Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура Древней Руси ( IX – нач. XIII вв.)

  • Разделение культуры в России

  • Культура Киевской Руси IX - XIII вв.

  • Развитие письменности и литературы древнерусского государства.

  • Развитие каменного строительства и живописи.

  • Живопись и прикладное искусство.

  • Культура московского государства ( XIV - XVII вв.)

  • Культура России. Русская культура 9-21 вв. Культура России с 9го по 21ый век


    Скачать 169.5 Kb.
    НазваниеКультура России с 9го по 21ый век
    АнкорКультура России
    Дата18.01.2022
    Размер169.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРусская культура 9-21 вв.doc
    ТипРеферат
    #334279
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство Образования Российской Федерации

    Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

    Горный институт

    Реферат

    по истории

    на тему: Культура России с 9-го по 21-ый век

    Выполнил студент 1-го курса С-ГМ-21:

    Дьячковский Дмитрий Васильевич

    Проверил: Романов Иннокентий Иванович

    Якутск, 2021

    План работы

    Введение

    1. Культура Древней Руси (IX – начало XII вв.) ……………………………...3

      1. Разделение культуры в России …………………………………………3-4

      2. Культура Киевской Руси IX-XIII вв……………………………………4-6

        1. Развитие письменности и литературы древнерусского государства. 6-7

        2. Развитие каменного строительства и письменности ………………..7-8

        3. Живопись и прикладное искусство …………………………………..8-9

    2. Культура Московского государства (XIV-XVII вв.) …………………10-11

      1. Исторические сочинения и книгопечатание ………………………..11-12

      2. Возрождение каменного строительства …………………………….12-13

      3. Расцвет живописи ……………………………………………………13-14

      4. Зарождение элементов культуры нового времени …………………14-15

    3. Российская культура XIX в. Культура на рубеже XIX-XX вв.……...16-17

      1. Культура России XIX в ………………………………………………16-17

        1. Развитие новой русской литературы и русского театра.…………17-18

        2. Жанровая живопись ………………………………………………...18-19

      2. «Серебряный век» Российской культуры…………………………...19-21

      3. Отечественная культура XX вв.……………………………………...21-25

    4. Культура XXI века: модернизация или прорыв в новую реальнось…26-30

    Заключение …………………………………………………………………….31

    Список литературы ……………………………………………………………32
    Введение

    В понятие культуры входит, все, что создано умом, талантом, рукоделием человека, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие. С давних времен культура является неотъемлемой частью эпохи существования человечества. Она очень важная часть истории, которая олицетворяет человеческую деятельность всеобщего развития. Ярким примером первобытной культуры являются наскальные рисунки. Но сейчас не об этом, тема моего реферата- «История России с 9-го по 21-ый век».

    Культурное наследие нашего народа складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, которое постоянно обогащалось собственным и мировым опытом. Особенности формирования российской культуры заключаются в необходимости духовного развития от европейских собратьев, своего рода глобализации, утверждения православия, принятие христианства, преобладании приоритета государственности над личными интересами народа, подчинение интересов личности интересам государства.

    Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Развитие народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной.

    Чтобы иметь более полное представление о развитии русской культуры, рассмотрим основные этапы формирования культуры, начиная с IX и до начала XXI века.


    1. Культура Древней Руси (IX – нач. XIII вв.)

    Для русского государства, для славянского народа период с IX века по XIII век – это период становления молодого сильного, самого крупного в средневековой Европе государства, начало эпохи Киевской Руси. Русское государство складывалось в условиях практически нескончаемых войн. То с кочевниками, нападавшими с Востока, то с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, то с Византией, осевшей на южных рубежах. Русское государство развивалось быстрым темпом, укрепляло свои позиции, становясь могучим и влиятельным. Удельно-княжеская раздробленность, совпавшая с нашествием монголо-татарских завоевателей, все это привело к распаду Киевской Руси. Но, пройдя тяжелый путь, она возродилась в лице Московского княжества, став центром русских земель.

    Именно в период с IX века по XIII век культура Древней Руси имела высокий уровень развития. К сожалению, до нас не дошло большое количество памятников древнерусской культуры, так как они погибли из-за пожаров, нашествий, войн. До нашего времени главным образом сохранились церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. Огромное влияние на культуру оказала Византия, страны Западной Европы, так же кочевые народы, варяги.

    В период феодальной раздробленности, культурные традиции сыграли важную роль в сохранении и укреплении связей разрозненных земель.


      1. Разделение культуры в России

    Развитие культуры русского государства делится на две фазы:

    Первая фаза – это почти три тысячи лет языческого догосударственного существования.

    Вторая фаза охватывает тысячу лет христианского государственного существования. Её можно разделить на три периода.

    Первый период связан с династией Рюриковичей. Этот период можно разделить на два важных этапа – культура Киевской Руси и культура Московской Руси. Этот период еще имеет название – допетровский. Основной признак первого периода – это устремленность Руси на культуру Византии. Религиозное искусство являлось основой творческого развития.

    Второй период связан с династией Романовых. В этот период было два культурных центра, это Санкт-Петербург и Москва. Именно в этот период культура нашей страны была переориентирована на запад реформами Петра I. Поэтому второй период был назван петровским. Основой творческого развития являлось светское искусство.

    Третий период начинается после Великой Октябрьской революции. Главным культурным центром стала Москва. Основная ориентация творческого развития не была направлена ни на Запад, ни на Восток. Культурный ориентир был направлен на создание самобытной, социалистической культуры, которая не является ни религиозной, ни светской, но связывает в себе и то и другое.


      1. Культура Киевской Руси IX-XIII вв.

    IX век открывает новую страницу в истории славянского народа. Славянские племена собираются под единой княжеской властью, рождается молодое сильное государство.

    Начало нового этапа развития культуры Руси связано с принятием христианства. До принятия христианства славянские народы покланялись языческим богам, приносили им жертвы. Жертвы эти были не только животные, но и человеческие.

    Как гласит летопись: Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы сказали: «Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам». В это время жил в Киеве варяг с сыном, они пришли из Греции и держали христианскую веру. На этого молодого варяга и пал жребий. Люди Владимира пришли к варягу и сказали что на его сына пал жребий, и что он должен быть принесен в жертву богам. Тогда варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные; не дам своего сына бесам!». Толпа пришла в негодование, взяла оружие и пошла на варягов. Толпа кричала: «Дай сына своего богам». Старый варяг отвечал: «Если они боги, то пусть пришлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?». Толпа с яростным криком бросилась и убила варягов. Но ярость прошла, а слова: ваши боги – дерево…, остались.

    Слова старого варяга глубоко в душу запали Владимиру. Это событие было одним из первых, которое побудило принять христианство. Также летопись гласит, что после принятия христианства Владимир исцелился от болезни глаз. «Епископ со священником, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел и сказал: «Теперь только я узнал истинного бога!» Сразу после этого крестилась и его дружина».

    Крещение Руси в 988 году стало поворотным событием в истории и культуре славянского народа. От Византии вместе с христианской религией они переняли книжную культуру, каноны иконописи, навыки каменного строительства, прикладное искусство, письменность. В первое же столетие Киевская Русь ощутила подъем культуры, благодаря чему заняла высокий европейский уровень. XI век – это период высочайшего рассвета нового государство. Именно в этот период численность населения достигала 7 – 8 миллионов человек. Сюда входили такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Среди других государств Европы, Киевская Русь была самым большим и населенным государством.

    С приходом христианства культура и образование России строилось по византийскому подобию. Книги впитали в себя искусство греческой риторики.

    Наивысшего уровня развития древнерусская культура достигла к XII-XIII векам. К этому времени она широко распространилась на территории Восточной Европы. В Русских городах стал создаваться общеевропейский романский художественный стиль. Русское ремесло достигло наивысшего развития, но из всех ремесленных специальностей важное место занимало кузнечное дело.


        1. Развитие письменности и литературы древнерусского государства.

    В дописьменный период немалых успехов в развитии достигло устное народное творчество. Это отразилось в песнях, сказках, загадках, пословицах, былинах. На протяжении многих веков народ создавал и хранил устную летопись, которая предшествовала возникновению письменной летописи. В основе устного народного творчества лежат реальные события. Былины сохранились и до наших дней.

    Культурным переворотом было создание письменности. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Алфавит и старославянский литературный язык был создан Кириллом и Мефодием – христианскими миссионерами. Благодаря этим просветителям было положено начало письменности и литературе. Письменность на Руси начала развиваться с принятием христианства. У лучших людей собирали детей и отдавали их в школы. Обучение велось в городских и церковных школах. В начальной школе обучали чтению, письму, счету и основам вероучения. В высших школах готовили к церковной и государственной деятельности.

    Свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты. По временному промежутку они относятся к XI веку. Князья и вся знать владели иностранными языками. Киевская Русь получила название «книжная страна». При монастырях были созданы библиотеки, архивы, переводилась литература, писались летописи. Для этого времени уровень развития культуры Киевской Руси был высок.

    Материалом для письма служил пергамент. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Слова, которые встречаются часто, сокращают. Древнерусская книга – это объемная рукопись, состоящая из сшитых тетрадей, и заключенная в деревянный переплет, который обтягивался кожей. В XI веке книги стали украшать драгоценными камнями, переплет оковывался золотом.

    Авторы древнерусских произведений не называли себя и оставались неизвестными. Поэтому литература стала самостоятельной и взяла на себя функции по воспитанию народа.

    От XI-XII веков до нашего времени сохранилось 80 книг. На 7 из них указана точная дата написания. Древнейшая из них – «Новгородская псалтырь» использовалась в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, эта книга на несколько десятилетий старше «Остромирово евангелие», которая была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира и до 2000 г. XX века считалась древнейшей книгой (пока не нашли «Новгородский кодекс»). Издавались не только переписи религиозных текстов и переводы на древнерусский язык. Создавались оригинальные сочинения русских авторов. Были созданы такие произведения, как «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др.

    Основная тема древнерусской литературы – это мировая история и смысл человеческой жизни. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала о реальных событиях и не использовала условных, придуманных персонажей. Древнерусская литература выполняла главную роль в просвещении – введение русской культуры в мировую христианскую культуру.


        1. Развитие каменного строительства и живописи.

    Русь в период языческой веры не знала храмов. Лишь с принятием христианства в городах начинается каменное строительство. Так на Руси начинает развиваться культовая архитектура, которая делится на два типа построек – наземные и подземные. Оба типа построек являются каменными, но одни созданы руками человеческими (рукотворные), а другие созданы природой. Те и другие называются монастырями и храмами.

    Подземные монастыри на Руси, как и другие явления, заимствованы из Византии. В подземное убежище не проникает ни свет, ни шум, которые мешают молитвенной сосредоточенности.

    Наиболее известные подземные монастыри – это Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове. Подземные монастыри распространены во многих культурах мира.

    Наземные каменные церкви строили греки в византийском стиле (собор Святой Софии в Киеве), но современем наметился отход от византийских канонов, поиск своего стиля в архитектуре. Уже в первой Десятинной церкви присутствовали черты не характерные для Византии. Это большое количество куполов (25 куполов), пирамидальность – это наследие деревянного зодчества. Храмы строили на берегах водных путей, чтобы они были хорошо видны. Церкви стали центром всей архитектуры.

    До нашего времени сохранилось 60 памятников архитектуры. Наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

    Внутри стены храмов украшались фресками, мозаикой, иконами, отделывались полированным и резным камнем.


        1. Живопись и прикладное искусство.

    Самым распространенным жанром живописи в Киевской Руси являлся религиозный. Этот жанр развивался в двух направлениях: иконопись и фреска. Первые иконописцы, обучающие русских мастеров, были из Византии. Поэтому первые иконы, фрески были похожи на византийские образцы. Но в дальнейшем русские художники перенимали лишь технику. И уже в XII веке русские иконописцы создают художественные композиции не похожи на византийские. Одной из почитаемых иконой стала «Владимирская Богоматерь», изображение Богоматери с младенцем на руках. В середине XIII века написана икона «Святой Николай Чудотворец». Образ этого святого очень почитался на Руси и почитается до сих пор. Среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, получившая название «Ангел Злотые Власы».

    Художественное наследие Киевской Руси стремилось следовать и сохранять значения в качестве образцов. Начали создаваться школы, в которых художественное искусство получило самостоятельное развитие.

    В период феодальной раздробленности получило развитие прикладное искусство. Это искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Но, к сожалению, многое погибло в период монгольского разорения. До нашего времени сохранились лишь немногие произведения, такие как кубок или серебряный потир Юрия Долгорукого, шлем князя Ярослава Всеволодовича, нагрудное украшение монисто с крестами и орнаментами и некоторые другие.

    С нашествием монголо-татар развитие культуры древнерусского государства было прервано на самом высоком уровне. В «Слове о полку Игореве» так сказано об этом: «И тоска разлилась по Русской земле, и грустная печаль течет по Земле Русской».


    1. Культура московского государства (XIV-XVII вв.)

    Период с 1243 г. до 1480 г. это период монголо-татарского нашествия. В этот период пала Киевская Русь и закончился первый цикл в развитии русской культуры. Русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Некоторые из них – производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали – исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие – с середины 13 века до середины 14 века – почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

    Возобновление развития русской культуры связано с эпохой формирования Московского государства. В XIV веке на северо-востоке Руси складывается государство со столицей в Москве. На социально-политической системе, формировавшейся в централизованном государстве, сильнейшим образом отразилось восточное влияние, особенно когда Орда приняла ислам. Такая «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не содействовала смягчению деспотических начал русской жизни. Однако страна осталась христианской. Когда пал Константинополь Русская православная церковь обрела самостоятельность и отдалилась от западного христианства. В этот период Русь является единственной защитницей христианства и принимает на себя миссию спасения, возрождения и распространения православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва – «третьим Римом».

    Москва в плане культуры была изолирована от запада и направлена против него, особенно в его борьбе между православием и католицизмом. Если на западе падает влияние церкви, то в Москве оно возрастает. Общественным идеалом стало религиозное самоотвержение во имя Христа, общества. У Москвы появились духовные символы – святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

    Когда Иван IV венчался на царство, официально Русь стала называться – Российское государство, Россия. И хоть зависимость Москвы от Золотой Орды была ликвидирована, влияние восточной культуры не уменьшилось. Идеал светского государства для Иван IV – это неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила Опричнина.

      1.   1   2   3


    написать администратору сайта