Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальное воспитание

  • Музыкальное развитие

  • Статья Значение музыки в воспитании личности ребенка дошкольника. Статья на тему _Значение музыки в воспитании дошкольника_. Значение и задачи музыкального воспитания в детском саду


    Скачать 18.13 Kb.
    НазваниеЗначение и задачи музыкального воспитания в детском саду
    АнкорСтатья Значение музыки в воспитании личности ребенка дошкольника
    Дата05.10.2022
    Размер18.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья на тему _Значение музыки в воспитании дошкольника_.docx
    ТипДокументы
    #714672

    "Значение и задачи музыкального воспитания в детском саду"

     

       Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Если сравнить музыку с живописью, скульптурой, литературой, то можно отметить, что она не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изображать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает), но музыка может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способны вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души человека, становятся источником и средством воспитания. В этом одна из особенностей музыки – она может объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними.

       Музыка сопровождает человека всю жизнь человека. Д. Шостаковичу принадлежат такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга»

       Ещё одна особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

       Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

       Особенностью музыки является и воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Доказано, что даже внутриутробный  период  чрезвычайно  важен для последующего развития человека: музыка, которую  слушает  будущая  мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

       Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

       Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральные качества. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и обогащаем духовный мир детей. А совместная музыкальная деятельность (коллективное пение, танцы, игры, игра на музыкальных инструментах), когда дети охвачены общими переживаниями, способствуют решению воспитательных задач.

       Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки, сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

       Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческое задании: в пении, игре на дми – найти свой вариант мелодии, в музыкально-ритмических движениях – свой вариант танца, пляски, в игре – свои выразительные движения, мимику, слово и т.д., то на каждом этапе (слушание музыки, обсуждение, распределение ролей, затем действие) перед ребёнком возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

       Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в развитии ребёнка.

       Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Занятие ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

       Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

       Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

    Развитие происходит :

    • В области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие муз. явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

    • В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений муз. звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

    • В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

    • В области исполнительской деятельности – от действия по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмичском движении.

    Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации и целенапраленной работы.

    Таким образом, всё вышесказанное  даёт возможность определить задачи в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» в тематическом модуле «Музыкальная деятельность» с учётом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

    1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

    2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными муз. произведениями.

    3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, развивать навыки и в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на дми.

    4. Развивать эмоциональную отзывчвость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

    5. Обучать певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

    6. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

    7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использование знакомых танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок; применение знакомого музыкального репертуара в повседневной жизни (в детском саду и дома).

       Педагогам необходимо помнить о своей ответственности перед детьми в музыкальном воспитании и развитии детей.


    написать администратору сайта