Во второй половине XVII века общественная потребность вызвала к жизни появление нового печатного издания — журнала. Этим как бы восполнялся большой пробел между книгой и газетой; журнал явился такой промежуточной формой издания, которая соединила в себе и фундаментальность книги, и оперативность газеты. Слово «journal» — французского происхождения, означает «дневник, ежедневник». В России первые высказывания о журналах принадлежат М.В. Ломоносову. ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО КАК ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА Основным учреждением в системе издательского дела является издательство. Издательство — это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, обладающее правом на издательскую деятельность, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов. В России функционируют издательства различных направлений и типа организации: — по выпускаемой продукции - книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.; — по отраслевой принадлежности— издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств; — по административно территориальному признаку— центральные (общероссийские), региональные, областные; — по видам издаваемой литературы— универсальные и специализированные (выпускающие литературу определенного профиля - «Медицина», «Химия» и др.). В последние годы проявилась тенденция к значительному росту числа издательств при уменьшении объемов выпускаемой ими продукции. Наибольшее распространение получили малые издательства универсальной тематики. В тоже время возникают немало новых мощных издательств, выпускающих большие серии значительных книг и журналов. СТРУКТУРА УНИВЕРСАЛЬНОГО КНИЖНО-ЖУРНАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА Размер издательства, численность и состав его сотрудников зависят от направления и масштаба деятельности, характера выпускаемой литературы, уровня коммерциализации и т.п. Имеется множество (сотни и даже тысячи) мелких издательских групп, выпускающих по 3 -5 изданий в год и даже меньше, без определенного плана, как правило, лишь с коммерческими целями. Существуют и крупные издательские концерны, выпускающие сотни и тысячи самых различных книг, периодических изданий, изобразительной и другой продукции тысячными и миллионными тиражами. Средним издательством можно считать издательство, выпускающее от 50 до 100 наименований различных книг, журналов, брошюр в год. В дальнейшем мы будем говорить о среднем издательстве, наиболее распространенном в стране и отвечающем всем требованиям профессиональной деятельности. Приводимая ниже структура — примерная, типичная, она может иметь в жизни разные варианты. Кроме того в более мелких издательствах некоторые должностные обязанности совмещаются. В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви — редакторская и производственная Директор издательства - руководит всей редакционно -издательской и производственной деятельностью подразделения. Организует работу издательства и всех его подразделений. Руководит коллективом сотрудников издательства. Главный редактор- возглавляет редакторскую ветвь, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого - либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно - политической литературы, редакция научно -популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала. Число и специализация редакций могут быть различны, в зависимости от характера самого издательства. Главный редактор, это руководитель творческого редакционного процесса, отвечающий за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, возглавляет разработку проектов Редакция - главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции. Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3–5 редакторов, младший редактор. Каждый из этих сотрудников имеет должностные обязанности, определяемые типовыми инструкциями и внутри издательскими положениями. Заведующий редакцией руководит редакционно-издательской и производственной деятельностью своего подразделения. Организует редактирование и выпуск литературы. Редактор - основная штатная единица издательства, сотрудник, занимающийся литературным редактированием, и ведущий, контролирующий весь процесс движения рукописи вплоть до выхода книги или другой продукции в свет и поступления в систему распространения. Отсюда выражение — ведущий редактор книги. Другая важнейшая ветвь издательства — производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска. Корректорская группа, группа художественного и технического редактирования может относиться и к редакции. Корректор – осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок. Технический редактор - осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. Указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Художественный редактор - участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их качественного полиграфического исполнения. Выпускающая группа оформляет заказы в производствов соответствии с технологиями полиграфического производства и передает в установленные сроки полиграфическим предприятиям оригинал макеты, производит контроль за графиками печати и качеством издания. В выпускающей группе обычно работают технологи полиграфии. Наконец, существует в издательстве еще одна, управленческая ветвь, аппарат учреждения, возглавляемый непосредственно директором. Ему подчиняется бухгалтерия и планово-экономический отдел, а также секретарь. Должностные обязанности в полном объёме преведены в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА Если рассмотреть издательский процесс укрупненно, то система издательского дела предполагает такую схему движения произведения от автора к читателю: Автор > Издательство > Типография > Система распространения > Читатель Автор пишет произведение, издательство готовит произведение к печати, типография полиграфически оформляет его, превращая в издательскую продукцию (книгу, брошюру, листовку и т.п.), а затем через один из каналов системы распространения — книготорговую сеть, библиотеки, подписку — авторское произведение попадает к читателю. Рассмотрим издательский процесс более детально, в схематическом виде. Схема продвижения рукописи в издательстве, типографии книготорговой сети Редактирование - изготовление иллюстраций →считка - художественное редактирование иллюстративного материала– техническое редактирование → вычитка рукописи (первая корректура) → набор → корректура набранного текста (вторая корректура) → правка → верстка → чтение верстки (третья корректура) → правка → распечатка исправленного варианта верстки → сверка (четвертая корректура) → правка → выборка (неограниченное количество) → правка → оригинал макет (подписание его в печать) → сдача оригинала-макета в типографию → чистые листы → сигнальный экземпляр → список опечаток → вывоз тиража → Распространение книготорговой сети Процессом издания называется комплекс последовательных операций, связанных между собой, в результате которых рукопись превращается в готовое издание. Процесс издания состоит из четырех этапов. Подготовительный. Редакционно-издательский. Производственный. Заключительный. Подготовительный этап. На подготовительном этапе происходит планирование издательской деятельности, намечается финансово-экономический план. Объектами планирования являются материальные и финансовые ресурсы издательства, а также планирование ассортимента выпуска. В издательском деле разработаны свои измерительные величины, которые используются для учета и распределения материальных и финансовых ресурсов, для формирования себестоимости и определения отпускной цены издания. Основными показателями издательской деятельности можно считать ассортимент выпуска, объем выпуска новых и повторных изданий, тиражи изданий, общий тираж выпущенных изданий. Изданием является полиграфически самостоятельно оформленное произведение печати, которое прошло редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные данные и передающее информацию. Именно число таких изданий, выпущенных издательством, называется ассортиментом выпуска. Подразделяются издания на новые и повторные. Всё, что выпускается издательством впервые или в новом оформлении или в новой редакции, называются новыми изданиями. К повторным относится уже ранее издаваемые издания именно данным издательством. Переизданием также считаются и исправленные, дополненные, расширенные, стереотипные и пересмотренные издания. Общее число экземпляров издания называется тиражом. А общим тиражом издательства – сумма тиражей всех изданий, выпущенных за какой-то определенный срок. Тираж – это мера подсчета отдельных единиц издания – экземпляров. Мерой измерения самого издания являются величины: авторский лист, учётно-издательский лист, печатный лист, условный печатный лист. Редакционно-издательский этап. 1. Прием рукописи в издательство Этот процесс содержит ряд важных процедурных моментов, которые могут приобрести важное значение в дальнейшем в организационном, правовом и в других отношениях. Прежде всего, издательство должно установить правила оформления рукописей для своих авторов и опубликовать их. Среди требований к автору на этом этапе: количество сдаваемых экземпляров рукописи, правила оформления текста (в соответствии с ОСТ 29.11588 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования ), при необходимости — документы, связанные со спецификой текста — Акт экспертизы об отсутствии в представленном тексте сведений, разглашающих государственную или иную, охраняемую законом, тайну, сведения об авторе и его координаты. По желанию автора в издательство могут быть представлены и другие документы, касающиеся рукописи, в том числе, например, отзывы специалистов, экспертные оценки. Рукопись регистрируется в специальном журнале, автору выдается расписка о приеме. На рукопись заводится «дело», первым документом которого становится расписка на ее получение, а вторым — карточка движения рукописи. Это весьма важный документ, правильное ведение которого в дальнейшем оградит издателя от возможных претензий со стороны автора и других лиц и учреждений, принимающих участие в издательском процессе. С момента получения рукописи издательство вступает в правовые отношения с автором, которые регламентируются Законом об авторском праве и смежных правах, а также другими нормативными актами. Поэтому очень важно регистрировать сроки рассмотрения, рецензирования, редактирования, сдачи в набор, в печать и выхода в свет. В особенности важно иметь такие сведения в случае конфликтов, судебных разбирательств, жалоб. 2. Предварительное изучение и оценка рукописи Принятую в издательство рукопись рассматривает главный редактор и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства (редактор, заведующий редакцией, главный редактор) при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, соответствует ли данная рукопись тематике и творческим планам издательства в принципе. Если выявляются твердые соображения отрицательного характера, рукопись возвращается автору с аргументированным отказом в письменном виде. В случае сомнений или положительных оценок на данном этапе рукопись попадает в план редакционной подготовки. План редакционной подготовки представляет собой перечень всех издательских рукописей, находящихся в портфеле издательства, и планируемых к выпуску по предварительным оценкам специалистов. План редакционной подготовки по числу входящих в него изданий превышает план выпуска литературы в полтора два раза. Причины, по которым книги или иная издательская продукция будут исключены из плана выпуска на дальнейших этапах процесса различны, например: отрицательные оценки специалистов при более глубоком изучении рукописи, низкий литературный уровень, требующий переделки произведения с точки зрения языка и стиля, конъюнктурная или коммерческая нецелесообразность выпуска в свет. Набор рукописей, имеющийся в издательстве, называется «портфелем издательства». 3. Рецензирование рукописей Рукописи, прошедшие редакционную подготовку и включенные в план редакционной подготовки издательства, подвергаются более глубокой, тщательной оценке, которая окончательно должна решить вопрос об издании. Для этого рукописи подвергаются рецензированию. Рецензия - это текст, содержащий критическую оценку произведения и предназначенный как для публикации (после выхода произведения в свет), так и для внутреннего пользования — с целью решения вопроса об его издании. В издательстве различают рецензии внутренние и внешние. Суть внутренней рецензии, представляющей собой отзыв ведущего редактора издательства, состоит в оценке рукописи с точки зрения главного вопроса — издавать произведение или нет. Если издавать, то при каких условиях — доработки автором текста, приглашения ответственного редактора, передачи рукописи на внешнее рецензирование и т.п. Внешнюю рецензию проводят с привлечением авторитетного специалиста или нескольких специалистов. Издательские работники при любом отзыве анализируют и принимают решение, не обязательно совпадающее с мнением рецензента. Если рукопись на основании рецензирования отклоняется, она возвращается автору с текстом рецензии и мотивацией издательства. 4.Тематическое планирование Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы План выпуска литературы — это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего Календарного года. В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, иногда планируемый тираж. 5.Производственное планирование Производственное планирование ведется параллельно с тематическим, оформляясь окончательно после утверждения тематического плана. Производственное планирование дает представление о масштабе деятельности, производственных возможностях издательства, а тематический план о намерениях, творческом потенциале коллектива. Детальное планирование деятельности издательства необходимо для эффективной работы издательства. Основными технико –экономическими показателями производственной деятельности издательства является: - число наименований (названий) книг или других единиц издательской продукции, - количество учетно-издательских и условных печатных листов в год, - средний объем выпускаемых книг, - средний тираж. 6. Редактирование литературное Редактирование (от французского redaction, латинского redaktus — приведенный в порядок) — многозначное понятие, в нашем случае — часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях. Виды редактирования, используемые в издательском процессе, — литературное, научное или специальное, художественное, техническое. Однако основным из них является литературное. Если термин «редактирование» употребляется без уточнения, то имеется в виду имеется в виду именно литературное редактирование. На этом этапе редакционно-издательского процесса первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, орфографии и пунктуации и т.п. Эта работа ведется на разных этапах, она продолжается (как правило, уже в виде контроля, в особенности после авторских поправок) на корректурных оттисках, после печати и с законченной, отпечатанной книгой (сигнальным экземпляром). Совокупность всех исправлений и изменений, внесенных в процессе редактирования и корректуной работы, называется правкой. Редакторская правка включает: правку-сокращение, предназначенную для сокращения текста до планируемого размера ( с согласия автора и без потерь идейно -содержательного плана); правку-обработку, предпринимаемую редактором с целью улучшения композиции, структуры произведения, устранения стилистических, логических и иных ошибок и недочетов; правку-переделку,предпринимаемую при необходимости коренного изменения текста. Редактирования текста произведения редактор начинает с читки и анализа рукописи с целью оценки и определения возможного восприятия произведения читателем, соответствия замысла, заголовка, подзаголовка - содержанию и жанру работы. Затем анализируется и при необходимости изменяется композиция и структура текста, деление его по иерархии на части (главы, параграфы, общие и частные элементы). Работа над структурой рукописи, ее совершенствованием - исключительно важный этап редактирования, который влияет на восприятие книги читателем. Редактор устанавливает все композиционные элементы, определяет систему заголовков и подзаголовков, принимает решение о введении колонтитулов, оглавления, внутритекстовых и затекстовых редакторских примечаний и содержании этих элементов структуры. После этого ведется важная работа над соответствием стиля жанру произведения, а затем устранение смысловых, стилистических, грамматических и иных ошибок и недочетов. Редактор принимает участие в подготовке проекта оформления издания, с ним согласуют принципиальные решения технический и художественный редакторы. Важная часть работы по редактированию книги является создание (в случае необходимости) справочного аппарата, в том числе предисловия, послесловия, прикнижной аннотации, комментариев, примечаний, а также различных указателей — предметного, алфавитного, указателя имен, названий, встречающихся в тексте. Редактор работает в непосредственной связи с корректором и автором, согласовывая все виды правок на всех этапах и контролирует все изменения в тексте, предпринимаемые автором и работниками издательства и типографии, и с техническим редактором, согласуя с ним наиболее удобные и эффективные для восприятия способы подачи элементов структуры в тексте (выбор расположения, шрифтов, выделений каждого фрагмента). 7. Научное или специальное редактирование Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и невозникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста, оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы. Особое значение в этом процессе имеет использование в тексте научной документации, информационных изданий, государственных стандартов и других нормативных документов. Важными элементами научного редактирования является редактирование таблиц, формул, технических иллюстраций, диаграмм, графиков, правильное, в соответствии с международными и отечественными стандартами обозначение физических величин, символов и т.п. В научной и специальной литературе важное значение имеет справочный аппарат издания. Научное или специальное редактирование производится до литературного редактирования или после него, а иногда и всередине этого процесса. Этим видом редактирования занимается научный редактор (реже употребляется более универсальный термин — специальный редактор). Если этот процесс в издании книги или специального журнала существует, фамилия и инициалы научного и специального редактора обязательно вносятся ввыходные сведения книги. 8. Корректорская работа Корректура(от латинского сorrektura - исправление, улучшение) - стадия производственного процесса издания книг, газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. (См.: Книговедение. Энциклопедический словарь. — М., 1982. — С. 287). Корректура — весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки, снижающие восприятие текста в готовом, вышедшем в свет произведении. Наряду с этим значением термином «корректура» обозначают корректурные оттиски с печатной формы, также весь набор исправлений, внесенных в оттиски. Работа по корректуре одного и того же произведения производится в несколько этапов: вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, после печати — с целью выявить и по возможности устранить ошибки перед выпуском книги в свет. Корректорскую работу ведет не только корректор, но и автор, и другие работники издательства (редактор, технический редактор, художественный редактор), а также типографии, где этим занимается свой, типографский, корректор. Соответственно различают авторскую, издательскую и типографскую корректуры. 9. Художественное редактирование Художественное оформлениепроизведения-это важнейший элемент подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого еще читателю неизвестно. Художественный редактор (дизайнер, графический дизайнер) совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Очень важным при этом явля ется создание стиля оформления, взаимосвязанность его частей. В этом проекте на основании данных о типе издания, жанре издаваемого произведения, читательской аудитории, объеме, тираже и составе иллюстраций разрабатываются решения о способах и формах выполнения иллюстраций, изготовления печатных форм, брошюровочно-переплетных работ. В проект включается подбор материалов для издания (бумаги, картона, тканей и пр.). Работает в непосредственном контакте с техническим редактором. 10. Техническое редактирование Техническое редактирование (техническая разметка оригинала) — письменные указания технического редактора по набору и верстке каждого элемента оригинала (форматов издания, набора и полосы, гарнитур, начертаний и кеглей шрифтов основного, дополнительного и вспомогательного текстов, размеров отбивок, спуска, абзацных отступов, средника, способов выделений и т.д.) Выбор формата зависит от вида издания, функционального назначения книги. Кроме того, важную роль при выборе формата играют технологические возможности типографии, где книга будет печататься. Выбор шрифта также связан с назначением книги, соответствием его содержанию, эстетическими и гигиеническими требованиями. Технический редактор занимается созданием и размещением текстов, располагаемых на обложке, форзаце, суперобложке, титульном листе, подрисуночных подписей, колонтитулов, оглавления. Все указания техредактора регламентируются ОСТами (Отраслевой стандарт), Гостами (Государственный стандарт), СанПиНами (Санитарные правила и нормы) или Техническими регламентами, которые разработаны для каждого вида изданий, к примеру - СанПиН к изданиям книжным для взрослых, СанПиН к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования, ГОСТ «Электронные издания»и т.д. Технический редактор готовит техническое задание для редакционно-издательской группы, а также технологическую спецификацию для полиграфического предприятия, которая вместе с комплектом других документов и материалов передается в типографию в качестве задания издательства на выполнение полиграфических работ. 11. Подготовка рукописи к набору Работа над рукописью в издательстве — редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета. Специалист производственного отдела, чаще всего — технический редактор сводит все исправления, замечания, складывает иллюстрации и другие сопутствующие рукопись материалы, оформляет техническое задание и передаёт все материалы в набор и верстку. Производственный этап 1. Набор и верстка Набор и верстка может производиться в типографии одним из способов, в соответствии с технологией полиграфического предприятия. Типографии зачастую находятся в других городах, иногда далеко от издательства, поэтому оригинал рукописи и сопровождающие его документы должны быть составлены так, чтобы могли быть понятыми специалистами при знакомстве с ними заочно. Особенности оформления оригинала (или оригинал-макета) зависят от технологии полиграфического предприятия, где будет печататься книга или другая издательская продукция. С внедрением компьютерных технологий более распространенной стала практика подготовки сверстанного оригинала в издательстве, на настольно-издательских системах. Сверстанный оригинал-макет передается в типографию в электронном виде на электронных носителях, вместе с корректурными оттисками на бумажных носителях. После набора оттиски, независимо от технологии, в том числе при компьютерном наборе, передаются в производственный отдел и ведущему редактору. Первые оттиски после набора, называемые корректурными оттисками, читают одновременно редактор, корректор и автор, после чего все поправки и возможные изменения сводятся вместе корректором и передаются в типографию или оператору компьютера в издательстве. Если набор ведется в типографии, то корректуру читает еще и корректор типографии. 2. Печать Этот этап производится в типографии. В зависимости от формата, красочности, вида издания (книга, брошюра, журнал и т.д.) оформления, применяемой бумаги для печати – технологи типографии выбирают технологический процесс изготовления издания. Только при правильно построенном технологическом процессе из типографии выдет издание соответствующего качества, с достаточных сроком службы. В полиграфическом производстве с давних пор утвердились и получили распространение три способа печати, различающиеся принципом разделения печатающих элементов. При высокой печати печатающие элементы располагаются выше, а пробельные - ниже плоскости печатной формы. При глубокой печати — наоборот, пробельные элементы располагаются выше формы, при офсетной печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости, а разделение между ними производится путем специальных физико-химических процессов. Глубокая печать при изготовлении книг не используется, высокая печать в технологическом смысле значительно устарела (наборные машины — линотипы, используемые в течение полутораста лет, заняли место в музеях) Таким образом, основным способом печати является офсетная. Способы создания печатной формы также различны, в зависимости от способа печати и типа печатных машин. До недавнего времени самым прогрессивным способом считался фотонабор с использованием фотонаборных автоматов для получения диапозитивов текста. В данный момент передовым, технологичным и перспективным является использование настольно-издательских систем, с помощью которых в типографиях, а часто и в издательствах, стало возможным изготавливать сверстанную полосу набора как на бумаге, так и на пленке. Наиболее совершенная технология «компьютер — печатная форма» позволила переводить сверстанные полосы сразу на печатную форму. Технология, названная «CTP-технология» от выражения «computer-to-plate» («с компьютера на пластину»), зародилась в Калифорнии уже в 80-е годы ХХ века, однако активное распространение получила с 1993 года. После изготовления корректурных оттисков и их исправления с целью устранения ошибок — как в издательстве, так и в типографии, принимается решение о печати тиража. Однако в случае большого количества ошибок делается так называемая «вторая корректура», а при необходимости, в случае особо сложного набора, и третья, после чего типография приступает к печати тиража изготавливаемого издания. Для этого окончательный вариант корректуры, подписанный главным редактором (или директором) издательства и автором с визой «в печать» передается в типографию с окончательным уточнением размера тиража, сорта бумаги и пр. Одновременно в этой или другой (вследствие специфики) типографии изготавливается обложка и какие-либо другие элементы, например, цветные вкладки, суперобложка и т.п. 3. «Чистые листы». Сигнальный экземпляр Отпечатанные на весь объем и тираж листы вручную сшиваются без обложки и передаются в издательство для контроля (профессиональный термин — «чистые листы»). Иногда вслед за этим, а нередко и вместо «чистых листов», в издательство передаются несколько экземпляров уже переплетенного, окончательно оформленного издания. В период существования цензуры этот акт был необходимым условием разрешения выхода в свет. Однако при отсутствии цензуры в этом этапе должно быть заинтересовано само издательство. В случае каких-то очень грубых ошибок, неожиданно обнаруженных, полиграфического брака или других экстремальных причин, выход в свет тиража книги еще можно остановить. Более того, если ошибки не очень масштабные, не концептуальные, при которых тираж бракуется целиком, можно исправить ошибки, перепечатав лишьотдельные печатные листы. Наконец, при выходе в свет тиража издательство выявляет свои или типографские ошибки и печатает вкладку под названием «замеченные опечатки», которая вклеивается перед третьей страницей обложки книги. Но если в издательстве сочтут, что вклеивать перечень опечаток нет смысла (например, ввиду их непринципиальности, отсутствия искажения смысла, незаметности для основной части читателей), то анализ ошибок послужит издательским работникам важным уроком для будущих работ. 4. Изготовление тиража После получения из издательства сигнального экземпляра с визой «в свет» типография печатает весь тираж заказанной продукции, о чем сообщает заказчику, который должен решить вопрос его распространения немедленно, вследствие дефицита производственных площадей в типографиях. Работники службы сбыта еще до завершения этого этапа должны иметь точный перечень адресов, куда и в каких объемах направлять книги. На этом этапе производится фальцовка отпечатанных листов тиража книги, обрезка, переплет и упаковка в удобные для транспортировки пачки. Вид упаковки зависит от расстояния и способа транспортировки, а также от типа переплета и назначения книги. Заключительный этап 1. Распространение тиража Распространение тиража изготовленной издательской продукции представляет собой сложный длительный процесс, начинающийся с рекламы производимой продукции, продвижения ее на книжный рынок и реализацию. Прежде всего, издательство передает автору (заказчику) безвозмездно некоторое количество экземпляров, определяемое издательским договором. Кроме того, по желанию автора или заказчика часть тиража передается им за плату (что также определяется договором). Затем производится так называемый обязательная рассылка (профессиональный термин) — бесплатная доставка 16 экземпляров книги в Российскую книжную палату, которая затем осуществляет государственную регистрацию и рассылку книг в Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку, Библиотеку Российской академии наук и т.д. — согласно Закону об обязательном экземпляре. Основная часть тиража распространяется путем подписки и торговли. Подписные агентства рассылают книги заказчикам по почте, издавая регулярно свои информационные бюллетени, куда по договору с издательством включаются книги еще на этапе утверждения тематического плана. Продажа книг осуществляется через систему книготорговых организаций федерального и муниципального уровней, а также непосредственно через книжные магазины. Наконец, издательство способно само осуществить прямые продажи своей продукции. К моменту изготовления всего тиража заказанной продукции его распределение должно быть издательству известно. ВИДЫ И ТИПЫ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ Виды и типы изданий в нашей стране в течение многих лет определяются государственными стандартами. В науке, технике и производстве издавна имеет место система ГОСТов, определяющих параметры, характер, качество продукции, способы ее контроля, испытаний и т.п. Среди них в каждой отрасли имеется также терминологический стандарт, устанавливающий систему терминов и определений в данной сфере понятий. В издательском деле издательская терминология определяется действующим стандартом «Издания. Основныевиды. Терминыиопределения». ГОСТ7.60-2003. Некоторые понятия из этого стандарта приводятся ниже. Издательская продукция - совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями). Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционноиздательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. печатное издание |