Главная страница
Навигация по странице:

  • Иван Грозный

  • доклад по истории. доклад. история. Значение прозвища Грозный в Средневековой Руси


    Скачать 35.61 Kb.
    НазваниеЗначение прозвища Грозный в Средневековой Руси
    Анкордоклад по истории
    Дата03.03.2021
    Размер35.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад. история.docx
    ТипДоклад
    #181450


    Доклад по предмету: История

    На тему: Значение прозвища «Грозный» в Средневековой Руси.

    Введение

    В средневековой Руси прозвища правителям чаще всего давались исходя из их методов управления государством. Такие прозвища даже чаще давались правителям не при жизни, а уже после их ухода. В прозвища вкладывался глубокий смысл, это то, как видят данного правителя граждане его государства.

    Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она формировалась.

    В данной работе будет рассмотрено значение такого прозвища как «Грозный». В средневековой Руси считалось что «Грозный» означает внушающий страх или грозящий опасностью.

    Целью работы является определение значения прозвища «Грозный».

    Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

    – изучить значение данного прозвища в средневековой Руси;

    – рассмотреть правителей, которые носили прозвище «Грозный»;

    – исследовать обстоятельства, вследствие которых правители получали данное прозвище.

    Данная работа состоит из введения в котором определены цели и задачи, основной части в которой, непосредственно, раскрыта сама тема доклада и заключения, в котором сделаны выводы по рассматриваемой теме относительно поставленных задач и изученной литературы.

    Основная часть

    В средневековой Руси в прозвище «Грозный» вкладывался глубокий смысл, люди давали прозвище на основании многих факторов, основными из них были: методы и режим правления, какие- либо значимые свершения, итог правления, а так же в некоторых случаях опирались на какие-либо особо выдающиеся, отличающие его от других внешние данные. Грозный – значит вселяющий страх, несущий опасность.

    В средневековой Руси данное прозвище получили Иван III более известный как великий, дед Ивана IV и сам Иван IV Грозный — русский царь, первый царь Всея Руси. Наиболее ярким представителем власти в средневековой Руси, носящим прозвище «Грозный» является Иван IV [1, с. 95]. Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Иван IV Васильевич при жизни никогда не был назван Грозным. Вероятно, это прозвище закрепилось за ним в Смутное время, когда самодержец стал героем исторических песен. Интересно и очень показательно, но на европейские языки прозвище Иван Грозный переводят обыкновенно неправильно. Немецкое Schreckliche, английское Terrible, французское Terrible означают «Ужасный» или «Страшный», но никак не «Грозный» в значении русского слова.

    В английском переводе прозвание предстаёт в искажённом виде — terrible, чему соответствует в русском — «ужасный», причём даже не всегда в значении эквивалентном внушающему ужас или действительно страшному, иначе говоря — «неприятный»; в то время как «грозному», зачастую подразумевающему не только трепет и страх, но и уважение для русского менталитета, в большей степени соответствует английское — formidable [5, с. 29] .То есть можно сделать вывод, что не только страх вызывал в гражданах Иван Грозный, но и уважение.

    Иван Васильевич известен в истории как жестокий правитель. За это и получил прозвище “ Грозный”. Он всю свою жизнь боялся заговоров, измены. Всех подозревал. Был несдержанным и злобным. Много крови он пролил. А сколько людей убито по его приказам, не сосчитать.

    Не обошлось без трагедий и в царской семье. В порыве гнева Иван Грозный ударил жезлом в висок своего старшего сына Ивана - наследника престола и смертельно ранил его. Царевич упал, обливаясь кровью. Царь опомнился, завопил в отчаянии, рвал на себе волосы, рыдал, звал лекарей. Через несколько дней царевич скончался. Однажды царь заподозрил в измене целый город - Новгород. Явился туда во главе большого войска и устроил страшный погром [3, с. 124]. Вот за это и прозвал народ первого русского царя Иваном Грозным.

    Спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века: начался еще при жизни Грозного. Одна из первых харак­теристик дана в начале ХVII века, она весьма противоречива: некрасивый ("образом нелепый") с длинным и кривым носом ("нос протягновен и покляп"), царь вместе с тем высок, у не­го "сухо тело" и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь. [2, с. 65]

    Далее идет восхваление: "Муж чудного рассуждения, книж­ного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за оте­чество стоит крепко". Другими словами он был интересным собеседником и отличным воином. Но затем идет и осуждение его в жестокости, неумолимости в пролитии крови: множество народу от мала до велика при царстве своем погубил, и тут же: многие блага сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан. Похо­же современник стал в тупик перед многогранностью человечес­кого характера.

    Разнообразие оценок дел и личности Ивана IV нашло про­должение в науке. У историка XIX века Карамзина оно одноз­начно: "герой" в первый период своего царствования, но прев­ращается в тирана во втором. Во второй половине XIX века ис­торическая наука стала вскрывать закономерности хода исто­рии. Историк С.М.Соловьев представлял историческое развитие России того времени как смену "родовых" начал на "государс­твенные"[5, с. 137].

    В этом смысле деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе государственных начал. Соловьев резко говорил о казнях неповинных людей, писал, что "не произнесет историк слово оправдания такому человеку".

    Последующие историки, Кроме В.О.Ключевского порой как бы бравировали свободой от моральных оценок прошлого, гово­рили, что надо не судить, а понять людей минувших. С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится почти единодушной. На страницах ученых трудов, романов, на киноэк­ранах и в театрах Ивана стали изображать, как великого пат­риота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявше­гося с изменниками боярами. Причины такого отношения лежали за пределами науки. Террор казался привлекательным для оп­равдания событий в стране в этот период.

    Опричнина… Жестокость… Гнев… Кровавый тиран... Все эти слова у многих людей ассоциируются со страшным правлением Иоанна IV Васильевича. Но прежде чем судить данного правителя и для того чтобы понять деятельность Ивана IV необходимо понимать какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком взошел на престол.

    Жизнь и деяния Ивана IV Васильевича уже на протяжении не одного десятка лет, вызывают не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей русской истории. Правление Ивана Грозного всегда рассматривалось с нескольких точек зрения и едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков. В советское время деяния Ивана Грозного оценивались с позиций приоритета сильной, централизованной власти, но для многих историков он попадал в историческую рубрику под титул «тиранов», присоединяясь к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI и др. [1, с. 95]. Так, одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем, образцом государственной мудрости, в глазах других он был кровавым тираном и почти сумасшедшим.

    Сегодня люди знают Ивана IV как «Грозного». Некоторые даже всерьез думают, что царя так и звали – Иван Грозный. Учёные считают, что прозвище Ивана IV появилось в народе уже после его смерти.

    Учёные, которые считают, что Иван IV все-таки убил сына, склонны к следующей версии возникновения прозвища. По их мнению, приближенные царя после случившегося между собой называли его Грозным, а потом «имя» распространилось в народные массы. Хотя, об убийстве свидетельствует только картина, написанная в XIX веке И.Е. Репиным на основании слухов.

    Отзывы иностранцев и российских подданных царя о нём в корне противоположны. Первые отмечали постоянные приступы гнева и агрессии, рассказывая об Иване европейцам. Вторые говорили о желании царя быть осведомлённым о народных бедах, о его благой приверженности к вере и стремлении к справедливости. Сегодня никто не знает, правда это, или вымысел. [5, с. 97]

    У предшественника Грозного Ивана III есть два прозвища: «Великий» и «Грозный», ни одно из них не говорит, согласно известным фактам, о его жестокости. Вполне возможно, что аналогичное происходило с Иваном IV, дабы отметить его могущественность (а ведь он присоединил стратегически важные Казань и Астрахань, реформировал армию и укрепил самодержавие). Об Иване Грозном сочиняли народные сказания, в которых он представляется справедливым. Ни в одной сказке не говорится о крутом нраве царя, да и вряд ли это послужило бы мотивацией к народному творчеству.

    Иван IV был не единственным "грозным" царем в русской истории. "Грозным" же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища "правосуд" и "великий". В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище "великий", а "грозным" стал его внук [4, с. 48].

    Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово "грозный", когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

    Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

    Скрынников пишет:

    "В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты" [5, с. 78].

    Также он пишет о том, что "в представлении людей того времени "гроза" символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей"[5, с. 75]

    Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились "заложенными покойниками". Практиковались: утопление (отправка преступников в их "родную" стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались "чистыми" животными, поэтому они карали человека за его грехи) [4, с. 117]

    Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

    Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями.

    Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах [1, с. 201]

    Как же так получилось, что "грозный" приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием.

    Вероятнее всего, "ноги растут" из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале "золотого" XIX века.

    Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно - европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу. Так как Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда "вертелись" сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и "прибрать к рукам" Московию. Иван Грозный этого не позволил,  отношение к нему было не самое благожелательное[2, с. 136].

    Кстати,  и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся "научать" Елену, ударил её по лицу и избил посохом. Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен [2, с. 156].

    Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти - он нивелирует все просчеты, говорит о том, что "вспомните и не ропщите, было и похуже" [1, с. 123]. Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.

    Несмотря на все теории возникновения такого прозвища, прозвище Грозный было дано Ивану Васильевичу после нескольких битв, в которых он победил монгольских завоевателей. Возможно также, что Грозный — это мирское имя, выполняющее так называемую «охранительную» функцию и использовавшееся в качестве оберега.

    Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные имена присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались имена со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей. В данном случае, надеясь иметь доброго и отзывчивого мальчика, родители назвали его Грозным.

    Согласно еще одной версии, Грозным могли назвать ребенка, родившегося в грозу. В старину говорили: «С твоих гроз я велик взрос», «Хороши и честь и гроза», «Ты, гроза, грозись: а мы друг за друга держись!», «Любить жену - держать грозу», «Жена без грозы - хуже козы», «Временем грозой, а временем и лозой», «Не боюсь богатых гроз, боюсь убогих слез» [1, с. 53]. Уже в XV–XVI веках начинают передаваться из поколения в поколение первые фамилии, которые подчёркивали принадлежность человека к конкретной семье. В результате прозвище человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами. Иногда же прозвище главы семейства переходило к потомку в неизменной форме.

    Заключение

    В данной работе было рассмотрено значение прозвища «Грозный» в средневековой Руси. Для решения данного вопроса были решены следующие задачи:

    –изучено значение данного прозвища, согласно литературным источникам;

    – определены и рассмотрены правители, которые носили прозвище «Грозный»;

    – исследованы обстоятельства, вследствие которых правители получали данное прозвище.

    Изучив некоторые литературные источники, можно прийти к выводу, что «грозным» не обязательно называли сурового или жестокого человека, несущего опасность. В средневековые времена у данного прозвища могло быть множество других объяснений. Например, его могли дать ребенку еще в младенческом возрасте, чтобы таким образом защитить его от злых духов. Так же такое прозвище могли дать ребенку, который родился во время грозы. Если же рассматривать правителей, то они могли получить такое прозвище не за деспотичный характер своего правления, а за какие-либо военные свершения, то есть «грозными» они были не для своего народа, а для врага.

    Итак, в заключение данного доклада хотелось бы отметить, что по сей день остаётся неизвестным возникновение прозвища царя Ивана Грозного, ведь многие из его злодеяний не имеют никаких доказательств, кроме домыслов и слухов.

    Список литературы

    1. Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней: учебник - М.:, Высшая школа, 2005. с. 253.

    2. Карамзин Н.М. Предания  веков. – М: Правда, 1988- 1153 с.

    3. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 в. – М.: Просвещение, 2005. – с.262

    4. Скрынников, Р. Иван Грозный и его время: учебное пособие / Р. Скрынников. – М.: Наука, 1995. - 245 с.

    5. C.Соловьев , "Сочинения" Наука 1991. с. 164.


    написать администратору сайта