реферат перспективы. Введение Мультимедиа технологии в современном образовании
Скачать 46.63 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Мультимедиа технологии в современном образовании………………..5 Образовательные мультимедиа – ресурсы……………………………..11 Классификация мультимедиа – ресурсов и их компонент……………16 Заключение……………………………………………………………………..21 Список литературы…………………………………………………………….24 Введение Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением: - допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; - допускает возможность постоянного обновления; - имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; - допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради; - допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования; - допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок; * устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах; Мультимедиа технологии позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение. Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе занятия самими обучающимися может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета «Информатика» школьниками. Мультимедийные компьютерные технологии дают преподавателю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Главный успех использования систем учебного назначения - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать процесс обучения, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Так при использование мультимедиа на занятии через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания. Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других медий. Мультимедиа технологии в современном образовании В настоящее время создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, формирования новых средств обучения. Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого. Идея мультимедиа заключается в использование различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации. Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные – это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль каждого ученика, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения. Применение компьютерной техники, интерактивной доски, электронных учебников и книг, мультимедиа средств, доступ к программным продуктам и методическим разработкам, информационным ресурсам и сайтам, поддерживающим развитие образования, – всё это способствует учителю повысить эффективность обучения, сделать этот процесс творческим и интересным для учеников и для самого педагога. Кроме того, применение мультимедиа технологий обладает и другими преимуществами над традиционной системой обучения – использование цветной графики и анимации, звукового и гипертекстового сопровождения, постоянного обновления и совершенствования банка разработок, удобство копирования материалов и экономия времени на подготовку к урокам и т.д. Появление компьютера в образовательной среде явилось, своего рода, катализатором для использования информационных технологий, применения мультимедиасредств в обучении учеников и существенно усилило возможность управления учебным процессом. Компьютерные программы различного типа (обучающие, тестирующие и т.д.), учебные фильмы и презентации наряду с другими мультимедийными программными средствами позволяют эффективно использовать время урока, обладают большими возможностями в отображении информации и оказывают непосредственное влияние на мотивацию детей, их активность, скорость восприятия материала, то есть, на эффективность учебного процесса в целом. Мультимедиа технологии обогащают процесс обучения. При их создании и использовании на уроках необходимо учитывать не только методические принципы, но и психолого-педагогические особенности, не забывая и о санитарных нормах и правилах. Необходимо также учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания и возрастные особенности обучающихся. По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Зрение и слух – самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность обучающихся. Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Виды мультимедиа технологий: Интерактивная доска; Система интерактивного опроса; Различные образовательные программы; Мультимедийный экран; Сетевые образовательные программы; Имитационные технологии; Диагностические комплексы. При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; Интерактивная доска позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур. Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью. Система интерактивного опроса состоит из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны: - общий опрос; - мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося. - определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся. Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы. Мультимедиа способствует: 1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; 2. Повышению мотивации обучающихся к учению; 3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых; 4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала. Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести: одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств; возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в колледже затруднительно или невозможно; визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов; визуализация объектов и процессов микро- и макромиров; возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учеников. Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить: · совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования, · введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями, · внесение изменений в системы обучения большинству традиционных дисциплин, не связанных с информатикой, · повышение эффективности обучения за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов, · организация новых форм взаимодействия в процессе обучения, · изменение содержания и характера деятельности ученика и учителя, · совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования. Сейчас все активно используют персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники, тренажёры и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности мультимедийных технологий, в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Но при этом нужно помнить, что компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект. Образовательные мультимедиа - ресурсы Широкое применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность обучения как на этапе аудиторных занятий, так и на этапе самостоятельной подготовки учащихся. В этом случае помимо традиционных бумажных учебных материалов (учебников, пособий и т.п.) может использоваться такая электронная форма представления образовательной информации как видеоурок. Видеоуроки – одно из бурно развивающихся сегодня направлений использования мультимедиа в процессе обучения. Представление учебной видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. На сегодняшний день в сети Интернет размещено в открытом доступе множество видеоуроков по разным учебным предметам и направлениям. Востребованными их делают следующие качества: доступность, наглядность и эффективность. Эффективность видеоурока как образовательного средства обусловлена следующими его характеристиками: · видеоурок содержит видеозапись реального процесса, т. е. ученик непосредственно видит последовательно все этапы осуществления какого-либо действия, способен оценить временные затраты на решение задачи; · видеоурок содержит большее количество информации (по сравнению, например, с текстовыми инструкциями и т. п.), т. к. является комбинацией динамического изображения и звука; · видеоурок предоставляет ученику возможность подстраивать темп поступления информации и ее количество к его индивидуальным возможностям и потребностям, просматривать видеоурок несколько раз, приостанавливать просмотр и проигрывать сложные или особенно важные участки заново, что способствует более глубокому усвоению новых знаний; · создается чувство личного присутствия на уроке (если запись урока происходила непосредственно в аудитории), комментарии преподавателя воспринимаются как обращенные лично к учащемуся. Видеоурок рационально использовать в следующих ситуациях: · когда непосредственно прямой контакт между обучающим и обучаемым не может быть организован и обучение происходит самостоятельно; · в качестве дополнительного инструмента обучения в рамках занятия, а также для самостоятельной работы дома. Видеоуроки можно по разному преподнести обучаемым. Одна из классификаций видеолекций и видеоуроков представлена здесь. Выделяют следующие общие дидактические требования к видеоурокам: · во вводной части видеоурока должны быть поставлены цель и задачи изучения раздела (темы) в целом, показаны ее связи с другими темами, отмечены особенности изучаемого; · деление видеолекции или видеоурока на отдельные учебные эпизоды с четко определёнными целями и задачами; · представление учебного видеоматериала не должно быть равномерным, монотонным; как правило, в пределах одной темы можно выделить 4-5 акцентов, привлекающих внимание учащихся (используя эффект неожиданности, эмоционального оживления, удивления); · использование всех инструментов визуализации: видео, анимация, изображение, таблицы, диаграммы и т. п.; · соблюдение авторских прав и принятого порядка цитирования для включаемых в видеоурок фото, графики, фрагментов учебных кинофильмов, выступлений ученых и др. При организации подачи учебного материала полезно учитывать естественный биологический ритм активности мозга. Установлено, что каждые 6 минут мозг проходит стадию поиска новой информации (фаза максимальной активности). Та информация, которая попадает на пик активности, легче запоминается. Поэтому желательно разбивать предъявляемый материал на интервалы в 6, 12, 24 минуты. Важно правильно подойти к озвучиванию видеоурока. Звук в видеоуроке может играть роль: · шумового эффекта (для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности); например: при проведении обучающей игры, «мозгового штурма» отрывистый шумовой эффект (например, звонок) может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения; шумовой эффект должен быть дидактически оправдан; · звуковой иллюстрации; например: наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться характерными для них звуками, рисунок или фотография ученого, писателя, исторического деятеля и т. д. может сопровождаться его речью (целый ряд сайтов содержат коллекции речей политических деятелей, писателей, поэтов, актёров; подобные файлы можно найти и в электронных энциклопедиях); · звукового сопровождения (комментария) наглядного динамического изображения, анимации, видеоролика. При использовании видеоурока со звуковым сопровождением непосредственно на занятии нужно ответить на ряд вопросов: будет ли дидактически оправданным заменять учителя голосом диктора? какова при этом будет роль учителя? не потеряет ли учитель обратную связь с классом? легко ли будет восстановить диалог с классом? не повлияет ли звуковое сопровождение на потерю темпа урока? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума. Оправданно использование звукового сопровождения в ходе задания «Составь дикторский текст»: демонстрируется видеоролик, анимация (физический опыт, химическая реакция и т.д.), в ходе которых учитель заблаговременно отключает звук, а после просмотра предлагает учащимся самостоятельно составить дикторский текст к увиденному. После предложенных вариантов учитель вновь демонстрирует фрагмент, но уже с голосом диктора. Не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть оптимальным по времени. Учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. Лучше, если видеоинформация сопровождается набором вопросов развивающего характера, выводит на диалог, комментирование происходящего. Хуже, когда ученики превращаются в пассивных созерцателей. Следует учитывать, что информацию человек получает преимущественно через зрение. Многословный звуковой или текстовый (на экране) комментарий вызывает быстрое утомление и затрудняет восприятие динамических процессов (анимации). Для учителя полезно иметь собственную коллекцию видеоматериалов, из которой путем вырезания, редактирования, монтирования можно получать нужные фрагменты и включать их в авторские видеоуроки. Владение навыками пользования программами по обработке звуковых и видеофайлов пригодится учителю для подготовки собственных актуальных и эффективных учебных материалов, возбуждающих познавательный интерес, способствующих решению различных образовательных задач. Некоторые программные продукты создания обучающих видеоуроков (офлайн-приложения). 1. Adobe Premiere Pro – программа для работы по созданию и обработке видео. В ней особое внимание уделено созданию цифрового видео для Интернета, содержатся инструменты экспорта видео в популярные веб-форматы. 2. Tech SnagIt – утилита для снятия скриншотов с экрана монитора; умеет делать не только статические графические «снимки» выбранной области, но и, например, записывает в видео то, что происходит на экране. Встроенный редактор аннотаций позволяет добавить к скриншоту описание, подчеркнуть текст, вставить при необходимости в нужное место например стрелку и т.д. Поддерживает работу со сканерами, цифровыми камерами. 3. AutoScreenRecorder Pro – это мощная утилита для записи в режиме реального времени всего, что происходит на экране вашего монитора, с поддержкой записи звука. 4. Desktop Activity Recorder – утилита, которая позволяет записывать всю деятельность, происходящую на мониторе, в видеофайл формата avi или flash (SWF). Среди возможностей есть запись и воспроизведение видеофильмов, показываемых на рабочем столе, запись отдельного окна или выбранной области на рабочем столе. 5. Camtasia Studio – комплексный программный продукт для записи изображения с экрана в видеофайлы различных форматов. Имеется возможность записывать видео хорошего качества, редактировать видео, акцентировать внимание на определенной области экрана, добавлять голосовые пояснения, элементы выделения, видео с веб-камеры. Классификация мультимедиа – ресурсов и их компонент Информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы предназначены для ввода, хранения, поиска и предъявления информации учителям, школьникам и родителям. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск мультимедиа-информации по тем или иным признакам. Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки мультимедиа-информации. Базы данных могут использоваться в учебном процессе школы для организации предъявления содержания учебного материала и его анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность в специализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы школьников с целью поиска и анализа необходимой информации. Из понятия информационно-поисковой системы непосредственно вытекает более современное и распространенное в связи с расширением телекоммуникационных систем и порталов понятие прикладной мультимедиа-энциклопедии, представляющей собой совокупность учебных информационных модулей вместе с соответствующей системой управления. Прикладные мультимедиа-энциклопедии порождают одну из наиболее распространенных форм для разработки образовательных мультимедиа-ресурсов. Прикладная мультимедиа-энциклопедия может соответствовать как одной школьной дисциплине, так и группе дисциплин. В этом случае учебный модуль может быть посвящен определенной теме или понятию, рассматриваемым в учебных дисциплинах. Так, например, модуль может содержать материал, соответствующий содержанию только одного параграфа традиционного школьного учебника или описывать понятие, используемое при обучении сразу нескольким дисциплинам общеобразовательной подготовки. Современная вариативная система обучения испытывает потребность в мультимедиа-энциклопедиях, предусматривающих для каждой темы или понятия несколько альтернативных модулей в целях обеспечения возможности адаптации к различным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией на различные группы учителей или учащихся, методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на различные примеры и т.п. Совершенствование энциклопедии заключается в разработке и добавлении новых модулей, в корректировке или устранении устаревшего материала, развитии системы управления. При этом совершенствование возможно не только заранее определенным кругом авторов или специалистов в данной предметной области, но и рядовыми учителями, создающими свои версии мультимедиа-ресурсов. На практике подобное расширение энциклопедий происходит локально на компьютерах конкретных педагогов и школьников или непосредственно на месте публикации энциклопедии с помощью телекоммуникационных средств. Система управления прикладной мультимедиа-энциклопедии выполняет такие функции, как управление версиями информационного мультимедиа-ресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных, замена терминов синонимами и обозначений величин рекомендуемыми символами для единообразия именования понятий в пределах версии одного ресурса, регистрация модулей, обеспечение интерфейса на языке, близком к естественному, и др. Основой для создания и классифицирования прикладной электронной энциклопедии является структурирование знаний, выделение понятий предметной области и отношений между ними. Все это лежит в основе построения системы управления структурированными знаниями энциклопедии и используется для унификации интерфейсов модулей при разработке версий данного мультимедиа-ресурса. Мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний школьников достаточно широко представлены в телекоммуникационных средах и нашли обширное применение в общем среднем образовании ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме школьной программы. Как правило, задачей школьника является выбор одного правильного ответа из ряда предлагаемых ответов. Потребность системы школьного образования в таких мультимедиа-ресурсах обусловлена необходимостью разгрузить учителей от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Это особенно актуально в условиях массовой школьной подготовки и необходимостью соотнесения результатов обучения с требованиями государственных образовательных стандартов. Многократный и более частый контроль знаний, в том числе и самоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала. Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие мультимедиа-ресурсы требуются в учебном процессе для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий, когда использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т.п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Мультимедиа-средства для математического и имитационного моделирования также можно рассматривать в качестве образовательных мультимедиа-ресурсов, благодаря тому, что они позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом, предоставить в распоряжение школьника и педагога дополнительные информационные данные. В одних случаях с помощью подобных ресурсов моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки. Система общего среднего образования испытывает потребность в оперативном доступе к таким мультимедиа-ресурсам в целях сокращения затрат на приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, снижения уровня безопасности работ в учебных лабораториях. К моделирующим мультимедиа-средствам можно также отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса. Автоматизированные обучающие системы, как правило, представляют собой обучающие мультимедиа-ресурсы сравнительно небольшого объема. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают знакомство школьников с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний. Электронные мультимедиа-учебники наряду с мультимедиа-энциклопедиями являются основными образовательными мультимедиа-ресурсами. ЭУ создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта общего среднего образования. Кроме этого, мультимедиа-учебники должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие мультимедиа-ресурсы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач и способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого, а также решение задач из определенной предметной области школьного обучения. При этом экспертные обучающие системы, основанные на технологиях мультимедиа, обеспечивают пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с подобными системами не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения школьников, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи (контроль действий учащихся). При работе с экспертными обучающими системами школьникам не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла, как получение обратной связи. Интеллектуальные обучающие системы относятся к образовательным мультимедиа-ресурсам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. Такие ресурсы могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедиа-ресурсы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. Заключение Для обеспечения конкурентно - способности выпускника в информационном обществе считается целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. Развитие общества обусловливает необходимость перехода учебных заведений к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса. Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания - это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития. Перед учебными заведениями стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились. Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности учащихся. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания - это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой обучаемый участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения обучаемых можно говорить о наличии информационной технологии обучения. Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на занятиях, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения? Ставятся цели, решаемые посредством ИКТ: 1. Интенсификация учебного процесса. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся. 3. Формирование образовательных компетенций: 4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных. 5. Осуществление самообразования. 6. Формирование информационной культуры. Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах занятия. Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность обучаемых, что приводит к появлению желание создать подобный электронный продукт. Список литературы Дусева, Н.Ю. Типизация мультимедийных технологий в обучении [Текст] / Н.Ю. Дусева, С.В. Петракова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №4. – С.185. Епифанов, С.В. Роль мультимедиа-технологий в современном обществе [Текст] / С.В. Епифанов / Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2018. – С.31-33. Зарипов, С.Н. Использование мультимедиа в образовательном процессе Вуза [Текст] / С.Н. Зарипов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №5. – С.209. Использование мультимедийных технологий в библиотеке [Текст]: информ.-метод. дайджест / сост. И. М. Хвостенко ; Новосиб. гос. обл. науч. б-ка. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2018.– 68 с. Казаков, В.В. Перспективы использования и развития мультимедийных технологий в образовании [Текст] / В.В. Казаков, В.Г. Казаков, А.М. Федотов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: информационные технологии. – 2019. – Т.9. – №2.– С.15-24. Кочкин, А.Ю. Эффективность использования технологий мультимедиа в образовательном процессе [Текст] / Д.А. Кочкин, А.И. Воронко, М.В. Марачева, Я.С. Данченко // ScienceTime. – 2016. – №6. – С.170-177. Кремнева, А.Ю. Мультимедиа технологии в образовании [Текст] / А.Ю. Крменева, А.В. Севрюкова// Достижения вузовской науки. – 2012. – №1. – С.124-126. Кубаев, А.А. Мультимедийные технологии в библиотеке [Текст] / А.А. Кубаев, Л.М. Курганская // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – №4. – С.257-263. Кулагин, В.П. Проблемы мультимедийного образования [Текст] / В.П. Кулагин // Перспективы науки и образования. – 2017. – №5. – С.81-84. Кульбаба, С.В. Применение мультимедиа технологий в образовании [Текст] / С.В. Кульбаба, А.А. Чигрин, Д.С. Тимчук // Психология, социология и педагогика. – 2018. – №5. – С.9. Курманалиев, К.А. Формирование нового подхода в работе с мультимедийной технологией [Текст] / К.А. Курманалиев // Политические институты и процессы. – 2016. – №1. –С.13-18. Лазарева, О.Ю. Выбор библиотеки для разработки Веб-сервиса визуализации когнитивной карты [Текст] / О.Ю. Лазарева, Т.С. Грушина // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2017. – №31. – С.116-122. Лейченк, Ю.Д. Педагогические возможности использования мультимедийных технологий в образовательном процессе [Текст] / Ю.Д. Лейченк // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. – 2018. – Т.2. – 31. – С.8-9. Ляшенко, Т. В. Мультимедийные информационные технологии в образовании: основные понятия, сущность, типология (Обзор) [Текст] / Т.В. Ляшенко // НТИ. – Сер. 2.– 2019. – № 8. – С. 1-13 |