Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиция «Божественной комедии»

  • Моральный смысл путешествия

  • Духовный смысл путешествия Данте

  • Структура «Божественной комедии

  • Доклад по дисциплине «Философия» на тему: «Философия поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»». данте доклад. Философия поэмы Данте Алигьери Божественная комедия


    Скачать 17.17 Kb.
    НазваниеФилософия поэмы Данте Алигьери Божественная комедия
    АнкорДоклад по дисциплине «Философия» на тему: «Философия поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»
    Дата17.06.2021
    Размер17.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладанте доклад.docx
    ТипДоклад
    #218542

    Государственное бюджетное образовательное учреждение «Ставропольский

    государственный педагогический институт» (филиал в г. Ессентуки)

    Доклад по дисциплине «Философия»

    на тему:

    «Философия поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»»

    Выполнила:

    Студентка

    гуманитарно-технического факультета

    группы 2 НР

    Зубченко Е. А.

    Преподаватель: Бондарь И. А.

    2020-2021 гг.

    «Божественная комедия» Данте Алигьери, созданная в 1308-1321 гг. – культовое произведение литературы средних веков. Этот труд стал вершиной поэтической карьеры Данте. В нем воплотилось не только авторское видение мира, но и религиозные и философские познания и учения 14-го века.
    Данте является тень древнего поэта Виргилия, который олицетворяет собой человеческий разум и философию. Поэт сообщает Данте, что прибыл по поручению его возлюбленной Беатриче. Ради встречи со своей умершей невестой герой должен пройти ад, чистилище, и только затем он попадет в рай, где обитает чистая душа Беатриче.

    Данте отправляется в ад – огромную воронку, конец которой упирается в самый центр земли. Он состоит из девяти кругов, каждый из которых соответствует определенным человеческим грехам. Здесь отбывают наказание чревоугодники, сластолюбцы, расточители и скупцы, лжецы и предатели, насильники, убийцы. На глубине адского царства Данте встречает его повелителя – Люцифера.

    Затем путешественники попадают в чистилище. Здесь находятся души тех, кто перед смертью успех раскаяться в своих грехах, кто умер на поле брани или стал жертвой насилия. Чистилище также поделено на круги – всего их семь. Пройдя каждый из них, Данте, наконец, попадает в рай. В этом чудесном месте он встречает свою возлюбленную Беатриче, умершую в юном возрасте. Вместе с ней герой возносится в небесные сферы, где встречает души праведников, святых угодников и самого Всевышнего. Совершенно потрясенный увиденным, герой возвращается на Землю.

    Композиция «Божественной комедии» построена чрезвычайно символично. Она состоит из трех частей. Часть первая – «Ад» состоит из 34 песен. Две первые из них – вступительные части, где герой бродит аллегорическими лесными зарослями. Это символизирует его поиски истины, где он, в конце концов, теряет ориентиры в море знаний и чувств. В зарослях он встречает зверей, которые символизируют человеческие пороки: льва, который является олицетворением тщеславия и гордыни, рысь, которая олицетворяет страсть, а также волчицу, которая олицетворяет жадность, жажду наживы, алчность. В таком обществе поэт не может найти верной дороги. Выход из леса здесь олицетворяет правильный жизненный путь, который не так просто найти.

    Далее следуют 32 песни об аде. Ад находится в пропасти, в которой девять кругов. Чем глубже круг, тем страшнее грешники находятся там. Такая структура олицетворяет глубину падения людей. В последнем круге, в низшей точке мира «Божественной комедии» сидит дьявол, Люцифер.

    Другие две части произведения под названием «Чистилище» и «Рай» насчитывают каждая по 33 песни. Для Данте 33 имеет символическое значение: это возраст Иисуса Христа, число гармонии. Часть «Ад» имеет другое количество песен, потому что в аду гармонии нет. А всего в произведении 100 песен, потому что эта цифра символизирует совершенство.

    Чистилище находится на горе и насчитывает семь кругов. Это не случайно – в кругах люди очищаются от семи основных грехов. Чем выше круг, тем чище душа находится в нем. На вершине горы находится Рай, где наслаждаются жизнью праведники в окружении ангелов. Еще выше – эмпирей, где герой встречает Бога в окружении божественных сущностей. Высшие силы, как и силы зла, находятся в крайней точке, только теперь в высшей. Симметричное построение произведения подчеркивает это смысловой контраст.

    Моральный смысл путешествия Данте в том, что он видит: место, куда попадают души после смерти, определяется их земными поступками, земной жизнью. Праведники попадают в Рай, ближе к Богу, к «миру вечности». Грешники – в ад, однако ни Бог, ни дьявол не решают, куда именно отправить человека. Грешники сами забросили себя в ад. Души же, которые стремятся к очищению и надеются на новую жизнь, находятся в чистилище. Произведение Данте – это суд над человеческими пороками, но суд высшей гармонии, справедливый суд, что дает надежду каждому. Этими картинами Данте призвал людей жить правильно, большее внимание уделять своей земной жизни, нравственности и духовности.

    Духовный смысл путешествия Данте – показать человека на пути познания добра и зла, поиск смысла жизни, духовных ориентиров для того, чтобы жить правильно. Все путешествие осуществляется в душе поэта и открывает ему истины мироздания. В финале герой достигает знания, что мир спасет любовь. Божественная любовь, которая должна поселиться в душе каждого земного человека и направлять ее в земной жизни. Аллегорическим символом этой всепрощающей любви, чистоты и радости в произведении является Беатриче.

    Структура «Божественной комедии» вполне соответствует основной идее произведения – это путь человека от заблуждений и страдания – через очищение – к духовной гармонии и божественному просветлению. В композиции произведения это символический путь из лесных чащ через ад в чистилище, из которого можно достичь Рая и небесных чертогов.

    Развернутой аллегорией есть и собственно путешествие - это поиск правильного духовного пути для человека, окруженного грехами, соблазнами и страстями. Выбор дороги - это поиск смысла жизни. Главное действие разворачивается в душе лирического героя. Все путешествие осуществляется в сознании поэта. Познав то, что есть крушение, пройдя кругами ада, в душе поэта происходят изменения, он поднимается к осознанию важнейших истин о мире и о себе.

    Именно в части, которая изображает рай, раскрывается главная тайна жизни, которая заключается в любви. Не только в любви к единой и прекрасной женщине, а в любви всепоглощающей и всепрощенной, любви в широком смысле этого слова. Любовь как движущая сила, сила, которой двигают небесные светила. Данте наталкивает нас на мысль, что Бог есть любовь.

    В основе поэмы Данте лежит признание человечеством своих грехов и восхождение к духовной жизни и к Богу. По мнению поэта, для обретения душевного покоя необходимо пройти все круги ада и отказаться от благ, а согрешения искупить страданиями. Каждая из трех глав поэмы включает в себя 33 песни. «Ад», «Чистилище» и «Рай» - красноречивые названия частей, из которых складывается «Божественная комедия». Краткое содержание дает возможность осмыслить основную идею поэмы.

    Поэму Данте Алигьери создал в годы изгнания, незадолго до своей смерти. Она признана в мировой литературе как гениальное творение. Сам автор дал ей имя «Комедия». Так в те времена принято было называть любое произведение, имеющее счастливый конец. «Божественной» наименовал ее Боккаччо, таким образом, поставив высшую оценку.


    написать администратору сайта