Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1.

  • 3. Интерес Э.Т.А.Гофмана к различным видам искусств. Искусство как стихия прекрасного. Тип героя-художника у Э.Т.А.Гофмана. Ответ

  • Мирообраз немецкого романтизма

  • Основные школы немецкого романтизма

  • Задание 2: Обозначьте Берлинский период, его цель и особенность.

  • Концепция романтической иронии

  • Задание 3.

  • Ответ

  • Искусство как особый мир, очищающий человека и возвышающий его над убожеством филистерской прозы

  • Своеобразие романтической иронии Гофмана: трагическая раздвоенность творческой личности между возвышенным и тривиальным (Ансельм и Серпентина, Бальтазар и Кандида)

  • Задание 4: составить словарь терминов и понятий.

  • Романтическое

  • Романтический

  • Гротеск

  • Исторический

  • Психологический

  • Двойничеств

  • Рассказчик Это условный образ, от чьего лица ведется повествование в художественном произведении, объективное повествование Подтекст

  • Специфика предметного мира

  • Художественная

  • История зарубежной литературы Немецкий романтизм основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты.. история зарубежной литературы Немецкий романтизм основные предст. Занятие 1 по теме (темам) 1 16 Немецкий романтизм основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты


    Скачать 43.14 Kb.
    НазваниеЗанятие 1 по теме (темам) 1 16 Немецкий романтизм основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты
    АнкорИстория зарубежной литературы Немецкий романтизм основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты
    Дата30.10.2022
    Размер43.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория зарубежной литературы Немецкий романтизм основные предст.docx
    ТипЗанятие
    #762637



    Практическое занятие 1 по теме (темам) № 1- 16

    Немецкий романтизм: основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты.


    • Задание 1.

    Изучить эстетические взгляды немецких романтиков по

    плану:

    1. Мирообраз романтизма.

    2. Основные школы немецкого романтизма:

    а) Йенская школа; теория романтической иронии.

    а) Гейдельбергская школа. Изучение фольклора.

    3. Интерес Э.Т.А.Гофмана к различным видам искусств. Искусство как

    стихия прекрасного. Тип героя-художника у Э.Т.А.Гофмана.
    Ответ:


    • Мирообраз немецкого романтизма


    Ключевые концепты романтизма:

    • любовь (чувства, во всем своем проявлении, что такое истинная любовь и для чего она нужна человеку, как мы меняемся при ощущении чего-то подобного и как это влияет на нашу обыденность)

    • человек (сущность человека в мире, его место в социуме, влияние чувств на поступки и мысли человека в определенные моменты его жизни)

    • искусство (попытка понимания «прекрасного», осознание действительности под другим углом)


    Немецких романтиков интересовали сущность духа и материи, связи общего и частного, их диалектика, возможности познания мира и приближения к идеалу, место человека в мироздании и пути развития человеческого общества, а также – его конечная цель. Они хотели уяснить место природы, религии, Бога и морали в системе мироздания, а также роль в процессе познания логики, эмоции и воображения, и как следствие этого – связи философии, науки и искусства.
    Рационалистичность философии XVIII в. казалась им недостаточной, и они искали в системах своих современников те коррективы, которые могли бы заполнить «пустоты», возникавшие при сугубо логическом подходе к миру. Романтики, разочарованные в реальном мире с его прагматичностью и прозаизмом, находили дорогие для себя идеи в суждениях Канта об идеале как недосягаемом образце, движение к которому бесконечно.
    Немецкие романтики подвергали сомнению возможность познания мира только с помощью разума, вслед за Фихте и Шеллингом основным инструментом познания считали интеллектуальную интуицию и продуктивное созерцание. Герои романтиков – всегда созерцатели, их жизнь полна не внешними событиями, но напряженной духовной деятельностью.
    Главные темы романтического движения — искусство, природа, любовь, единство — выступают для нас своеобразной приманкой: осознанно или нет, c гуманитарным бэкграундом или без него, мы ожидаем, что романтизм станет для нас «лекарством от постмодерна».
    Романтики призывали отказаться от механистической картины мира и идей всеобщего просвещения, которые могут в определенных обстоятельствах развития привести к насилию и утопии.

    • Основные школы немецкого романтизма




    1. Йенская школа. Теория романтической иронии.

    В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.
    В кружок, сложившийся в Йенском университетском городке, входили:


    • Фридрих Шлегель (1772–1829), основной теоретик йенцев, автор эстетических работ «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.)

    • Август Вильгельм Шлегель (1767–1845), старший брат Ф.Шлегеля, писавший стихи и драмы, но более известный как историк литературы, переводчик произведений У. Шекспира, Ф. Петрарки.

    • Новалис (1772–1801), крупнейший писатель периода.

    • Вильгельм Генрих Вакенродер (1773–1798), автор новелл и очерков.

    • Людвиг Иоганн Тик (1773–1853), автор романов, новелл, пьес и произведений других жанров

    • Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854), философ

    • Фридрих Шлейермахер (1768–1834), протестантский теолог и философ


    Крупнейший представитель раннего немецкого романтизма известен под псевдонимом Новалис. Его настоящее имя — Фридрих фон Харденберг. Новалис внес значительный вклад в историю романтизма. Философичность Новалиса проявляется как в поэзии («Гимны к Ночи», 1800), где основная тема — победа над смертью, так и в прозе (философия природы в повести «Ученики в Саисе», 1800).

    В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.
    Йенский романтизм складывался в атмосфере передовых общественно-политических идей, которые выдвинула и стремилась осуществить революция конца XVIII в. во Франции, и он не мог не испытывать их плодотворного влияния. Приветствовали революцию Новалис, Ф. Шлегель и Л. Тик, который мечтал стать волонтером французской республиканской армии и сражаться против европейской коалиции.

    Отвергая не только результаты Французской революции, но и пути буржуазного развития вообще, йенские романтики в условиях феодальной отсталости Германии тем самым оставались за пределами сил общественного прогресса, неся в своем мировоззрении и общественных позициях потенциальные возможности сближения с лагерем реакции. Им чужда была вера в осуществление передовых идеалов Французской революции в будущем. Они не были ни реакционерами, ни реставраторами средневековых отношений, но их поиски справедливого внебуржуазного идеала становились ретроспективными и нередко выражались в идеализации далекого прошлого, как правило, средневековья, которое они все же стремились соотнести с современным общественным развитием (утопия Новалиса). При этом в утопическом идеале йенцев акцент ставился не на общественной, а на эстетической стороне.

    Но в новом художественном видении мира, которое утверждали иенские романтики, возникали и свои неизбежные потери по сравнению с классицизмом и Просвещением. Они заключались прежде всего в приверженности так называемому незаинтересованному искусству, не имеющему задач вне самого себя. Реализация этого принципа несла в себе не только отрицание плоского утилитаризма эпигонов Просвещения, но в конечном итоге и отказ от высокой гражданской воспитательной миссии искусства. Отрицая общественно-политическую практику развивающегося буржуазного общества, иенские романтики пришли к сознательному отрыву искусства от общественно-политической жизни вообще.
    2. Гейдельбергская школа. Изучение фольклора

    Гейдельбергские романтики по-новому осмысляют проблему двоемирия. Эстетика двоемирия основана на противопоставлении истории и духа нации, противопоставлении исторического быта и духовного бытия. История народа материальна, изменчива, дух же нации вечен, бесконечен, идеален. Так формируется оппозиция «история нации – душа нации». На смену индивидуальной личности приходит коллективная личность, родовой человек, который растворяется в нации, коллективе. Он подчиняется надличностному началу. Именно нация становится главной конструктивной силой. Нация становится субъектом творчества.
    В 1805-1808 годах творили писатели Людвиг фон Арним, Клеменс Брентано, братья Яков и Вильгельм Гримм. Свои эстетические воззрения они излагали в «Газете для отшельников».
    В центре внимания гейдельбергских романтиков оказывается проблема историзма, взгляд на историю как на динамический процесс. Главное внимание романтики сосредотачивают на анализе судьбы Германии, ее вкладе в общемировую историю, ее месте в мировом пространстве.

    Их волновала проблема народности, пробуждения национального самосознания и его воплощения в искусстве. В творчестве гейдельбергских романтиков часто встречается обращение к фольклору, изучению национальных песен.
    С 1805 по 1808 годы Арним и Брентано выпускают три книги немецких народных песен под названием «Волшебный рог мальчика» – подлинную сокровищницу немецкого народного творчества, уникальную и по объему, и по жанровому разнообразию. Эта книга способствовала пробуждению духовного самосознания нации. Наряду с тенденциозно подобранными религиозными духовными песнями XVI—XVII вв. (среди них — псалмы Лютера, католическая песня Якоба Бальде и Фридриха Шпее) в сборнике представлены песни, выражающие любовь народа к своему отечеству, солдатские песни и песни социального протеста, в которых воплощена вековая ненависть простого люда к угнетателям: феодалам и церковникам. Многие песни носят балладный характер, их герои — благородные разбойники вроде Робина Гуда, защитники бедняков и поборники справедливости. Замечательны любовные народные песни, подлинные в своей безыскусности и отмеченные глубиной чувства.


    • Задание 2: Обозначьте Берлинский период, его цель и особенность.

    1. Философия и эстетика немецкого романтизма

    2. Концепция романтической иронии


    Ответ:


    • Философия и эстетика немецкого романтизма


    Как эстетическое явление романтизм характеризуется синтезом художественности и философской рефлексии. Использование понятия "романтизм" в науке неоднозначно.

    На становление эстетических идей йенских романтиков значительно повлияла идея эмпирического абсолютного "Я", которая предстает в философии И. Фихте олицетворением бессознательных творческих начал, сконцентрированных в творчестве. Соответственно, смысл жизни реального человека должен направляться на деятельность, которая заключается в бесконечном стремлении к высшей "окончательной цели".

    Романтики, следуя идеям философии И. Фихте, видели концентрированным олицетворением творческих возможностей человека индивидуальное «Я» художника. Художественное творчество, в частности поэзия, отражающая внутренний мир художника, рассматривалась высшим видом деятельности. Духовный мир представал единственно истинным в противовес реальному.

    Романтизм реконструирует само понятие "философия", поскольку она становится "поэтической философией" или "философской поэзией", ведь в нем речь понятий сливается воедино с языком чувств, понятийное мышление - с чувственно-поэтическим восприятием. Романтической философии свойственна символическая загруженность, а поэзии - насыщение метафизикой.

    • Концепция романтической иронии

    Романтическая ирония имеет дело с понятиями безусловного и обусловленного. Понятие безусловного наиболее ценно для романтиков, ибо все обусловленное несвободно, в какой бы сфере оно не располагалось. Ф. Шлегель пишет, что ирония создаст настроение, "которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь надо всем обусловленным, включая и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность".

    Иронический субъект — человек, наделенный ироническим мироощущением, оценивается Ф. Шлегелем как в высшей степени свободный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Однако где развивается ирония, там она рано или поздно трансформируется в самоиронию. Любой иронически мыслящий человек и художник делает предметом и объектом иронии самого себя, т.е. противостоит в своем ироническом отношении не только реальному миру, но и самому себе. Такое бесконечное возделывание иронии ведет к болезненному развитию рефлексии — как бы сам собой снимается вопрос об общезначимом идеале и начинает возобладать принцип относительности всего существующего. Уникальный потенциал иронии заключается в том, что благодаря ей человек приобретает бесконечные силы как самосозидания, так и самоотрицания. Ироническое мироощущение, старается убедить Ф. Шлегель, способно спасти человека перед лицом крайних противоречий, которые несет мир. Вместе с тем бесконечно развиваемая рефлексия, сомнение во всем, ироническое подозрение не только окружающего мира, но и собственных внутренних порывов позволяют оценить крайнюю иронию как путь, ведущий к сумасшествию. Человек способен легко утратить меру иронического отношения и запутаться во всей этой сложности.


    • Задание 3.

    • Изучить творчество Э.Т.А. Гофмана по плану:

    • Эстетические идеи Гофмана.

    • Искусство как особый мир, очищающий человека и возвышающий его

    над убожеством филистерской прозы.

    • Своеобразие романтической иронии Гофмана: трагическая

    раздвоенность творческой личности между возвышенным и тривиальным

    (Ансельм и Серпентина, Бальтазар и Кандида).

    • «Золотой горшок», «Житейские воззрения кота Мурра». Композиция

    романа. Фрагментарность как средство передачи многоплановости. Образ

    Крейслера, трагическая неосуществленность идеала и преданность ему героя

    и автора.

    • Мастерство романтической сатиры (сатирическая биография Мурра).

    Черты готического романа в романе « Эликсир Сатаны». «Крошка Цахес» –

    фантастическое отражение идеи присвоения чужого труда, отчуждения

    человека в обществе.

    • Своеобразие романтического стиля Гофмана. Мастерство

    романтической прозы, остроумное сочетание и контрастирование

    возвышенного и приземленно - прозаического плана. Ирония и юмор.
    Ответ:


    • Эстетические идеи Гофмана


    Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. В «Крошке Цахесе», как и в «Золотом горшке», обращаясь с материалом иронически, Гофман ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями. Действительность, каждодневная жизнь становится у него интересной при помощи романтических средств. Едва ли не первым среди романтиков Гофман ввел современный город в сферу художественного отражения жизни. Высокое противостояние романтической духовности окружающему бытию происходит у него на фоне и на почве реального немецкого быта, который в искусстве этого романтика превращается в фантастически злую силу. Духовность и вещественность вступают здесь в противоречие. С огромной силой показал Гофман мертвящую власть вещей.
    Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском двоемирии. Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной. Типологически все герои Гофмана делятся на музыкантов и немузыкантов. Музыканты – духовные энтузиасты, романтические мечтатели, люди, наделенные внутренней раздробленностью. Немузыканты – люди, примиренные с жизнью и с собой. Музыкант вынужден жить не только в области золотых снов поэтической мечты, но и постоянно сталкиваться с непоэтической реальностью. Это рождает иронию, которая направлена не только на реальный мир, но и на мир поэтической мечты. Ирония становится способом разрешения противоречий современной жизни. Возвышенное сводится до обыденного, обыденное поднимается до возвышенного – в этом видится двойственность романтической иронии. Для Гофмана была важна идея романтического синтеза искусств, который достигается путем взаимопроникновения литературы, музыки и живописи. Герои Гофмана постоянно слушают музыку его любимых композиторов: Кристофа Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, обращаются к живописи Леонардо да Винчи, Жак Калло. Будучи одновременно и поэтом, и живописцем, Гофман создал музыкально-живописно-поэтический стиль.


    Из всех видов искусства романтики более всего ценили музыку, поскольку её выразительная сила не нуждалась в переводе на язык понятий. В музыке романтическая душа выражала себя и свое чувство мира без слов. Не случайно Э. Т.А. Гофман назвал музыку "санскритом природы". Романтизм и музыка были как бы созданы друг для друга. Именно в музыке, как полагали многие романтики, может полностью раскрыть себя человеческий дух. В связи с этим следует отметить, что сам Гофман был не только выдающимся писателем, но и крупным композитором.

    Разработка романтической эстетики в целом, и проблемы искусства и художника в частности, своё наибольшее развитие получила в Германии 1 пол. XIX в. Будучи в то время экономически и политически отсталой страной, Германия породила романтизм, отличавшийся своим умозрительным характером. На долю именно немецких романтиков - писателей и философов - выпала задача формулирования основных мировоззренческих и эстетических установок всего движения. Искусство художников немецкого романтизма тяготело к мифологической форме мышления, к иносказательности, к фантастике. Далекие от житейской практики, они больше всего интересовались жизнью духа. Именно немецкие романтики впервые подняли художественную натуру на небывалую высоту, видя в художнике носителя божественной искры, истины, скрытой от глаз толпы. От них берет начало столь распространенный в поэзии XIX в. образ поэта-пророка. Ведущими представителями романтизма в философии являются такие крупные мыслители классической немецкой школы, как И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинг.

    • Своеобразие романтической иронии Гофмана: трагическая

    раздвоенность творческой личности между возвышенным и тривиальным (Ансельм и Серпентина, Бальтазар и Кандида)
    Э.Т.А. Гофман вошел в литературу как представитель позднего романтизма. Ранними (иенскими) романтиками уже была разработана и развита  программа романтизма. Одним из существеннейших компонентов поэтики Гофмана, как и у иенцев, является ирония.
    Романтическая ирония представляет мир, каков он есть, со всеми его составляющими: прозаически, некрасиво, в общедоступном образе. Все это она трактует из своего идеального мира поэзии, свободы, из мира, куда входит все, что ценно для человека.

    Для романтиков мир действительности тесный и неполный, а внутренний мир бесконечен. Они видят в нарастающем утилитаризме упадок нравственных ценностей, поэтому направляют свой пафос против светского ханжества, безверия, лжи и лицемерия. Романтики против феодального строя и против буржуазии.
    У Гофмана романтическая ирония несколько преобразовывается и начинает выполнять иную функцию, писатель по-своему претворяет взгляды ранних романтиков на художественный мир. В отличие от своих единомышленников Гофман никогда не забывает о реальном мире.
    Писатель обладал редкой чуткостью к общественным болезням и уродствам  умел разглядеть в душе человека печать, оставленную социальной жизнью. В мире, где живут герои Гофмана, царствует расчет. Он накладывает отпечаток и на фантазию и на любовь. Гофман понимал, что действительность сильна, что идеал под ее воздействием постепенно блекнет и принимает ее окраску. Буржуазная действительность  способна втянуть в себя даже мечтателя, обратив его помыслы к банальным житейским целям.

    Во всех произведениях Гофмана звучит мысль о том, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться достойным его.

    Всех людей писатель делит на две группы: на художников в самом широком смысле этого слова и на людей, лишенных способности поэтического восприятия мира.  
    Задание 4: составить словарь терминов и понятий.


    • Романтизм 

    Направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.

    Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.

    Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри». В более общем смысле романтизм - это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.

    • Романтическое двоемирие

    Принцип изображения действительности в литературе романтизма. Центральное понятие романтического жанра, в основе которого противоречие между романтическим идеалом и действительностью. Романтическое двоемирие порождает романтическую иронию, которая основывается на осознании неосуществимости романтических идеалов и порождает своеобразный романтический бунт пошлости, ущербности и несостоятельности реального мира.


    • Романтическая ирония

    Романтическая ирония имеет дело с понятиями безусловного и обусловленного.

    Понятие безусловного наиболее ценно для романтиков, ибо все обусловленное несвободно, в какой бы сфере оно не располагалось.

    Ф. Шлегель пишет, что ирония создаст настроение, «которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь надо всем обусловленным, включая и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность» (Литературная теория немецкого романтизма, Л. 1934. с. 117)


    • Романтический герой

    Художественный образ, созданный в литературе романтизма; сильная, свободолюбивая личность, «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»


    • Романтический идеал

    В отличии от идеала классицистов, конкретного и доступного для воплощения, романтический идеал абсолютен и уже поэтому находится в вечном противоречии с преходящей действительностью. Художественное мировосприятие романтика, таким образом, строится на контрасте, столкновении и слиянии взаимоисключающих понятий — оно, по словам исследователя А. В. Михайлова, «носитель кризисов, нечто переходное, внутренне во многих отношениях страшно неустойчивое, неуравновешенное».


    • Künstlerroman 

    Означает «роман художника» на английском языке, представляет собой повествование о росте художника до его зрелости. Его можно отнести к подкатегории Bildungsroman - роман о совершеннолетии. Согласно Encyclopaedia Britannica, одно из отличий Künstlerroman от Bildungsroman — это его концовка, в которой герой Künstlerroman отвергает повседневную жизнь, а герой Bildungsroman соглашается быть обычным гражданином. Согласно Оксфордскому справочнику., разница может заключаться в более длительном взгляде на всю жизнь героя Künstlerroman, а не только на его детские годы.


    • Гротеск в литературе 

    Одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.


    • Местный колорит

    Является приемом введения в текст художественного произведения элементов, характеризующих местный быт, нравы, обычаи, традиции и т.д. Прежде всего, понятие «местный колорит» предполагает увлечение экзотикой других стран и эпох.


    • Исторический колорит

    Описательная качественная характеристика объекта, явления, события, местности, произведения искусства, основанная на внешних признаках (в том числе не обязательно зрительных), их взаимосвязи, согласованности по отношении к временным факторам.


    • Психологический роман

    Разновидность романа, в котором автор имеет целью изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений его души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.


    • Исповедальность 

    В художественном произведении предполагает повествования от первого лица с целью примирения с внутренним «я» через осмысление вслух своих поступков (эти типологические черты позволяют обнаружить точки соприкосновения «лирической» прозы и «исповедальной», при этом рефлексия близкого автору героя, направленная прежде всего на самого себя, включает момент самосуда.


    • Символизм

    Художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Для произведений символизма характерно формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности. Слово «символизм» происходит от греческого «symbolon», что переводится как «знак, символ».


    • Экзотика 

    Рассказы о дальних странах и/или об образе жизни, который большинству людей представляется необычным, резко отличающимся от их собственного, всегда привлекали любознательного читателя.


    • Двойничество

    В узком смысле: художественный прием, основанный на создании системы двойников в произведении с целью раскрытия образа главного героя; в широком смысле: запечатление с помощью художественных средств диалектической природы жизни и двойственной структуры всех ее элементов.


    • Воображение

    Способность вызывать в сознании и произвольно комбинировать образы предметов и событий. На определенных этапах истории литературы воображение рассматривалось эстетикой и критикой как важнейшая составная часть творческого процесса.

    •  «Роман карьеры» 

    За редкими, хотя и знаменательными, исключениями – не встречается в чистой, так сказать, форме. Он – не одна из тематических или каких-либо иных разновидностей жанра, вроде «исторического романа», «психологического романа», «романа воспитания», «романа нравов», «бытового романа» и т. д. Это скорее наиболее характерная движущая сила романа нового времени вообще; если хотите – типичнейшая его внутренняя закономерность. И поскольку она столь часто проглядывает и в «романе нравов», и в «психологическом романе», ее нетрудно принять за закономерность просто романную, за некий непременный жанровый признак. Тем более что собственно роман и вправду начинался как «роман карьеры».


    • Типизация 

    Творческий процесс создания типичных образов. Типичное явление не имеет необходимости непреложного закона, но и не представляет собой случайный феномен; это наиболее вероятное, образцовое для данной системы связей явление.



    • Типический характер

    «Типическое» в литературе – это типические характеры и явления реальной действительности, взятые в своих определяющих чертах и воспроизведенные в образной, индивидуальной форме. Иными словами, подлинно художественный типический характер всегда индивидуален, конкретен, неповторим, но в своей индивидуальности он воплощает определенный вид социального поведения, то есть те или иные существенные черты общественной группы, класса, нации известного времени.


    • Автор

    Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автор (лат. auctor) — творец всякого литературного, музыкального или любого художественного произведения и вообще всякого произведения ума, воплощённого искусством. Помимо этого, под автором понимают создателя чисто научных работ, кода программного обеспечения, а также любых иных текстов.


    • Повествователь

    Тот, кто рассказывает читателю о поступках персонажей и событиях, изображает облик действующих лиц, фиксирует ход времени, а также характеризует человеческий тип героя, анализирует его состояние, мотивы его поведения, при этом не являясь участником событий и объектом изображений для персонажей.


    • Рассказчик

    Это условный образ, от чьего лица ведется повествование в художественном произведении, объективное повествование


    • Подтекст

    Скрытый контекстуально-обусловленный смысл высказывания, не совпадающий с его прямым значением. В основе подтекста лежит свойство разговорной речи, когда «в зависимости от ситуации, от намерений и целей говорящего, от его «экспрессии» предметные значения слов могут становиться «средством выражения эмоционального смысла».


    • Психологизм

    Изображение психологических переживаний человека в художественном произведении, воссоздание внутренней жизни героя в eе динамике. Психологизм может быть явным — непосредственное описание чувств, мыслей, желаний героя — и скрытым, раскрывающимся через детали поведения, жесты, особенности речи.


    • Специфика предметного мира

    Реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. Эти реалии и есть у разных писателей, но вещная насыщенность текста различна, отличается и отношение к вещи. Этим отношением характеризуются целые литературные направления как сентиментализм, натурализм, символизм и акмеизм.


    • Художественная деталь 

    Выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Художественная деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.

    Справочные материалы:


    1. https://discours.io/articles/theory/progulka-romantika-likbez-po-nemetskomu-romantizmu

    2. https://www.liveinternet.ru/users/paul_v_lashkevich/post142599314

    3. https://studopedia.net/14_91304_obshchaya-harakteristika-geydelbergskogo-romantizma-lirika-brentano.html

    4. https://studbooks.net/22003/etika_i_estetika/estetika_nemetskogo_romantizma

    5. https://cyberpedia.su/6xb1be.html

    6. http://www.nitpa.org/filosofiya-i-estetika-nemeckogo-romantizma/

    7. https://studme.org/48594/etika_i_estetika/teoriya_ironii_romantikov

    8. https://sovrus.mybb.ru/viewtopic.php?id=137

    9. https://cyberpedia.su/12x3e1.html

    10. http://koi.tspu.ru/koi_books/skripnik/page4.htm

    11. https://znanio.ru/media/romanticheskaya-ironiya-v-novelle-etagofmana-zolotoj-gorshok-2642897

    12. https://studopedia.ru/12_33757_spetsifika-kompozitsii-romana-zhiteyskie-vozzreniya-kota-murra.html

    13. https://anews.com/novosti/122171848-romantizm-v-literature-cherty-vek-proizvedenija-russkogo-romantizma.html

    14. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/botnikova-nemeckij-romantizm/nemeckij-romantizm-dialog-hudozhestvennyh-form.htm

    15. https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=31220#:

    :text=Романтический%20идеал%2C%20в%20отличие%20от,многих%20отношениях%20страшно%20неустойчивое%2C%20неуравновешенное»

  • https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=31220#::text=Романтический%20идеал%2C%20в%20отличие%20от,многих%20отношениях%20страшно%20неустойчивое%2C%20неуравновешенное»

  • https://foxford.ru/wiki/literatura/romantic-hero

  • https://studme.org/48594/etika_i_estetika/teoriya_ironii_romantikov

  • https://urokam.net/literatura/2967818.html#::text=Исторический%20колорит%20-%20описательная%20качественная,отношении%20к%20темпоральным%20(временным)%20факторам

  • https://www.hmong.press/wiki/Kunstlerroman

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Психологический_роман

  • https://cheloveknauka.com/ispovedalnoe-nachalo-v-russkoy-proze-1960-h-godov

  • https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/simvolizm/

  • https://sv-scena.ru/Buki/Russkaya-lityeratura-syegodnya-Zhiznjj-po-ponyatiyam.432.html#::text=Экзотика%20в%20литературе.%20От%20греч.,собственного%2C%20всегда%20приманивали%20любознательного%20читателя

  • https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/142/

  • https://www.litdic.ru/voobrazhenie/

  • https://voplit.ru/article/roman-karery-i-hh-vek/

  • https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/049/#::text=Типизация%20—%20в%20литературе%20и,для%20данной%20системы%20связей%20явление

  • https://lit.wikireading.ru/48415

  • https://fil.wikireading.ru/21974

  • https://kartaslov.ru/карта-знаний/Детерминированность

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Автор

  • https://bigenc.ru/literature/text/3150462#::text=ПОДТЕ́КСТ%2C%20скрытый%2C%20контекстуально%20обусловленный%20смысл,становиться%20«средством%20выражения%20эмоционального%20смысла»

  • https://spravochnick.ru/literatura/rasskazchik_i_povestvovatel/#rasskazchik

  • https://foxford.ru/wiki/literatura/psychologism#::text=ПСИХОЛОГИ́ЗМ%20(от%20греч.%20psyche%20—,детали%20поведения%2C%20жесты%2C%20особенности%20речи

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Деталь_(литература)


  • написать администратору сайта