Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Единство и различие природы и общества.

  • 2. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.

  • 3. Охрана природной среды – актуальная социальная проблема.

  • ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ. Взаимосвязь общества и природы. Взаимосвязь общества и природы План


    Скачать 22.45 Kb.
    НазваниеВзаимосвязь общества и природы План
    АнкорВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
    Дата04.11.2022
    Размер22.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВзаимосвязь общества и природы.docx
    ТипДокументы
    #770666

    Взаимосвязь общества и природы

    План

    1. Единство и различие природы и общества.

    2. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.

    3. Охрана природной среды – актуальная социальная проблема.

    1. Единство и различие природы и общества.

    Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органиче­ский и неорганический мир со множеством сбалансированных свя­зей и установившимся круговоротом веществ и энергии. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества. Человек является частью природы, по выражению К. Маркса — «...непосредственно природным существом», представ­ляющим собой высшую ступень ее развития.

    Природа и общество обладают двойственным характером. Природа оказывается в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата жизни общества, его общественного тела. Именно благодаря этому и становится возможным говорить о «социальной роли» природы. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального субстрата, включено через него в систему взаимодействий живой и неживой природы, закономерным результатом развития которой явилось появление человечества.

    «Человеческая сущность природы, - писал К. Маркс, - существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека зве­ном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в об­ществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия». Вопреки идеалистической фи­лософии, игнорирующей природу как основу обществен­ного развития, отрывающей историю от естествознания и производства, усматривающей «лоно истории» не в материальном мире, а в «туманных облачных образова­ниях на небе», диалектико-материалистическая фило­софия именно в природе видит первооснову развития общества. Таким образом, продолжает К. Маркс, «об­щество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществ­ленный натурализм человека и осуществленный гума­низм природы».

    Отмечая значение природы как предпосылки возникновения человека и человеческого общества, классики марксизма указывали на сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Природное и социальное в человеке представляют собой внутреннее и сущностное единство. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга». [11]

    Из марксистского решения проблемы единства природы и общества следует, что люди не могут существовать вне природной среды, без непрерывной производственной и других связей и взаимодействий с ней.

    Природно-географическая среда - традиционно выделяемый фактор в системе социального детерминизма. Динамика воздействия на общественную жизнь природы как источника средств существова­ния и источника средств труда, воздействие различных сторон гео­графической, природной, среды на разные свойства человеческой натуры были многократно предметом внимания философско-социологических концепций, включая различные версии "географического детерминизма". С учетом воздействия производственной деятельнос­ти общества на природу все это и составляет содержание экологи­ческой проблемы. [1] Об этой проблеме речь будет идти в четвёртом разделе работы, и мы не будем сейчас останавливаться на этом. Заметил только, что охрана природы — это охрана условий жизни человека и здесь имеет место действие по принципу обратной связи: то или иное влияние чело­века на жизнь природы возвращается как бумеранг к человеку доб­рыми или губительными для него самого результатами.

    2. Основные исторические этапы взаимодействия

    природы и общества.

    Исходными предпосылками и критериями периодизации есть как природные, так и особенно социальные факторы, уровень развития производственных сил, науки и техники, характер производственных отношений. Имея это ввиду мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.

    Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и при­родой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной сре­ды имели решающее значение для существования и развития людей.

    рупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.

    Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу. Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также ору­жия— стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу. Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.

    Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов.

    Второй этапвзаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.

    По времени второй этап охватывает историю рабо­владельческой и феодальной общественно-экономиче­ских формаций.

    Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феода­лов.

    В целом этот период характеризуется более сущест­венными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию.

    Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человече­ских возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная револю­ция XVIII—XIX вв. Оно явилось по сути делатретьим этапомв истории взаимодействия общества и природы. [4]

    Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять при­родные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вме­шательства. Возникает объективная необходимость ра­ционально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими. [16]

    Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену сти­хийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый) этап взаимо­действия природы и общества В. И. Вернадский и на­звал «ноосферой». [11] Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса. [12]

    3. Охрана природной среды – актуальная

    социальная проблема.

    По отношению к че­ловеку природа — окружающая его среда. В отличие от других животных, лишь приспосабливающихся к условиям внешней среды, человек, являясь существом социальным, обладая созна­нием, аппаратом мышления, способностью производить орудия труда и пользоваться ими, воздействует на среду своего обита­ния, стремясь сознательно и активно изменить ее для удовлетво­рения своих потребностей.

    В этом смысле можно выделить два аспекта понятия «окружаю­щая среда». С одной стороны, человека окружают орудия труда и другие люди — участники хозяйственной деятельности. Такое окружение можно назвать производственной или точнее социально-производственной средой, которая формиру­ется человеком практически в одностороннем порядке без участия природы. В этой среде действуют главным образом экономические и социальные законы. С другой стороны, человека окружают объ­екты естественного происхождения - горы и реки, поля и леса, птицы и звери. Такое окружение называют природной средой. Здесь преимущественно действуют законы естественного развития природы. [12] Между тем соци­ально-производственная и природная среды тесно взаимосвязаны между собой, и негативные явления в первой из них способны ока­зать неблагоприятное воздействие на вторую и наоборот, созда­вая тем самым качественно новую структуру, органически соеди­няющую элементы естественной среды с продуктами человеческой деятельности. [10]

    Научно-техническая революция и связанные с ней грандиозные масштабы производственной деятельности человека привели к большим позитивным преобразованиям в мире. Вместе с тем рез­ко ухудшилось состояние окружающей среды. Поэтому охрана окружающей среды, защита ее от загрязнений — одна из важней­ших глобальных проблем. [8]

    Управление чистотой окружающей природной среды в ши­роком смысле включает:

    - определение перспективных нормативов чистоты окружаю­щей природной среды для рассматриваемого периода планиро­вания и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чи­стоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загряз­нения);

    - совершенствование социальных механизмов реализации пла­нов охраны окружающей среды от загрязнения (организацион­но-правового, экономического и культурно-образовательного) .


    написать администратору сайта