философия 4. Занятие 4 Обучающийся Михайлова Наталья Олеговна Преподаватель Хомутова Дарья Сергеевна
Скачать 25.48 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №4 Выполнил: Обучающийся Михайлова Наталья Олеговна Преподаватель: Хомутова Дарья Сергеевна Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Задание 1: Кто из философов представлял бытие как: Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет»)________________ Парменид Идею (или «свет идей»)______________________ Платон. Допущение___________________ Хайдеггер Абсолютное понятие______________________ Гегель Волю к власти__________________________ Ницше Энергию____________________________ ПлотИн Задание 2: Завершите дефиницию соответствующим понятием: 1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – бытие 2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего, – сущность 3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – сущее 4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, - субстанция 5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – онтология 6) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – фатализм 7) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – идеализм 8) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – волюнтаризм 9) Учение о всеобщем характере причинных связей – детерминизм 10) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – дуализм Задание 3 Заполните таблицу «Основные виды бытия»
Задание 4 Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: «А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме... Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность». Какому из указанных модусов бытия соответствует (или является близким) понятие «материя», как его употребляли Платон, Аристотель? Какие из этих модусов признает диалектический материализм? Первый модус Кузанского соответствует понятию «материя». Николай Кузанский соглашается с Аристотелем, утверждавшим, что все, что есть в мире, делится на субстанции и акциденции. Задание 5 «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море» (А.Швейцер) Что понимает под бытием Швейцер? В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: «Нет никакого понятия бытия»...)? Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия? Основной принцип этической концепции А. Швейцера, который путем долгих изысканий он сформулировал, выражается в «благоговении перед жизнью» в любой ее форме, стремление к ее сохранению, создание достойных условий для ее развития, облегчение страданий живущих. Как утверждает А. Швейцер, духовное бытие связано с природным, и, следовательно, благоговение перед жизнью можно отнести как к природным, так духовным явлениям, поскольку преклонение перед естественной жизнью, как правило, влечет за собой преклонение перед жизнью духовной. Естественная жизнь имеет несоизмеримую ценность, смысл бытия определяется тем, в какой степени духовно отношение к миру. Духовное отношение к миру позволяет признать и осознать ценность всякой жизни, но не ограждает от сложного выбора важности той или иной жизни. Иными словами, человеку часто приходится отдавать в жертву одну жизнь ради сохранения другой. Задание 6 «События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция...»' (М.Мерло-Понти) Что значит «событие»? Что является условием бытия «событий» по мысли одного из известных представителей западной феноменологии? Кого из философов прошлого Вы можете назвать в качестве предшественника такого взгляда на мир? С точки зрения Мерло-Понти, «время – это любое событие, в котором отражается современность»5. "События" выкраиваются конечным наблюдателем в пространственно-временной тотальности объективного мира. Однако если я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только единое нераздельное бытие, которое не изменяется. Изменение предполагает некоторую позицию, где я располагаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет кого-то, с кем они происходят и чья конечная перспектива обосновывает их индивидуальность. Время предполагает взгляд на время6. Феноменологию практиковали на протяжении столетий в самых разных обликах, но самостоятельность она обрела в начале XX века в работах Гуссерля, Хайдеггера, Сартра, Мерло-Понти и др. Философские воззрения Мерло-Понти сложились в результате критического переосмысления феноменологии Гуссерля в контексте ее эволюции к идеям «жизненного мира» и дальнейшей экзистенциалистской интерпретации в учении Хайдеггера. Пермь - 2021 |