Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЛИТЕРАТУРАТЕМА:ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С ПУШКИНА. ПУШКИН И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ

  • Таким образом, проблема настоящего исследования состоит из противоречий

  • В задачи исследования входит

  • Опыт изучения драматического наследия А.С.Пушкина

  • А.С. Пушкин - великий поэт и писатель России

  • Универсальность А.С. Пушкина

  • Какое творческое наследие оставил после себя А.С. Пушкин

  • Точка отсчета в творчестве А.С. Пушкина - «вся истина»

  • Реферат. Литература.Значение творческого наследия А.С Пушкина. Значение творческого наследия а. С пушкина. Пушкин и наша современность


    Скачать 41.78 Kb.
    НазваниеЗначение творческого наследия а. С пушкина. Пушкин и наша современность
    Дата06.04.2023
    Размер41.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат. Литература.Значение творческого наследия А.С Пушкина. П.docx
    ТипРеферат
    #1043207


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. В.М. ПЕСКОВА»

    Кантемировский филиал
    РЕФЕРАТ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЛИТЕРАТУРА

    ТЕМА:

    ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С ПУШКИНА. ПУШКИН И НАША СОВРЕМЕННОСТЬ

    Выполнил студент 2 курса

    группы ТМ-211к

    Тракторист-Машинист

    Московка Владимир Иванович
    Руководитель:

    Ботнару Светлана Викторовна

    Введение:

    Известно, что пушкинские исследования - одна из наиболее изученных областей русской литературы, однако она далеко не исчерпана и требует от исследователей еще более пристального внимания. Тема данной исследовательской работы посвящена столь интересной и в то же время загадочной стороне творчества великого гения А.С. Пушкин как драма.

    А.С. Пушкин как драматург открывается перед читателями с совершенно другой стороны. Более того, драматургические произведения писателя являются совершенно новым направлением в развитии русской драмы. Современники не понимали и не критиковали их, они были на планке выше своего времени, сегодня они удостоены мирового значения.

    В чем гениальность пушкинской драмы? Поколения искали ответ на этот вопрос. Драматургия А.С. Пушкин сегодня все еще находится под завесой секретности.

    Как показывает историографический обзор литературы, загадочность драматических произведений А.С. Пушкин рождается среди нерешенных вопросов до нашего времени.

    Исследователь Н.В. Захаров выделяет вопрос о сценическом характере драмы А.С. Пушкина.

    Исследователь задает вопрос, почему на протяжении всей истории развития театра не было возможности полностью выразить и полностью реализовать всю концепцию драмы А.С. Пушкина на сцене. С.Б. Рассадин также пытался изучить природу сцены, а точнее «не сцену» пьес А.С.Пушкин: «Пушкин - единственный великий драматург России, который еще не дошел до сцены», - написал он.

    Как отмечает С.П. Бонди, «Пушкин создал драматические произведения особого рода, которые несколько отличаются от обычных театральных пьес и требуют от актеров какого-то необычного подхода к ним. Это, по-видимому, объясняет тот факт, что пьесы Пушкина до сих пор не освоены русским театром».

    На основании сравнительного анализа точек зрения исследователей было отмечено сходство авторов в том, что изучение поэтики драматических произведений Пушкина требует особого внимания. Именно особенности поэтики драм великого гения являются препятствием для их театрального воплощения.

    Еще один нерешенный вопрос - значение драмы в творчестве Пушкина. Под этим М.П. Алексеев понимает «формирование принципиально нового типа драмы и, более того, типа художественного мышления». Эта линия мысли подчеркивается во многих современных литературных произведениях.

    Е.Г. Александрова отмечает, что «изучение драматического наследия Пушкина требует от исследователя детального, тщательного анализа текстов, понимания их контекстуальных связей, корреляционной связи с Писанием, изучения идейно-композиционной структуры и знаков препинания - символов».

    Таким образом, проблема настоящего исследования состоит из противоречий:

    • между драмой как классическим жанром русской литературы и пушкинской драмой, как «другим», новым, отдельным жанром;

    • между тем, что сцена является воплощением любых драматических произведений, и тем, что пушкинские драмы до сих пор вызывают затруднения в их театральной постановке.

    Задача исследования определила формулировку дальнейшей цели и задач исследования, а также его объекта и предмета.

    Целью исследования является описание основных проблем, связанных с изучением драматической системы А.С. Пушкин.

    В задачи исследования входит:

    - определить круг источников и литературы по проблеме исследования;

    - выполнить историографический обзор исследуемой проблемы;

    - проанализировать проблему исследования на основе драматических произведений А.С.Пушкина;

    - раскрыть особенности творчества А. С. Пушкина;

    - определить основные факторы, повлиявшие на формирование творческого наследия;

    - привести соответствующие выводы исследования.

    Объектом исследования являются драматические произведения А.С. Пушкин.

    Предмет исследования - пути осмысления проблем драматургии А.С. Пушкина.

    Исследование основано на рабочей гипотезе, которая предполагает, что драматические произведения А.С. Пушкина являются важным аспектом его творческого универсализма, основным стержнем которого является единство драматизации гармонии мира, с одной стороны, и превращение самой драматизации в некую систему, с другой. Это обстоятельство определяет одну из причин конфликта между драмой Пушкина и ее сценическим присутствием.

    В работе использованы методы исследования, такие как анализ теоретических источников, сравнение и сопоставление различных точек зрения на проблему исследования.

    Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе современных исследований предпринята попытка разложить проблемы понимания драмы Пушкина на ряд важных компонентов и охарактеризовать их роль. Ответы на все эти вопросы представляются ключами к выявлению значения драматургии А.С.Пушкина в развитии русской литературы и мирового искусства в целом.

    Опыт изучения драматического наследия А.С.Пушкина

    Для оценки значимости драматических произведений А.С. Пушкину, прежде всего, представляется необходимым описать круг источников и литературы по этой теме.

    Большое количество работ, которые начали создавать современники автора, посвящены драматургии А.С. Пушкина. Среди них особое место занимают работы В.Г. Белинского. Классические произведения, посвященные творчеству А.С. Пушкина включают в себя произведения Ю.М. Лотман и П.В. Анненков. В них драматические произведения А.С. Пушкину назначено определенное, но далеко не самое видное место. Такие авторы, как Н.Н. Арденс, С.М. Бонди, С.Б. Рассадин, М.Б. Загорский и Б.П. Городецкий, более осознанно затронули тему драмы Пушкина. Исследователи А.А. Аникст, Н. Козьмин посвящают свои работы пушкинской теории драмы. Стоит также отметить таких авторов, как В.М. Жирмунский, Ф.Д. Батюшков, Б.В. Томашевский, М.П. Алексеев, Н.П. Верховский, И.М. Нусинов, которые рассматривают особенности драматических произведений А.С. Пушкина по отношению к миру художественной литературы. Известна значимая работа А.А. Ахматовой, которая посвятила ее «Каменному гостю» А.С. Пушкина. Существует ряд глубоких и обстоятельных зарубежных исследований драматургии А.С. Пушкина у таких авторов, как А.Д. Бриггс, М. Гринлиф, Б. Шоу.

    За последние пять лет были проведены значительные исследования пушкинской драматургии такими авторами, как Е.Г.Александрова, Н.В. Захаров, В.А. Луков, В.С. Макаров, Б.Н. Гайдин.

    В работе проанализированы драматические произведения А.С. Пушкина, в ходе которого выяснилось, что они представляют собой довольно обширный материал. Здесь можно выделить собственные драматические произведения писателя, такие как «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». У него есть незаконченные пьесы «Сцены из рыцарских времен» и «Русалка», а также серия идей и эскизов пьес, которые не были опубликованы автором. Особое внимание следует также уделить его драматическим эпизодам в романах, сказках, рассказах и стихах.

    В работах таких исследователей, как Н.В. Захаров, Б.В. Томашевский, Н.П. Верховский, С.Б. Рассадин, указывается, что отдельные партии у Евгения Онегина, а также некоторые стихи А.С. Пушкина.

    А.С. Пушкин - великий поэт и писатель России


    Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, искал свежих впечатлений.

    Пушкин не превратился в писателя повседневной жизни, фольклориста - благодаря очень тактично подобранным, житейским, земным деталям поэту удалось выразить душу народа. Точнее говоря, душа многих народов - в конце концов, всеобъемлющий гений Пушкина был действительно универсальным. В Испании он был испанцем, с греком он был греком, на Кавказе он был свободным альпинистом в полном смысле этого слова, с устаревшим человеком он дышит древностью прошлого, заглянет в хижину к крестьянину - он русский весь с ног до головы.

    У него было много интересов, но история России была в центре его интересов.

    Пушкин - это часть истории России, возможно, ее сердце.

    Несомненно, Пушкин, как русский человек, пел славу величия своего государства, его славы и могущества.

    Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая.

    Прежде всего, будущее России для Пушкина это:

    Русь свободная, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения.

    Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

    И рабство, падшее по манию царя,

    И под отечеством свободы просвещенной

    Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

    Русь просвещенная. Пушкин вложил в эту концепцию многогранный контент. Образование людей, совершенствование системы образования, свобода прессы и проявление общественного мнения. Торжество разума и справедливости во всех формах общественного и государственного устройства. Разумом будет управлять народная мудрость, а не благородство, а бюрократическое высокомерие и глупость.

    Аристократия умов и талантов наконец займет свое место в обществе. Просвещение затронет все народы и народности многонациональной страны и выведет их из дикого государства, в котором они жили.

    Русь гуманная, где осуществляются задушевные мечты Пушкина о самодовлеющем значении человеческой личности, о ее достоинстве, самоценности, неприкосновенности, независимости, где никто «для власти, для ливреи» не будет «гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», где «самостоянье человека - залог величия его».

    Русь могучая, победоносная.

    Сильна ли Русь? Война и мир,

    И бунт, и внешних бурь напор

    Ее, беснуясь, потрясали -

    Смотрите ж: все стоит она!

    Победа! Сердцу служит час!

    Россия! Встань и возвышайся!

    Русь великая. Не отставая от других сил, не действуя по их указанию, но показывая им своим примером путь социального и духовного прогресса.

    Русь в условиях «вечной свободы» и «вечного мира».

    Еще в 1821 году, находясь в Кишиневе, Пушкин горячо исповедовал идею вечного мира. Рабство, королевская власть, войны неразумны, с ними покончено.

    Россия в братской семье народов.

    Пушкин, как и Адам Мицкевич, с которым он разделял «чистые мечты» в конце 1920-х годов, думал:

    ...О временах грядущих,

    Когда народы, распри позабыв,

    В великую семью соединятся.

    Пушкин в своих работах впервые показал миру, что такое русский человек, каковы особенности национального склада его характера, его взгляда на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, жаждет. Какова его жизнь и обычаи. Какие социальные проблемы волнуют его.

    Мы все чувствовали себя русскими с приходом Пушкина. С ним мы почувствовали, что значит быть русским, с ним мы научились чувствовать гордость за русский народ, за его славную историю. Он был полон веры в великое будущее России.

    Без него последующие российские таланты не развивались бы столь смело, не чувствовали бы в себе смелого и властного призыва - не следовать за Западом в художественных занятиях, а показать ему новые пути и возможности.

    Пушкин предвидел появление такого массового русского человека, нашего современника, который сознательно стремится освоить все богатство, развитое человечеством до него, критически обработать его, сделать это богатство своим, и превратить его в творческие способности создавать и размножать новые достижения и ценности.

    Пушкин показал пример этой гармонично развитой, универсально образованной личности, органично сочетающей художественное и образное и понятное мышление, эстетическое и научно-теоретическое овладение реальностью, осмысливая ее как по законам красоты, так и по законам логики, личности, овладения духовным богатством всего человечества и умножение в нем богатства собственного творчества, формирование которого стало самоцелью для развития нашего социалистического общества.

    Пушкин был в России одним из первых, самых суровых и бескомпромиссных критиков буржуазной системы. Он надеялся, что эта судьба пройдет над Матерью-Россией.

    По происхождению, воспитанию, положению в обществе Пушкин был аристократом, и эта аристократия оставила заметный отпечаток на всех общественно-политических взглядах. Он открыто гордился своим дворянством, наследственным дворянством, своими предками, которые не ладили с королями.

    Наследственное дворянство казалось Пушкину олицетворением ума, дома, чести в российском обществе. Они являются носителями интеллекта и просвещения. Они - единственная сила в России, выступающая против царского абсолютизма, самодержавия, который окружает себя беспринципными выскочками - чиновниками, сановниками, которые быстро обрели личное дворянство и оттеснили более независимого и достойного, как казалось Пушкину, потомственного дворянства.

    Пушкин обладал необычайными умственными способностями. Уже во времена своей славы он выучил, живя в деревне, латинский язык, которого он почти не знал, оставив лицей. Затем в Петербурге через несколько месяцев он изучал английский, чтобы мог читать поэтов. Он прекрасно знал французский. В зрелые годы он также изучал иврит и испанский, знал церковно-славянский и читал по-польски.

    Универсальность А.С. Пушкина


    Универсальность гения Пушкина проявилась не только в литературе, где он охватил все жанры и освоил все приемы европейской поэзии и прозы, но и в науках - в истории, философии, эстетике, лингвистике, этнографии, политической экономии, в Дело в том, что он интересовался также достижениями в области механики, геометрии.

    Его работа является продолжением культурной древней традиции, в которой искусство, философия и наука оказываются в их единстве.

    Если Пушкин не различал «взрывной» характер диалектики немецкой классической философии, то он удивительно правильно понял ее значение для развития естествознания, которое перешло в ползучий эмпиризм.

    Наряду с работами историков и философов в Пушкинской библиотеке находятся работы экономистов.

    Пушкин лучше понимал некоторые из самых сложных экономических вопросов не только по сравнению со своими современниками.

    Глубокое знание истории, философии, политической экономии позволило Пушкину легко понять события международной политической жизни. Чтобы увидеть их значение, их направление, их возможный ход развития.

    В суждениях Пушкина о политических событиях и политических деятелях его времени можно увидеть человека с большим государственным руководством и, как ни странно, трезвого и практичного политика. Перспектива влияния на государственные дела сама была в свое время привлекательна для него.

    Пушкина интересовали самые неожиданные области знаний.

    Интерес Пушкина к техническим и научным проблемам рос с годами.

    Жизнь и поэзия Пушкина стали одним целым.

    Поэт заставляет человека заботиться о счастье окружающих его людей, независимо от того, насколько это трудно для него самого.

    Лирика любви и дружбы занимают огромное место в творчестве Пушкина. Для Пушкина характерны живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и пленить сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, стремление к жизни, радость жизни и тревоги. Пушкин - певец дружбы, благородного чувства, истоки которого заложены в самой природе этого человека. У него было много друзей. Пушкин считал, что дружба - это идеологическое объединение людей. Благодаря Пушкину мы понимаем, что когда с человеком приходят неприятности и испытания, дружба особенно необходима, дорогая.

    Пушкин занимался темой любви всю жизнь. Он восхищается духовной и физической красотой человека. Любовная лирика поэта не позволяет сердцу оставаться холодным.

    Поэзия Пушкина о природе русской земли прививает любовь к Родине.

    Пушкинская работа всегда близка людям, потому что затрагивает самого интимного в человеке.

    Размышляя о сложных политических вопросах, поэт никогда не забывает о прелести русской натуры. Поля, леса, реки, горы - как прекрасна Матушка-Русь! Россия была частью жизни Пушкина. Он родился, вырос здесь и оставался преданным ей всю свою жизнь. Его цель - возвысить Россию, прославить людей, которым он служит. Поэт был рожден, чтобы вдохновлять людей на чистые и добрые дела, вселять уверенность в их души и пробуждать красоту.

    Какое творческое наследие оставил после себя А.С. Пушкин

    Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя огромные богатства личного творчества. Множество писателей воспитывались лоном именно его поэзии, много читателей признали Пушкина, как лучшего из лучших. Однако особенный разговор - это его лирика, такая страстная, тоскливая и в какой-то мере грустная, но сладкая, интересная. Не счесть признаний в любви, которые протекали именно стихами Александра Сергеевича.

    Полнота чувств ставит любое произведение Пушкина на вершину, которая до этого еще никем не досягалась. Вероятно, это банально, но я считаю, что лирика этого замечательного поэта будет жить всегда, ровно как и любовь. Каждая строка, слово носят в себе душу Пушкина. Возможно, именно поэтому каждое знаменитое пушкинское "послание" такое искреннее и нежное. Как раз такой характер носит его величайшее и очень красивое стихотворение "Мадонна", которое Александр Сергеевич написал в 1830-м году прямо накануне того, как связать узы брака с Натальей Гончаровой. Тридцатого апреля поэт послал своей возлюбленное письмо, в котором он поведал ей о картине художника из Италии Пьетро Перуджино и сравнил ее с белокурой мадонной.

     Влияние творческого наследия А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы.

    Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие, первыми после гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о грандиозном, стихийном и безусловном явлении. «Солнце нашей поэзии» - навсегда запомнила Россия слова Владимира Одоевского. А позднее Белинский сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей. Пушкин – первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы. Его творчество было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников.

    Творчество Пушкина отличается единством. Оно много жанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки.

    Жанры развивались в тесном взаимодействии. При постоянной перекличке жанров, их взаимном вторжении отменялся иерархический, ценностный подход к ним. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового литературного языка.

    Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино».

    Пушкин установил национальный литературный язык, чтобы создавать на нём шедевры искусства слова, во всех отношениях (и интеллектуальном, и эстетическом) не уступающие западным образцам. Но чтобы осуществить это высокое предназначение, одного, даже такого, как у Пушкина, гения было недостаточно. Нужно было освоить великие художественные достижения наиболее развитых западных литератур, выросших на почве того культурно-исторического развития, которого у русского поэта в его родной стране не было. А.И. Куприн тонко подметил удивительную способность Пушкина впитывать в себя накопленный веками опыт: Пушкин «одним из первых открыл нам богатства чужой поэзии. Он никогда не являлся ни переводчиком, ни подражателем: слишком самобытен, кипуч, страстен и стремителен был для этого его чудный гений. Но Пушкин, так удивительно умевший отождествлять себя с самыми несходными, с самыми крайними образами, Пушкин – Протей весь целиком проникался поэзией великих мастеров, впитывал в себя её аромат и сохранял это в новом творении, так же прекрасном, как и то, что послужило первообразом…».

    Уже в южной ссылке – на пороге творческой зрелости – Пушкин осознаёт в качестве своей жизненно важной и неотложной задачи необходимость стать самому и поставить тем самым русскую литературу на уровень наиболее передовых явлений своей современности – «в просвещении стать с веком наравне». Именно так, языком поэтической формулы, определяя основную тенденцию всего хода прогрессивного развития России со времени Петра I, говорит он об этом в послании к Чаадаеву 1821 года.

    Пушкин выполнил свой высокий жребий: всего за пятнадцать с небольшим (считая от послания к Чаадаеву) лет своего творческого пути, шагая через века по вершинам мирового искусства слова (Вольтер, Байрон, Гёте, Данте), он эстетически освоил то, что в истории развития западных стран заняло, если начать отсчёт от Данте, свыше пяти столетий.

    Продолжая говорить об эстетическом освоении Пушкиным культурного наследия зарубежных стран, необходимо отметить универсальность художественного мышления поэта, его способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох и его широкую осведомлённость в мировой литературе.

    Органически связанный с традициями отечественной культуры, он одновременно был прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом его постоянного внимания на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры.

    Точка отсчета в творчестве А.С. Пушкина - «вся истина»

    Точкой отсчета в творчестве Пушкина является «вся истина».

    «Вся истина» - это не только эмпирическая, не только историческая правдивость. Это есть основа ценностной поэзии Пушкина.

    «Вся истина» - солнце пушкинского мира, потому что он, будучи полным сумрака и зла, светел и солнечен. Мир Пушкина светел потому, что это не хаос, а космос.

    Чувство национальной гордости было мощным источником творческого вдохновения Пушкина. Поэт гордился историей своей Родины, великой ролью русского народа в истории человечества.

    Например, в Москве во время коронационных торжеств у Пушкина состоялся принципиальный разговор с царем. Не отказываясь от дружбы с участниками декабрьского восстания, Пушкин в то же время сделал решительный шаг навстречу власти. И власть в лице Николая I сделала шаг навстречу первому поэту России. Царь вернул Пушкину личную свободу, позволив ему жить везде, кроме Петербурга.

    После поражения декабристов Пушкин, чувствуя себя посредником между правительством и образованным классом, призвал Николая I учиться у Петра Великого не столько политической жестокости. Как много милости. Так, 12 декабря 1826 года, в день рождения покойного Александра I, Пушкин пишет «Стансы», адресованные новому русскому императору:

    В надежде славы и добра

    Гляжу вперед я без боязни:

    Начало славных дней Петра

    Мрачили мятежи и казни.

    Но правдой он привлек сердца,

    Но нравы укротил наукой,

    И был от буйного стрельца

    Пред ним отличен Долгорукий.

    Самодержавною рукой

    Он смело сеял просвещенье,

    Не презирал страны родной:

    Он знал ее предназначенье...

    Семейным сходством будь же горд:

    Во всем будь пращуру подобен:

    Как он, неутомим и тверд,

    И памятью, как он, незлобен.

    И в то же время в другом стихотворении поэт обратился к своим изгнанным друзьям со словами сочувствия:

    Во глубине сибирских руд

    Храните гордое терпенье,

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье... (1827).

    Многие упрекали Пушкина за неискренность в том, что он предал свободолюбивых идеалов своей юности, стали публично льстить царю, при этом тайно «оправдывая» своих жертв. Ответом на эти обвинения стала поэзия «Друзей» 1828 года, в которой Пушкин поэтически обосновывал свое новое общественно-жизненное положение:

    Нет, я не льстец, когда царю

    Хвалу свободную слагаю:

    Я смело чувства выражаю,

    Языком сердца говорю.

    О, нет, хоть юность в нем кипит,

    Но не жесток в нем дух державный:

    Тому, кого карает явно,

    Он втайне милости творит…

    Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:

    Он горе на царя накличет,

    Он из его державных прав

    Одну лишь милость ограничит.

    …беда стране, где раб и льстец

    Одни приближены к престолу,

    А небом избранный певец

    Молчит, потупя очи долу.

    Милость недаром названа державным правом. Пушкин словно опровергает собственные юношеское стихотворение «Вольность», где прославлялся закон, который стоит выше государей. Теперь он убежден в ином.

    Закон ограничивает лишь суровость царя, который не может наказать врага жестче, чем предписывают законодательные установления. Однако не только может, но и обязан отступать от требований закона, если они слишком строги: правитель имеет державное право быть милосердным, а долг приближенных (в том числе «небом избранного певца») поддерживать его в этом.
    Заключение

    Я думаю, что творческое наследие А.С. Пушкина весьма значительно. Его талант не знал границ. Автору были подвластны любые жанры и формы, стили и направления в литературе и словесном искусстве. Пушкин пробовал себя во всем. И во всем достигал успеха. Его произведения пользовались бешеной популярностью у современников, стихи и поэмы читали взахлеб на собраниях литературных обществ и на светских мероприятиях. Не было человека, который бы не слышал стихов Пушкина или ничего не знал о судьбе самого поэта. В данной работе я изучил значение творческого наследия А.С. Пушкина, а также рассмотрел широкий спектр эстетических реакций на личность и творчество русского поэта.

    В моем отношении к Пушкину, самое важное и решающее — это твердое, непреложное убеждение в том, что влияние Пушкина может быть только освободительным. Порукой этому — сама духовная свобода Пушкина. В его поэзии, в его личности, в природе его я вижу полное торжество той свободной и освобождающей стихии, выражением которой, как она понимает, служит истинное искусство

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



    1. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах./ Под общ. ред. В.В. Григоренко и др. -М. : Худож. Лит. , 2017 г. с.200

    2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина: главы из биографии с 9 портретами. . –Харьков: Дельта, 2016 г. с.170

    3. Карпушин С.В. и др. Язык русской классики: А.С. Пушкин. В 2-х частях. - Минск: Высшая школа, 2019 г. с.210

    4. Колокольцев Е. Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. –М. : Просвещение, 2017 г. с. 100

    5. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. –М. : Просвещение, 2014 г. с. 150

    6. Михайлова Н.И. Василий Львович Пушкин.//Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма./ Сост. Н.И. Михайловой. – М. : Сов. Россия, 2017 г. с. 300

    7. Соколов В.Д. Рядом с Пушкиным: Портреты кистью и пером./ Под ред. В.А. Алексеева. – Харьков: Паритет ЛТД, 2016 г. с. 200

    8. Анненский Л. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. – М. , 2018 г. с. 250

    9. Аронова Л. П. Язык и композиция художественных текстов Марины Цветаевой – М. , 2015 г. с. 340


    написать администратору сайта