Практическое занятие2_. Занятие 2 Обучающийся Иванова Мария Ивановна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна
Скачать 222.83 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина: Родная литература Практическое занятие №2 Выполнил: Обучающийся Иванова Мария Ивановна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие №2 РПЗ Практическое занятие №2 (2 часа) Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения. ЗАДАНИЕ 1 Максимальное количество баллов – 4. Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента): Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли; Житии Сергия Радонежского; Житии Александра Невского. Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство. Для анализа по предложенным критериям я выбрала произведение Житии Александра Невского. Это житие возникло около 1283 г., автор его неизвестен, но известно, что оно написано в Рождественском монастыре. Оно дошло до нас во множестве списков. Житие было создано ещё до канонизации Невского, и первоначально оно было светской биографией. Возможно, из-за этой неоднозначности житие соединило в себе 2 жанра: житие и воинскую повесть. Композиционно произведение обладает житийной макроструктурой - оно состоит из 3-х частей. Вступление (используется самоуничижение, автор говорит о том, что знал Невского уже во взрослом возрасте, о том, что пишет с чистой душой). Центральная часть (рассказ о чудесах при жизни и после смерти Александра). Заключение (похвала князю). Вопреки традиции жития, рассказ о детстве Невского отсутствует, т.к. автор не знал героя в этом возрасте. Черты воинской повести прослеживаются в центральной части. Когда шведский король напал на Новгород, князь идёт в храм, молится, а затем собирает дружину. Это традиция воинской повести. Но в эту часть вставлен новый жанр-видение. Пелугий, стоя на страже, видит Бориса и Глеба в красных одеждах, которые обещали помочь Невскому. Далее Пелугий сообщает об этом князю, он внимательно слушает и вскоре идёт в битву. Подробно описываются действия 6-ти воинов, сражающихся под предводительством Александра, что тоже характерно для воинской повести событийного типа. Есть упоминание о чуде, но уже после того, как оно произошло: ангел Господень будто бы перебил множество противников Александра там, где он не мог до них добраться. В описаниях битв используются воинские формулы, например, «быстъ сеча зла» (битва с немцами). Но и в то же время говорится о Божественной помощи князю, что больше подходит житию. Последний эпизод рассказывает о 2-ой поездке Александра в Орду и о его смерти на обратном пути. Завершается повесть рассказом о погребении и о посмертном чуде: когда Невский лежал в гробу, митрополит хотел разжать ему руку, чтобы вложить духовную грамоту. Князь же, как живой, разжал руку и взял грамоту из рук митрополита, ни прият жеяужастъ, и одва отступиша отракы его». «Повесть о житии Александра Невского» представляет собой произведение сложного ансамблевого характера: внутрь центральной житийной части введены в качестве 2-ух эпизодов самостоятельные воинские повести (событийного и информативного типа), в состав которых входят жанрообразования, свойственные житиям, видения и чудеса. Соединение жития и воинской повести есть также и в стилистике и языке произведения: воинские формулы и живой язык используются автором вместе, что тоже является жанровым своеобразием произведения. ЗАДАНИЕ 2 Максимальное количество баллов – 4. Проанализируйте одну эпиграмму (на выбор студента) из предложенных по плану: Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею. Опишите цель создания эпиграммы. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем: О книге, самостоятельно мной прочитанной. О новом фильме. О взаимоотношениях наших одноклассников. Об отношениях между моими братьями и сёстрами. Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану В. К. Тредиаковского «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы». П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» И. Ф. Богдановича «Вкус возраста» В. В. Капниста «Ты под ручной заклад...» И. И. Дмитриева «Он врал — теперь не врет» Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...». Данная эпиграмма Сумарокова о взаимоотношениях мужчины и женщины. Очевидно, что эпиграмма описана от лица девушки. Если перевести её на простой житейский язык, то означать это будет следующее: «Если ты думаешь, что я тебя больше не люблю, то спешу сообщить, что я даже и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Задача Сумарокова заключалась именно в том, чтобы, не выдумывая чувства, уловить в словах его правду, – как он понимал это, его общую общечеловеческую сущность. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек. Эпиграммы Сумарокова точны и остры по мысли, просты и лаконичны по слогу. Не случайно они вписываются и в нашу современную действительность. Актуальность данной эпиграммы состоит в том, что темы любовных отношений, безответной любви, можно наблюдать в современной жизни. Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии. Самыми распространёнными темами современных песен являются всего две: любовь и время. В текстах песен любовной тематики эмоциональное начало передается с помощью слов-сигналов, следствием этого является эмоциональная бедность изучаемых текстов, а также их стандартность. Главным смыслом песен являются: Счастливая и Несчастливая любовь. Любовь как символ добра и спасения, угасание любовного чувства, любовное увлечение. Тема любви воплощается в текстах песен при помощи образов-символов: разбитое сердце, душа, белые цветы, роза, птица. Символы несчастной любви: разбитое сердце, пропасть, пустота. В современных песенных текстах наблюдается частотность употребления варваризмов в обращении к любимому человеку – это объясняется целью придать песенному тексту большой колорит. Про время говорится, что оно быстротечно, необратимо, звучит ностальгия о прошлом. Эпиграмма о книге, самостоятельно мной прочитанной. Довольна я прочтеньем книги Романы мой любимый жанр А ведь бывает «смотришь в книгу, видишь фигу» И затухает от прочтения пожар ЗАДАНИЕ 3 Максимальное количество баллов – 3. Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану: Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.). Раскройте специфику композиционной структуры произведения. Определите ключевые (главные) эпизоды. Охарактеризуйте образ главного героя. Место произведения в истории русской литературы. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме). Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем. Перечень произведений для анализа: Димитрий Самозванец, автор Ф. В. Булгарин, Рославлёв, или Русские в 1812 году, автор М. Н. Загоскин, Последний Новик или Завоевание Лифляндии, автор И. И. Лажечников Для анализа я выбрала произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии», автором которого является Лажечников И.И., первую главу. Жанровое определение повести - исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, а именно то, что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I. В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться не смотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное. В главе описывается три эпизода: 1.как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну 2. как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I 3. как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии. В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень. Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.» Автор хочет пробудить любовь к Отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя Отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее. ЗАДАНИЕ 4 Максимальное количество баллов – 3. Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений 10-21 вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста. «Мой любимый автор-земляк» С.Я. Маршак – гордость Воронежского края, а также всей России. Выдающийся житель Воронежской области, мой земляк, советский, русский детский писатель, поэт, написал множество произведений, и они по праву считаются классикой детской литературы. Для многих советских детишек и меня в частности знакомство с творчеством С.Я. Маршака начинается еще в детстве. Выдающийся житель Воронежской области, мой земляк Самуил Яковлевич Маршак, написал множество произведений, поэт-переводчик, автор многочисленных сказок и стихов, которые по праву считаются классикой детской литературы. Родился 22 октября в Воронеже, в семье талантливого изобретателя. Ранее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В 1923 пишет свои первые оригинальные сказки в стихах – «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта», переводит с английского детские народные песенки – «Дом, который построил Джек» и т. д. Маршак был первым сотрудником М.Горького, создавшего Издательство детской литературы. Познакомившись с биографией С.Я. Маршака, я поняла, что великими не рождаются – великими становятся. Но очень многое родом из детства. В Воронеже Самуил Яковлевич прожил первый, самый беспечный и радостный период своего детства, да и позже на воронежской земле он провел несколько весьма важных в его жизни лет. Это наложило отпечаток на творчество поэта. Уже в самые ранние годы детства в сознание С.Маршака глубоко запали многие события и явления, ставшие затем основой ярких художественных образов его произведений. В автобиографических набросках он писал: «Первое воспоминание детства – пожар на дворе. Ранее утро. Мать торопливо одевает меня. Занавески на окнах краснеют от полыхающего зарева. Должно быть, это впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детей так много места уделено огню». И в самом деле, эта тема заняла в творчестве С.Маршака немалое место. Книги об огненной стихии «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое» давно стали любимыми у детворы. В биографии С.Я. Маршака воронежский период его детства замечателен еще и тем, что это были лучшие и светлые годы в жизни всей его семьи. Заводской двор на окраине Воронежа, дом младенческих лет с его незатейливой обстановкой, игры и забавы, родительская ласка – все это сделало для Маршака вовек незабываемыми вечерние закаты над оврагом, заросшим бурьяном. Впоследствии Маршак жил в Петербурге, но свою малую родину, свой родной город не забывал никогда. Через много-много лет поэт напишет: С.Я.Маршака можно по праву назвать достоянием Воронежского края. Человек безусловного авторитета, лауреат четырех Государственных и Ленинской премии, он умер 4 июля 1964 года. Сегодня в Воронеже, его родном городе, есть улица, названная в его честь. На домах, где он жил в Воронеже и Острогожске установлены мемориальные доски. Принято решение о сооружении в Воронеже памятника Самуилу Яковлевичу Маршаку. Я и сейчас с большим удовольствием читаю произведения С.Я.Маршака, многие отрывки помню наизусть с детства, ведь они легко запоминались. Отрадно видеть то, что современные дети с большим интересом знакомятся с легендарными творениями Маршака. ЗАДАНИЕ 5 Максимальное количество баллов – 3. Прочитайте фрагмент произведения А.Г. Битова «Пушкинский дом»: «Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели. Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой. И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…» Вопросы: Поясните смысл этих размышлений героя. Опишите связь размышления и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом». Центральной темой является симуляция реальности. Перед нами необычная сцена создания героя. Автор размышляет о том, что своего героя он создает в привычных рамках ушедшей эпохи. Склянки, о которых пишет автор, это форма героя, а эфир, содержание, это характер, которым он наделит своего героя. «Тара» — это некий шаблон героя для литературного произведения. В основе размышлений неизменность бытия и повторение всего, что было до нас. Таким образом, автор дает нам понять, что наша жизнь лишь «существование», а не жизнь как таковая. ЗАДАНИЕ 6 Максимальное количество баллов – 4. В 2003 году на экранах дебютировал художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин. Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав (опишите характер двух главных героев). Ваш ответ представьте в виде таблицы 1. Таблица 1. – Актёрский состав к фильму «Прощание в июне» (впишите название фильма)
ЗАДАНИЕ 7 Максимальное количество баллов – 4. Литературная премия — поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов, выбирая одного или нескольких призёров из списка кандидатов. Представьте, что вы учредитель литературной премии «Брависсимо!». Лауреатами премии в разных номинациях стали: Б. А. Ахмадулина И. А. Бродский А. А. Вознесенский В. С. Высоцкий Е. А. Евтушенко Н. А. Заболоцкий Б. Ш. Окуджава Н. М. Рубцов А. А. Галич Вопросы: Опишите литературные достижения, за которые присуждается данная литературная премия. Составьте текст одной номинации (название номинации указать самостоятельно). Объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Есть ряд критериев в литературной премии «Брависсимо!» Одним из основных условий является то, что премия присуждается посмертно, а не при жизни автора. А также премия присуждается за общий вклад в литературу, а не за конкретное произведение. Эта премия возникла на перепутье литературы и музыки. Её лауреатами стали авторы популярнейших стихов, положенных на музыку. Строчки поэтов до сих пор на устах многих граждан нашей огромной страны и не теряют своей актуальности. Это стихи вне времени. Номинация «Новая рифма» За новаторство в поэзии, неожиданные обороты, не повторяющиеся рифмы, почти не встречающиеся у других поэтов. Думаю, именно такая премия могла бы достаться Белле Ахмадулиной. Белла Ахмадуллина – автор прекрасных стихов, многие из которых стали популярными романсами. Но она теряется в плеяде многих известных поэтов – песенников. А ведь эта женщина прекрасно воспела самое чудесное на земле чувство – любовь. Мало кто из поэтов умел так, как она, перед лицом любви пренебречь всеми доводами рассудка, так отдаться нахлынувшему чувству В своих произведениях она стремится “поднять планку” поэтической культуры, соединить в своем творчестве традиции допушкинской, классической литературы и модернизма, приблизить современника к его собственным языковым особенностям, побудить мыслить, дорожа тайной каждого слова. Стихи поэтессы нередко напоминает одну огромную метафору, смысл которой “затемнен”, ибо включает в себя множество других смыслов, оттенков, образов, сцепленных между собой прихотливо, подчиняясь чувству, которое движет автором, следуя мучительным попыткам постичь и выразить сущность явлений адекватно, не упрощая и не искажая. В стихотворении “Не добела раскалена” Б. Ахмадулина обыгрывает созвучие “ночь” – “печь”. Речь идет о белой ночи в Санкт-Петербурге: “Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь над Невою”. Первая строчка моментально рождает ассоциацию “ночь” – “печь”, что делает образ белой ночи более выразительным. Б. Ахмадулина отказывается от сюжета: тема и идея не столько “задаются”, сколько “отыскиваются” в результате развертывания поэтической эмоции. Главное для поэтессы присвоение – присвоение всего, что дорого, перед чем она преклоняется, что волнует, мучит, возвышает. Присвоение – значит любовь, восхищение, сопереживание, сострадание, столь полные и безоглядные, что без них Б. Ахмадулина не мыслит самое себя. Присвоенное – значит пропущенное через душу, глубоко потрясшее, облитое слезами, навсегда ставшее неотъемлемой частью внутреннего мира. Открывая для себя кого-либо, Б. Ахмадулина как бы проживает его судьбу, входит в его художественный мир так глубоко, что неизбежно преобразует собственное творчество. Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Пермь - 2022 |