Реферат. Студент в среде электронного обучения. Введение в 21 веке, в веке высоких компьютерных технологий
Скачать 35.52 Kb.
|
Введение В 21 веке , в веке высоких компьютерных технологий. Современный человек живет в мире электронной культуры. Меняется роль преподавателя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. На сегодняшний день, на формирование у молодежи и подростков вкусов, а также оценки происходящих в окружающей действительности событий, очень сильно влияют средства массовой информации и коммуникации. Появившиеся за счёт новых технологий необычайные возможности выражения различных аудио- и видео файлов обострили проблематику образования подрастающего поколения в сфере медиа информации. Образование в медиа сфере должно подготовить молодёжь к существованию при обновлённых информационных реалиях, приучить её правильно оценивать разнообразную информацию. Сегодня технологии мультимедиа являются одной из самых перспективных областей новейших информационных технологий в процессах обучения. Их целью является реализация объекта, который содержит набор графики, текстовых данных, со звуковым сопровождением, видео, анимационными и иными видимыми эффектами, при наличии интерактивного интерфейса и разных иных управляющих механизмов. Дистанционное обучение становится абсолютно популярным в наши дни, и многие студенты также выбирают его. Несмотря на то, что заочные курсы существуют уже сейчас, их радикально заменили онлайн-курсы, которые предлагают вам руководство от преподавателей, форум для передачи ваших отзывов, а также для общения с другими студентами. Дистанционное обучение обычно используется в том случае, если вы хотите продолжить свое образование, но у вас нет хорошего учебного заведения, и, таким образом, оно помогает вам завершить свое обучение на дому, и вы также можете выбрать курс по своему выбору. Определение дистанционного образования гласит, что на самом деле это способ обучения студентов с использованием электронных средств связи. Общение между студентами, преподавателями обычно осуществляется через электронную почту, обмен мгновенными сообщениями, форумы с помощью электронных средств. В школах сегодня появилась не только компьютерная техника (компьютер и его периферия, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.), а также мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и т. д.). Эти технические средства совместно с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) являются интерактивными средствами обучения (ИСО), что позволяет активизировать учебно- познавательную деятельность студентов через взаимодействие участников образовательного процесса в процессе интерактивного диалога. Интерактивный диалог мы будем понимать как взаимодействие пользователя с программной системой, основной характеристикой которого является реализация развитых средств диалога с возможностью выбора режимов работы и вариантов содержания учебного материала. В школах сегодня появилась не только компьютерная техника (компьютер и его периферия, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.), а также мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и т. д.). Эти технические средства совместно с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) являются интерактивными средствами обучения (ИСО), что позволяет активизировать учебно- познавательную деятельность студентов через взаимодействие участников образовательного процесса в процессе интерактивного диалога. Интерактивный диалог мы будем понимать как взаимодействие пользователя с программной системой, основной характеристикой которого является реализация развитых средств диалога с возможностью выбора режимов работы и вариантов содержания учебного материала. В школах сегодня появилась не только компьютерная техника (компьютер и его периферия, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.), а также мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и т. д.). Эти технические средства совместно с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) являются интерактивными средствами обучения (ИСО), что позволяет активизировать учебно- познавательную деятельность студентов через взаимодействие участников образовательного процесса в процессе интерактивного диалога. Интерактивный диалог мы будем понимать как взаимодействие пользователя с программной системой, основной характеристикой которого является реализация развитых средств диалога с возможностью выбора режимов работы и вариантов содержания учебного материала. Анимация сегодня используется и для создания электронных учебников, и для разработки другого программного обеспечения в рамках образовательной системы, для создания презентаций и отчетов по пройденному материалу. Многие преподаватели используют в своих лекциях современное оборудование: проекторы, которые помогают сделать их лекции более оживленными и запоминающимися. Анимация стимулирует активизацию обучающихся. Особенно эффективна она в создании материалов для школьных дисциплин: детям интересно видеть оживших мультипликационных героев и наблюдать за их действиями. Эффективность учебного процесса с применением анимации возрастает на 89%. Восприятие информации с помощью таких методов помогает получить более глубокие впечатления и управлять вниманием аудитории, создать стимулы продолжать обучение данной дисциплины. Флэш-анимация развивается быстрыми темпами. Это дает возможность включать более современные элементы в учебный процесс и проводить занятия качественно и организованно. Презентация, разделенная на слайды, позволит не отходить от темы и шаг за шагом осваивать предмет. Лекции, лабораторные работы, модули и тестовые задания – с помощью анимации они становятся более понятными и доступными каждому студенту. Проблемы создания курсов с применением мультипликации и анимации проявляются в первую очередь в том, что не везде качество сети одинаковое: низкая скорость передачи данных может существенно помешать в обучении и лишить одного из самых интересных моментов в обучении – визуального представления материала. Кроме того, уровень навыков пользования интернет-технологиями также отличается. В общем, проблемы такие же, как и те, которые касаются дистанционного обучения в общем. Специалисты с помощью исследований подтвердили, что анимация способствует повышению эффективности учебного процесса. Главное – не зацикливаться именно на самой обучающей анимации, гармонично распределять количество визуальных эффектов и текстового материала и создавать все условия для качественного восприятия информации обучающимся. Интерактивность – определенный вид взаимодействия в интернете. Это взаимодействие может реализовываться через электронные ресурсы интернета или с другим человеком посредством служб интернета Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Основные задачи внедрения информационных технологий на теоретических уроках заключаются в следующем: - научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания; - повысить интерес учащихся к изучаемому предмету; - повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала; - развивать коммуникативные умения; - развивать у воспитанниц такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений; - воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи; - развивать межпредметные связи. Эффективность применения ИТ для решения этих задач обусловлена следующими факторами: -разнообразие форм представления информации; -высокая степень наглядности; -возможность моделирования разнообразных процессов; - освобождение от рутинной работы, отвлекающей от усвоения основного содержания; - хорошая приспособленность для организации коллективной исследовательской работы; - возможность дифференцированного подхода к работе учащихся в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.; - организация оперативного контроля и помощи со стороны учителя. ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности . Анализируя целесообразность использования компьютера в учебном процессе, можно выделить следующие дидактические возможности компьютера: - расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; - привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; - развитие познавательных способностей учащихся; - интегрированное обучение предмету; - развитие мотивации у учащихся. При этом компьютере может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. На сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования на уроках: Демонстрация компьютерной программой подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности; тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам; отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому преподавателю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера; создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. 1. Интерактивные средства обучения 1.1 Понятие интерактивной анимации Интерактивная анимация – это анимация, реагирующая на действия пользователя. Если обычную анимацию мы смотрим, являясь зрителями, то с интерактивной анимацией необходимо взаимодействовать, выстраивая это взаимодействие шаг за шагом. Например, в рекламе новых продуктов без этого практически не могут интернет-магазины, особенно те, которые торгуют современными изделиями: автомобилями, гаджетами и т. д. Это прекрасная возможность сообщить потенциальному клиенту, о том , что он, не прибегая к помощи консультанта по продажам, может самостоятельно хорошо проанализировать товар, узнать о его ключевых свойствах, а также об акциях магазина, для того чтобы клиент мог сам подобрать необходимую продукцию, и сделать это на расстоянии, в удобное ему время. В чем же основная отличительная черта интерактивной анимации? Она реагирует на ваши действия! Здесь вы видите не статичное изображение, которое запускает само себя, а ожидает вас и ваших действий. Нужно провести мышью – и некоторые компоненты иллюстрации будут приведены в движение. Кликайте по конкретному компоненту, и он, в свою очередь, потребует от вас дальнейшего развития. Благодаря интерактивности пользователь получает информацию и выполняет действия в том режиме, который он определяет. Это завораживает и открывает новые возможности для организации учебного процесса, особенно в плане развития самостоятельности учащегося. Анимация так же играет важную роль в создании интерактивных электронных учебных ресурсов (электронных образовательных ресурсов), придавая им удобную и привлекательную для использования форму. С помощью специальных программ и веб-сервисов можно создавать интерактивные приложения с длинной цепочкой взаимодействий, которые обеспечивают различные реакции на правильные и ошибочные действия пользователя, а также варианты возврата к началу действия. 1.2 Роль интерактивной анимации в обучении. Интерактивная анимация входит в стандартный функционал, знакомый практически каждому современному преподавателю приложения Power Point. При использовании слайд-шоу в уроке анимация позволяет дозировать учебный материал и демонстрировать последовательность действий учащимся, постепенно открывая содержимое слайда. С помощью интерактивной анимации легко организовать контрольный этап, сначала демонстрируя вопросы и задачи, а затем – решения и ответы. Наконец , установив автоматический режим, вы можете показать анимированную цепочку действий на уроке, динамически показать весь учебный процесс от начала и до конца. Итак, интерактивная анимация, грамотно используемая в учебном процессе: - стимулирует познавательную независимость и практическую деятельность студента; - предусматривает для каждого студента индивидуальный режим информирования; - способствует всестороннему знанию изучаемого объекта, процесса, явления во взаимосвязи теории и практики; - позволяет эффективно решать практически весь спектр дидактических задач: знакомство с новым материалом, закрепление, обобщение и систематизация изучаемого, развитие практических способностей и навыков, контроль и коррекция освоения учебного материала. Обучение персонала и студентов требует особого подхода творческого и эффективного. В первую очередь необходимо проявлять интерес к совершенствованию своих знаний и профессиональных навыков, повышать мотивацию к работе и достигать новых высот. Современные иллюстрации, анимации, видео и аудио материалы могут значительно упростить и в то же время сделать процесс обучения гораздо более эффективным. Анимация сегодня используется, как для создания электронных учебников, так же и для разработки другого программного обеспечения в рамках образовательной системы, для создания презентаций и отчетов по пройденному материалу. Многие преподаватели используют в своих лекциях современное оборудование: проекторы, помогающие сделать лекции более живыми и запоминающимися. Анимация стимулирует активацию студентов. Она особенно эффективна в создании материалов по школьным предметам: ведь детям интересно видеть оживших мультипликационных персонажей и наблюдать за их действиями. Эффективность учебного процесса с использованием анимации возрастает почти на 89%. Восприятие информации с помощью таких методов помогает получить более глубокие впечатления и управлять вниманием аудитории, создать стимулы для продолжения изучения этой дисциплины. Флэш-анимация стремительно развивается. Это позволяет включать более современные элементы в учебный процесс и проводить занятия эффективно и организованно. Презентации разбиты на множество слайдов, не будем отходить от темы и шаг за шагом освоить предмет. Лекции, лабораторные работы, тестовые задания и модули, с помощью анимации всё это становятся более понятными и доступными для каждого ученика. Проблемы создания курсов с использованием анимации проявляются в первую очередь в том, что не везде качество сети одинаковое: низкая скорость передачи данных может существенно помешать обучению и лишить одного из самых интересных моментов в обучении – визуального изложения материала. Кроме того, уровень интернет навыков также отличается. В целом проблемы остаются такие же, как и проблемы дистанционного обучения в целом. Специалисты с помощью проведенных исследований подтвердили, что анимация способствует эффективности учебного процесса. Главное это , не ориентироваться на самую образовательную анимацию, гармонично распределить количество визуальных эффектов и текстового материала и создать все условия для качественного восприятия информации для студентов. 1.3 Преимущества и недостатки использования мультимедиа технологий в процессе обучения. Преимущества: * Удобство flash анимации заключается в том, что можно просматривать ее прямо в Интернете. Обычно загрузка презентации в формате видео занимает часто очень много времени. Технология Flash позволяет оптимизировать громкость видео, звука и графики для размещения более легкой версии на сайте, без видимой потери качества. * Видео, графика, звук, 3D технологии могут быть использованы в разработке анимации. Другими словами, вы можете использовать flash для создания презентаций и видео, которые используют несколько способов представления информации. Сочетание нескольких видов восприятия информации позволяет продукту быть более ярким и запоминающимся. * Флэш-анимация интерактивна. Это означает, что при необходимости просмотр может быть прерван и быстрый переход к другому разделу, который интересует зрителя в данный момент. Вы также можете быстро вернуться к начальной точке фильма. *Совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования. * Изменения в системе образования большинства традиционных школьных предметов, не связанных с информатикой, * Введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями. * Повышение эффективности школьного образования на основе его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов, * Совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования. *Организация новых форм взаимодействия в процессе обучения , * Изменение содержания и характера ученика и преподавателя, Среди отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае широкого использования мультимедийных технологий преподаватели и студенты не могут воспользоваться большим объемом информации, предоставляемой современными средствами мультимедиа и телекоммуникаций. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала. * Следует помнить, что если студенту одновременно показывают разные виды информации, то он отвлекается от одних видов информации, чтобы следить за другими, отсутствует важная информация, а использование информационных средств часто лишает студентов возможности проводить реальные эксперименты своими руками. * Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики общения, диалога, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. * Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. * Эти проблемы и противоречия свидетельствуют о том, что использование мультимедийных средств в процессе обучения в школе по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. Использование мультимедийных ресурсов требует обоснованного и сбалансированного подхода. 1.4 Мнения и высказывания специалистов. « Несмотря на заметный прогресс в области технологических решений, мы наблюдаем сильное методологическое отставание разработок, соответствующих концепции eLеarning. Сейчас в основном переводят устаревшие по своему формату лекции в электронный вид с добавлением тестовых вопросов. А качественных интерактивных учебных курсов практически нет, за исключением единичных разработок зарубежных компаний. Это будет уже следующий этап развития рынка eLеarning в России». (О. Пинский) «В целом рынок ДО ограничивается низким уровнем доверия потенциальных слушателей к качеству дистанционных программ. Нет достаточно эффективной системы контроля уровня знаний, учащихся смущает общение с тьютором, а не с непосредственным автором курса, а также разрозненность курсов (даже очень высокого качества), которые не представляют систематизированного и качественного образовательного продукта». (Т. Рыжикова). В настоящее время разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс. Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря интерактивности, интеграции и гибкости различных типов учебной информации, а также умение учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать увеличению их мотивации. Обеспечение интерактивности - одно из важнейших преимуществ мультимедийных инструментов. Интерактивность позволяет контролировать представление информации в определенных пределах, пользователь может индивидуально изменять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы по конкретным предпочтениям, количество повторений, задавать скорость подачи материала и другие параметры, отвечающие индивидуальным потребностям. Это приводит к выводу о гибкости мультимедийных технологий. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет компьютеру представлять информацию в различных формах, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, карты, рисунки и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимация и анимационные имитации. Заключение Всё выше изложенное предлагает сделать вывод, что использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ученикам работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.д. Учащимся, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучающегося и преподавателя. Причем учащийся сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Впрочем, учитывая все приведённые аргументы, не стоит забывать, что компьютерно-инновационные технологии являются всего лишь инструментарием учебного процесса, главным остается учитель, который обязан грамотно и целесообразно использовать современные информационные технологии Сегодня мультимедийные технологии прочно утвердились во многих сферах деятельности. Многие сценаристы, дизайнеры, программисты работают над созданием новых проектов. Подводя итоги, можно отметить возможности и области применения мультимедийных продуктов и технологий. Основными функциями применении продуктов, созданных с интерактивной анимацией являются: популяризация и развлечения, научно-образовательная или образовательная (используется как Учебно-методическое пособие), научно-исследовательская-в музеях, архивах и др. Сегодня важно не просто обучение, а непрерывное обучение, поскольку постоянно внедряются новые технологии, производство современных товаров осуществляется, рост коммуникационных возможностей создает условия для изменения или ликвидации отдельных видов работ. Профессиональная подготовка осуществляется в соответствии со следующими принципами: обучение должно быть связано со стратегией организации и индивидуальными потребностями студентов; особое внимание уделяется обучению и развитию практических навыков. При выборе методов обучения решающее значение имеет мнение студентов организации, так как возможность приобрести новые навыки и усовершенствовать существующие позволяет им быть готовыми к переменам. Также важно учитывать, что эффективность образования зависит от степени вовлеченности студентов в этот процесс. Следует подчеркнуть, что только учитель, являющийся важнейшим элементом системы образования, может использовать интерактивные возможности современных технологий для повышения качества образования и гармоничного развития личности студента. Преподаватель отвечает за организацию учебного процесса и его результаты. Только преподаватель, исходя из индивидуальных особенностей конкретного студента или группы студентов, может сделать правильный выбор средств, технологий и методов обучения. Список литературы 1. Применение анимации в обучении [Электронный ресурс] // Lms group – URL: http://www.s-lms.ru/animacion/item/45-% D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-% D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D0%B8 2. Сидоров С. В. Возможности интерактивной анимации в учебном процессе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагогаисследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/ vozmozhnosti_interaktivnoj/14-1-0-524 3. Куликова Н.Ю., Бондар Д.Н., Ульев А.Н. Использование интерактивных средств обучения и мобильных технологий в образовательном процессе // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15420 4. . Харламов, И.Ф. Педагогика профессионального образования / И.Ф. Харламов. - М.: Ростов-на-Дону, 2004. - 389 с. 5 Мантуленко В.В. Электронные медиа как средство развития познавательного интереса учащихся / - М.: УРАО, 2006. - с. 192 - 198. 6. Применение-анимации-в-обучении [Электронный ресурс] // URL: http://www.s-lms.ru/animacion/item/45- 7. https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-ispolzovaniya-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii/viewer |