5инж проект. Введение в проектной деятельности критически важным является единое представление о том, что должно быть сделано в ходе проекта и что должно получиться в результате выполнения проекта.
Скачать 0.54 Mb.
|
Введение В проектной деятельности критически важным является единое представление о том, что должно быть сделано в ходе проекта и что должно получиться в результате выполнения проекта. Единое представление как внутри команды, так и у команды с заказчиком. Единое представление продукта проекта часто называют образом продукта, или Vision. Образ продукта – принимаемое всеми участниками проекта видение продукта, который должен быть создан. По сути, образ продукта представляет собой документ, который содержит характеристику предполагаемых результатов проекта, дает общее представление о процессе его получения. Такой документ создает контекст, облегчающий все дальнейшее общение между всеми участниками проекта. Именно на образ продукта мы будем ориентироваться во время выполнения проекта. Разрабатывайте образ продукта совместно с заказчиком, чтобы не вышло вот так Одновременно образ продукта служит базой для: мотивации участников (всем становится ясно, к чему должна привести работа); контроля хода работ (можем оценивать, насколько продвинулись в реализации образа); аргументированного представления результатов проекта на этапе сдачи-приемки. Образ продукта разрабатывается вне зависимости от типа проекта: научно-исследовательский, предпринимательский, социальный и т.д. Главное правило применения образа продукта – он должен быть задокументирован. Иначе у каждого участника может сформироваться индивидуальное, отличное от других представление, и тогда цель проекта не будет достигнута. Поэтому описание рекомендуется формировать как можно раньше, в ходе инициации проекта. Разработка образа продукта – это хороший тест для команды: представьте, если вы не смогли договориться еще будучи на берегу о том, что хотите сделать, то что будет с проектом дальше? Образ продукта Образ продукта проекта должен быть простым для восприятия и давать общее представление о предполагаемом результате и процессе его получения. Существуют различные подходы к разработке образа продукта, но часто используется метод ответов на типовые вопросы, которые формируют у читателя необходимое представление. Вариантов наборов вопросов существует достаточно много, они подробно проработаны в маркетинге. Приведем один из популярных наборов вопросов относительно образа продукта. При описании продукта ответьте на следующие вопросы [Управление продуктом в Scrum, Роман Пихлер]: Что является продуктом проекта? Что должно получиться в итоге выполнения, результат вашего проекта? Кто будет использовать/ покупать продукт? Для какой целевой аудитории разрабатывается продукт? Зачем разрабатывать продукт? Какие нужды пользователей продукт удовлетворяет? Какую приносит пользу? Каковы ключевые характеристики продукта, которые принесут обозначенную пользу и сделают продукт успешным? Какими свойствами должен обладать продукт, чтобы удовлетворить целевую аудиторию? Существуют ли аналоги в организации / на рынке? Чем продукт похож на такие аналоги и чем он от них отличается? Какие предполагаются сроки выполнения проекта и какой бюджет необходим, чтобы реализовать продукт? Как показывает практика, удобнее работать с табличными представлениями, чем со списками, например, как показано ниже. Пример шаблона «Образ продукта»
Данный шаблон и примеры его заполнения можно скачать в формате *.docx. Обрaз продукта определяет: предполагаемые результаты; границы проекта; содержание проекта. Его можно использовать: при оценке сроков и стоимости проекта; при определении и оценки ресурсов, необходимых для реализации проекта; при оценке востребованности продукта потребителями и заказчиком; при формировании предложения для инвесторов. В профессиональной среде руководителей проектов существует мнение, что нельзя браться за проект, пока нет принимаемого всеми участниками и реализуемого с точки зрения команды представления о продукте проекта. Полезен: на этапе инициации проекта для выработки одинакового представления всех участников; в том случае, когда уже на начальном этапе заказчик передает инициативу команде без согласования ожиданий от проекта, т.е. как бы отстраняется от проекта, говорит «я вам доверяю, сами разбирайтесь». И тут важно сразу зафиксировать, что будет сделано, чтобы не было разночтений с самого начала. Как уже было сказано, договориться о результатах проекта, пока вы еще на берегу. Не нужен или вреден: когда образ продукта описывают формально, «для галочки». В этом случае наличие такого документа только усложняет ситуацию, он не привносит понимания в проект, не снижает его неопределенность; когда начинают его разрабатывать близко к окончанию, тогда только тратится драгоценное время. Возможно, что в ходе реализации проекта станет ясно, что проведенная работа дает не те результаты, которые предполагались изначально. В зависимости от специфики проекта это может стать основанием: для закрытия проекта. Например, пока делали, заказчик уже передумал, или появился лучший аналог на рынке; для корректировки целей и содержания (в этом случае корректируется и образ результата); для закрытия текущего проекта и инициации нового на базе текущих наработок. Например, есть множество успешных проектов, которые переродились из других: посмотрите только истории создания фотохостинга Flickr, киностудии Pixar, компании PayPal и т.д. По мере реализации проекта и для уточнения ожидаемых результатов образ продукта может детализироваться. Для этих целей применяются Прототипы. Прототип Прототип – это частичная, возможная или предварительная версия предлагаемого продукта проекта. Или: быстрая частичная реализация существенных элементов или структуры предполагаемого продукта проекта. В настоящее время широко используется термин MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт, используемый для проверки гипотез. Гипотеза как правило заключается в необходимости и/или полезности продукта. Сразу скажем, что прототип и MVP – это разные вещи. Прототипы делаются для прояснения и демонстрации существенных аспектов продукта, и на этом жизнь большинства прототипов заканчивается. MVP – это продукт, удовлетворяющий основным требованиям и подлежащий развитию в случае подтверждения гипотезы. В зависимости от цели прототипом может быть: макет, раскадровка или "storyboard", ролевая игра, набросок на бумаге и т.д. Допустим, вы хотите организовать мероприятие, тогда хорошим решением будет сделать раскадровку: визуализируйте каждый ключевой шаг (регистрация, перерыв, завершение...). Пример шага «Регистрация участников» приведен ниже. Как вы думаете, какой важный элемент был упущен в этом примере (приводите свои варианты в обсуждениях)? Если перед вами стоит задача разработки интерфейса, например, для сайта-визитки компании или для компьютерной игры, не спешите сразу отрисовывать все детали в электронном виде. Сделайте сначала наброски на бумаге или в том же электронном виде, согласуйте общие моменты с командой/заказчиком. Иначе может возникнуть распространенный сценарий: тяжело (скорее даже жалко) расстаться с работой, на которую потрачено много времени, вы начинаете ее защищать, возникает конфликт. Прототип создается быстро, начинать создавать прототип сразу со всеми деталями — избыточно, тратится больше времени и жалко выкинуть. Разработка прототипа позволяет на практике, а не умозрительно, оценить преимущества и недостатки предполагаемого продукта проекта, значит и снизить риски получить неуспешный продукт. Прототипы позволяют решать три основные задачи: Прояснение требований. Если Заказчик не может ясно и четко сформулировать свои требования к продукту, тогда прототип даст возможность наглядно представить свои пожелания и убедиться в них. Так же оценка прототипа участниками проекта позволит увидеть не только ошибки в формулировке требований, которые еще возможно исправить до начала реализации, но и снять непонимание внутри команды. Исследование альтернативных решений. В большинстве проектов существуют различные подходы к решению поставленной задачи. Прототип позволяет оценить преимущества и недостатки выбранных решений и показать, насколько осуществимы поставленные требования. Создание конечного продукта. Прототип представляет собой функциональную реализацию первичных элементов продукта, которые дальше будут развиваться и превращаться в уже готовый продукт. Основная цель создания прототипа – устранение неясностей на ранних этапах проекта. Визуализация продукта позволяет наглядно представить, что будет сделано. Как говорится в пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Какие бывают прототипы? Выделяют две основные классификации прототипов. По глубине разработки прототипа: горизонтальный, вертикальный. По дальнейшему использованию прототипа: одноразовый, эволюционный. Горизонтальный прототип (Horizontal prototype) Горизонтальный прототип – это визуальное представление продукта проекта. Такой прототип показывает только внешнюю сторону продукта и демонстрирует наличие каких-либо функциональных возможностей без их реализации. Во многих случаях имитации продукта бывает достаточно для принятия решения о том, какой именно продукт будет реализовываться в течение проекта. Самый распространенный вид прототипа. Пример. Интерфейс программы: рисуется внешний вид пользовательского интерфейса в определенной цветовой гамме и с элементами управления, показывается структура навигации. Вертикальный прототип (Vertical prototype) Вертикальный прототип – это реализация какой-либо критичной функции продукта проекта. Такой прототип, прежде всего, необходим для проверки концепции, задумки проекта. Рекомендуется использовать данный вид прототипа в том случае, когда есть сомнения в осуществимости и стабильности предполагаемой концепции, а также для проверки критически важных требований к продукту. Примеры: Проверка работоспособности модуля в программе по выгрузке данных на внешний веб-сайт. Проверка возможности взлета квадрокоптера c определенной взлетной массой. Одноразовый прототип (Throwaway prototype) Одноразовый прототип разрабатывается для конкретной демонстрации и не используется дальше в ходе проекта. Служит только для прояснения требований к продукту и снятия неясностей. Соответственно, должен разрабатываться «быстро и дешево», чтобы можно было легко с ним расстаться. Эволюционный прототип (Evolution prototype) Эволюционный прототип разрабатывается с целью постепенного создания окончательного продукта проекта по мере прояснения требований. Изначально для построения такого прототипа используются именно те материалы, алгоритмы, подходы, которые и будут в дальнейшем в готовом продукте. В процессе разработки прототипа последовательно выполняются четыре основных шага в соответствии с рисунком. |