Главная страница

Практическая работа по литературоведению по теме сюжет литературногог роизведения. Иванова Мальвина 02032007 лит вед пз-4. Занятие 4. Сюжет литературного произведения Сюжет как компонент художественной формы, типология сюжетов


Скачать 51.4 Kb.
НазваниеЗанятие 4. Сюжет литературного произведения Сюжет как компонент художественной формы, типология сюжетов
АнкорПрактическая работа по литературоведению по теме сюжет литературногог роизведения
Дата30.11.2020
Размер51.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИванова Мальвина 02032007 лит вед пз-4.docx
ТипЗанятие
#155302

Практическое занятие №4.

Сюжет литературного произведения

  1. Сюжет как компонент художественной формы, типология сюжетов.

Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонаже в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Сюжет является организующим началом большинства произведений драматических и эпических (повествовательных). Он может быть значимым и в лирическом роде литературы, но, как правило, здесь он скупо детализирован и предельно компактен.

Сюжет выражает идейно-тематическую концепцию произведения: в ходе событий воплощается художественная мысль писателя. Сюжеты создают поле действия для персонажей и тем самым позволяют автору выявить и осмыслить их характеры.

Литературные сюжеты создаются по-разному. Изображаемые события часто являются писательским вымыслом. Вместе с тем сюжеты могут иметь свои жизненные «прототипы». Сюжеты нередко берутся из мифологии, исторического предания, из литературы прошлых эпох и при этом как-то обрабатываются, видоизменяются, дополняются.

Сюжеты складываются главным образом из действий персонажей. Литературе известны разные типы действия:



  1. Сюжет строится на изображении решительных поступков персонажей и поворотных, «узловых» моментов в их жизни.

  2. В других случаях события выступают прежде всего в качестве источника размышлений и персонажей.

Данные типы действия разграничены Б. Шоу.

Сюжет, как правило, выдвигается в тексте произведения на первый план, определяет собою его построение (композицию) и всецело сосредотачивает на себе внимание читателя.

Сюжет обладает уникальным диапазоном содержательных функций:

  1. Наряду с системой персонажей выявляет и характеризует связи человека с его окружением, тем самым – его место в реальности и судьбу, а потому запечатлевает картину мира.

Первый (классический) тип видения мира запечатлен в большей части сюжетов литературы прошлых столетий. Второй (неклассический) видения мира лежит в основе многих литературных сюжетов нашего века. Такого творчество Ф. Кафки, А. Камю, Ж-П. Сартра, взгляды которых отмечены тотальным пессимизмом.

  1. Сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздаютжизненные противоречия. Без какого-то конфликта в жизни героев (длительного или кратковременного) трудно представить достаточно выраженный сюжет.

  2. Сюжетная форма особенно благоприятна для яркого, детализированного воссоздания волевого начала в человеке.

Сюжеты организуются по-разному:

  1. В концентрических сюжетах на первый план выдвигает какая-то одна событийная ситуация, произведение строится на одной сюжетной линии. Таковы в своем большинстве малые эпические, а главное – драматические жанры, для которых характерно единство действия. Единство действия дает возможность тщательно исследовать какую-то одну конфликтную ситуацию. Концентрические сюжеты стимулируют композиционную завершенность произведения. Классицист Буало считал сосредоточенность поэта на одном узле событий важнейшим достоинством произведения.

  2. В Хроникальных сюжетах события имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени, как это имеет место в «Одиссее» Гомера. Хроникальность сюжета – это прежде всего средство воссоздания действительности в разноплановости и богатстве ее проявлений. Она позволяет писателю осваивать жизнь в пространстве и времени с максимальной свободой. Хроникальные сюжеты выполняют разные художественные функции:

  1. Они могут выявлять решительные, инициативные действия героев и всевозможные их приключения («Одиссея» Гомера);

  2. В них может изображаться становление личности человека («Божественная комедия» Данте»)

  3. Служат освоению социально-политических антагонизмов и бытового уклада жизни определенных слоев общества («История одного города» Салтыков-Щедрин»)

Хроникальные и концентрические начала сюжетосложения нередко сосуществуют: писатели отступают от главной линии действия и изображают события, связанные с ней лишь косвенно. Особенно сложны соотношения между концентрическим и хроникальными началами в сюжетах многолинейных, где одновременно прослеживается несколько событийных «узлов» («Война и мир» Л.Н. Толстого, «На дне» Горького).

  1. Принципы построения сюжета.

Выделяют такие принципы построения сюжетов:

1) по временному (хроникальному) принципу;

2) по концентрическому принципу.

  1. Сюжетные и внесюжетные элементы.

В сюжетах (особенно концентрических) отчетливо вырисовывается стадии действия и лежащего в его основе конфликта. Они обозначаются терминами: завязка, кульминация, развязка.

  1. Завязкаобнаруживает и обостряет уже имевшиеся ранее противоречия в жизни героев или же сама создает какие-либо конфликты.

  2. Кульминация – это момент максимально напряженности, предельного обострения противоречий в жизни героев. Кульминация, как правило, непосредственно предшествует развязке действия.

  3. Развязка момент, завершающий течение событий, кладущему ему конец. Она всецело исчерпывает, снимает, разрешает изображенный конфликт. Однако, развязка может и не устранять конфликтных положений. В финале многих произведений противоречия в жизни персонажей остаются предельно острыми («Евгений Онегин» А.С. Пушкин).

Завязка, кульминация и развязка даже в произведениях иногда недостаточно отчетливо выражены, а то и вовсе отсутствуют. Например, иногда случается, что завязка остается в отдаленном прошлом и действие изображается не с самого начала, а с момента, близкого к кульминации (трагедия Софокла «Эдип-Царь). Также, иногда в сюжетах отсутствует кульминация (повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»). Кроме того, действие может не иметь развязки, что характерно для произведений, в основе которых – устойчивые конфликтные положения («Дама с собачкой» Чехова).

Существенными компонентами сюжетных произведений являются также экспозиция, предыстория и последующая история, пролог и эпилог.

  1. Экспозицией называют изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке. Она мотивирует действие, которое развернется впоследствии, проливая на него дополнительный свет.

  2. Предысторией называют сообщение о прошлом персонажей. Она объясняет читателю, как формировались характеры действующих лиц. В последних столетиях описания прошлой жизни героев играют немаловажную роль (Предыстория Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя.

  3. Последующая история – это напротив, сообщение о том, как сложились судьбы персонажей после завершения действия. Последующими историями завершаются многие повести и романы («Отцы и дети» Тургенева).

  4. Прологом называют начальный эпизод эпического или драматического произведения, где либо сообщается о намерениях и задачах автора, либо кратко излагаются показываемые в дальнейшем события, либо изображается, какое-то одно событие, отдаленное во времени от основного действия, предшествующее ему и проливающее на него свет ( с двух таких прологов – «Театральное вступление» и «Пролог на небесах» − начинается «Фауст» Гёте)

  5. Эпилог – завершающая часть произведения. Здесь автор (в драме – устами кого-либо из персонажей) обращается к публике непосредственно: высказывает какие-то обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности.

Распространены – особенно в повестях и романах – также развернутые, «событийные» эпилоги. Они воспроизводят взаимоотношения персонажей через длительный промежуток времени после завершения действия («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский, «Война и мир» Л.Н. Толстой)

В области сюжетосложения не существует каких-либо универсальных правил и норм. Наличие всех, а тем более каких-то отдельных элементов не обязательно. Единственный всеобщий критерий художественности сюжета – это его соответствие содержанию данного произведения.

  1. Сюжет и фабула.

Для фабульных произведений (повести, романы, эпические поэмы) характерна причинно-временная связь между вводимым тематическим материалом, а для бесфабульных – одновременность излагаемого или иная сменность тем без внутренней причинной связанности излагаемого («дескриптивная и дидактическая поэзия», лирика, «путешествия»: «Письма русского путешественника» Карамзина, «Фрегат "Паллада"» Гончарова).

Таким образом, для фабулы требуется не только временной признак, но и причинный.

Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом произведения.

Для фабулы имеют значение только связанные мотивы. В сюжете же иногда именно свободные мотивы («отступления») играют доминирующую, определяющую построение произведения роль.

В художественном произведении следует различать фабульное время и время повествования. Фабульное время – это время, в которое предполагается совершение излагаемых событий, время повествования – это то, которое занимает прочтение произведения (соответственно – длительность спектакля).

Фабульное время дается:

  1. датировкой момента действия, абсолютной («в два часа дня 8 января 18** года» или «зимою») или относительной ( «через два года» и т.д.)

  2. указанием на временные промежутки, занимаемые событиями («разговор продолжался полчаса»)

  3. созданием впечатления этой длительности: когда по объему речей или по нормальной длительности действий, или косвенно – мы определяем, сколько времени могло отнять излагаемое.

При этом повествовательные формы обычно состоят из кусков непрерывного действия (обычно при наличии ведущего повествование персонажа), разделяемого временными интервалами и дополняемого суммарным сообщением (без ведущего персонажа) о событиях, попадающих в эти интервалы или выходящих за пределы непрерывного повествования (произошедших до начала рассказа или после его конца).

Что касается места действия, то здесь характерны два типа:

  1. статичность, когда все герои собираются в одно место (почему так часто фигурируют «гостиницы» и их эквиваленты, дающие возможность неожиданных встреч)

  2. кинетичность, когда герои перемещаются с места на место для необходимых столкновений (повествование типа «путешествий»).

И в том и в другом случае необходим такой выбор места, который лучше всего оправдывает необходимые для развития интриги встречи персонажей.

Задания

  1. Прочитайте рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», обращая внимание на особенности сюжета.

Первый сюжетный элемент данного рассказа – экспозиция. Она предстает перед читателем в роли описания жизни героя до войны. Следом за ней идет завязка, в которой повествуется о начале войны. Далее развитие действия, рассказывающее о Андрее Соколове на войне. Кульминации повествование достигает в момент вызова героя к Мюллеру. Развязкой же считается встреча героя с мальчиком.

2.  Исправьте ошибки в определении типа сюжета (если это необходимо):

А.С. Пушкин Выстрел – сюжет динамический,

Н.В. Гоголь. Мертвые души – сюжет адинамический,

И.С. Тургенев. Бежин луг – сюжет адинамический,

И.А. Бунин. Антоновские яблоки – сюжет адинамический,

М. Горький. Макар Чудра – сюжет динамический.

3.  Сделайте конспект работы А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов», изучите основные положения (по хрестоматии).



написать администратору сайта