Главная страница
Навигация по странице:

  • Знать определения понятий

  • Анализ стихотворения В. Набокова "На качелях".

  • Практическое занятие № 2. Художественное время и пространство в литературном произведении. Работа с научной литературой

  • . Познакомьтесь с указанной ниже литературой. Ответьте на следующие вопросы

  • Практическое занятие № 3. Композиция литературного произведения. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Работа с научной литературой

  • Практическое занятие № 4.Язык литературного произведения. Знать определения понятий

  • 2.Анализ стихотворения А. Белого. "Отчаяние".

  • Практическое занятие № 5.Структурный анализ стихотворного текста (Тютчев "О чем ты воешь, ветр ночной..."). Работа с научной литературой

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Практическое занятие №1 Художественный образ.Работа с научной литературой

  • Работа с научной литературой

  • Практическое занятие №3 Композиция литературного произведения.Работа с научной литературой

  • Литературоведческие школы. Работа с научной литературой

  • планы практическихЖ Р К. Занятие Художественный образ в литературном произведении. Работа с научной литературой


    Скачать 78 Kb.
    НазваниеЗанятие Художественный образ в литературном произведении. Работа с научной литературой
    Дата07.10.2022
    Размер78 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапланы практическихЖ Р К.doc
    ТипЗанятие
    #720624

    Практическое занятие № 3.
    Художественный образ в литературном произведении.

    Работа с научной литературой:

    Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994, ч. 1, с. 5-68. (тезисы)

    Знать определения понятий: художественный образ, знак, архетип, персонаж, герой литературный, образ-пейзаж, образ-переживание и др.
    1. Художественный образ как главное средство изображения жизни в искусстве. Образ и знак (общие и отличительные признаки).

    2. Структура художественного образа; механизм словесного изображения.

    3. Виды образов по принципам отображения действительности: эпический, лирический, драматический образы; их специфические особенности.

    4. Виды образов по их содержанию и форме: образы-персонажи, образы-пейзажи, образы животных, образы вещей, обстановки, образы-переживания, фантастические образы.

    5. Лирический образ (образ-переживание). Жанрово-родовые особенности лирического образа.
    Анализ стихотворения В. Набокова "На качелях".

    В листву узорчатую зыбко
    плеснула тонкая доска,
    лазури брызнула улыбка,
    и заблистали небеса.
    И на мгновенье, над ветвями,
    я замер в пламени весны,
    держась простёртыми руками
    за две звенящие струны.
    Но ослепительно метнулась
    ликующая синева,
    доска стремительно качнулась,
    и снизу хлынула листва.
    И лиловеющая зелень
    вновь заслонила небосвод,
    и очарованно бесцелен
    дугообразный стал полёт.

    Так реял я, то опускаясь,
    мелькая тенью по листам,
    то на мгновенье приближаясь
    к недостижимым облакам.
    1. Обращая внимание на характер движения лирического героя, попытайтесь определить тип действия в стихотворении: меняется ли мир, то есть переходит от одного качественного состояния к другому, или мир остаётся тождественным самому себе, а действие связано с перемещением лирического героя.

    2. Отличается ли чем-нибудь движение лирического героя вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Чем объясняется такие образные наименования атрибутов движения на качелях как: "плеснула тонкая доска", "держась простёртыми руками за две звенящие струны", "снизу хлынула листва"? Можно ли сказать, что между движениями качелей вверх-вниз устанавливается какая-либо ценностная иерархия, либо же они равнозначны для лирического героя?

    3. Попытайтесь определить закономерности организации художественного пространства в стихотворении, характер встречи лирического героя с "верхом" и с "низом". Меняются ли эти точки от начала к концу стихотворения, или нет? Можно ли сказать, что эти точки существуют как противоположности, или же они одинаково "встречают" лирического героя. Как, с этой точки зрения, соотносятся "водяные" образы стихотворения: "брызнула улыбка", "снизу хлынула листва". Какую роль эти образы-сравнения играют в контексте целого. Иными словами, продемонстрируйте, как частное, конкретное возводится в ранг всеобщего в художественном образе. Как ведут себя по отношению друг к другу образы "воды" и "огня" в стихотворении? Являются они антонимичными друг другу, или же для них свойственны общие закономерности существования?

    4. Как можно мотивировать последовательность словесных образов в смысловых рядах, характеризующих пространство и движение в стихотворении, таких как: "лазури брызнула улыбка", "ликующая синева", "небосвод", "недостижимые небеса" или "доска стремительно качнулась", "очаровательно-бесцелен дугообразный стал полёт". Можно ли сказать, что между этими словесными образами устанавливаются значения тождества, или же смена словесных образов знаменует изменение восприятия лирическим героем основных параметров картины мира в стихотворении?
    Литература:

    1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 252 - 257.

    2. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М., 1989. с.13-126.

    3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

    4. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Тимофеева, Тураева. М., 1974. (статьи: «Художественный образ», «Образ» (персонаж, пейзаж, вещь, переживание)

    5. Паллиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 - 93.


    Практическое занятие № 2.
    Художественное время и пространство в литературном произведении.

    Работа с научной литературой:

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.
    -
    М., 1975. (статья «Формы времени и хронотопа в романе») (конспект)

    Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. (1 ста­тью по выбору: конспект).

    Знать определения понятий: художественное время, художественное пространство, хронотоп, событие (событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания) и др.
    I. Познакомьтесь с указанной ниже литературой. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении; их отличие от реального, физического времени и пространства.

    2. Художественное время и художественное пространство как выразители ценностной картины мира в литературном произведении; понятие хронотопа (по М. М. Бахтину); сюжетное и жанровое значение хронотопа (привести примеры).

    3. Типы художественного времени и художественного пространства.

    4. Понятие "событие" (по Ю. М. Лотману), связь категории "события" со "временем" и "пространством".

    5. Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания (М. М. Бахтин) в литературном произведении.
    II. Анализ рассказа И. А. Бунина "Далёкое".

    1. Пользуясь определением Ю. М. Лотмана, выделите основные семантические поля (зоны, сферы, участки) в рассказе И. А. Бунина. Охарактеризуйте их, используя известные вам пространственные и временные характеристики. Есть ли чёткие границы между ними, или же эти границы являются нечёткими, размытыми?

    Можно ли сказать, что выделенные вами миры существуют по разным ценностным ориентирам, либо же они "живут" по одной системе ценностей?

    2. Попытайтесь определить, кто из персонажей к какому из миров принадлежит? К какому миру принадлежат рассказчик, Иван Иваныч, князь, "сожители" Ивана Иваныча?

    3. Пользуясь определением "события" Ю. М. Лотмана, попытайтесь выделить основные события произведения и докажите почему? Какие границы (пространственные, временные, ценностные) пересекает персонаж? Меняются ли выделенные Вами миры после события, или же они остаются тождественными самим себе? Существуют ли эти миры в равновесии, или же существующие между ними противоречия неразрешимы?

    4. Событие, о котором рассказывается, и событие "самого рассказывания" в рассказе И. А. Бунина. Кто является носителем "события рассказывания"? Выделите основные этапы развёртывания "события рассказывания"? Докажите, что само "рассказывание" является событием? Какую роль в событии рассказывания играет временная дистанция между происходящими событиями в прошлом и их осмыслением в настоящем? Отличается ли оценка рассказчиком Ивана Иваныча и самого себя в молодости и в настоящем?

    5. Докажите, что участниками "события рассказывания" являются автор и читатель? Как соотносятся точка зрения автора и рассказчика? Можно ли сказать, что рассказчик со временем переосмысливает жизненные ценности и обогащает себя (и читателя) новым духовным опытом?

    Литература:

    1. И. Роднянская. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 487 - 489.

    2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.

    3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.,1998, с. 210 - 245.

    Практическое занятие № 3.
    Композиция литературного произведения.


    Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
    Работа с научной литературой:

    Б. Успенский Поэтика композиции. СПб., 2000 (рецензия)

    Сильман Т.И. Заметки о лирике. - М., 1977. (О композиции лирических
    текстов: конспект).

    Знать определения понятий: композиция (в узком значении, в широком значении), сюжет; определения сюжетных и внесюжетных элементов композиции.
    I. Познакомьтесь с указанной ниже литературой. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Композиция образа и композиция произведения. Условность и научно-методическая необходимость такого разграничения этих понятий.

    2. Понятие о композиции («ядро композиции») в событийных (эпических и драматических) произведениях. Понятие сюжета в драме и эпосе.

    3. Внесюжетные (засюжетные и внутрисюжетные) средства композиции, их функция в произведении.

    4. Соотношение композиции и сюжета в произведении. Спорность данного вопроса.

    5. Вопрос о сюжете в лирике.
    II. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
    III. Анализ композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

    (1) Люблю отчизну я, но странною любовью! 6

    (2) Не победит ее рассудок мой. 5

    (3) Ни слава, купленная кровью, 4

    (4) Ни полный гордого доверия покой, 6
    (5) Ни темной старины заветные преданья 6

    (6) Не шевелят во мне отрадного мечтанья. 6

    1. Но я люблю — за что, не знаю сам? — 5

    2. Ее степей холодное молчанье, 5

    3. Ее лесов безбрежных колыханье, 5




    1. Разливы рек ее, подобные морям... 6

    2. Проселочным путем люблю скакать в телеге 6

    3. И, взором медленным пронзая ночи тень, 6

    4. Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, 6

    5. Дрожащие огни печальных деревень; 6




    1. Люблю дымок спаленной жнивы,

    2. В степи ночующий обоз,

    3. И на холме средь желтой нивы

    4. Чету белеющих берез.

    5. С отрадой, многим незнакомой,

    6. Я вижу полное гумно,

    7. Избу, покрытую соломой,

    8. С резными ставнями окно;

    9. И в праздник, вечером росистым,

    10. Смотреть до полночи готов

    11. На пляску с топаньем и свистом

    12. Под говор пьяных мужичков.


    Литература:

    1. Определение композиции, сюжета в справочных изданиях.

    2. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

    3. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

    4. Кожинов В. В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966, том 3, с. 695 - 696.

    5. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Родина», «Выхожу один я на дорогу» // Русская классическая литература. М., 1969. с.121-127.
    Практическое занятие № 4.
    Язык литературного произведения.

    Знать определения понятий: эпитет, метафора, метонимия и др.
    1. Опираясь на работу М. М. Бахтина, сравните особенности поэтического и прозаического слова. В чём особенности поэтического слова, по Л. Я. Гинзбург?

    2.Анализ стихотворения А. Белого. "Отчаяние".

    Весёлый, искромётный лед.
    Но сердце - ледянистый слиток.
    Пусть вьюга белоцвет метёт, -
    Взревёт; и развернёт свой свиток.

    Срывается: кипит сугроб,
    Пурговым кружевом клокочет,
    Пургой окуривает лоб,
    Завьётся в ночь и прохохочет.

    Двойник мой гонится за мной;
    Он на заборе промелькает,
    Скользнёт вдоль хладной мостовой
    И, удлинившись, вдруг истает.

    Душа, остановись - замри!
    Слепите, снеговые хлопья!
    Вонзайте в небо, фонари,
    Лучей наточенные копья!

    Отцветших, отгоревших дней
    Осталась песня недопета.
    Пляшите, уличных огней
    На скользких плитах иглы света!

    1. Рассмотрите пространственно-временную организацию стихотворения. Можно ли сказать, что движение зимней стихии в 1 строфе совпадает с движением во 2, 3, 4 строфах, или же "рисунок" траектории её движения меняется? Как внутреннее состояние лирического героя связано с теми процессами, которые происходят в зимнюю вьюгу? Движение и "замирание" в стихотворении. Какую роль играют в стихотворении образы замирания человека и мира? Есть ли закономерности в их расположении? Можно ли сказать, что во время "отцветших, отгоревших дней" человек и мир существуют по таким же законам, что и во время разгулявшейся зимней стихии, либо же их смысловые характеристики отличаются в стихотворении?

    2. Как вы понимаете необходимость появления "двойника" в стихотворении? Какой смысл имеет образ преследования лирического героя?

    3. Меняется ли положение лирического героя в мире в 4 и 5 строфах стихотворения. Как ведут себя образы верха и низа в заключительной строфе произведения? Соотнесите с тем, что происходит с этими словообразами в начальных строфах стихотворения. Почему особо актуализируется образ "вонзания" в небо и в "плиты", и смысловые ряды, выстраивающиеся вокруг этого образа ("лучей наточенные копья", "иглы света")?

    4. Возможна ли коммуникация лирического героя с миром в этом стихотворении (если возможна, то когда она происходит и в чём выражается), либо же герой и мир существуют обособленно? Как, с этой точки зрения, семантически взаимодействуют образы "весёлого льда" "ледянистого слитка" на сердце, "кипящего сугроба", "окуривания" лба пургой и т. д.?

    5. Обратите внимание на употребление грамматически неправильных словоформ в стихотворении. Обоснуйте необходимость именно таких словообразов в стихотворении.

    6. Укажите особенности поэтического слова. Покажите, как поэтический контекст делает синонимами и антонимами, слова, не являющиеся таковыми в обыденной нехудожественной речи. Приведите примеры многозначности слова в лирическом стихотворении, актуализации прямого и переносного значения слова.

    7. Выделите основные звукообразы в стихотворении. Как эти звукообразы демонстрируют центральные противоречия художественной системы А. Белого. 8. Образ языка в стихотворении. Мотивируете появление в стихотворении словесных рядов, относящихся к разным языковым стихиям: высокая книжная лексика ("хладный", "искромётный") и обыденно-разговорная ("прохохочет").

    Литература:

    1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 88 - 101 (сравнительная характеристика поэтического слова и слова прозаического).

    2. Гинзбург Л. Я. О лирике (вводная глава). - Л.,1974.

    Практическое занятие № 5.
    Структурный анализ стихотворного текста


    (Тютчев "О чем ты воешь, ветр ночной...").
    Работа с научной литературой:

    Гаспаров М.Л. Избранные статьи. - М., 1995 (1 статью по выбору). (рецензия)

    Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. / Введение; с. 180 - 185. (конспект)

    Поэтический строй русской лирики. - Л.. 1973. (Введение; с. 122 -134; 147-159). (тезисы)

    Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение). (рецензия)

    Знать определения понятий: структурный анализ текста и др.
    1. Раскройте сущность структурного анализа текста. В чем его преимущества? Есть ли недостатки?

    2. Проанализируйте стихотворение Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной…»
    О чем ты воешь, ветр ночной?

    О чем так сетуешь безумно?..

    Что значит странный голос твой,

    То глухо жалобный, то шумно?

    Понятным сердцу языком

    Твердишь о непонятной муке –

    И роешь и взрываешь в нем

    Порой неистовые звуки!..
    О, страшных песен сих не пой

    Про древний хаос, про родимый!

    Как жадно мир души ночной

    Внимает повести любимой!

    Из смертной рвется он груди,

    Он с беспредельным жаждет слиться!..

    О, бурь заснувших не буди –

    Под ними хаос шевелится!..

    <Начало 30-х гг.>
    1. Проанализируйте «дословесный» уровнь стихотворения: расположение ударных гласных; уровнь вокализма; повторяющиеся звуковые комплексы; связаны ли этих звуки с ключевыми словами-темами текста (ветр, страшный, древний, родимый и др.)

    2. Составьте ритмическую модель данного текста: размер; метр; выделите закономерности развертывания ритма; как ритмически оформляется переход от первой ко второй строфе, обратите внимание на место, которое занимает пиррихий в строке, соответствует ли оно установившемуся в поэзии пушкинской поры закону альтернирующего ритма.

    3. Как развивается тема хаоса в стихотворении: обозначьте переломные в образном плане моменты, изменяется ли состав образов во второй строфе; согласуются ли изменения образов и тем с ритмическими перебоями в тексте; найдите синтаксические фигуры в стихотворении, каковы их функции и значение.

    4. Каково тютчевского отношения к хаосу: как сочетаются в нем страх и любвь, жалость, и мольба-заклинание.

    5. С каким из канонических жанров связано тютчевское восприятие мира «во всей контрастной преизбыточности его становления, когда стираются грани противоположностей, когда одно и то же явление заставляет и цепенеть, и судорожно пылать» (Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С.61.)

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
    Практическое занятие №1

    Художественный образ.

    Работа с научной литературой:

    Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994, ч. 1, с. 5-68. (тезисы)

    Знать определения понятий: художественный образ, знак, архетип, персонаж, герой литературный, образ-пейзаж, образ-переживание и др.
    Практическое занятие №2

    Художественное время и пространство в литературном произведении.

    Работа с научной литературой:

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.
    -
    М., 1975. (статья «Формы времени и хронотопа в романе») (конспект)

    Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. (1 ста­тью по выбору: конспект).

    Знать определения понятий: художественное время, художественное пространство, хронотоп, событие (событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания) и др.
    Практическое занятие №3

    Композиция литературного произведения.

    Работа с научной литературой:

    Б. Успенский Поэтика композиции. СПб., 2000 (рецензия)

    Сильман Т.И. Заметки о лирике. - М., 1977. (О композиции лирических
    текстов: конспект).

    Знать определения понятий: композиция (в узком значении, в широком значении), сюжет; определения сюжетных и внесюжетных элементов композиции.
    Практическое занятие №4

    Язык литературного произведения.

    Знать определения понятий: эпитет, метафора, метонимия и др.
    Практическое занятие №5

    Структурный анализ стихотворного текста

    Работа с научной литературой:

    Гаспаров М.Л. Избранные статьи. - М., 1995 (1 статью по выбору). (рецензия)

    Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. / Введение; с. 180 - 185. (конспект)

    Поэтический строй русской лирики. - Л.. 1973. (Введение; с. 122 -134; 147-159). (тезисы)

    Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение). (рецензия)

    + определения понятий: структурный анализ текста и др.
    Литературоведческие школы.

    Работа с научной литературой:

    Косиков Г.К. Герменевтика и интерпретация. Вопросы литературы, 1993, № 2, с.38-42. (рецензия)

    Кристева Ю. Разрушение поэтики // Вестник МГУ, филология, 1994, № 5, с.44-62. (рецензия)

    Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение). (рецензия)

    Определения понятий: герменевтика, интерпретация, анализ, структурализм, формализм, постструктурализм и др.



    написать администратору сайта