Главная страница

церковь. Золотая орда и русская церковь


Скачать 3.14 Mb.
НазваниеЗолотая орда и русская церковь
Дата13.02.2023
Размер3.14 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлацерковь.pptx
ТипДокументы
#935206

«Золотая орда и русская церковь»


В конце XV в. Великое княжество Московское вовлекло в свою орбиту ордынские владения на Руси и подтвердило свой статус великой православной державы

Но до этого два с лишним века эти земли признавали власть ордынских ханов, и тысячи российских мечетей и церквей напоминают сегодня о былых рубежах великой евразийской империи

XII век стал периодом небывалого расцвета для католической Европы и временем глубокого кризиса для Руси


В Православной церкви шла борьба за пост митрополита, Москва подвергалась беспрестанным набегам и разграблениям.

В эти годы княжеских междоусобиц князья сами приводили кочевников на Русь.

Так, Тохтамыш сумел взять Москву в 1382 году только после того, как четверо князей-рюриковичей, бывших в монгольском войске, целовали крест москвичам, что горожан ожидает только уплата дани.

в XIV веке:

  • в руках церкви оказалась треть всех обрабатываемых земель Северо-Восточной Руси
  • Именно монгольская эпоха дала Московской Руси большинство ее наиболее знаменитых монастырей
  • Символично, что Чудов монастырь (уничтоженный советским режимом) был построен на территории двора ордынских послов в Москве как жест доброй воли хана
  • Гонорий III и Григорий IX объявляли Руси блокаду, запретив католическим государствам торговать с русскими городами. В эти годы булгары бесплатно снабжали зерном голодающие русские города Поволжья.
  • Только в городах Киевской и Владимирской Руси, бывших под властью монголов, сохранились православные церкви и монастыри времен Киевской Руси.

Александр Невский

  • всегда выступал на стороне монголов против христиан: отверг предложения Папы Римского, с армией монголов напал на брата Андрея
  • В 1257 году Александр расправился с новгородцами, стремившимися уничтожить ордынских налоговых чиновников-переписчиков, с беспощадной жестокостью. Он "вынимал очи", говоря при этом, что людям, которые не видят очевидного, глаза не нужны

После семилетнего отсутствия главы церкви на престол митрополита взошел Кирилл. Он прославился поддержкой объединительной политики Александра Невского.

Последующие митрополиты жили в Москве, всегда выступали миротворцами и уговаривали князей признать власть утвержденных ханов, даже налагая отлучение на княжество в случае неповиновения удельного князя, как было с Нижним Новгородом в 1365 году.
  • В 1261 году Александр вместе с мусульманином ханом Берке открыл в Сарае, столице Орды, новую православную кафедру, названную Сарской.
  • Сын великого ученого и патриота Владимира Вернадского историк Георгий Вернадский писал: "Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели единственную цель: сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа".
  • Именно за это спасение Русского государства и православной веры Александр Невский и был причислен церковью к лику святых.

Сама Русь на протяжении нескольких столетий после официального принятия христианства представляла собой общество христианско-языческого двоеверия;

"религиозно-мировоззренческий синкретизм утвердился в древнерусском обществе "сверху донизу", охватывая практически все социальные слои...

Среди широких масс народа... число исповедовавших веру предков [т.е. язычество] сокращалось медленно, а временами даже резко возрастало.

Подчиняясь давлению церковных и светских властей, низы (а отчасти и верхи) общества выполняли введенные обряды и предписания большей частью формально. В последнюю очередь происходили перемены в сознании".
  • Батый "не придерживался ни одной из религий и сект"; после него в борьбе за власть столкнулись две политические группировки, одна из которых ориентировалась на единую Монгольскую империю, а вторая мечтала о создании независимого от Каракорума государства (мусульмане во главе с Берке).
  • Несмотря на то, что после Берке к власти пришли несториане и язычники, процесс усиления мусульман был неостановим, и к началу XIV века они смогли поставить на престол свою креатуру -хана Узбека (1312-- 1342 гг.).
  • Придя к власти, он "умертвил большое количество уйгуров --лам и волшебников [т.е. жрецов языческих культов] и провозгласил исповедание ислама".

Принятие ислама как государственной религии Золотой Орды не только не изменило, но и упрочило права Православной церкви;

Приняв ислам, ордынские лидеры закрепили ту толерантность, которая была свойственна их предкам, тем более что Священный Коран особо выделял христиан в качестве "людей Писания", да еще как "наиболее близких по духу" к мусульманам.

В 1313 году хан Узбек дал ярлык митрополиту Петру.

Хан признавал возможность различного понимания Божьего промысла

Окончательное закрепление

особого, надгосударственного статуса церкви, в результате чего произошло становление даже не государственной церкви, а церковного государства, произошло много позже - с приходом к власти Романовых.

Таким образом:

  • Татаро-монгольское иго показало уникальную способность русского народа преодолевать самые тяжкие невзгоды и подниматься "из пепла".
  • Основа жизни нашего народа - веру в самого себя даже в самые трагические моменты истории, каким было татаро-монгольское иго...
  • Русской народ освободился от иноземного ига, а затем создал могучее государство.
  • Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься после падения".

Спасибо за внимание!



написать администратору сайта