Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • Сведения об авторе

  • Сведения о научном руководителе

  • Ю. Э. Текутьева Синтез искусств в контексте творчества Данте Алигьери и художников модернистов Аннотация


    Скачать 35.22 Kb.
    НазваниеЮ. Э. Текутьева Синтез искусств в контексте творчества Данте Алигьери и художников модернистов Аннотация
    Дата17.02.2020
    Размер35.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSintez_iskusstv.docx
    ТипДокументы
    #108839

    УДК

    Ю. Э. Текутьева

    Синтез искусств в контексте творчества Данте Алигьери и художников модернистов

    Аннотация. Литературные сюжеты часто становятся центром интереса для художников в качестве источников вдохновения. Для них создаются иллюстрации, на их основе пишутся живописные полотна, монументальные и декоративные произведения. Так в творческие художников направления модерн нашло своё отражение творчество Данте Алигьери. На их полотнах наряду с главными героями становится не только персонажи писателя, но и он сам, как образ ведущий читателя сквозь историю. Однако хоть среди этих художников и наблюдается особая увлеченность Божественной комедией Данте, но большинство из них отражают её сюжет с собственной трактовкой.

    Ключевые слова: Данте Алигьери, эпоха Возрождения, модерн, художники модернисты, живопись.

    Y. E. Tekuteva

    Synthesis of the arts in the field of creativity of Dante Alighieri and contemporary artists

    Keywords:

    В истории Западной Европы одним из самых ярких периодов приято считать эпоху Возрождения. Она представлена необычайно яркими, разнообразными произведениями искусства, в то же время она выражает единую целостную мировую тенденцию, в которой нашло отражение мировоззрение человека последнего этапа средневековой культуры. Эпоха Возрождения заложила основы современного представления о месте человека в мире, о человеке – как идейном центре и двигателе науки, искусства, морали.

    Параллельно этому, в Европе шел процесс формирования литературного языка, сопровождаемый невиданным прежде всплеском творческой активности писателей различных европейских государств.
    Культура Ренессанса характерна тем, что она формировала новые представления о человеке, утверждая его право на счастье в этом земном мире, его свободу выбора, верховенство над природой. Именно из представления о необходимости всестороннего развития человека, достижения им идеала, основывалась и сама культура периода Возрождения. Все это нашло отражение в искусстве (оформление монументальных зданий, прекрасных полотен живописцев и многом другом).

    История гуманизма в обществе эпохи Возрождения напрямую связана с литературой того времени. В произведениях писателей можно увидеть развитие идей творцов Возрождения: от антропоцентризма античности на котором основывались первые творения эпохи Возрождения, до первых идей гуманизма, вобравших в себя значительно большую глубину понимания роли человека в мире. В поэзии того времени впервые была высказана идея о красоте человеческих чувств, их негреховности, что не только возвышало людей над животными, но и отдаляло их от прежних догматов жизни, поддерживаемых прежде церковью.

    Большинство идей гуманизма изложено в литературных произведениях позднего Возрождения (исторические труды, поэзия восхваляющая героические подвиги обычных людей и философские трактаты о роли человека в мире). Во всех этих произведениях в центре внимания оставался человек с его переживаниями, мыслями, стремлениями и связями с другими людьми. Неслучайно флорентийский историк Николо Макиавелли, обращаясь к тяжелым для своей родины событиям прошлого, включил в текст своего исторического сочинения «История Флоренции» слова, вложенные Данте Алигьери в уста спасителя родины: "Я спас ее при поднятом забрале" [c. 389]. Такими фразами не только отдавали честь произведениям великих творцов, но и использовали эти устоявшиеся теперь выражения как афоризмы.

    Обращение творцов к античности наиболее глубокую прослеживалось в литературе Ренессанса через возрождение целых литературных жанров: комедия и трагедия. Следует также отметить, что в эпоху Ренессанса новую жизнь обрел и рыцарский роман казалось угасший как жанр во времена Средневековья. Возрождение становится благодатной почвой и для новых жанров, в частности, новеллы. Особое значение в жизни высшего общества приобретает поэзия, которая провозглашается не только литературой, но и средством познания подлинной глубины чувств.

    Огромную роль сыграл в становлении литературы и философской мысли эпохи Ренессанса великий Данте Алигьери (1265–1321). Одним из величайших его вкладов в мировую литературу стало написание поэмы «Божественная комедия» (название дали современники в знак восхищения величие этой его работы). Написанная хоть и глубоко верующим человеком поэма через повествование задаёт множество вопросов, нарушавших привычный уклад тогдашней жизни и от того, она во многом предвосхитила последующие тенденции в культуре Возрождения, если не спровоцировала некоторые из них.

    Данте фактически не был деятелем собственно Возрождения, однако он стоит на рубеже двух эпох. Для Алигьери ещё не подлежали сомнению представления средневекового человека о мире и его роли, прописанной церковью, но он выступает как представитель новой культуры, возвышая человека, воспевая красоту его чувств, их силу влиять на силы за пределами понимания людей, изменять мир. Деятели же самого Возрождения считали Данте основателем новой культуры, не случайно первыми жизнеописаниями в эпохе Ренессанса стали биографии Данте.

    Его имя стало символом не только для деятелей культуры Возрождения, но и для всего просвещённого света того времени. Именно поэтому к нему неоднократно впоследствии обращались самые различные творцы: серия картин английского художника Д. Россетти «Беатриче Благословенная», «Сон Данте», картина Э. Делакруа «Ладья Данте», Адольф Уильям Бугро «Данте и Вергилий в аду», Генри Холидэй «Данте и Беатриче», Фредерик Лейтон «Данте в изгнании» 1864, Джон Уильям Уотерхаус «Данте и Беатриче», Элизабет Сонрель – Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери.

    Особую роль в становлении этих художников сыграл модерн. Модерн (от французского moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Особенностью модерна является плавность «природных» линий и гибкость форм, проявление интереса к технологиям, в строительстве и других видах искусства.

    Мастера модерна стремились сочетать художественную ценность и утилитарные функции создаваемых произведений, старались вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека, добавляя им не только практическую, но и декоративную функцию. Они тем самым реализовывали идею «преображения жизни средствами искусства». В этом они следовали традициям романтизма и символизма, получившим широкое распространения именно в это время.

    Одним из самых известных творцов, восхвалявших Данте Алигьери был Данте Габриэль Россетти — английский живописец и поэт, основавший «Братство прерафаэлитов». В своих работах он воспевал эстетику раннего Возрождения, утверждая, что именно тому времени свойственна чистота искусства, свободного от навязанного академизма прошлого. Доминирующей темой в творчестве этого английского художника была несчастная любовь, которую он познавал через образы своих муз, запечатлевая их на своих полотнах [2].

    Английского поэту и художника Данте Габриэлю Россетти дали имя в честь Данте Алигьери, от того, наверное, он объединял в своем характере итальянский темперамент и английскую романтичность, поскольку, будучи по родителям итальянцем он видел романтичные и возвышенные образы античности в далёкой Англии. Россетти был кроме того мастером сонетов и баллад, о чем явственно говорит его книга сонетов — «Дом жизни», название которой перекликается с книгой Данте — «Новая жизнь» [4, c.33]. Россетти стал страстным почитателем творчества и самой фигуры Данте, работая над комментариями к «Божественной комедии» и позже неоднократно изображал свою супругу Элизабет в образе Беатриче. Сонеты же его зачастую выступали своеобразными комментариями на его собственные картины [3].

    В живописи, как и в поэзии, Россетти не изменял своим принципам: для его живописи характерны средневековый колорит и пристрастие к символизму, что отражалось в тщательном продумывании каждого штриха картин и передаче их смысла через сложное сочетание образов.

    В качестве самого яркого такого произведения стоит обратить внимание на картину Габриэля Россетти «Любовь Данте» созданную в 1860 году, как часть сборника из трёх работ, посвящённых возлюбленной Данте Алигьери Беатриче Портинари. На данный момент картина находится в собрании Британской галереи Тейт. Центральная часть работы представляет персонифицированное изображение любви, находящееся между ликами Христа и Беатриче. Картина разделена на две части по диагонали, в верхнем левом углу изображён лик Христа, а в нижнем правом — самой Беатриче, так здесь происходит переход возлюбленной Данте с земли на небо и определяется связь боковых частей триптиха. Несмотря на реалистичность изображения фигур, фон написан схематично, стилизованно, а некоторые из его частей намерено оставлены незавершёнными.

    Однако, сохранился эскиз этой работы полноценно проработанный чернильный рисунок с этим сюжетом, предположительно написанный в 1860-ые годы. На нём Беатриче держит в руках солнечные часы. Также картина содержит в себе цитаты из стихотворений «Новая жизнь» и из самой Божественной комедии.

    Еще один художник, интересовавшийся творчеством Данте Алигьери, был Уильям Бугро. Одной из его первых самостоятельных работ стала большая картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в 1850 году. Возможно, сам замысел возник под влиянием картины Делакруа с сходным сюжетом. Бугро восхищался Делакруа и Энгром, а потому причислял их к величайшим художникам XIX века. Утверждал он это от того, что с его слов в их работах прослеживалась искренность и правдоподобность изображения: «…того, что они видели и чувствовали, используя соответствующие их идеалу средства, и, особенно, линию»[14].

    Обращаясь к творчеству Данте, художник ставил перед собой цель превзойти работу Делакруа, преимущественно в передачи эмоций. Натуралистичность изображения должна была показать зрителю жестокость царящих там, в Аду, сил, и заставить в это поверить. Однако картина не нашла отклика у публики и была раскритикована Салоном при своей демонстрации [15].

    Произведение еще одного художника, работавшего в направлении модерна, никого не оставляет равнодушным: Генри Холидэй (1839-1927) написавший картину «Данте и Беатриче» в 1883 году. Её сюжет прост и понятен: Данте встречает Беатриче на мосту Санта-Тринита.

    В самом центре композиции работы изображена Беатриче со своей подругой Монной Ванной её служанкой; все трое стоят возле реки Арно. Для достоверности воспроизведения пейзажа для этой картины, Холидэй в 1881 году отправился во Флоренцию и долго выполнял зарисовки моста Санта-Тринита, Понте-Веккьо и окрестных архисекретных сооружений.

    Его живописное полотно «Данте и Беатриче», позволяет говорить о нем, как о том, кто следовал идеалам прерафаэлитизма. Это связано с тем, что в его работах прослеживается определенная тематика и художественные черты, отличающие его от других произведений того же времени. Как и многие другие художники со склонными стремлениями и идеалами он черпал вдохновение из книг Данте Алигьери. Особенно его впечатлило произведение «Vita Nova» (Новая жизнь).

    Как известно, наиболее ярким событием молодости итальянского поэта Данте была его любовь к Беатриче. На тот момент, когда произошла их первая встреча, они были ещё детьми: ему 9, а ей - 8 лет. Алигьери называет её «Юным ангелом» представшем ему в красивом наряде: она была одета соответственно её детскому возрасту в «благородный» красный цвет, что украшал её изящную красоту. По словам Данте, Беатриче стала «владычицей его души» с первого мгновения. «Она показалась мне», - говорил он, - скорее дочерью Бога, нежели простого смертного. С той самой минуты, как я её увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос своей души: «Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою». Много лет спустя, в 1875 году, Холидей написал и портрет самого Данте Алигьери.

    Стоит отметить также и работы такого французского живописца и графика как Эжен Делакруа. Он был одним из самых заметных творцов направления романтизма в европейской живописи, а самыми его значимыми творениями считаются «Ладья Данте» известня также под названием «Данте и Вергилий в аду» — первая значительная его картина[2]. И как его первое произведение, оно интересно ещё и потому, что это одна из тех работ, которые, как считается, знаменовали собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории западноевропейской живописи. Картина была написана в 1822 году к открытию Парижского салона и ныне выставлена в Лувре[3].

    Сюжет картины основывается на восьмой песни Ада из Божественной комедии Данте: поэт и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают реку Стикс, из вод которой вздымаются души грешников мимо пылающего Города мёртвых. Расположение всех элементов на картине в большей степени ещё совместимо с доминировавшими тогда во французской живописи принципами неоклассицизма.

    Также можно отметить работы талантливая французской художницы Элизабет Сонрель, по своему трактовавшей произведения Данте. Она посетила Италию, Рим и Флоренцию, где на неё произвели неизгладимое впечатление произведения эпохи Возрождения. Особенно сильно она восхищалась работами Сандро Боттичелли, которые в её собственных работах переплетались с романтическими легендами о короле Артуре, библейскими сюжетами, античными и средневековыми легендами. Эти мотивы прослеживаются в работах Э. Сонрель на протяжении всего её творчества.

    Её акварельные работы несут в себе образ идеализированной женщины, и написаны во многих стилях — модерн, символизм, прерафаэлитизм, а по содержанию — это в основном фантастические сюжеты.

    Работа Сонрель, названная «Сценой из «Божественной комедии» Данте Алигьери», изображает три встречи Данте с Биатриче: на весеннем празднике, на флорентийской улице и в земном раю. Она вдохновлялась Данте, его «La Vita Nuava» и «Божественной комедией», библейскими сюжетами и средневековыми легендами, сплетая их все воедино в своём творчестве.

    Большую роль в изобразительном искусстве, посвященном Данте Алигьери отводят французскому граверу, иллюстратору и живописцу Гюставу Доре, чья серия иллюстраций к «Божественной комедии» собственно и поспособствовала ее большей популяризации и стала толчком для дальнейшего развития подобной традиции в искусстве.

    Несмотря на все разнообразные тенденции и направления в искусстве XIX столетия, он наиболее точно сумел перенести на холст настроение творчества Данте, особенно в области масштабного и пластического видения «Комедии». От того возможно художнику и удавалось мастерски создавать прекрасные книжные иллюстрации в своем собственном стиле. Гюстав Доре обладал особым даром и творческим мышлением. Ему оказались близки космологические и философские идеи Данте Алигьери. Воплощая литературные образы в художественных произведениях, мастер таким образом отражал своё воззрение и прочтение на фундаментальную и до настоящего времени «Божественную комедию».

    Основываясь на тексте «Комедии», художник выполнил серию иллюстраций к ней в которых прослеживаются тенденции как романтизма, так и символизма.

    Вместе с тем в этой серии работ заметно влияние искусства «назарейцев» — группа немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, которые обращались к наследию мастеров Средневековья и Возрождения.

    Первые иллюстрации Гюстава Доре к «Аду» выходят в свет в 1861 году, а к другим частям поэмы — «Чистилищу» и «Раю» только в 1869. Впервые в Росси, в петербургском издательстве М. О. Вольфа, книги с гравюрами Доре выходят в 1874-1879 годах.

    Так, одним из самых важных этапов в развитии работ основанных на творчестве Данте в отношении изобразительного искусства становится XIX век. Значительны вклад, в это развитие внесла культура Западной Европы. Итальянское Возрождение создало современный взгляд человека на мир, сделав доступными для общества новые представления о человеке, его положении относительно природы, общества и самого себя, провозгласило идеал активной жизни, направленной на самосовершенствование. Тем самым эта культура требовала от людей совершенствования и умения наслаждаться земной жизнью, сформировала интерес к человеческим чувствам.

    Многие идеи Возрождения были подхвачены писателями и художниками, которые пытались не только подражать веяньям этой эпохи, но и внести свой вклад в культуру по своему её осмыслив. Многочисленные сюжеты художников, связанные с Данте Алигьере, по новому иллюстрируют, раскрывают и трактуют его жизнь и творчество. Каждый из них уникален и неповторим.

    Список литературы

    • История мировой культуры. Эпоха возрождения

    • https://kulturologia.ru/blogs/221017/36417/

    • https://gumilev.ru/about/247/

    • Николо Макиавелли «История Флоренции» изд. «Наука» 1973 c. 439

    • Россетти Д. Г. Дом жизни = The House of Life: [собрание сонетов] / Данте Габриэль Россетти [пер. с англ., предисл. и коммент. Вланеса]. — М.: Аграф, 2009. — 336 с.

    • О. С. Челбогашева Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2017. Т. 7. Вып. 2


    Сведения об авторе: Текутьева Юлия Эдуардовна, студент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», artjuliaalt@gmail.com

    Сведения о научном руководителе: Кочнова Ольга Анатольевна; Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»; доцент кафедры изобр.иск., кандидат культурологии, доцент; okochnova@list.ru


    написать администратору сайта