Главная страница

зарождение славянской письменности. Зарождение славянской письменности. Появление древнерусской письменности


Скачать 27.46 Kb.
НазваниеЗарождение славянской письменности. Появление древнерусской письменности
Анкорзарождение славянской письменности
Дата03.03.2021
Размер27.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлазарождение славянской письменности.docx
ТипДокументы
#181489

  1. Зарождение славянской письменности.

  2. Появление древнерусской письменности.

В наши дни известно чрезвычайно мало документов, упоминающих славянскую письменность до кириллицы. Ученым удалось обнаружить лишь редкие свидетельства иностранных путешественников о письменах славян, ссылки на некие письменные договОры славянских племен с Византией и редкие предметы быта с нерасшифрованными знаками.
Однако известно, что славяне активно контактировали с соседними народами, у которых к VIII–IX векам письменность уже была. Потому современная наука склоняется к мнению, что после простейших «черт и реза» и до официальной славянской азбуки существовало некое дохристианское письмо или протокирилловское письмо (о нём много писал болгарский учёный Е. Георгиев). Оно могло передавать звуки славянского языка комбинациями иностранных букв. Памятником записи славянской речи латинскими буквами являются так называемые «Фрейзингенские отрывки» (X в.); запись славянской речи греческими буквами дошла лишь в виде отдельных слов, вкрапленных в греческие тексты.

Восточные славяне могли заимствовать некоторые руны и еврейские буквы у хазар . Не исключено, что славяне пользовались также элементами грузинского и армянского алфавитов (спорное происхождение глаголицы, о которой я буду говорить позже подробнее).
Некоторые исследователи считают, что эта «переходная письменность» должна была возникнуть около VIII века, когда формировалась государственность славян.

  1. Чем писали, на чём писали.

Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят. Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом.

Еще одним интересным материалом для письма были церы. Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. Бересту кипятили в воде со щелочами. Текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером».

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.


  1. Затронуть сюжет берестяных грамот

По берестяным грамотам можно изучать экономическую географию Древней Руси. Например, в грамоте относящейся ко второй половине XII века некто Савва рассказывает «братьям и дружине» об за мехами и о том, как люди владимирского князя Андрея Боголюбского отняли у него добычу. Можно изучать земельные, торговые и кредитные отношения, семейные отношения, цены, денежную систему, динамику инфляции, даже кухню.

В одной грамоте отправитель советует получателю сунуть палец в дырку в крышке присланной бочки вина: если палец до вина достанет — значит, посыльные к бочке не прикладывались.

В Новгороде нашли целый ворох берест с детскими каракулями. Их автор — мальчик, предположительно, шести-семи лет, изучающий грамоту. Помимо стандартных учебных упражнений — азбук, складов, формульных текстов наскучив учебой. Сюжеты вполне характерные для мальчишки — войнушка: пешие и конные воины, рукопашные схватки, копья, стрелы.

Тексты этих "посланий из прошлого", главным образом, представляют собой различные хозяйственные записи. Надпись на самой короткой грамоте состоит из двух слов: "Я - щенок".

  1. Первые древнерусские книги. (в этой теме необходимо раскрыть деятельность Кирилла и Мефодия в деле создания славянской письменности)

Наиболее важной категорией памятников древнерусской книжности являются книги. Древнейшие славянские рукописные книги известны с Х–ХI веков. Они написаны двумя видами письма — кириллицей и глаголицей. Количество и звуковой состав знаков в них примерно одинаков, хотя графически, по начертанию букв, они очень непохожи. Кириллическое, более простое и явно происходящее от алфавита греческого — международного языка той поры, стало родоначальником современной письменности большинства славянских и многих других народов, их книжных почерков, шрифтов и стилей. Глаголическое, вычурное, как бы нарочито старающееся не походить на греческое, однако дальнейшего развития не получило. Происхождение глаголицы остается предметом споров. Попытки сблизить глаголицу с греческой скорописью (минускульным письмом), древнееврейским, коптским и другими системами письма не дали результатов. 

В 863 г. византийский император направил в Моравию — славянское княжество, находившееся на территории, которая входит в современную Чехословакию, миссию во главе с двумя братьями Константином и Мефодием.

Их целью было создание славянской письменности и перевода на славянский язык греческих богослужебных книг. Они родились в греческом городе Солуни (совр. Салоники), поэтому в литературе их часто называют "Солунские братья".

По замыслу византийских властей Кирилл и Мефодий должны были выступать проводниками греческой политической и духовной экспансии в среде славян. Однако их деятельность приобрела характер борьбы за права славян на духовную самостоятельность. Они выступили с утверждением равенства славянского языка трем основным языкам, на которых велось изложение церковных догматов: греческому, латинскому и еврейскому. Это подрывало позицию адептов триязычия в лице представителей немецкого духовенства, которые стремились не допустить богослужения на славянском языке.

Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку. По свидетельству Черноризца Храбра (я поинтересовалась что это: «монах-воитель»[1], «монах храбрый»[1], или «монах Храбр») связан с средневековым болгарским трактатом начала X века «О письменах» ) Кирилл создал алфавит, состоящий из 38 букв, 24 из которых были подобны соответствующим буквам греческого алфавита.

Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергамене кириллицей Остромирово Евангелие (1056–1057 гг.). Остромирово Евангелие 1056–1057 гг. является шедевром искусства книги Древней Руси, иллюстрируется изображениями евангелистов, великолепными инициалами и заставками, в которых творчески усваивались византийские традиции. Основной текст содержит очень мало русизмов, что позволяет считать, что Григорий имел в своем распоряжении оригинал старославянской книги. Поэтому Остромирово Евангелие входит в сокровищницу не только древнерусской, но и болгарской письменной культуры. Имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и писателей, создателей великолепных произведений, в которых искусство каллиграфии сочетается с замечательным художественным оформлением.

Второй по времени точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава (1073 г.). Она написана на пергамене кириллицей. По–видимому, книга задумывалась как государственная реликвия, над ней начали работать при великом князе Изяславе Ярославиче, а после его изгнания из Киева книгу переадресовали его брату Святославу Ярославичу, ставшему в 1073 г. великим князем. Книга написана двумя писцами, имя одного известно — дьяк Иоанн.

Также попытаться дать анализ книг по содержанию, разделив их на 2 группы — религиозную и светскую)

Большинство древнерусских литературных произведений, почти весь корпус известной литературы имеет религиозное содержание, носит богословскую и религиозно-учительную направленность, включая летописные памятники. Из немногих сохранившихся древнейших русских рукописей XIXIII веков подавляющее большинство — это Евангелия, Псалтыри, богослужебные книги. Душеполезным содержанием проникнуты и более поздние обширные дидактические сборники, жития святых, торжественные проповеди, летописи, воинские повести, притчи, афоризмы, описания путешествий, княжеские и пастырские наставления. Такие литературные своды, как «Измарагд», «Златая цепь», «Мерило Праведное», «Пчела», предназначались для того, чтобы сформировать у читателя навыки христианского служения.

Система жанров светской литературы более подвижна. Она вырабатывалась через связь с фольклором, деловой и церковной письменностью. Господствующее положение занимала историческая повесть. Это - летописи и воинская повесть. К повести примыкают исторические предания, сказания, которые обычно входят в состав летописи и хронографов. Особое место занимают «Поучение» Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово» Даниила Заточника.

Литературные жанры Древней Руси резко отличаются от жанров нового времени: их существование в значительной степени определяются их применением в практической жизни. Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Например, слова произносятся в церкви и в зависимости от того, в какие дни они произносились, можно выделить отдельные их поджанры. Светская литература также была подчинена быту, обиходу, деловым интересам. Но жанры светской литературы в Древней Руси отличались от византийского состава жанров, т.к. светский быт Древней Руси был более своеобразен, чем быт церковный.



написать администратору сайта