Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Учение Дж. Локка о государстве и праве

  • вмешательство государства в экономику. Бестаев А.И. Реферат. Взгляды Джона Локка на государство и право


    Скачать 45.17 Kb.
    НазваниеВзгляды Джона Локка на государство и право
    Анкорвмешательство государства в экономику
    Дата05.09.2022
    Размер45.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБестаев А.И. Реферат.docx
    ТипРеферат
    #663257


    Реферат

    на тему:

    « Взгляды Джона Локка на государство и право»

    Подготовил: Бестаев А.И.

    Преподаватель: Дзагурова М.Д.
    Владикавказ,2020
    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…...………………………………………………………………………3

    1. Учение Дж. Локка о государстве и праве ………………………………..4

    Заключение ………………………………………………………………………20

    Список литературы ……………………………………………………………...21

    Введение

    Своей вершины политико-правовая мысль XVII ст. достигла в творчестве английского философа Джона Локка (1632-1704). Его доктрина изложена в четырех «Посланиях о веротерпимости» (последнее осталось незаконченным) и двух «Трактатах о государственном правлении».

    Методологические основы его политико-правовой философии содержатся в «Опыте о человеческом разуме», работу над которым Локк начал для того, что дать ответ на вопросы, что такое мораль, общество, государство, религия. Локк - эмпирик, в противоположность чистому рационалисту Спинозе. С его точки зрения единственным источником знания является опыт. Мировоззрение Локка можно охарактеризовать как деизм, а именно признание божественного первоисточника мира, не связанное с конкретной конфессией. В политико-правовой сфере Локк стоял на позициях естественного права. Важнейшим вкладом Локка в юриспруденцию Нового времени стало формирование четкой концепции прав человека.


    1. Учение Дж. Локка о государстве и праве

    В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот.Король Яков II Стюарт, доселе проводивший абсолютистскуюполитику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он согласился установить конституционнуюмонархию, что открывало и закрепляло реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившемуся дворянству к управлениюделами государства. Между земельной и денежной аристократией, т. е. верхами дворянства и верхами буржуазии, был заключен компромисс: произведен дележ публичной власти. Такзакончилась полоса революционных преобразований английского общества из феодального в капиталистическое и наступил период его эволюционных изменений.

    Идеологом социального компромисса 1688 г. выступилДжон Локк (1632—1704), который свое политико-юридическоеучение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться прежде всего от радикальных воззрений эпохи революции. Он раскритиковал махрово-реакционный опус Р. Филмера и твердо отклонилконцепции абсолютности и неограниченности власти государства. Равным образом им были сочтены неприемлемыми республиканско-демократическая программа левеллеров и социалистическая утопия диггеров. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.1

    Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о “естественном состоянии”. Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”.

    Но он, разумеется, непросто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные донего другими. Локк развил их, видоизменил, дополнил новымии интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину ран небуржуазного либерализма. К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты.

    Именно труд, по Локку, отделяет “мое”, “твое” от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: “То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью”.

    Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).2

    По принятому тогда обыкновению и эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. Строго говоря,сам по себе действительный генезис государственности во всейего специфичности и конкретности Локка прямо не интересовал.

    Историко-фактологическая проблема (происхождение государства) ставилась им как форма решения проблемы иной,нормативно-теоретической: какими должны быть организационные, этические и юридические основания государства.

    По Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии.

    В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью.3

    Господствуетравенство, «при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Чтобы нормы(законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судитьпреступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы,которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановкунеуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь.

    В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства исвободы, защиты личности и собственности люди соглашаютсяобразовать политическое сообщество, учредить государство.Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирноеобразование государства имело в своей основе согласие народа».

    Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

    От всех прочих форм коллективности (семей,господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно выражает политическую власть,т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства отнападения извне.

    В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской буржуазной революции.

    Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.

    “Свобода людей в условиях существования системы правления, – подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека”.

    Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”. Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

    Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной (у Локка — политической) власти. Неверно, конечно, выводить таковую из якобыврожденных, данных самой природой каждому отдельному лицу свойств-дозволений заботиться о себе (плюс об остальнойчасти человечества) и наказывать проступки других. ОднакоЛокк именно в указанных «естественных» свойствах индивидаусматривал первоначальное право и источник как «законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ».

    Здесь перед нами яркое проявление тогоиндивидуализма, который пронизывает содержание практическивсех либеральных политико-юридических доктрин.

    Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только кголосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать,скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-либо полном, тотальном отказеиндивидов от всех принадлежащих им естественных прав исвобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Гоббса) у Локка нет и речи. Право на жизнь и владении имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никомуи ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности — окончательные границы власти и действия государства,преступать которые ему заказано.

    Государство получает от образовавших его людей ровностолько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается жеона в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранятьи реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье,свободу «и владение такими внешними благами, как деньги,земли, дома, домашняя утварь и т. д.». Все перечисленное Локкназывал одним словом — собственность.

    Отмеченное выше понимание «великой и главной цели» государства раскрывает в Локке идеолога, заинтересованного внеприкосновенности и развитии буржуазных частнособственнических отношений. В формулировании того тезиса, что целью деятельности государства должны быть охрана собственности, обеспечение гражданских интересов, правомерно такжевидеть определенное осознание Локком факта зависимости государства от объективных условий жизни людей.

    Реалистичность политического мышления Локка (чутко восприятие и адекватная оценка насущных потребностей общественного развития) сказалась не только в постановке передгосударством такой основной цели, которая была ему «по плечу» и вполне отвечала зову времени, направлению происшедших в стране перемен. Не менее выразительно этот политический реализм проявился и в выборе Локком средств, призванных содействовать осуществлению данной цели (законность,разделение властей, оптимальная для нации форма правления,право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью и др.).

    На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими идопущенном по их общему согласию в качестве меры добра изла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле — отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, которыйуказывает разумному существу поведение, соответствующее егособственным интересам и служащее общему благу. Если такойнормы-указания предписание в себе не содержит, оно не можетсчитаться законом. Кроме того, по Локку, закону обязательнодолжны быть присущи стабильность и долговременность действия.

    Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью вгосударстве, ему вменяется «управлять согласно установленнымпостоянным законам, провозглашенным народом и известнымему, а не путем импровизированных указов». Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства,когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютноникто, никакой орган не может быть изъят из подчинения егозаконам. Такая позиция Локка определенно предвосхищалаидею «правового государства», обстоятельно развитую в европейской политико-юридической литературе XVIII—XIX вв.Высокий престиж закона проистекает из того, что он, поЛокку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов,там нет и свободы». Функция индивидуальной свободы не исчерпывается первостатейной ее значимостью для жизни отдельно взятого человека, ибо она является еще и неотъемлемой частью общего блага целостного политического организма. Вотпочему нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому. Эти идеи Локка поднимали европейскую науку о государстве и праве на новый уровень политико-юридической культуры, стимулируя разработку одной изцентральных проблем данной науки («государство — личность») в духе гуманизма.

    Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом (единым целым) делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно«двигалось туда, куда его влечет большая сила (отметим тут попутно влияние механики Ньютона на логику рассуждений Локка..), которую составляет согласие большинства». Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластныйодному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным». Темсамым Локк существенно скорректировал под углом зрения демократизма индивидуалистическое начало, которое присутствовало в его учении о государстве и праве. В свете такой корректировки было бы, вероятно, обоснованным квалифицироватьэто учение как либерально-демократическое.

    Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, поЛокку, чтобы публично-властные правомочия государства быличетко разграничены и поделены между разными его органами.Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации —парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их деловедать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо большее, чем просто мысль о необходимости «уравновесить власть правительства (в данном контексте «правительство» есть синоним «государства».),вложив отдельные ее части в разные руки».Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полнотыгосударственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующиетипы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иныевласти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

    По существу, нормальная «структура правления» рисоваласьвоображению Локка комплексом официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления одифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. Доктриныбуржуазного конституционализма. В особенности они были подхвачены и развиты Ш. Монтескье.

    Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К законодательной власти Локк относил также деятельность уполномоченных на то судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

    Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

    Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон – недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. В этих рассуждениях Локка, аналогичных некоторым идеям левеллеров, был выражен опыт времен революции, осуждение попыток “Долгого парламента” сосредоточить в своих руках всю полноту власти в интересах только какой-либо из политических группировок.

    Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы – право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.4

    Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента. Одним из частных случаев тиранического правления, давшего народу право на восстание, Локк называет взятый из английской истории пример, когда исполнительная власть препятствовала созыву и работе законодательного органа.

    Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан (в том числе разделения властей, недопустимости политических привилегий).

    Теория разделения властей отражала опыт английской революции и ее итоги.

    Столетие спустя после опубликования «Двух трактатов о государственном правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит:«Общество, в котором не обеспечено пользование правами и непроведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16).

    Непосредственный социально-классовый смысл представлений Локка о разделении властей ясен. Они идеологически оправдывали тот баланс сил между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией, который сложился в итоге «славной революции»

    1688 г.

    В результате этого в парламенте возобладали пробуржуазные группировки (партия вигов), а в аппарате администрацииосели по преимуществу сторонники знатного родового земельного дворянства (партия тори). Но концепция разделения властей заключала в себе еще и теоретико-познавательный смысл.В ней имелся момент осознания возникшей объективной потребности в разграничении деятельности публичного властвования, в технико-организационном и институциональном разделении усложняющегося труда по управлению государством.Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Локка. Правда, он не отдавал какого-то особогопредпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления;

    Личные егосимпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. ДляЛокка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия

    людей, чтобы она имела надлежащую «структуру правления»,охраняла естественные права и свободы индивида, заботиласьоб общем благе всех.

    Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы отопасности вырождения в тиранию — политический строй, гдеимеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной — все равно)начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление странойи становится беззащитной собственность, но порабощается иуничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремлениетаким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояниенасилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.5

    В отношении правителей, которые осуществляют над своимнародом деспотическую власть, у людей остается лишь однавозможность — «воззвать к небесам» и применить силу «противнесправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладаетправом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа, по Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях)выше, значительнее суверенитета созданного им государства.Если большинство народа решает положить предел наглостинарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путьсвободы, закона, движения к общему благу будет совершенноправомерным. Тезис о праве народа на восстание — неслучайный в либерально-демократической доктрине Локка. Провозглашая его, мыслитель как бы реабилитировал уже произведенную государственным переворотом 1688 г. смену формы правления и прямо предостерегал королевскую власть на будущее отпосягательств на завоевания английской революции.6

    Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии ран небуржуазных революций совсеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себямногие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.

    Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия — столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.7

    Идеи Дж. Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения. Для политико-правовых учений Нового времени характерно выдвижение на передний план практической ценности юридического знания. Расширилось понимание естественного права, осознание свободы, усовершенствовалась теория общественного договора, то есть были заложены основы современной теории государства и права. Локком был обозначен тот вариант преодоления политического отчуждения, который состоит в замене традиционной суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права. Как необходимое средство обеспечения верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право из велений власти превращалось в стабильную основу общества равных перед законом и свободных собственников.

    Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.

    Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

    Ряд идей Локка выходил далеко за рамки обоснования и защиты только буржуазных интересов. Уже понятие трудовой собственности давало логические обоснования для противоположных взглядов: от апологетического взгляда на любую собственность как на “продукт труда и бережливости” до радикального требования предоставления права собственности только тем, кто эту собственность создает и увеличивает (последний мотив позже часто звучал в эгалитарных и социалистических теориях). Разработанная Локком теория разделения властей применима к обоснованию защиты не только буржуазного правопорядка, но и вообще гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.8

    Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень “формальных” прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.9

    Заключение

    Джон Локк синтезировал достижения естественно-правовой теории государства, сформулированные до него, и по-новому решил некоторые ключевые для Нового времени проблемы в политико-правовом аспекте. Он обосновал сущность частной собственности как необходимой предпосылки всех иных прав и свобод человека.

    Далее, он интерпретировал общественный договор как договор индивидов о делегировании государству отдельных строго ограниченных правомочий. Он коренным образом переосмыслил концепцию естественного права, которое в его интерпретации превратилось в категорию неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека.

    Локка заслуженно называют пионером европейского либерализма. Действительно, он вплотную подошел к концепции минимального государства, государства- «ночного сторожа». Он сформулировал принципы, ставшие в последующем конституционной основой современного правового государства: приоритет прав личности, законность, разделение властей и система сдержек и противовесов.

    Список литературы

    1. Зайченко Г.А. Джон Локк. – М.: 1998. – с. 206

    2. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений. Курс лекций. Одиссея, 2002 – с. 448

    3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997 – с. 576

    4. Локк Дж. Избр. соч. В 3-х т. – М.: 1988 – с. 668

    5. История политических и правовых учений: Учебник длявузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – с. 944

    6. 100 Великих мыслителей. Томас Гоббс, Джон Локк. – М.: 2000 – с. 756

    7. История политико-правовых учений. Учебное пособие / Амаглобели Н.Д., Борисова Н.Е., Пахомова В.Г., Хорошилов А.Н.; Под ред.: Хорошилов А.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 344

    8. ЮрчукВ.С.История политических и правовых учений. Конспект лекций. 2-е изд, МИЭМП. 2010

    9. А. Якушев: Философия. Конспект лекций. А-ПРИОР, 2009. – с. 240




    1А. Якушев: Философия. Конспект лекций. А-ПРИОР, 2009 С. 113

    2История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. С. 103



    3Юрчук В.С.История политических и правовых учений. Конспект лекций. 2-е изд, МИЭМП. 2010

    4Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений. Курс лекций. Одиссея, 2002



    5 100 Великих мыслителей. Томас Гоббс, Джон Локк. – М.: 2000. С. 234-242, 257-264.

    6Локк Дж. Избр. соч. В 3-х т. – М.: 1988.

    7 История политических и правовых учений: Учебник длявузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф.

    В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. С. 332- 340

    8 Зайченко Г.А. Джон Локк. – М.: 1998.

    9История политико-правовых учений. Учебное пособие / Амаглобели Н.Д., Борисова Н.Е., Пахомова В.Г., Хорошилов А.Н.; Под ред.: Хорошилов А.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 123


    написать администратору сайта