философия - м. хайдеггер о технике. Введение Появление интереса к проблеме техники у М. Хайдеггера
Скачать 31.86 Kb.
|
Содержание
Введение В первой половине – середине ХХ в. жизнь новоевропейского человека существенно изменилась. Именно в этот период были реализованы такие важные научно-технические достижения, как автомобиль, самолет, кинематограф, открыты структура атомного ядра, радиоактивность. Для искусства они быстро стали актуальным, востребованным материалом –вспомним такое авангардное направление изобразительного искусства, как «лучизм», появившийся в 1910-х гг. отчасти под влиянием открытий Л. Беккереля, П. и М. Кюри, Э. Резерфорда и Ф. Содди, осуществленные ими на рубеже XIX – XX вв. Для философии же достижения научно-технического прогресса оказались тем материалом, из которого в течение всего столетия вырастала философия техники. Философская рефлексия сущности техники выводит нас за пределы инженерии как области практического применения науки, техники, естественнонаучных законов в область вопросов антропологического характера. Поэтому я считаю закономерным исследовать представления о масштабных процессах технической экспансии в философии М. Хайдеггера, который наиболее ярко высказал традицию немецкой в частности и европейской вообще философии техники. Размышление о технике, проделанное Хайдеггером почти 60 лет назад, сегодня особо значимо, так как техника приобрела в наши дни несравненно большее влияние на культуру и человека. Итак, целью моей работы является более подробное изучение размышлений М. Хайдеггера о технике, рассмотрение причин ее появления. В связи с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи: - как появился интерес к технике у М. Хайдеггера; - что такое техника как феномен; - в чем сущность техники; - каковы формы и пределы ее воздействия на человеческое бытие - в чем заключается философская проблема техники. Появление интереса к проблеме техники у М. Хайдеггера Существует распространенная точка зрения, что интерес к проблеме техники у Хайдеггера появился уже позднее написания «Бытия и времени» (1936). Так известный издатель и исследователь наследия Хайдеггера – Фридрих Вильгельм фон Херрмани – полагает, что «хайдеггеровская постановка вопроса о сущности техники, искусства и политики имеет свое строго определенное место в истории хайдеггеровской разработки вопроса о бытии. И такое место не связано ни с работой «Бытие и время, ни с идущей за ней работой «Основные проблемы феноменологии». Аналогичную точку зрения высказывает Дитер Тома. Согласно Тома, до появления работы «Beitrage zur Philosophie» проблема техники еще не тематизирована Хайдеггером. Дело в том, что, по мнению Тома, понятие Gestell, которым Хайдеггер охарактеризовал технику, первоначально употребляется для объяснения искусства и лишь затем применяется к технике. До 1936 г., по мнению Тома. Хайдеггер был безразличен к проблеме «техники». Однако российский философ А.Н. Павленко указывает, что, хотя к пониманию сущности техники Хайдеггер приближается в период «Beiträge zur Philosophie», это не значит, что техника как таковая до 1936 г. у него вообще не рассматривалась. Так, онтологический исток техники является у Хайдеггера предметом анализа в где рассматривается различие «наличного» и «подручного». Таким образом, наиболее ярко высказанные в докладе «Вопрос о технике» идеи прошли достаточно длительный путь развития, и интерес немецкого философа, пережившего две мировые войны, к технике и технологии далеко не случаен. Философия техники Для того, чтобы разобраться в том, что такое философия техники и что такое техника как уникальное, единственное в своем роде явление, которое изучает философия, осуществим краткий экскурс в историю. Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была специально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер П.К.Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30 – е годы. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде росло критическое отношение к ходу технического прогресса в современном обществе и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Таким образом, философия техники, с позиций широкого исторического контекста, исследует феномен техники в целом и ее место в общественном развитии. Что же такое техника? Она представляет собой: – совокупность технических устройств — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; – совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; – совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Как же философы оценивают современную технику? Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Почти исчез «прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К.Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало. «Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов» (выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни. Техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Не удивительно, что сейчас, как никогда прежде, бурно развивается астрономия, опирающаяся на достижения современной науки. Благодаря транспорту человек преодолевает пространственные ограничения. Техника открыла перед человеком новый мир — мир дизайна. Технический объект должен быть уже не просто целесообразным, как это требовалось от него в прошлом. Он должен гармонично войти в интерьер человеческого жилища и при этом отвечать возросшим требованиям безопасности пользования им. Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства; даже по сравнению с первой половиной XX века, значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое, далеко не всегда положительное воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д. Техника коснулась всех сфер жизни. Она существенно изменила самого человека, своего творца и ... заложника. К. Ясперс так суммировал все сказанное выше: «Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника — только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью». Сущность техники Для понимания сущности техники М. Хайдеггер предлагает рассмотреть отношение самой техники к сущности техники, которая не есть нечто само по себе техническое, как сущность дерева не есть нечто «деревянное». В связи с этим анализируется инструментальное и антропологическое определение техники, которое признается «правильным», но только при условии понимания сути самой «инструментальности». Сущностью вещи, согласно старинному философскому учению, называется то, что она есть. Мы ставим вопрос о технике, когда спрашиваем, что она такое. Каждому известны оба суждения, служащие ответом на такой вопрос. Одно гласит: «Техника есть средство для достижения целей. Другое гласит: техника есть известного рода человеческая деятельность. Оба определения техники говорят об одном: примелькавшееся представление о технике, согласно которому она есть средство и человеческая деятельность, можно поэтому назвать инструментальным и антропологическим определением техники». Инструментальным представлением о технике движется любое усилие человека по управлению техникой как средством. Идеи «утвердить власть духа над техникой», «овладеть техникой» все более настойчивы, потому что техника все больше грозит вырваться из-под власти человека. Но стоит допустить, что техника не является только средством, как ситуация совершенно изменяется. «Инструментальное» само по себе есть средство для достижения определенной цели, но действие, совершаемое с некоторой целью, является причиной, или «деятельной причиной» (causa efficiens). По Хайдеггеру, именно этот тип причинности дает привычное основание для инструментального понимания техники. Современная Хайдеггеру техника – не следует забывать, что речь идет о технике середины XX в., и с тех пор кое-что изменилось! – обращена к природе с требованием давать энергию. Самый известный пример из «Вопроса о технике»: «На Рейне построена электростанция. Она ставит реку на создание гидравлического напора, заставляющего вращаться турбины, чье вращение приводит в действие машины, поставляющие электрический ток, для передачи которого установлены энергосистемы с их электросетью. В системе взаимосвязанных результатов поставки электрической энергии сам рейнский поток предстает чем-то предоставленным как раз для этого. Гидроэлектростанция не встроена в реку так, как старый деревянный мост, веками связывающий один берег с другим. Скорее река встроена в гидроэлектростанцию. Рейн есть то, что он теперь есть в качестве реки, а именно поставитель гидравлического напора, благодаря существованию гидроэлектростанции. Чтобы хоть отдаленно оценить чудовищность этого обстоятельства, на секунду задумаемся о контрасте, звучащем в этих двух именах собственных: “Рейн”, встроенный в гидроэлектростанцию для производства энергии, и “Рейн”, о котором говорит произведение искусства, одноименный гимн Фридриха Гельдерлина». Сущность современной техники состоит в приведении всего в мире в наличное состояние с целью «поставки чего-то ради чего-то». Это наличное состояние не является внешним для человека, оно есть способ осуществления самого человека, но именно поэтому оно оказывается незаметным, неосознаваемым. Но как Платон не создавал «эйдосов», через которые открывалась сущность сущего в античности, так и современный человек не создает «техники», через которую открывается непотаенное. Технику нельзя считать исключительно делом человеческих рук. Техника вменена человеку, человек к ней «приговорен». Собственно, «постав» (Gestell) и есть приговор бытия человеку, – приговор, состоящий в том, что человек должен сосредоточиться на самораскрытии, приведении всего – природы, космоса, самого человека, – к наличному состоянию. Понятие «постав» (Gestell) в философии техники Понятие, которое ввел Хайдеггер – «постав», «Gestell», объясняется таким способом: «В существующем смысле слово “постав” означает станок, например, ткацкий. Поставом называются также мельничные жернова. И таким же тяжелым и жестким, как они, кажется напросившееся нам теперь новое употребление слова “постав”, не говоря уже о произволе такого переиначивания слов зрелого языка. Но только эти странности – старый обычай мысли. И мыслители следуют ему как раз тогда, когда мысль должна приблизиться к самому весомому. Мы, поздно рожденные, уже не в состоянии взвесить, что это значит, когда Платон решается употребить для обозначения существа всего существующего слово “эйдос”. Рядом с тем, что в этом и в некоторых других случаях Платон навязывает языку и мышлению, применить слово “постав”, как мы сейчас решились, в качестве имени для существа современной техники можно почти безобидно. Поставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим». Таким образом, техника не локализована в субъекте или объекте, она проявляется как отношение между ними, взаимоотнесѐнное единство. Но человек воображает себя творцом технической цивилизации, и в этом скрывается главная опасность – переживание своего мнимого господства над природным миром влечет забывание себя, человек оказывается подчинен власти Gestell. Итак, человек убежден в том, что он сам определяет свое положение в истории. Однако, по убеждению Хайдеггера, господство техники в современном мире не является результатом желания или каприза человека, или деятельности группы людей. Техническое овладение бытием есть событие открытия потаенности бытия, а не результат человеческой деятельности. Субъект-человек всего лишь дает ответ на вызов бытия: «В новом и небывалом размахе своей деятельности современный человек тоже всего лишь отвечает на неслышный вызов бытия». Место техники в бытии Место техники Хайдеггер определяет через целостность «бытия-в-мире», познания мира как способа связи с ним, для которого актуальны не только техника, но и иные пути и формы – наука, искусство, философия. Техника – своеобразный способ обнаружения бытия сущего, специфичный для культуры Нового времени. Уже в «Пролегоменах к истории понятия времени» Хайдеггер связывает ее с «заботой» – еще одним ключевым концептом своей онтологии. Бытие-к- миру есть забота (Die Sorge), реализующая назначение вещей, через которое проявляются значения вещей-«объектов» для человека. (Забота – это некое «забегание вперед», прогнозное обнаружение того, что будет новым наличным бытием.) Значения же и создают бытийную структуру мира. Они не приписаны вещам человеком, а объективно выявляются, например, через функцию вещи. Этот момент и сближает хайдеггеровскую онтологию с платонизмом. Однако именно через человека, его озабоченность, его «бытие-в-мире» устанавливаются знаки и значения вещей. Поэтому окружающий человека мир озабоченности Хайдеггер называет миром труда (Werkwelt). Корни, истоки мира труда философ обнаруживает в анализе разрыва «естественной» связи человека с «естественным миром». Для компенсации разорванности человек изобретает искусственные «протезы» – технические инструменты, технику в целом. Техника таким образом неизбежно вменена ему, до ее изобретения он в сущности не является человеком. Фатальность техники как искусственной компенсации естественного осознавал не только немецкий мыслитель, но и, например, его критик и современник Х. Ортега-и-Гассет в «Размышлениях о технике». При этом технические устройства изначально рассчитаны либо на использование, либо на защиту от «вредоносных», угрожающих природных сил, т.е. на получение полезного результата. Мир естественного, природного рассматривается таким образом, как нечто враждебное для индивида. Новоевропейский человек усиливает, усугубляет это отношение, для него подчинение природы с помощью техники, ее исследование и преобразование оказываются своего рода сражением, в котором доказывается само стояние личности. Тут возникает вопрос об историчности техники, поскольку способы ее проявления связаны с историей взаимодействия человека с естественным. Если античная и средневековая техника была скорее оборонительной, то техника новоевропейская, опираясь на науку, становится, с точки зрения Хайдеггера, наступательной и завоевательной. В соответствии с таким пониманием сущности техники и следует рассматривать ее как «постав» (Gestell). А.Н. Павленко, изучавший раскрытие проблемы техники у Хайдеггера, указывает, что понимание техники как Gestell должно быть включено в содержательно более объемный концепт «Machenschaft». Хайдеггер рассматривает Machenschaft не в обыденном упрощенном смысле «уловки» или «махинации», а как «способ существования бытия» (еine Art der Wesung des Seins), технологическую сторону техники. Павленко пишет, что с помощью Machenschaft, по Хайдеггеру, следует называть то, что «нечто создает само из себя» (Sich etwas von selbst macht) и таким образом оказывается пригодным для возникающих нужд. Если в античности Machenschaft присутствует, но скрыто, так как античность находится под влиянием концепта энтелехии, раскрытия бытия сущего, то в средневековье оно «выходит из тени» благодаря понятию actus и переосмыслению религиозных установок. Иудео-христианское понимание творения предполагает, что Бог представляет собой не просто бытие, пребывающее (ens), а бытие творящее, действующее (ens creatum), а также усиливает причинное истолкование мира, благодаря чему Бог столковывается как причина самого себя (causa sui). Таким образом, с онтологической точки зрения Machenschaft можно расшифровывать как «самосозидание», а для Нового времени – как самосознающее самосозидание человека. Именно в новоевропейскую эпоху Machenschaft принимает форму подчинения всего сущего господству этого самосознающего самосозидания, т.е. форму Gestell. Заключения Размышление о технике, проделанное Хайдеггером почти 65 лет назад, сегодня особо значимо, так как техника приобрела в наши дни несравненно большее влияние на культуру и человека. Возможно, нам необходимо принять его трактовку и стать человечеством, «которое в самой своей основе соразмерно уникальному существу новоевропейской техники и ее метафизической истине, то есть которое дает существу техники целиком овладеть собою, чтобы так непосредственно самому направлять и использовать все отдельные процессы и возможности». Список использованной литературы
|