Главная страница
Навигация по странице:

  • Первое впечатление. После прочтения не понимаешь, как относиться к главному герою. То ли жалеть, то ли презирать. Обоснование выбора.

  • Событийно действенный анализ.

  • Авторские предлагаемые обстоятельства.

  • Белотелова и Красавина

  • Красавина

  • Режиссёрские и актёрские предлагаемые обстоятельства.

  • Определить: тема (о чём)

  • Мотив, поведение персонажей.

  • Характеристика персонажей.

  • Образ и приём отрывка или пьесы.

  • Пространственное решение, география места действия, обстановка, костюмы или детали костюмов, реквизит, свет, музыка, шумы и т.д.

  • За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)


    Скачать 34.36 Kb.
    НазваниеЗа чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)
    Дата29.05.2022
    Размер34.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAnaliz.docx
    ТипДокументы
    #555391


    Режиссёрский анализ

    А. Н. Островский «За чем пойдешь, то и найдешь

    (Женитьба Бальзаминова)»

    Выполнила: Токарева Е. НХК 211–01

    1. Первое впечатление.

    После прочтения не понимаешь, как относиться к главному герою. То ли жалеть, то ли презирать.

    1. Обоснование выбора.

    Я выбрала данное произведение, так как тема современна, понятная и поучительна.

    1. Событийно действенный анализ.

    Действие

    (фабула)

    Событие

    Событие пьесы

    Примечания

    1. В саду Белотеловой отдыхают хозяйка сада Домна Евстигневна и местная сваха Акулина Гавриловна Красавина.

    2. Белотелова интересуется у своей подруги, когда она ей найдет жениха.

    3. Красавина рассказывает Белотеловой про одного претендента.

    1. Отдых.
    2. Разговор о женихах.

    Исходное событие – то с чего всё началось.
    1. Затишье перед бурей.





    1. Белотелова сетует на скуку в ее жизни.

    2. Красавина приду­мывает подруге план веселья.

    3. Красавина рассказывает подруге последние новости в округе.

    1. Скука.
    2. Гениальный план развлечения.
    3. Свежие сплетни.

    Основное событие – в нём начинается борьба по сквозному действию, в котором проявляет себя конфликт.
    1. Досужие сплетни двух подруг.




    1. На заборе появляется переодетый в сапожника Бальзаминов и пугает подруг.

    2. Красавина и Белотелова принимают Бальзаминова за разбойника из только что рассказанных новостей.

    3. Красавина узнает Бальзаминова и говорит, что его сдадут в часть как вора, попутно рассказывая про свою подругу Белотелову.

    4. Запуганный Бальзаминов просит Акулину Гавриловну вывести его из сада.

    5. Пользуясь беспомощностью Бальзаминова сваха решает женить его на своей подруге.

    1. «Разбойник из-под Каменного моста».

    Центральное событие – борьба по сквозному действию, в которой борьба достигает наивысшего напряжения.
    1. «Разбойник из-под Каменного моста».




    1. Красавина знакомит Белотелову и Бальзаминова.

    2. Белотелова интересуется у Бальзаминова, почему он попал к ней в сад через забор и чем он занимается.

    3. Бальзаминов, наученный свахой, отвечает, что влюблен в нее и ничем не занимается.

    4. Домна Евстигневна предлагает Бальзаминову ничего не делать вместе, т.к. по одиночке скучно.

    5. Бальзаминов соглашается и просит отпустить его домой.

    6. Сваха и Белотелова отпускают Бальзаминова и идут праздновать «помолвку».

    1. Жених и невеста.

    Финальное событие – борьба по сквозному действию, где борьба может побеждать или проигрывать.




    1. В саду Белотеловой отдыхают хозяйка сада Домна Евстигневна и местная сваха Акулина Гавриловна Красавина.

    2. На заборе появляется переодетый в сапожника Бальзаминов и пугает подруг.

    1. Как снег на голову.

    Главное событие – вывод, следствие, где решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства.







    1. Авторские предлагаемые обстоятельства.

    Авторские предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства пьесы и роли (фабула, время и место действия, его фактура).

    «Сцена представляет два сада, разделенные посередине забором: направо от зрителей сад Пеженовых, а налево – Белотеловой; в садах скамейки, столики и проч.; в саду Белотеловой налево две ступеньки и дверь в беседку; у забора с обеих сторон кусты.

    В саду на левой стороне. Белотелова и Красавина сидят на лавочке».

    «На левой стороне. Белотелова и Красавина выходят из беседки и останавливаются на ступенях».

    «Бальзаминов показывается на заборе. Белотелова убегает в беседку. Сваха от испуга садится на ступеньке».

    «Красавина и Бальзаминов. Бальзаминов выходит из-за куста. Красавина встает».

    «Через полчаса он вышел из избы, отвел лошадь во двор, поставил ее под навес, снял с нее уздечку, задал ей мокрой накошенной травы из телеги, стоявшей посреди двора, и вернулся, глядя на спокойные звезды в расчистившемся небе. В жаркую темноту тихой избы все еще заглядывали с разных сторон слабые, далекие зарницы. Она лежала на нарах, вся, сжавшись, уткнув голову в грудь, горячо наплакавшись от ужаса, восторга и внезапности того, что случилось. Он поцеловал ее мокрую, соленую от слез щеку, лег навзничь и положил ее голову к себе на плечо, правой рукой держа папиросу. Она лежала смирно, молча, он, куря, ласково и рассеянно приглаживал левой рукой ее волосы, щекотавшие ему подбородок... Потом она сразу заснула. Он лежал, глядя в темноту, и самодовольно усмехался».

    «Когда в небе стало совсем светло и петух на разные голоса стал орать за стеной, он сделал движение подняться. Она вскочила и, полусидя боком, с расстегнутой грудью, со спутанными волосами, уставилась на него ничего не понимающими глазами».

    «Потом он стоял перед нарами, уже в поддевке, в картузе, с кнутом в руке, спиной к окнам, к густому блеску только что показавшегося солнца, а она стояла на нарах на коленях и, рыдая, по-детски и некрасиво раскрывая рот, отрывисто выговаривала».

    «Воротясь домой, он тотчас стал собираться и к вечеру уехал на тройке на железную дорогу. Через два дня он был уже в Кисловодске».

    1. Режиссёрские и актёрские предлагаемые обстоятельства.

    Обстоятельства режиссера и актёра – вымыслы, дополняющие обстоятельства, данные автором, как правило, связанные с режиссёрским и актёрским решением роли, с их идейными и формальными приоритетами в ее толковании.

    «Звуки ливня и сотрясающиеся перекаты грома, постепенно они начинают стихать, отходить и кругом начинается проясняться. Во двор одиноко стоящей избы въезжает всадник».

    «Темная и тихая горница, только где-то постукивают рублевые часы на стене».

    «Степа лежит на нарах, вся, сжавшись, уткнув голову в грудь. Красильщиков целует ее щеку, ложиться рядом и кладет ее голову к себе на плечо, правой рукой держа папиросу. Степа засыпает. Стучат часы на стене».

    «В небе стало совсем светло, прокричал петух на разные голоса. Красильщиков сделал движение подняться. Степа вскочила и, полусидя боком, уставилась на него ничего не понимающими глазами».

    1. Определить:

    тема (о чём?)

    Тема – проблема, поднимаемая автором, основной мотив произведения, находится режиссёром, т.к. автор зашифровал её в своём произведении. Важно, чтобы формулировка темы с одной стороны была близка и трогала вас, а с другой была бы близка проблеме поднимаемой автором, его восприятию мира, которые вычитываются из произведения биографических и исторических материалов.

    Тема – неравенство сословий.

    идея (зачем?)

    Идея – что, поднимая эту проблему автор пытается донести до зрителя, воплощает некую сторону мировоззрения автора. Для искусства – это основная, главная мысль, замысел определяющий содержание произведения, его персонажей, способы их существования, взаимоотношения, место действия, жанр, сюжет, драматургию и все другие элементы произведения.

    Идея – наивность и растоптанные надежды.

    конфликт (столкновение идей)

    Конфликт – столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в удовлетворении своих интересов.

    Конфликт возникает между Степой и Василем Красильщиковым:

    «Потом он стоял перед нарами, уже в поддевке, в картузе, с кнутом в руке, спиной к окнам, к густому блеску только что показавшегося солнца, а она стояла на нарах на коленях и, рыдая, по-детски и некрасиво раскрывая рот, отрывисто выговаривала:

    — Василь Ликсеич... за ради Христа... за ради самого царя небесного, возьмите меня замуж! Я вам самой последней рабой буду! У порога вашего буду спать — возьмите! Я бы и так к вам ушла, да кто ж меня так пустит! Василь Ликсеич...

    — Замолчи, — строго сказал Красильщиков. — На днях приеду к твоему отцу и скажу, что женюсь на тебе. Слышала?

    Она села на ноги, сразу оборвав рыдания, тупо раскрыла мокрые лучистые глаза:

    — Правда?

    — Конечно, правда.

    — Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, — поспешно сказала она.

    — Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно...

    Воротясь домой, он тотчас стал собираться и к вечеру уехал на тройке на железную дорогу. Через два дня он был уже в Кисловодске».

    сверхзадача

    Сверхзадача – высшая, главная цель, которую необходимо достичь в сценическом действии. «Нам нужна эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу. Нужна как воздух и солнце». Сверхзадача актера – донести до зрителя в образе своего персонажа главную мысль всего произведения, пьесы, постановки. Сверхзадача требует полной отдачи от актера, страстного стремления, все исчерпывающего действия.

    Сверхзадача – главная всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли. Сверхзадача – хотение; сквозное действие – стремление и выполнение его (действия) создают творческий процесс переживания.

    Сверхзадача спектакля – то, ради чего ставится спектакль, что должно измениться в зрителе, в культуре жизни города, страны, мира.

    Сверхзадача персонажа – основное «я хочу» персонажа, то чего он добивается в процессе борьбы, а так е его работа на сквозное или контрсквозное действие.

    Сверхзадача – режиссёрская идея. В отличие от идеи литературной, сверхзадача обязательно формируется в действенной глагольной призывной форме и соотносится со сквозным действием (имеет положительную направленность, к чему режиссёр призывает зрителя). Отвечает на вопрос: «зачем и почему именно я и именно сегодня берусь ставить этот спектакль».

    Сверхзадача в произведении «Степа» – умение нести ответственность за свои деяния.

    сквозное действие

    Сквозное действие – единое действие, направленное к сверхзадаче. Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче. Сквозное действие в органическом художественном произведении имеет свое контрдействие, которое усиливает сквозное действие.

    действующие и контр-действующие персонажи

    Контрдействие – действие, противопоставленное сквозному действию, оно усиливает сквозное действие «Сложенное по отдельным элементам сценическое самочувствие оказывается самым простым, нормальным человеческим состоянием, которое нам хорошо знакомо в действительности».

    Контрсквозное действие – действенная линия борьбы против сверхзадачи.

    Действующий персонаж: Степа.

    Контрдействующие: Красильщиков.

    1. Мотив, поведение персонажей.

    Мотив Бальзаминова – стать богатым человеком.

    Мотив Белотеловой – избавиться от скуки.

    Мотив Красавиной – заработать денег и утешить подругу.

    1. Характеристика персонажей.

    Характеристика ‒ это описание характерных, отличительных качеств, свойств, достоинств и недостатков кого и чего-либо.

    Характеристика героя ‒ характеристика образа героя, описание его внешности, речевого поведения, характера и нравов, поведения в обществе, поступков, жизненной позиции; отражение места героя в сюжете произведения и среди других персонажей.

    Характеристика Домны Евстигневны Белотеловой: вдова лет тридцати шести, очень полная женщина, приятного лица, говорит лениво, с расстановкой.

    Характеристика Михайло Дмитрия Бальзаминова: мелкий чиновник (писарь), одевается по моде, глуповат, любит мечтать, маменькин сынок.

    Характеристика Акулины Гавриловны Красавиной: местная сваха, подруга Белотеловой.

    1. Образ и приём отрывка или пьесы.

    Приём заключается в том, что повествование ведется в хронологической последовательности.

    Образ «Бальзаминова» - образ мечтательности и простодушия.

    1. Пространственное решение, география места действия, обстановка, костюмы или детали костюмов, реквизит, свет, музыка, шумы и т.д.

    Действие разворачивается в саду.

    На Белотеловой и Красавиной длинные черные юбки и черные водолазки, поверх надеты шали.

    На Бальзаминове приталенный костюм и котелок на голове.

    Реквизит: рюмки, графин и бутылка с водкой, цветы, лавка, столик.

    Шумы: скрип забора.

    Музыка: Дмитрий Хотылев – «Улица, улица, ты, брат, пьяна».


    написать администратору сайта